Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие свойств внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка (Южно-Уральский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет)

Работа №169218

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы45
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ «С(К)ОШ №57 г. Челябинска».
Выборка: 5 учеников 2-го класса.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие свойств внимания в психологии 6
1.2. Возрастные закономерности развития свойств внимания у детей 9
Выводы по 1 главе 12
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 13
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 13
2.2. Спецификация свойств внимания у детей младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 17
2.3. Роль уроков русского языка в развитии свойств внимания у младших школьников с нарушением интеллекта 20
Выводы по 2 главе 27
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 28
3.1. Методики исследования свойств внимания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 28
3.2. Результаты исследования свойств внимания у младших школьников с нарушением интеллекта 30
Выводы по 3 главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Актуальной является проблема обучения и воспитания детей с умственной отсталостью. Это обусловлено рядом факторов, в том числе необходимостью реализации их особых образовательных потребностей, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с нарушением интеллекта часто имеют трудности с концентрацией внимания и удержанием внимания на задачах на длительное время. Это может привести к тому, что они не смогут полностью усвоить материал, который представляется на уроках русского языка, что в свою очередь может повлиять на их общее развитие и успех в учебе.
Развитие свойств внимания таких детей на уроках русского языка может помочь им в освоении новых навыков и умений, улучшить их общую эффективность в обучении, а также способствовать их социализации и адаптации в обществе.
В связи с этим, разработка и применение методик, направленных на развитие свойств внимания у детей с нарушением интеллекта на русского языка, является одним из важнейших аспектов образования в данной сфере. Такие методики должны учитывать особенности восприятия и обработки информации у детей с умственной отсталостью, а также включать в себя игровые и развлекательные элементы, чтобы повысить мотивацию детей к обучению.
Проблемой развития свойств внимания младших школьников с нарушением интеллекта занимались такие ученые, как Н.С. Алпатова, Т.А. Власова, Л.С. Выготский, Ю.Б. Дормашев, Т.К. Комарова, В.В. Лебединский, А.Р. Лурия, И.В. Романов, В.Я. Певзнер, Л.В. Попова, М.В. Харчук и другие.
В ходе своих исследований ученые приводят разнообразные истолкования понятия «внимание», выявляют особенности его развития у младших школьников с проблемами развития, постигают вопросы воздействия свойств внимания на показатели успеваемости вмладшем школьном возрасте.
Результатом невнимательности младших учеников с нарушением интеллекта являются их неумения концентрировать и сохранять внимание при работе над учебными задачами, что может способствовать сниженной успеваемости.
Появляется проблема исследования – поиск методических путей и системы коррекционной помощи младших обучающихся с интеллектуальными нарушениями с помощью дидактических игр на уроках русского языка.
Цель исследования: изучить теоретически и эмпирически особенности свойств внимания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи изучения:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности свойств внимания . определить содержание коррекционной работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
3. Определить содержание коррекционной работы по развитию свойств внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на уроках русского языка.
Методологической базой исследования являются такие методы, как: метод анализа, синтеза, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, обобщения, аналогий. К числу эмпирических методов принято относить наблюдение, эксперимент.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по главе, заключения и списка литературы.
Исследование проводилось на базе МБОУ «С(К)ОШ №57 г. Челябинска». При проведении эксперимента взят 2 класс, в количестве 5 человек


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования являлось изучение особенностей свойств внимания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, разработка и научное обоснование комплекса заданий, направленных на диагностику свойств внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями в процессе обучения по предмету русского языка .
Для реализации цели нами был определен ряд задач. Решая первую задачу, мы проанализировали литературу по проблеме. Ряд ученых характеризуют внимание детей с нарушениями интеллекта небольшим объемом, колебаниями степени устойчивости и концентрации, содействующих изменению работоспособности и быстрой утомляемости обучающихся с интеллектуальными нарушениями, подтверждают быструю и простую отвлекаемость, что препятствует формированию целенаправленного поведения, затрудняя организацию процесса обучения, что обуславливает необходимость проведения коррекционной деятельности по развитию устойчивости, объема и концентрации внимания.
Решая вторую задачу, мы рассмотрели особенности свойств внимания детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Возрастные закономерности развития свойств внимания имеют и субъективные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут иметь разные уровни интеллекта и разные личностные свойства.
Детям с интеллектуальными нарушениями свойственно резко обнаруженное отставание в развитии чувств, нестабильности и не дифференцированности эмоций, ограничение диапазона волнений, крайний характер проявлений радости, веселья, огорчения.
Клинико-психологические исследования представляют, что при простом психическом инфантилизме психическая незрелость овладевает всеми сферами деятельности ребенка, в том числе и интеллектуальной. Отмеченные выше данные, говорят о необходимости глубокого исследования детей с интеллектуальными нарушениями, с целью разработки адекватных мероприятий коррекционно-развивающей деятельности с данной категорией детей.
Решая третью задачу, мы проанализировали и применили имеющиеся методики по изучению особенностей внимания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта ,направленные на исследование внимания детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Являясь и игровым методом, и формой обучения дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, способствующее всестороннему развитию детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями, их личности и психических процессов, в том числе внимания. При подборе игр важно учитывать индивидуальные особенности детей.
Выбранные игровые технологии должны способствовать развитию и поощрению познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, обеспечивать доброжелательные отношения между обучающимися.
Учитель координирует внимание школьников с умственной отсталостью словесными пояснениями, указаниями, уточняет и корригирует их представления, способствует расширению их опыта.
Исследовав свойства внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта на констатирующем этапе эксперимента, был сделан вывод, что данный познавательный процесс у школьников, в основном, находится на низком и среднем уровнях развития. Полученные данные привели к выводу о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, основанной на использовании наиболее эффективных средств, методов и приемов. Учитывая основные компоненты внимания, их специфические особенности, а также следуя методическим рекомендациям и условиям развития внимания у детей, можно поднять уровень развития внимания детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями развития на основе психологической коррекции в рамках поведенческого подхода с помощью дидактических игр в процессе обучения на уроках русского языка.
Таким образом, в ходе работы поставленной цели и задач мы достигли.



1. Алпатова Н.С., Попова Л.В., Харчук М.В. Развитие произвольного внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи // TheScientifcHeritage. 2021. № 60-4(60). C. 47–50.
2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.
3. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. М.: Изд-во Московского университета, 1976.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.3: Проблемы развития психики. М. : Педагогика, 1983. 369 с
5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Гл. ред. А.В. Запорожец – М.: Педагогика, 1982 – 1984. Т. 4: Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – 1984. – 432 с
6. Жиляева А.А. Ручной труд как средство формирования общетрудовых умений у дошкольников с нарушением интеллекта // Вестник магистратуры. 2014. № 3-1(30). С. 83–85.
7. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия / Сост. Соколова, Н.Д., Калиникова, Л.В. – М. : ООО АСПЕКТ, 2005. – 448 с.
8. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. М. : Флинта, 2022. 376 с.
9. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 160 с.
10. Иовенко Е. Ю. Внимание как психологический ресурс // Молодой ученый. 2012. № 12. С. 409–412.
11. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Речь, 2002.
12. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени – М. :Издат. центр Академия, 2006. – 480 с
13. Комарова Т. К. Психология внимания. Гродно : ГрГУ, 2022. 124 с.
14. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие / В.В. Лебединский – М. : Изд. центр Академия, 2006. – 144 с.
15. Лурия А.Р. Внимание и память: материалы к курсу лекций по общей психологии. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1975.
16. Мальцева К.П. Развитие внимания школьника. М.: Академия, 2023. 125 с.
17. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. М.: Гардарики, 2000.
18. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. — СПб.: Речь, 2006. — 352 с.
19. Немов Р. С. Психология: в 3-х кн.. Кн. 1 : Общие основы психологии. М : ВЛАДОС, 2003. 688 с.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2018.– 720 с.
21. Страхов В.М. Психология внимания. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992.
22. Страхов В. И. Воспитание внимания у школьников. М. : Мысль, 2018. 128 с
23. Тырычева Л.А., Уткина Т.И. Занимательные упражнения на уроках русского языка. Работа над непроверяемыми словами. Волгоград: Учитель, 2007.
24. Феофилатова К.Д. Особенности внимания старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. № 1(5). С. 4–7.
25. Ханова Т.Г., Жиляева Н.В., Шутова О.С. Особенности организации трудовой деятельности в дошкольном возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-3. С. 340–343.
26. Чулков В.Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития//Специальная педагогика/под.ред. Назаровой. М.: Academia, 2000. С. 332–344.
27. Шершнева Е.И.,Тимонова Л.М. Формы и методы трудового воспитания дошкольников//Интерактивная наука. 2022. № 8(73). С. 42–43

Интернет - ресурсы
28. Егорова Е. В., Смирнова С. А., Филютович Ю.С. Особенности развития детей с тяжёлыми множественными нарушениями [Электронныйресурс].URL:https://moluch.ru/archive/353/77547/?ysclid=lu0unjj7wr250611701(дата обращения: 14.04.2024).
29. Мойстус И.А. Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста // Студен.электрон. журнал «СтРИЖ». 2017. № 4(15.1). С. 84–88. [Электронный ресурс]. URL: http://strizh-vspu.ru/fles/publics/1502714605.pdf (датаобращения: 14.04.2024).
30. Козориз О.В., Хвастунова Е.П.Особенности трудового воспитания дошкольников с умственной отсталостью// Студен.электрон.журнал«СтРИЖ».2021.№2(37.1).С.27–30.[Электронныйресурс].URL:http://strizh-vspu.ru/fles/publics/1617785693.pdf (дата обращения: 14.04.2024).
31. Рождественская Д.А. Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Молодой ученый. 2019. № 29(267). С. 142–144. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/267/61731/?ysclid=lu0uwz7 c7f875960770 (дата обращения: 14.04.2024).
32. Шабалина А.И. Развитие внимания детей дошкольного возраста со множественными нарушениями развития посредством социально-трудовой деятельности http://strizh-vspu.ru/files/publics/1712657836.pdf(дата обращения: 14.04.2024).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ