Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №169197

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2024
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста: понятие,
структура, виды, формы организации труда 8
1.2. Особенности мотивов трудовой деятельности детей старшего
дошкольного возраста 16
1.3. Психолого-педагогические условия развития мотивов трудовой
деятельности детей старшего дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Организация и исследование мотивов трудовой деятельности детей
старшего дошкольного возраста 29
2.2. Разработка и апробация системы мероприятий, способствующих
формированию мотивов трудовой деятельности 43
2.3. Анализ результатов исследования сформированности мотивов трудовой
деятельности на контрольном этапе 51
Выводы по главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 75


Актуальность исследования темы. В подписанном Президентом РФ и вступившем в силу Федеральном законе № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании РФ»» от 4 августа 2023 года, согласно введению обязательного трудового воспитания, внесены поправки, обязывающие обучающихся принимать участие в общественно полезном труде, направленном на формирование у детей трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам с целью привития понимания значимости и ценности труда, развития включенности к общему совместному делу. В связи с этим является актуальным заложение фундамента трудового воспитания уже в дошкольном возрасте [26].
Однако в настоящее время, в связи с глобальными переменами, общество столкнулось со множеством социальных проблем в развитии подрастающего поколения. Проблема формирования у детей дошкольного возраста мотивов трудовой деятельности находится в центре внимания у психологов и педагогов. В последнее время все чаще наблюдается слабая практика трудового воспитания в семье, низкий уровень развития трудовых умений и навыков, узкий кругозор знаний о труде взрослых, нежелание участвовать в повседневном труде, снижение интереса к труду, а также неумение ценить чужой труд. Дети все больше предпочитают проводить время за просмотром мультфильмов, за планшетами, компьютерными играми, мобильными телефонами с выходом в интернет [46].
Актуальность данной темы обусловлена тем, что дошкольный период является начальным этапом формирования положительного отношения к труду, интенсивного становления внутреннего мира ребенка, формирования качеств личности. В это время происходит освоение моральных норм и культурно-нравственных ценностей, формируются такие личностные новообразования, как произвольное поведение, личное сознание, соподчинение мотивов. Не маловажная роль принадлежит формированию начальных форм трудовой деятельности, самостоятельности дошкольника, осмысления ценности труда человека и регуляции собственных действий, а также желания и привычки трудиться, что создает в будущем прочную основу в развитии личности человека и социализации в мире. Недостаточная сформированность на данном возрастном этапе трудовых умений и навыков, ценностного отношения к труду, понимания значимости своего труда и труда в жизни человека - в дальнейшем становится препятствием в учебном процессе в школе и последующей самостоятельной жизни [7].
Педагогическое воздействие на детей, в процессе трудового воспитания, должно быть направлено не только на формирование трудовых умений и навыков, но и на формирование мотивов трудовой деятельности. Трудовую деятельность детей побуждают различные мотивы, активизирующие участие дошкольника в труде и по-разному влияющие на воспитание интереса к труду, развитие личности ребенка. Важно чтоб ребенок действовал под влиянием положительных трудовых мотивов, так как положительные эмоции благоприятствуют более качественному выполнению детьми трудовых задач [49].
Следует отметить, что в практике дошкольных образовательных учреждений в настоящее время недостаточно внимания уделяется планированию трудовой деятельности. Наблюдения за организацией трудовой деятельности детей дошкольного возраста, показывают, что трудовая деятельность организуется педагогами не на регулярной основе, зачастую не методично и не в полном объеме. Общеустановленная методика развития трудовой деятельности содействует больше накоплению трудового опыта, развитию исполнительности, чем воспитанию радости труда, интереса к труду, инициативности, задействованию себя в различных видах труда, актуализации имеющихся знаний о труде, трудовых навыков и умений, самостоятельности и активности [46].
Процесс организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста должен основываться на побуждении, а не принуждении детей к активной деятельности и навязывании того, что не соответствует его интересам. Проблема развития мотивов трудовой деятельности может быть решена при условии повышения компетентности педагога, умеющего осуществлять педагогическую деятельность по принципам гуманной педагогики и повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса [9]
Практический опыт и теоретические аспекты в развитии трудовой деятельности детей отражены в работах психологов и педагогов, философов Р.С. Буре, З.Н. Борисовой, Г.Н. Годиной, Г.М. Киселевой, С.А. Козловой, Я.А. Коменского, Е.И. Корзаковой, М.В. Крулехт, ЛВ. Куцаковой, В.И. Логиновой, О.В. Мачехиной, А.С. Макаренко, Т.А. Марковой, Ю.А. Мичуриной, В.С. Мухиной, Я.З. Неверович, В.Г. Нечаевой, И.Г. Песталоцци, Е.И. Радиной, Л.И. Сайгушевой, Д.В. Сергеевой, Е.О. Сморновой, В.А. Сухомлинского, Т.И. Тарабариной, А.Г. Тулегенова, К.Д. Ушинского, А.Д. Шатовой и др. Исследованием мотивационного компонента трудовой деятельности занимались Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, считавшие главным побуждающим мотивом трудовой деятельности - желание помогать взрослым.
Л.Ф. Островская считает, что педагогу следует менять приемы и методы, а условия должны быть стабильными [28]. Это означает, что методы в формировании мотивов трудовой деятельности дошкольников должны постоянно обновляться с поиском новых подходов, приемов и форм с использованием разнообразных технологий, проектов, проблемных ситуаций и так далее. В связи с этим возникает острая необходимость в поиске актуальных средств, приемов и методов, способствующих эффективному формированию мотивов трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
На основании анализа опыта работы дошкольных образовательных организаций и изучении психолого-педагогической литературы, нами сформулирована проблема исследования, которую определяют следующие противоречия между:
- требованием ФГОС ДО (формирование позитивных установок к различным видам труда) и недостаточным методическим обеспечением;
- необходимостью формирования мотивов труда и недостаточной подготовленностью педагогов в организации трудовой деятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации.
Вышеуказанные противоречия актуализируют тему исследования: «Формирование мотивов трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить возможности формирования мотивов трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Теоретически рассмотреть: понятие «трудовая деятельность» и ее основные характеристики; выделить особенности мотивов трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста; охарактеризовать психолого-педагогические условия развития мотивов трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста;
2. Провести исследование сформированности мотивов трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и реализовать в условиях дошкольной образовательной организации систему мероприятий, способствующих формированию мотивов трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
4. Проверить сформированность мотивов трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования.
Объект исследования: формирование мотивов трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования мотивов трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: эффективному формированию мотивов трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации будет способствовать следующее:
- организация развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада;
- организация психолого-педагогической работы, направленной на формирование мотивов трудовой деятельности детей на основе применения игровых действий, методов и игровых сюжетов;
- привлечение родителей к психолого-педагогической работе, способствующей формированию мотивов трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические методы (анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение); эмпирические методы (наблюдение, беседа, констатирующий эксперимент, контрольный эксперимент, количественный и качественный анализ).
База и выборка исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Зеленогорск, Красноярский край.
Практическая значимость исследования заключается в использовании педагогами, психологами материалов исследования, способствующих формированию мотивов трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Описание структуры ВКР: данная работа состоит из введения, основной части, включающей теоретическую и практическую главу, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В подписанном Президентом РФ и вступившем в силу Федеральном законе № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании РФ»» от 4 августа 2023 года согласно введению обязательного трудового воспитания школьников внесены поправки, обязывающие обучающихся принимать участие в общественно труде, формирование у детей трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, с целью привития понимания значимости и ценности труда, развития включенности к общему совместному делу. В связи с этим является актуальным заложение фундамента трудового воспитания уже в дошкольном возрасте.
В ходе решения первой задачи выяснили, что трудовая деятельность детей своеобразна и отличается от трудовой деятельности взрослых такими особенностями: взаимосвязь с игрой; ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей и не имеет постоянного материального вознаграждения; труд имеет общественное значение, носит ситуативный, необязательный, воспитывающий характер; отсутствие значимого результата, представляющего ценность для общества (важен результат труда, удовлетворяющий потребности самого ребенка или окружающих его людей); приобретение детьми трудовых умений и навыков (не профессиональных), содействующие самостоятельности и независимости от взрослых; структурные компоненты деятельности находятся в стадии развития и предполагают участие и помощь взрослого. Трудовая деятельность - это деятельность, направленная на развитие общетрудовых умений и навыков, формирование ответственного отношения и готовности к труду, результатам труда. Компоненты трудовой деятельности: цель, мотив, планирование, трудовые действия, результат. Виды детской трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд. Формы труда: поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд.
Выделили особенности мотивов трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста. При становлении трудовой деятельности, именно мотивы определяют уровень осознанности выполняемой работы. Важным является не только то, что и как делает ребенок, но и ради чего он это делает. Обозначили мотивы трудовой деятельности: общественные, личные, коллективистические, эгоистические, отрицательные мотивы труда. Но приоритетными остаются все же мотивы общественного характера.
Теоретический анализ показал, что процесс формирования мотивов трудовой деятельности детей предполагает включение каждого ребенка в сферу различных видов труда при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: организацию развивающей предметно-
пространственной среды в группе детского сада; организацию психолого-педагогической работы по развитию мотивов трудовой деятельности детей на основе применения игровых действий, методов и игровых сюжетов; привлечение родителей к психолого-педагогической работе.
В ходе решения второй задачи, опытно-экспериментальным путем провели исследование на констатирующем этапе на выявление исходного уровня ответственности к процессу труда у детей старшего дошкольного возраста. Исследование мотивов трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста проводилось в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении г. Зеленогорск. В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 11 человек. По результатам исследования, когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты трудовой деятельности, включая отношение к процессу труда, его значимости для себя и общества, недостаточно сформированы у детей. Личные мотивы преобладают над общественно значимыми мотивами труда. По результатам анкетирования родителей, выявлено, что взрослыми не уделяется должного внимания трудовому воспитанию в семье. По результатам исследования выявлены дети со средним и низким уровнем ответственности к процессу труда, что позволило перейти к реализации следующей задачи.
В ходе решения третьей задачи, разработали и реализовали в условиях дошкольной образовательной организации систему мероприятий, способствующих формированию мотивов трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Обновили центры в групповой ячейке данного возраста с применением технологии моделирования процесса труда М.В. Крулехт «Лесенка». Дополнили центры необходимыми материалами, атрибутами, инвентарем, художественной литературой, иллюстрациями алгоритмов одевания, умывания, дежурства по столовой и уголку природы, развивающими дидактическими материалами и играми. Создали на участке детского сада зимний детский аттракцион, куда входили постройка фотозоны, лабиринта и горки, в результате которой у детей в процессе трудовой деятельности вплетались игровые контексты, что позволило получить реальный продукт детского труда. Организовали сюжетно-ролевую игру «Зимний детский аттракцион», родительское собрание, разработали информационный стенд «Терпенье и труд всё перетрут». Провели акцию «Поможем пернатым друзьям», продуктом которой являлась кормушка для птиц с запасом корма на зимний период. Провели этические беседы с целью ознакомления детей с трудом взрослых, с различными профессиями, со смыслом пословиц о труде, чтение художественной литературы о значимости и важности труда в жизни человека. Ввели в образовательно-воспитательный процесс каждодневные поручения, дежурства по столовой, в уголке природы, в подготовке к занятиям.
В ходе решения четвертой задачи на контрольном этапе, исследовали сформированность мотивов трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Для проверки эффективности разработанной и апробированной системы мероприятий, способствующих формированию мотивов трудовой деятельности использовались те же методики, что и на констатирующем этапе. Сопоставив результаты исследования констатирующего и контрольного этапа, у детей старшего дошкольного возраста произошли видимые положительные изменения по отношению к трудовой деятельности, они могут: заранее намечать план, проявлять инициативу, эмоциональные реакции (на успех/на неудачу), выполнять трудовую деятельность с желанием, испытывать чувство долга по отношению к окружающим, доводить начатое дело до конца. Произошло увеличение количества детей с высоким уровнем ответственности к процессу труда и уменьшение количества детей с низким уровнем ответственности. Наблюдается увеличение количества испытуемых, у которых общественно значимые мотивы труда начинают преобладать над личностно значимыми.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности разработанной и апробированной системе мероприятий, направленной на формирование мотивов трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза о том, что эффективному формированию мотивов трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации будет способствовать: организация развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада; организация психолого-педагогической работы, направленной на формирование мотивов трудовой деятельности детей на основе применения игровых действий, методов и игровых сюжетов; привлечение родителей к психолого-педагогической работе - подтвердилась. Задачи исследования решены, цель достигнута.



1. Везетиу Е.В., Пикалова К.С. Сущность понятия «трудовой воспитание» детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-2. С. 45-50.
2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1983. 192 с.
3. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. 3-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1983. 207 с.
4. Воспитание и обучение детей в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 2012. 175с.
5. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998. 208 с.
6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: Питер. 2013. 464 с.
7. Ефремова Н.Н., Морозова О.В. Формирование субъектной позиции дошкольника в трудовой деятельности / В сборнике: Педагогический практикум. Материалы IV Международной учебно-методической конференции 2017. С. 42-46.URL:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 29720561 49010751.pdf (дата
обращения: 02.04.2024).
8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008. 512 с.
9. Климова Н.И., Пылева Т.В. Ненасильственное формирование волевых качеств дошкольника в процессе трудовой деятельности // Вестник науки. 2018. Т. 4. № 6 (6). С. 46-54.
10. Клюева Н.В. Педагогическая психология. М.: Владос-Пресс, 2003. 400 с.
11. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. 176 с.
12. Козлова С.А., Дедовских Н.К., Калишенко В.Д. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 144 с.
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 416 с.
14. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. СПб.: Детство-Пресс. 2003. 160 с.
15. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: метод. пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 124 с.
16. Литвинович О.В. Совместная трудовая деятельность в детском саду // Дошкольная педагогика. 2010. № 5. С. 28-31.
17. Логинова В.И., Крулехт М.В. Взаимосвязь познавательной и трудовой активности детей старшего дошкольного возраста // Психолого - педагогические механизмы формирования качеств социально активной личности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1986. 134 с.
18. Малунова Г.С. Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста: автореф. дис.докт. пед. наук; Улан-Удэ, 2001. 41 с.
19. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М.: Просвещение, 1991. 112 с.
20. Мачехина О.П. Формирование трудолюбия у младших школьников в совместной деятельности школы и семьи: автореф. дис. канд. пед. наук; Брянск, 2003. 24 с.
21. Мичурина Ю.А. Развитие индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук; Магнитогорский гос. ун-т. Магнитогорск, 2005. 23 с.
22. Мухина В.С. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд- во ЭКСМО-Пресс, 1999. 352 с.
23. Наумова Н.В., Макарова О.Г., Шарахова О.Г. Психолого-педагогические приемы формирования у дошкольников представлений о мире профессий в свете ФГОС ДО // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. Психология. 2016. № 2(20). С. 65 -71.
24. Неверович Я.З. Мотивы трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста. Вып. 64. М.: Известия АПН РСФСР, 1955. С. 128-149.
25. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольников в труде: пособие для воспитателей детских садов. М.: Педагогика, 2011. 231 с.
26. Обзор изменений Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 146342/e9a1a62c2e07799e8554e53cdd8c212fa2afffeb/ (дата обращения: 02.04.2024).
27. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Просвещение, 2016. 198 с.
28. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет сада. М.: Просвещение, 1987. 144 с.
29. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / Под ред. Л.В. Трубайчук, Н.Н. Тулькибаевой. М.: Издательский дом «Восток», 2003. 274 с.
30. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозайка-Синтез, 2007. 80 с.
31. Письмо Минпросвещения России от 16.08.2023 N 03-1321 "О
направлении методических рекомендаций" URL:
https://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 455069/df4e5b 11546904298c59ff768f8c80cflbb42a00/(дата обращения: 02.04.2024).
32. Радина Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Просвещение, 1994. 325 с.
33. Родыгина З.С., Савинова С.В. Развитие представлений о профессиях у старших дошкольников в процессе дидактической игры // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. №2(50). С.152-157.
34. Сайгушева Л.И. Воспитание трудовой активности у детей старшего дошкольного возраста: диссертация канд. пед. наук. М., 1987. 239 с.
35. Сайгушева Л.И., Мичурина Ю. А. Приобщаем дошкольников к труду. Магнитогорск: МаГУ, 2014. 114с.
36. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. М.: Наука, 2010. 235с.
37. Тарабарина Т.И. Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2 (59). С. 128-131.
38. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 304 с.
39. Файзуллаев А.А. Мотивационные кризисы личности // Психологический журнал. 1989. №3. С.72.
40. Федеральная образовательная программа. [Электронный ресурс]: Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847)URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia/iv/33/33.1/(дата обращения: 02.04.2024).
41. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред.08.11.2022) URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f 926f8d5cce7251c500a26cd/ (дата обращения 02.04.2024).
42. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. М.: Легион, 2015. 212 c.
43. Ханова Т.Г., Кочурова Н.В., Вялова Н.В. Педагогические условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-2. С. 282-285.
44. Человек, субъект, личность в современной психологии / Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Том 2 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 502 с.
45. Черепанова И.Б. Дети взрослеют в труде. М.: Педагогика, 2010. 104 с.
46. Шанц Е.А. Технология развития субъектной позиции дошкольников в трудовой деятельности // Вестник Барановичского государственного университета. Серия: Педагогические науки, Филологические науки (литературоведение). 2019. №7. С. 90-95.
47. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: учеб.- метод. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
48. Шульгина Е.В. Наследие Е.И. Тихеевой как педагогическая система // Вестник высшей школы. №11. 2006. С. 73-75.
49. Юзеева С.А. Развитие трудовой мотивации старших дошкольников //Вестник МГПУ Журнал Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2011. № 2 (16). С. 69-77.
50. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика. М:
Просвещение, 1978. 416 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ