Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных умений часто болеющих детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Понятие, сущность коммуникативных умений 6
1.2. Психологические особенности детей старшего дошкольного
возраста 11
1.3. Особенности развития часто болеющих детей 14
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных умений часто болеющих детей старшего дошкольного возраста 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Результаты исследования 29
Выводы по второй главе 36
Заключение 38
Библиографический список литературы 40
Приложение А
Актуальность формирования коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности коммуникативных умений, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы. Г.Г. Кравцов, В.А. Петровский, Е.Е. Шулешко, Е.В. Степанова изучали готовность детей 6¬7 лет к школьному обучению и отмечали, что развитие коммуникативности является одним из важных условий успешного обучения в школе. Содержание и характер общения дошкольников со взрослыми исследовали М.И. Лисина, А.Г Рузская, З.М. Богуславская, С.В. Корницкая и др., с сверстниками Л.Н. Башлакова, Т.И. Ерофеева, А.А. Рояк.
Особенно актуальна проблема становления коммуникативных умений часто болеющих дошкольников в связи с подготовкой их к школе. Учёные утверждают, что несформированность навыков общения это один из факторов, влияющих на успеваемость детей в учебной деятельности. Общение играет особую роль в психическом развитии детей. Развитие психики ребенка - это процесс, происходящий путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества в контексте реального общения со взрослыми - носителями этого опыта. Благоприятные отношения с окружающими во многом зависят от того, насколько сформированы навыки общения у человека.
Данной проблеме уделяется большое внимание в работах таких исследователей как ГМ.Андреева, А.А.Бодалев, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, М.И.Станкин, Е.В.Руденский и др. По мнению учёных, если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему его миру, научится жить в нем.
Категорию часто болеющих детей (ЧБД) составляют преимущественно дети дошкольного возраста, которые болеют различными респираторными заболеваниями более четырех раз в году. Однако категория часто болеющих детей в настоящее время незаслуженно выпадает из сферы научно-практических исследований (в отличие от детей, страдающих определенными хроническими соматическими и психическими заболеваниями). Имеющиеся в литературе данные освещают, в основном, медико-физиологические аспекты проблемы ЧБД (В.Ю. Альбицкий, Е.И. Андреева, А.А. Баранов, ОМ. Гавалов, Н.М. Лысенко, Б.К. Мусина и др.). Сведений, касающихся психолого-педагогических особенностей их развития, крайне мало, несмотря на то, что в медицинской литературе указывается на недостаточную эффективность традиционных оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий и ставится вопрос о необходимости профессиональной психологической помощи этой категории детей (В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов, В.К. Таточенко и др.). Главным компонентом данного вида помощи, по мнению Д.Н. Исаева, В.В. Николаевой в др., является позитивное изменение социальной ситуации развития ребенка, способствующей преодолению болезни.
Объект исследования: коммуникативные умения часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития коммуникативных умений часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить особенности коммуникативных умений часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие, сущность коммуникативных умений;
раскрыть психологические особенности старшего дошкольного
возраста;
- выявить особенности развития часто болеющих детей;
- провести экспериментальное исследование развития
коммуникативных умений часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: коммуникативные умения часто болеющих детей старшего дошкольного возраста характеризуются низким уровнем владения социально-коммуникативными навыков в сравнении с их здоровыми сверстниками.
Для решения поставленных задач и выявления состоятельности выдвинутой гипотезы были применены следующие методы исследования:
-теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, моделирование гипотезы исследования;
-эмпирические: опросно-диагностические методы, изучение документации, наблюдение и обобщение педагогического опыта, диагностика коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы показывает, что большинством психологов сформулированы различные теоретические подходы к проблеме коммуникативных умений, имеется достаточное количество литературы, в которой представлена история исследования общения, раскрываются его виды и структура. Проанализировав, мы утвердились в мысли об актуальности данной проблемы, её значении для современной образовательной практики.
В первой главе курсовой работы была изучена и проведен анализ проблемы коммуникативных умений, дана характеристика старших дошкольников, и часто болеющих детей по данной проблеме.
На основании теоретических исследований нами была предусмотрена экспериментальная работа, направленная на выявление уровня развития коммуникативных умений часто болеющих детей старшего дошкольного возраста.
Полученные данные свидетельствуют о недостаточной развитости старших дошкольников навыков общения, коммуникативных и организаторских умений, не сложившихся взаимоотношений между детьми в группе детского сада. Здоровым детям старшего дошкольного возраста присущи следующие особенности общения: интерес к сверстнику,
стремление ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, желание ребенка действовать совместно, стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника, делать что-то вместе, отсутствие вежливости, щедрости.
Недостаточно сформированная речевая коммуникация (коммуникативные умения, навыки и способности) у часто болеющих старших дошкольников приводят к стойким нарушениям деятельности общения, при этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения. Полученные данные свидетельствуют о необходимости планомерного обучения, направленного на развитие коммуникативных умений, навыков и способностей у часто болеющих детей дошкольного возраста, разработки соответствующих уровню их развития приемов и методов коррекционно-педагогического воздействия, определения реальных возможностей оптимизации игровой и учебной деятельности за счет усиления коммуникативной направленности каждой из них.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что поставленная цель была достигнута, задачи решены, выдвинутая гипотеза коммуникативные умения часто болеющих детей старшего дошкольного возраста характеризуются низким уровнем владения социально-коммуникативными навыков в сравнении с их здоровыми сверстниками экспериментально проверена и подтверждена.
1. Андреева Г.М. Социальная психология . Москва : Аспект-Пресс, 2009. - 482 с.
2. Андрияненко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений Е.В. Андрияненко - Москва : Академия, 2012. 527 с.
3. Аникеева Н.П. Коммуникативный тренинг для дошкольников : методические рекомендации для студентов педагогических институтов Н.П.Аникеева, И.В. Хромова, Е.В. Киселёва. - Новосибирск, 2011. 142 с.
4. Арушанова А.Г Речь и речевое общение детей А.Г Арушанова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2014. 272 с.
5. Богуславская Н.Е. Веселый этикет Н.Е. Богуславская,
Н.А.Кутина. - Екатеринбург, 2011. 130 с.
6. Бодалев А.А. Психология общения А.А. Бодалев. - Москва : Аспект пресс, 2011. 342 с.
7. Венгер Л.А. Психология Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - Москва : Просвещение, 2010. 140 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.3. Проблемы развития психики Л.С. Выготский. - Москва : Педагогика, 2013. - 368 с.
9. Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник : психодиагностика и коррекция развития М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. - Воронеж : НПО - Модек, 2013. 264 с.
10. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? И.Н. Горелов, В.Ф. Житников, М.В. Зюзько. - Москва : Просвещение, 2011. 148 с.
11. Добрович А.Б. Общение наука и искусство А.Б. Добрович. - Москва : Знание, 2010. 285 с.
12. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения : книга для учителя и родителей А.Б. Добрович. - Москва : Просвещение, 2007.254 с.
13. Дубровина И.В. Психология : учебник для студентов средних учебных заведений И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. - Москва : Академия, 2012. 140 с.
14. Дубровина И.В. Я работаю психологом... Опыт, размышления, советы И.В. Дубровина. - Москва : ТЦ Сфера, 2013.267 с.
15. Зязюн И.А. Основы педагогического мастерства И.А. Зязюн. - Москва : Просвещение, 2010.376 с.
16. Зуева С.П. Рабочая книга школьного психолога С.П. Зуева, В.П. Михайлова, Е.Л. Касаткина. - Кемерово : Департамент образования администрации обл. КГУ, 2013.143с.
17. Калинина Р Тренинг развития личности дошкольника : занятия, игры, упражнения Р Калинина. - Санкт-Петербург : Речь, 2012.160 с.
18. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении : книга для учителя В.А. Кан-Калик. - Москва: Просвещение, 2012.286 с.
19. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль. : Академия развития, 2012. 240 с.
20. Костомаров В.Г. Русский речевой этикет В.Г. Костомаров
Русский язык за рубежом. - 2013. - № 1. - С. 56-66.
21. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник под ред. Е.Н. Ширяева, Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова. - Москва : Флинта : Наука, 2012.840 с.
22. Курочкина И.О культуре поведения и этики И.О. Курочкина Дошкольное воспитание. 2013.№ 10. С. 96-101.
23. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми Е.К.
Лютова, Г.Б. Монина. - Москва : Речь, 2011.187 с.
24. Люблинская А.А. Детская психология А.А. Люблинская.
Москва : Просвещение, 2011.415 с.
25. Мазанева М.Д. Театрализованные занятия детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений М.Д. Мазанева. - Москва : ТЦ Сфера, 2011.190 с.
26. Паршутин И.А. «Исследуем детские межличностные отношения» журнал старшего воспитателя дошкольного учреждения 2014 №9
27. Лашкова Л.Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. - 2009 .-№3. с.34.
28.Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников .Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.256 с.