ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Предпосылки формирования системы
международного сотрудничества в сфере образования ВУЗов г. Красноярска: историко-педагогический
аспект 9
1.1 Содержание понятия «международное сотрудничество
в сфере образования» в истории педагогики периода конца XX - начала XXI вв 9
1.2 Действие внешних и внутренних факторов внедрения
механизмов международного сотрудничества в сфере высшего образования в России в начале XX в 18
1.3 Особенности экспорта образовательных программ в
РФ в условиях реформирования системы образования 23
ГЛАВА 2 Основные направления международного
сотрудничества в сфере высшего образования в 20032013 годах 30
2.1 Обзор международного сотрудничества ВУЗов РФ в
период 2003-2013 гг 30
2.2 Институт академической мобильности как основа
экспорта образовательных программ ВУЗов РФ в 2003-2013 35
гг
2.3 Тенденции развития входящей международной
академической мобильности в РФ 41
ГЛАВА 3 Анализ реализации механизмов международного
сотрудничества ВУЗов Красноярска в 2003-2013 гг.(на примере СФУ) 50
3.1 Характеристика СФУ как первого федерального
университета РФ 50
3.2 Развитие международного сотрудничества СФУ в
области образования в 2006-2013 гг 54
3.3 Тенденции диверсификации направлений и форм
международного сотрудничества СФУ в период 20032013 гг 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
принят знаковый документ: Стратегическая инициатива Российского Союза ректоров «Новое образовательное измерение».
Подписавшие документ предопределяя «новое образовательное измерение, осознание особого пути России как уникальной цивилизации, заявляя о стремление к построению нового качества образования в многополярном мире, призвали мировую образовательную корпорацию консолидировать усилия образовательных систем всех государств мира на основе принципов, рожденных Актуальность темы данного исследования «Международное сотрудничество в сфере образования ВУЗов города Красноярска в 2003-2013 годах на примере СФУ» обусловлена рядом факторов, наиболее важными из которых являются следующие:
- ряд проблемных моментов, действие которых в исследуемый период указывало на состояние кризиса в системе высшего образования РФ, снижало потенциал ВУЗов России в области МС, был далек от урегулирования;
- уровень МС ВУЗов РФ к началу 2000-х гг. был очень низким, интернационализация взаимодействия высших учебных заведений носила характер отдельных мероприятий, не отличалась согласованностью и развитием нормативной базы;
- зарубежные ВУЗы, особенно в развитых странах Европы, США, Австралии обогнали российские по ряду показателей, что обусловило догоняющий характер аналогичной деятельности отечественных ВУЗов в условиях рынка.
23 марта 2009 г. на IX Съезде Российского Союза ректоров в Москве был практикой российского образования».
Сами принципы были сформированы следующим образом:
- «бескорыстно передавать накопленные знания молодому поколению для постижения Истины, Добра и Справедливости;
- беречь академическую свободу студента и преподавателя;
- стремиться формировать гуманистическое мировоззрение, основанное на уважение к личности, ценности творчества и служении обществу;
- уважать религиозные ценности и духовно-нравственные ориентиры во всем многообразии форм и проявлений;
- воспитывать качества гражданской ответственности и личной причастности к судьбам своей родины».
Знаменательно, что эти принципы озвучили тенденции к гуманизации системы высшего образования, прямо указывали на сохранение ориентиров на верховенство нравственных ценностей и гражданской ответственности в образовательной среде. Такие утверждения в эпоху реформирования системы образования показательны в смысле исторического предвидения дальнейших путей развития высшего образования в РФ.
В перечне данных принципов превалируют общегражданские мировоззренческие установки; однако в рамках темы данного исследования актуальна установка «беречь академическую свободу Преподавателя и Студента». В комплексе академической свободы подразумевается не только выбор приоритетов исследовательских или методических направлений, но и право студентов получать знания согласно своим потребностям и склонностям, в том числе и в выборе учебного заведения.
С этим принципом связан механизм академической мобильности, получивший чрезвычайную популярность в начале 2000-х гг. Возможно констатировать, что этот хронологический отрезок в истории педагогики России характеризовался такими разнонаправленными и одновременно
связанными тенденциями, как возрождение национального самосознания, патриотизма и вхождение в мировое образовательное сообщество, интеграция на основе сложившихся в рыночной экономике программ международного сотрудничества (далее МС) в системе высшего
образования.
Степень изученности темы подкрепляется такими авторами и достоверными ресурсами ,как:
-литература по истории России, истории педагогики (М.В. Богуславский, А.В. Долгополова, П.П. Пекарский, С.М.Соловьев);
Шакирова А. А., Валеева Р. А.,Рязанцев С. В. и многие другие изучали связанную с темой академическую мобильность, разработка в рамках понятийного аппарата, исследование академической мобильности в рамках международного направления и в том числе - исследование академической мобильности внутри Российской Федерации.
-публикации по отдельным проблемам международного сотрудничества ВУЗов (А.Л. Арефьев, Ф. Э. М.И. Безносова, Ван Вэй, Н. К. Дмитриева, Э. Л. Емельянова, Н. М. Калинина, С. Е. Елкин, О. А. Радионова, Е. С. Каныгина и др.), которые относятся преимущественно к периоду 2003 - 2013 гг.;
Публикации Ван Вэя оказались действительно очень ценным ресурсом для написания данной работы. Очень интересно было изучить научные труды зарубежных коллег про историю партнёрства и взаимоотношений между регионами со ссылкой на какие-то свои внутренние источники. Публикации отечественных авторов также можно отметить, как крайне полезные и глубокие по своим внутренним диапазонам изученности
-материалы сайтов отдельных структур и пресс-службы СФУ, полученные в результате поиска в архивах на сайте университета.
Кроме трудов отечественных ученых представлены исследования зарубежных авторов, которые освещают проблемы международного сотрудничества, в том числе в рамках десятилетия 2003-2013 гг.
Однако серьёзных научных трудов именно в таких хронологических рамках и именно в контексте исследуемого региона обнаружено не было, что позволяет и в дальнейшем проводить исследования по такому свежему, но малоизученному с тачки зрения истории направлению.
Объект исследования составили процессы реализации международного сотрудничества в области образования РФ.
Предмет исследования составили направления реализации международного сотрудничества в области образования ВУЗов г. Красноярска в 2003-2013 гг.
Хронологические рамки исследования ограничены десятилетием 2003-2013 гг. Данный период выбран, как оптимальный период исследования, начало которого знаменуется вхождением России в Болонскую систему. Крайняя точка периода исследования выбрана на основании внедрения Федерального закона 273 «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с выделенными объектом и предметом исследования определена его цель: научное обоснование и практический анализ особенностей реализации международного сотрудничества ВУЗов г. Красноярска в период 2003-2013 гг. (на примере СФУ).
В соответствии с предметом, целью были поставлены следующие задачи исследования:
- раскрыть содержание понятия «международное сотрудничество в области высшего образования»;
- рассмотреть действие внешних и внутренних факторов внедрения механизмов международного сотрудничества в сфере высшего образования в России в начале XX в.;
- выделить основные особенности экспорта образовательных программ в РФ в условиях реформирования системы образования;
- представить обзор международного сотрудничества ВУЗов РФ в период 2003-2013 гг.;
подвернуть комплексному анализу институт академической мобильности как основу экспорта образовательных программ ВУЗов РФ в 2003-2013 гг.;
- предпринять предметный анализ реализации механизмов международного сотрудничества ВУЗов Красноярска в 2003-2013 гг.(на примере СФУ), разделив его на следующие аспекты:
- характеристика СФУ как первого федерального университета РФ;
- проанализировать общие тенденции развития международного сотрудничества СФУ в области образования в 2006-2013 гг.;
- выделить основные тенденции диверсификации направлений и форм международного сотрудничества СФУ в период 2003-2013 гг.
Характеристикой источников исследования составили различные группы источников:
Документальные источники:
Материалы сайтов и пресс-службы СФУ.
Архивы СФУ: Документальные материалы, включая соглашения и договоры о сотрудничестве с зарубежными партнерами, такие как Карлов Университет (Чехия), Университет Кадиса (Испания), и Хэйлунцзянский Университет (КНР). Эти материалы предоставляют подробную информацию о направлениях и формах международного сотрудничества, реализации программ академической мобильности и других аспектах взаимодействия СФУ с международными партнерами.
Нормативные источники:
Федеральные законы и распоряжения Правительства РФ: Включая Федеральные законы №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Эти нормативные акты регулируют правовые основы международного сотрудничества в сфере высшего образования и создают правовые условия для реализации программ академической мобильности и международного партнерства.
Документы Министерства образования и науки РФ: Включая приказы и распоряжения, касающиеся программ академической мобильности, грантовых программ и других форм международного сотрудничества. Например, приказ Минобразования РФ от 06.09.1999 г. № 254,
детализирующий порядок создания сети региональных и межвузовских центров академической мобильности.
Эти источники обеспечивают всесторонний и глубокий анализ международного сотрудничества ВУЗов города Красноярска в 2003-2013 годах, позволяя выявить ключевые тенденции и особенности этого процесса на примере СФУ.
Методологической основой исследования послужили как общенаучные, так и частные методы научных исследований. В комплексе общенаучных методов традиционно используются: метод индукции и дедукции, анализа и синтеза, обобщения, классификации, моделирования.
Что касается частных методов истории педагогики, то здесь наиболее уместным представляется проблемно-хронологический метод, суть которого заключается в том, что изучение узкой темы происходит в ее последовательном развитии, т.е. хронологически. В данном случае тема узкая.
Научная новизна исследования может заключаться в выявленных в нем основных направлениях дальнейших исследований в данной области в обозначенный хронологический период. Комплексно данный период в контексте международного опыта не изучался, что также можно обозначить научной новизной.
Практическое значение данного исследования может заключаться в возможности использования материалов работы в процессе изучения соответствующих тем в изучении преподавателями истории в контексте международных отношений.
Апробация исследования была проведена в форме выступления на студенческой конференции с докладом на тему «»»
Структура выпускной квалификационной работы представлена тремя главами основной части, введением, заключением, библиографическим списком, а также комплектом приложений, в который вынесены некоторые таблицы, схемы, иллюстративные материалы.
В тексте работы содержится 9 таблиц, 12 графических материалов, которые послужили объектами схематической наглядности. Сама работа состоит из 3 глав
На основании анализа выполненных задач исследования были сформулированы общие выводы, в которых отразится основное содержание исследования комплекса проблем, раскрытию которых оно посвящено, а именно: было раскрыто содержание понятия «международное
сотрудничество в области высшего образования»; рассмотрено действие внешних и внутренних факторов внедрения механизмов международного сотрудничества в сфере высшего образования в России в начале XX в.; выделены основные особенности экспорта образовательных программ в РФ в условиях реформирования системы образования; представлен обзор международного сотрудничества ВУЗов РФ в период 2003-2013 гг.; проанализированы особенности института академической мобильности ВУЗов РФ в 2003-2013 гг., а также вопросы реализации механизмов международного сотрудничества ВУЗов Красноярска в 2003-2013 гг.(на примере СФУ).
Резюмируя все вышеизложенное, возможно сформулировать основные положения, в которых отразится суть проблемы исследования.
Учитывая, что данное исследование носит комплексный характер, следует сосредоточить внимание на необходимости отражения двух аспектов: историко-педагогического и международного (в разрезе
образовательной деятельности).
Такими ценностями следует считать идеи гуманизации образования, придание более высокого уровня получению профессиональной подготовки, ориентируясь на мировые достижения.
В данном ключе становятся очевидными не только положительные факторы интеграции высших учебных заведений РФ в мировое образовательное пространство путем адаптации выработанных зарубежными странами систем сотрудничества в области высшего образования, но наличие проблемных аспектов, которые стали очевидными в процессе предметного анализа на примере СФУ как одного из наиболее известных ВУЗов г. Красноярска.
Имея в виду, что период 2003-2013 гг. стал этапом становления международного сотрудничества в том виде, в котором оно реализуется в условиях рынка, следует отметить, что процессы интеграции российской системы высшего образования в мировую характеризовались определенными потерями качества образования.
Здесь возможно назвать: превалирование коммерческих соображений в выборе форм, сроков и программ обучения; снижение уровня владения русским языком по сравнению с советским периодом; безоговорочное следование утвердившимся ранее стандартам европейского образования привело со временем к перекосам в системе российского образования, которые сегодня стали объектом контрреформ, о чем совершенно справедливо предупреждал М. В, Богуславский.
Однако приоритетом анализируемого периода истории российской системы высшего образования стало повышение уровня международного взаимодействия с зарубежными учебными заведениями и бизнес- структурами, что было архиважно в условиях кризиса и реформ российского образования.
Анализ состояния реализации программ академической мобильности и других форм международного сотрудничества в период 2003-2013 гг. показал формирование тенденции к адаптации комплекса разработанных международными организациями программ, направлений, форм в российской системе высшего образования.
Это подтверждено выводами, сформулированными по результатам материалов различных источников обозначенного периода времени; при этом общие для РФ тенденции подтверждены и детализированы в ходе практического анализа, предпринятого на примере СФУ, который стал образцом эффективного развития в области международного взаимодействия, экспорта образования в мировом масштабе.
На примере СФУ в период 2006-2013 гг. можно проследить наиболее важные черты комплексного развития системы международного сотрудничества с зарубежными ВУЗами, которое строилось на основе принципов развития экспорта образовательных программ высокого качества.
В период становления механизмов академической мобильности как основного инструмента международного сотрудничества основное внимание в университете уделялось диверсификации форм, следованию современным моделям реализации программ обучения.
Следует помнить о том, что процесс вхождения российских ВУЗов в мировое образовательное пространство носил догоняющий характер, происходил в условиях распада старой системы образования, поспешного реформирования высшего образования, что вызывало противоречивость нововведений, непродуманность мер по реализации академической мобильности, выпячивание ее коммерческого аспекта.
В СФУ наблюдался продуманный, последовательный образ действий в сфере международного обмена, большое стремление к диверсификации форм сотрудничества, к сохранению тех связей, которые сложились исторически, в рамках культурного взаимодействия; например, это касается Китая, Японии, т.е. образовательное взаимодействие органично встраивалось в систему регионального сотрудничества.
Следует отметить активное устойчивое взаимодействие в СФУ с зарубежными предпринимательскими структурами в области обмена опытом в различных областях знаний и производственной деятельности в области высокотехничных технологий. Опыт СФУ в полной мере отражает тенденции развития механизмов международного сотрудничества в системе высшего образования г. Красноярска.
Историческая роль периода 2003-2013 гг. в развитии международного сотрудничества ВУЗов г. Красноярска заключается в обогащении методологической базы международного сотрудничества и создании предпосылок для дальнейшего совершенствования программ развития академической свободы студентов РФ для их личностного и профессионального развития.
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена, цель достигнута, задачи выполнены.
1. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и
послевузовском профессиональном образовании"...
17.02.2020 Система ГАРАНТ 53/54
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ -(утратил силу) URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11446/ (Дата
обращения: 25.03.2024)
2. Распоряжение Правительства РФ от 03.09.2005 № 1340-р «О концепции федеральной программы развития образования на 2006-2010 годы» [Электронный ресурс]. -URL:https://base.garant.ru/188596/ (Дата обращения: 25.03.2024)
3. Берлинское коммюнике. [Электронный ресурс]. -URL:
http://media.ehea.mfo/file/2003_Berlm/28/4/2003_Berlin_Commumque_Englis h_577284.pdf/ (Дата обращения: 25.03.2024)
4. Левенское коммюнике [Электронный ресурс]. —URL:
http: //media.ehea. info/file/2009_Leuven_Louvain- laNeuve/06/1/Leuven_Louvain- laNeuve_Communique_April_2009_595061.pdf (Дата обращения:
25.03.2024)
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
5. Соглашение между Сибирским Федеральным Университетом и Университетом Пассау
№ 03/049-180 от 17.09.2013 г. Срок действия до 2018 г. с продлением на 5 лет при обоюдном согласии сторон.
6. Договор об обмене студентами между Сибирским федеральным университетом, именуемый в дальнейшем «СФУ», и Университетом Кадиса (Испания), именуемый в дальнейшем «УКА», заключенный 01.11.2010, регистрационный номер СФУ 03/034-114 от 06.06.2011 г. Срок действия до 2020 г.
7. Дополнительное соглашение между Университетом Кадиса (Испания) и Сибирским Федеральным Университетом (Российская Федерация), регулирующее режим обмена и оплату за обучение в магистратуре и аспирантуре обучающимися, заключенное
20.11.2013 г., регистрационный номер СФУ 03/034-72/1 от 20.11.2013 г. Срок действия до 2018 г.
8. Международное соглашение о сотрудничестве между Федеральным
государственным образовательным учреждением высшего
профессионального образования «Сибирский Федеральный Университет» (Россия) и Университетом Аликанте (Испания),
заключенное 24.03.2010 г., регистрационный номер СФУ 03/034-095 от 24.03.2010 г. Срок действия до 2016 г.
9. Специальное международное соглашение о сотрудничестве между
университетом Аликанте (Испания) и ФГАОУ ВПО «Сибирский Федеральный Университет» (Россия), заключенное 30.05.2012 г.,
регистрационный номер СФУ 03/034-095/1 от 30.05.2012 г. Срок действия до 2018 г.
10. Соглашение о сотрудничестве между Шанхайским университетом
иностранных языков, Китай и Сибирским федеральным университетом, Россия, заключенное 07.04.2011 г., регистрационный номер СФУ 03/086105 от 25.04.2011 г. Срок действия до 2017 г.
11. Соглашение о сотрудничестве между Хэйлунцзянским университетом
(Китайская Народная Республика) и Сибирским федеральным университетом (Российская Федерация), заключенный 01.06.2013 г.,
регистрационный номер СФУ 03/086-169 от 01.06.2013 г.
Срок действия до 2018 г.
12. Договор о сотрудничестве между Сибирским федеральным университетом и Университетом Пэ Чжэ, заключенный 16.01.2009 г., регистрационный номер СФУ 03/82-39 от 16.01.2009 г. Срок действия до 2019 г.
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
13. Арефьев, А. Л. Экспорт российских образовательных программ:
Статистический сборник. Выпуск 6 / А.Л. Арефьев, Ф. Э. Шереги- М.: Социоцентр, 2016. - 408 с.
14. Арефьев, А.Л. Иностранные студенты в российских вузах /А.Л. Арефьев:
Доклад на 3-м всемирном форуме иностранных выпускников советских и российских вузов. - М.,2012 [Электронный ресурс]. -URL:
https: //www.demoscope.ru/weekly/2013/0571/analit02. php
15. Асмятуллин, Р.Р. Российские университеты на мировом рынке
образовательных программ: тактика и стратегия // Вестник РУДН, серия Экономика, 2016, № 2. - С. 100-109...70