Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Первичная форма профилактики вредных привычек у обучающихся в школе

Работа №169220

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы102
Год сдачи2020
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы профилактики вредных привычек у подростков 8
1.1. Анализ основных терминов, сущность понятия аддиктивного
поведения, его виды, формы и причины формирования 8
1.2. Особенности профилактики вредных привычек в подростковом
возрасте 20
1.3. Современные разновидности вредных привычек у подростков 31
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по профилактике табакокурения у подростков в процессе внеучебной деятельности условиях общеобразовательной школы 37
2.1. Организационно-методические основы эксперимента. Описание
констатирующего эксперимента 37
2.2. Содержание и реализация социально-педагогической программы
профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы (на примере табакокурения) 51
2.3. Анализ и обобщение полученных результатов 60
Выводы по второй главе 74
Заключение 76
Список использованной литературы 79
Приложение

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема формирования здорового образа жизни среди подростков. Из года в год все больше людей и подростков приобщаются к вредным привычкам, таким как алкоголизм, табакокурение, наркомания и т.д.
Наиболее распространенной формой вредных привычек среди подростков является табакокурение. Проблема профилактики табакокурения - одна из важнейших социально-педагогических проблем современного общества. С каждым годом увеличивается число людей с никотиновой зависимостью и в том числе подростков. Многие хотят избавиться от этой зависимости, но самостоятельно этого сделать не могут.
Очень опасной стала ситуация среди подростков. Современные подростки по сравнению с другими поколениями стали более активными, и в то же время более уязвимыми - различные компьютерные игры, суета городских улиц, загрязненность окружающей среды, большая учебная нагрузка - все это с раннего детства расшатывает психику подростков, поэтому многие курят, чтобы расслабиться, для снятия стресса.
В связи с вышеизложенным, данная работа нацелена на исследование проблемы профилактики вредных привычек у молодого поколения на примере табакокурения. Так как в современной России насчитывается более 3 миллионов курящих подростков, и, как следствие, они составляют масштабную медико-социальную угрозу Российской нации.
В рамках данной исследовательской работы апробирована программа первичной профилактики вредных привычек на примере табакокурения у подростков в условиях общеобразовательной школы.
Первичная профилактика вредных привычек, в частности, табакокурения, имеет важное значение для формирования личности подростка, так как это самый действенный метод снижения вероятности табакокурения среди подростков.
Курение табачной продукции является самой распространенной вредной привычкой. К сожалению, эта привычка настолько вошла в обыденную жизнь, что люди воспринимают ее как вполне обычное действие, не привлекающее особого внимания. Они не осознают, что наносят вред не только себе, но и окружающим людям.
Актуальность проблемы исследования. Россия в настоящее время занимает первое место в списке стран по количеству курильщиков. По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), склонность к здоровому образу жизни у жителей Российской Федерации очень низкая. В России примерно 40-50 миллионов человек имеют зависимость от никотина. Скорость увеличения числа людей, употребляющих табачные изделия, в нашей стране самая высокая в мире. За последние четыре года количество сигарет, выкуриваемых в стране, растет на 4-5% в год, а число курильщиков ежегодно возрастает на 1-2%. Также происходит повышение распространенности табакокурения среди женщин, детей, подростков и молодежи. По оценкам экспертов, в настоящее время, Россия занимает 4 место в мире по распространенности табакокурения среди подростков. Из 70,4% подростков 11-15 лет, приобщенных к табакокурению, составляют 29,8% девочки и 40,6% мальчики. Всемирная организация здравоохранения, по данным многих исследований, констатирует, что возраст курильщиков с каждым годом становится моложе[3].
Теоретическую базу исследования составили:
• концептуальные положения отечественной и зарубежной психологии о понимании содержания причин, механизмов формирования, критериев и стадий зависимого поведения (Я. И. Гилинский, А. В. Гоголева, А. Ю. Егоров, Ц. П. Короленко, В. Д. Менделевич, Н. Н. Мехтиханова, Г. В. Старшенбаум, В. В. Шабалина);
• труды по организации профилактики зависимого поведения в современном обществе (М. В. Жукова, Н. А. Залыгина, К. С. Лисецкий, Л. Г. Леонова, А. В. Котляров, А. В. Гоголева).
Учитывая выше перечисленное, мы формулируем противоречие: с одной стороны, существует необходимость проведения профилактической работы по борьбе с курением в подростковом возрасте, но, с другой стороны, отмечается недостаточное методическое обеспечение данного процесса на этапе первичной профилактики, учитывающее особенности современных подростков.
Из противоречия вытекает проблема, каким должно быть содержание в образовательном учреждении программы внеурочной деятельности, направленной на первичную профилактику табакокурения в подростковом возрасте.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы, направленной на первичную профилактику табакокурения среди подростков.
Объект исследования: профилактика табакокурения в подростковом возрасте.
Предмет исследования: педагогические условия эффективной организации первичной профилактики табакокурения среди подростков в процессе внеучебной деятельности.
Гипотеза исследования: первичная профилактика табакокурения среди подростков будет более эффективной при организации целенаправленной работы в рамках внеурочной деятельности в форме социально¬педагогической программы:
- разработанной на основе современных научных исследований;
- учитывающей возрастные особенности современных подростков;
- предусматривающей диагностику характера отношений и степени погруженности подростков в проблему;
- включающей современные активные и интерактивные методы профилактики.
Цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи:
1. Изучить литературу по исследуемой проблеме (профилактика табакокурения среди подростков), виды, формы и причины аддиктивного поведения.
2. Определить особенности профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте.
3. Разработать и апробировать комплексную социально¬педагогическую программу по первичной профилактике табакокурения у подростков в условиях внеучебной деятельности общеобразовательной школы.
4. Провести анализ эффективности реализации социально-педагогической программы по первичной профилактике табакокурения у подростков в условиях общеобразовательной школы.
Поставленные задачи определили ход исследования, включающий три этапа.
Первый этап (с 2016 - по 2017г.) связан с выбором темы исследования, определением методологической основы и теоретической базы, ее обоснованием; формулированием цели, задач, основных рабочих понятий исследования.
Второй этап (с 2017 - по 2018г.). На основе теоретической базы был уточнен научно-логический аппарат исследования, были определены критерии и уровни профилактической работы с подростками. Организованна опытно-экспериментальная работа с целью первичной профилактики табакокурения у подростков в условиях общеобразовательной школы.
Третий этап (с 2019- по 2020г.). Проведен формирующий эксперимент по реализации социально-педагогической программы профилактики табакокурения у подростков в условиях общеобразовательной школы. Осуществлены анализ и обработка результатов исследования, оформлена дипломная работа.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ психолого¬педагогической, педагогической научно-методической литературы);
- эмпирические (опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент); - методы обработки и интерпретация данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 90» г. Железногорска.
Исследование было проведено в 8 «г» классе. Количество обучающихся 26 человек, из них 15 девочек, 11 мальчиков.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы возможности внеурочной деятельности для первичной профилактики табакокурения среди подростков.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе изученной литературы и проведенной диагностики разработана социально-педагогическая программа внеурочной деятельности по первичной профилактике табакокурения среди подростков.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка и приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании теоретического обобщения научной литературы нами было определенно, что проблема аддиктивного поведения у подростков присутствует.
Самая действенная форма по отказу от негативных привычек у подростков - это профилактика. Поэтому для предотвращения появления вредных привычек у подростков важно проводить первичную профилактическую работу, при осуществлении которой больше уделять внимания именно категории подростков с отклоняющимся поведением.
К основным особенностям профилактики аддиктивного поведения подростков можно отнести: использование первичной профилактики; учет возрастных особенностей подростков, применение современных активных методов работы с ними.
С целью организации опытно-экспериментальной работы и подтверждения гипотезы исследования, нами был проведен констатирующий эксперимент. Выполнив диагностику у подростков в условиях общеобразовательной школы, были получены результаты, которые подтвердили необходимость разработки «Социально-педагогической программы по первичной профилактике аддиктивного поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы (на примере табакокурения)» и внедрение ее в образовательный процесс.
Также нами был проведен формирующий эксперимент, который доказал эффективность программы. На формирующем этапе эксперимента нами были применены методики: опрос «Склонность к аддиктивному поведению», тест опросник «Аддиктивная склонность», анкета «Вредные привычки», анкета «Что мы знаем о курении?», опрос «Вейпинг».
Анализ и обработка полученных данных позволили нам сделать вывод о позитивных изменениях: снизилось количество подростков склонных к аддиктивному поведению; повысился уровень знаний о вредных привычках, и их пагубном влиянии на организм подрастающего поколения.
Полученные знания и умения в процессе первичной профилактики подростки способны применять не только в своей жизни, но и в жизни окружающих людей. Также родители подростков в рамках «Социально-педагогической программы по первичной профилактике аддиктивного поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы (на примере табакокурения)» обновили свои знания о пагубном влиянии вредных привычек.
Для реализуемой программы нами были определены следующие показатели ее эффективности:
• снижение численности подростков, склонных к аддиктивному поведению;
• повышение уровня знаний подростков о влиянии вредных привычек на здоровье человека;
• развитие мотивации к здоровому образу жизни у подростков;
• активность участников, их позитивная оценка собственного участия в профилактической деятельности.
На итоговом этапе можно отметить, что все критерии достигнуты.
В целом, на итоговом этапе опытно-экспериментальной работы мы определили эффективность разработанной программы и обобщили результаты исследования.
Полученные данные свидетельствуют о том, что «Социальнопедагогическая программа по первичной профилактике аддиктивного поведения у подростков в условиях внеучебной деятельности общеобразовательной школы (на примере табакокурения)» эффективна. Методические разработки могут использовать в своей деятельности специалисты, работающие в учреждении. В будущем это поможет снизить процент подростков, склонных к аддиктивному поведению, и даст правильное представление о здоровом образе жизни.



1. Аверина Е.В. Антинаркотическое воспитание в школе // Пед-ка в школе 2012 № 1. - с. 56-60.
2. Александров А.А. Курение и его профилактика в школе. - М.: Медиа Сфера, 1996. - 96
3. Андреева Т.И., Довбах А.В., Красовский К.С. «Зачем СМИ пишут об алкоголе, табаке, наркотиках» // Журналист. - 2011.- № 2.- С.74 - 89
4. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. - М.: Юридическая литература, 2013. - 175с.
5. Анташева Ю.А. Курение и здоровье. Программа по профилактике курения среди несовершеннолетних // Социальная педагогика. - 2013. - №3. - С.70-80.
6. Антоненкова Н.Н. Подари себе чистые легкие. — 2014. — № 5. —
С. 4—7.
7. Ахмедзянова Э.Ф. Первичная профилактика наркотизации детей и подростков. - Казань, Аек Буллу, 2012. - 197с.
8. Баранова С.В. Вредные привычки. Избавление от зависимостей. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. — 186 с.
9. Богданович О.Н. Здоровый образ жизни: внеклассные мероприятия: практическое пособие для педагогов, классных руководителей, заместителей директоров общеобразовательных учреждений. — 2-е изд. — Мозырь: Белый Ветер, 2009. — 108, [3] с.
10. Вайнер Э.Н. Профилактика вредных привычек у подростков. — Москва: Чистые пруды, 2010. — 30 с.
11. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие для Пед. вузов. - М.: Академия, 2009. - 159 с.
12. Велиева С.В. первичная профилактика аддиктивного поведения у подростков: организационно-психологические подходы вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015.т.11,№4.
13. Велищева, М.М., Рыбакова Л.Н., Цеткин М.Г. Ранняя профилактика наркотизма: проблемы и подходы к их решению/. - М.: педагогика, 2017. - 317с.
14. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций. - М., 2013
15. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика: учеб. - метод. пособие /. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж «МОДЭК», 2013. - 237.
16. Горяева Е.П., Стебенева Н.В. Первичная профилактика ПАВ. Сборник анкет, тестов. Выпуск 1. г. Липецк, 2011
17. Гусева Н.А. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами. СПб. Речь, 2015. - 120с.
18. Данилин А.Г. Как спасти детей от наркотиков «Врачи предупреждают" - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф 2011. - 348 с.
19. Димофф Т. Как уберечь детей от наркотиков? - М.: "Золотой теленок", 1999. - 327с.
20. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. - Волгоград.
Панорама. Москва: Глобус,2017.
21. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.
22. Зайцев В.В. Патологическая склонность к азартным играм - новая проблема российской психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия, 2010, №1.
23. Залыгина Н.А., Обухов Я.Л., Поликарпов В.А. Аддиктивное поведение молодежи: профилактика и психотерапия зависимостей — Минск: Пропилеи, 2014. — 195 с.
24. Замановская Е.В., Здравомыслова Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/. - М: Издательский центр "Академия", 2014. 288с.
25. Здравомыслова О.В. Поведение, отклоняющего от нормы: Проблемы подростковой наркотической зависимости. - Народное образование, 1999. - 374с
26. Каган В.Е. Наркология детская и подростковая// Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/- СПб. Издательство «Питер», 2012. С. 461 -464.
27. Киреев В.В. Как уберечь ребенка от наркомании. //Воспитательная работа в школе. -2004-№3-с. 60
28. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. - 304с.
29. Колесов В.Д. Не допустить беды: о сущности и профилактике наркомании. - М.: Педагогика, 2010. - 132с.
30. Колесов В.Д. Предупреждение вредных привычек у школьников. - 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2009. - 121с.
31. Коробкина З.В. У опасной черты. М., - 2016. - 412с.
32. Коробкина, З. В, Попов В.А. Профилактика наркологической зависимости у детей и молодежи: Учебное пособие для студентов высших Пед. учебных заведений. - М.: Изд. Центр " Академия", 2012. - 286с.
33. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 1991, N 1. С. 8-15.
34. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск, «Олсиб», 2011 - 251 с.
35. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. -М.,2010.
36. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей).
37. Личко А.Е. Психотерапия при психопатиях у подростков// Руководство по психотерапии. -Т.: Медицина, 2005. С. 484 -513.
38. Лозова В.В. профилактика наркомании: школа, семья [Текст]: Учебное пособие. - Екатеринбург: Изд - во Уральского университета, 2010. - 325с.
39. Лозовая Г.В. Признаки нефармакологических зависимостей // Психологические основы педагогической деятельности: Материалы 30й научной конференции СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. 2013. - 20с
40. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. -
М.: Просвещение, 2005. - 315 с.
41. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по
детской патопсихологии: Учебное пособие. -Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
42. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учебное пособие / Н.Ю. Максимова.
- Ростов на Дону: Феникс, 2015. - 321с.
43. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2008. - 368с.
44. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Владос, 2013, 4-е изд., 688с.
45. Николаева Л.П. Уроки профилактики наркомании в школе: Пособие для учителя. - М.: Московский психолого-социальный институт, Изд- во НПО "МОДЭК", 2010. - 298с.
46. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера 2007. - 100с.
47. Плешакова И.В. Профилактика вредных привычек у детей младшего школьного возраста / Соц. Пед-ка. - 2015.- № 2. - 42-47 с.
48. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков: учебное методическое пособие. - М., - 2003. - 304 с.
49. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: Учеб. метод, пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, М., 2006. - 239
50. Салюшкина Л.Н. Программа первичной позитивной наркопрофилактики. //Воспитательная работа в школе- 2013-4-с.57
51. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди детей и подростков. - М.: Фонд «Система профилактических программ», 2013.
52. Соловов, А.В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет - М.: Изд-во: НМЦ «ДАР» им. Л. С. Выготского, 2015. - 345с.
53. Соломзез, Д.А. Наркотики и общество, г. Соколовский. - М.:
Академия, 2016. - 298с.
54. Старшенбаум Г.В. В.Аддиктология. Психология и психотерапия зависимостей. -М.,2006. - 280с.
55. Тимкина М.Е., Черников Г.Н. Алкоголизм и наркомания. Новый взгляд на решение проблемы. - М., 2015. - 316 с.
56. Толстых Н.Н., Кулаков С.М. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки / Вопросы психологии. Самара: СФ ГБОУ МГПУ - 2013. - № 2. - С. 35-38.
57. Фролова Е.В. Профилактика потребления психоактивных веществ: теоретические аспекты и активные формы работы со школьниками- Челябинск: ЧГПУ, 2011. - 115с.
58. Холмс Д.А. Анормальная психология - СПб. Питер, 2013. - 307с.
59. Хомик В.С. Отношение ко времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклонение поведения / Вопросы психологии. - 2014. - №1. - С. 98-106.
60. Цветкова О.А. Профилактика употребления психоактивных веществ как социальной и психолого-педагогической проблемы // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 702-704
61. Цетлин М.Г., Колесников А.А. Наркомании и токсикомании // Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа (курс лекций и программа). - М.: ВНИЦ ПМ МЗ РФ, 2017. - 430 с.
62. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога [Текст]: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / - М.: Академия, 2007. - 266 с
63. Юсупов В.В., Корзунин В.А. Психологическая диагностика зависимого поведения. - СПб. Речь, 2007.
64. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - М.:
Просвещение, 2016. - 287с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ