ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И САМООТНОШЕИЯ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Понятие и компоненты психологического благополучия и
психологического здоровья подростков 7
1.2. Самоотношение, как важная часть самосознания подростков 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И САМООТНОШЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 38
2.3. Методические рекомендации по сохранению и укреплению
психологического благополучия подростков 54
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Работа посвящена проблеме исследования связи психологического благополучия и самоотношения подростков.
Это в первую очередь обусловлено необходимостью в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия. Психологическое благополучие является тем психологическим феноменом, который олицетворяет естественное стремление человека к внутреннему равновесию, комфорту, ощущению счастья.
Счастье, благополучие, удовлетворение, комфорт - понятия, относящиеся к субъективному переживанию человеком процессов, происходящих в его жизни. Эти явления характеризуют его социально-психологически. В них кроется общественная история человека, который обрел свою личность, который обладает способностью творить свою жизнь, создавать историю своей жизни, свою судьбу и соотноситься с историей жизни других людей - конкретных или обобщенных личностей. Если это ему удается, возникают позитивные эмоции, сознание и переживание благополучия. Не следует полагать, что субъективное благополучие - явление отдаленного будущего или определенного возрастного периода. В той или иной степени и в том или ином аспекте оно может быть представлено на всех этапах жизненного пути и связано с любой деятельностью. В зависимости от возраста, психологическое благополучие может быть связано с различными сферами жизни человека. В подростковом возрасте психологическое благополучие может соприкасаться с важными сферами жизни подростка, такими как общение, учеба, личные интересы и т.д.
Проблема самосознания так же является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека. Самосознание не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе...
Проведенное исследование показало, что, несмотря на интерес психологов к проблеме психологического благополучия, эта проблема, на данный момент, остается недостаточно изученной, как в зарубежной, так и в отечественной науке. Психологическое благополучие понимается как динамичная совокупность психических свойств, обеспечивающих возможность полноценного функционирования человека и его развития в процессе жизнедеятельности, а также гармонию между различными составляющими внутреннего мира человека, поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой.
Как известно подростковый возраст, рассматривается как один из самых значимых этапов становления самоотношения личности. Это происходит непрерывно под влиянием различных интегративных ситуационных и психологических факторов и сопровождается качественными переменами или укреплением раннее сложившихся критериев оценочного и эмоционального и ценностного отношения к себе.
Как уже было указано в работе отечественные исследователи (И.И. Иванова, Л.И. Божович, Н.Д. Левитов и др.) указывают на то, что на фоне самоотношения в подростковом возрасте появляются переживания ряда проблем. В связи с этим можно предположить, что негативный статус самоотношения или противоречия между его структурными компонентами могут послужить факторами возникновения переживаний и проблем подростков, и на фоне влияния негативных факторов создавать условия для психологического неблагополучия несовершеннолетних. На данный момент недостаточно опытных данных о том, как развивается самоотношение, в каком контексте происходит становление его структурных и функциональных компонентов в подростковом возрасте.
Можно сделать заключение о том, что самоотношение это сложное многостороннее внутриличностное образование, в котором находят свое
отражение знания человека о самом себе, его эмоциональная и физическая активность, направленная на открытие своего «Я» как общении, так и в деятельности. Фактор психологической свободы, психологической безопасности, чувственное понимание и свобода от оценок, принятие себя, создаваемое принятием социальным окружением, стимулируют проявление и развитие высших способностей человека, а так же способствуют формированию и сохранению психологического благополучия подростков.
Для того, что бы подтвердить рабочую гипотезу нами был проведен корреляционный анализ по Спирмену. Результат анализа взаимосвязи, между показателями психологического благополучия подростков, субъективного благополучия и параметрами самоотношения подростков выявил 149 значимых и высокозначимых корреляционных взаимосвязей.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу о том, что существует взаимосвязь психологического благополучия и самоотношения подростков: при высоких значениях факторов психологического благополучия подростки имеют высокий уровень самоотношения, при низких значениях факторов психологического благополучия низкий уровень самоотношения.
1. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Известия Академии педагогических наук РСФСР. 1948. №8. С. 4-7.
2. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006. 155 с.
3. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 340 с.
4. Бондаренко М.В. Теоретические подходы к пониманию психологического благополучия личности // Молодежь и наука: Сборник материалов VI Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. / Отв. ред. О.А. Краев. Красноярск: Сибирский федеральный университет. 2011. 488 с.
5. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология. М.: Флинта, 2000. 88 с.
6. Водяха С.А. Особенности психологического благополучия
старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2013. № 6.
С. 118.
7. Воронина А.В. Проблема психологического здоровья и благополучия
человека: обзор концепций и опыт структурно-опытного анализа //
Сибирский психологический журнал. 2005. №21. С. 142-146.
8. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 176 с.
9. Дьячук А.А. Математические методы в психологических и педагогических исследованиях: учебное пособие; Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. 347 с.
10. Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 412 с.
11. Заусенко И.В. Психологическое благополучие школьников и педагогов в период введения Федерального государственного образовательного стандарта // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 197-199.
12. Левшунова Ж.А. Взаимосвязь эмоциональной устойчивости и психологического благополучия у старшеклассников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 34-2. С. 78-82.
13. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 1981. №3. С. 25-38.
14. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 430 с.
15. Кон И.С. Социологическая психология. М.: МПСИ, 1999. 280 с...38