РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЯ РИТМОПЛАСТИКОЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЯ РИТМОПЛАСТИКОЙ В ДОО 6
1.1 Сущность и содержание понятия «координационные способности» 6
1.2 Особенности развития координационных способностей детей
старшего дошкольного возраста 13
1.3. Занятия ритмопластикой как способ развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста 19
Выводы по Главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЯ РИТМОПЛАСТИКОЙ 26
2.1. Содержание и организация констатирующего эксперимента,
направленного на выявление актуального уровня развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста 26
2.2. Серия занятий ритмопластикой, направленных на развитие
координационных способностей детей старшего дошкольного возраста 36
2.3. Контрольный эксперимент, направленный на анализ результатов по
развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятия ритмопластикой 47
Выводы по Главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЯ РИТМОПЛАСТИКОЙ В ДОО 6
1.1 Сущность и содержание понятия «координационные способности» 6
1.2 Особенности развития координационных способностей детей
старшего дошкольного возраста 13
1.3. Занятия ритмопластикой как способ развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста 19
Выводы по Главе 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЯ РИТМОПЛАСТИКОЙ 26
2.1. Содержание и организация констатирующего эксперимента,
направленного на выявление актуального уровня развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста 26
2.2. Серия занятий ритмопластикой, направленных на развитие
координационных способностей детей старшего дошкольного возраста 36
2.3. Контрольный эксперимент, направленный на анализ результатов по
развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятия ритмопластикой 47
Выводы по Главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных исследованиях координационные способности рассматриваются как одна из ведущих функций двигательного развития детей старшего дошкольного возраста. Несмотря на разнообразие программ, которые внедряются в дошкольные образовательные организации, проблема совершенствования двигательных способностей детей остается актуальной. Некоторые специалисты подтверждают, что система физического воспитания детей в дошкольных образовательных организациях функционирует недостаточно эффективно для развития важных двигательных способностей ребенка, и отмечают необходимость ее совершенствования как в процессе традиционно используемых, так и внедрения новых средств, форм и методов занятий физическими упражнениями.
Так же развитие координационных способностей помогает не только осваивать правильность и точность движений на занятиях физической культурой и спортом, но и ориентироваться в повседневной жизни, в частности - в таких ситуациях как просто прогулка на улице.
Вопросом развития координационных способностей у детей занимались и занимаются многие научные и практические работники. Результаты исследований В.К. Бальсевича [1, с.208], Л.Н. Волошиной [3, с.36-41], В.И.Лях [19, с.169], Т.И. Осокиной [22, с.304], Ю.К. Чернышенко [26, с.3] указывают о необходимости целенаправленного развития двигательных способностей детей старшего в процессе физического воспитания, а также в процессе новых форм и методов работы с детьми.
По мнению И. Ю. Торской, В. В. Воронковой [6, с.144] серьезные отклонения в двигательных процессах старших дошкольников распространяются на сферу координационных проявлений. Эти отклонения являются одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений, развития физических способностей. Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, 3
осуществляемые в ДОО, нацелены на развитие двигательных способностей дошкольников. Использование в процессе организованно образовательной деятельности, а также в повседневной жизни разнообразных физических упражнений воспитывает у дошкольников интерес к двигательной деятельности, создает условия для развития координационных способностей. Следовательно, актуальность исследования обусловлена поиском педагогических возможностей развития координационных способностей в дошкольный период детства.
Объект исследования - процесс развития координационных способностей старших дошкольников.
Предмет исследования - занятия ритмопластикой как способ развития координационных способностей старших дошкольников .
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние занятий ритмопластикой на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: занятия ритмопластикой будут способствовать развитию координационных способностей старших дошкольников, если в процессе занятий поэтапно осуществлять технологию обучения новым движениям с постепенным увеличением их координационной сложности и с включением интеграции активных двигательных и музыкальных средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность понятия «координационные способности».
2. Выявить особенности развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать ритмопластику как средство развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста
4. Провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление актуального уровня координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и экспериментально апробировать модель технологии развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий ритмопластикой в ДОО.
6. Провести контрольный эксперимент, направленный на анализ результатов по развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий ритмопластикой.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Педагогический эксперимент.
3. Наблюдение.
4. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Новизна данного эксперимента заключается в разработке модели технологии развития координационных способностей в рамках образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения с использованием ритмопластики, а также включающую интеграцию двигательной и музыкальной деятельности в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 11 города Канска.
Работа состоит из 2 глав, введения и заключения. В первой главе рассматриваются вопросы развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста, их анатомо-физиологические характеристики, обосновывается педагогические условия уровня развития координационных способностей у старших дошкольников, а также значимость воспитания координационных способностей детей.
Во второй главе уделяется внимание выявлению актуального уровня развития координационных способностей детей старшего возраста, разработке и апробации модели технологии развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста, и анализу результатов
Так же развитие координационных способностей помогает не только осваивать правильность и точность движений на занятиях физической культурой и спортом, но и ориентироваться в повседневной жизни, в частности - в таких ситуациях как просто прогулка на улице.
Вопросом развития координационных способностей у детей занимались и занимаются многие научные и практические работники. Результаты исследований В.К. Бальсевича [1, с.208], Л.Н. Волошиной [3, с.36-41], В.И.Лях [19, с.169], Т.И. Осокиной [22, с.304], Ю.К. Чернышенко [26, с.3] указывают о необходимости целенаправленного развития двигательных способностей детей старшего в процессе физического воспитания, а также в процессе новых форм и методов работы с детьми.
По мнению И. Ю. Торской, В. В. Воронковой [6, с.144] серьезные отклонения в двигательных процессах старших дошкольников распространяются на сферу координационных проявлений. Эти отклонения являются одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений, развития физических способностей. Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, 3
осуществляемые в ДОО, нацелены на развитие двигательных способностей дошкольников. Использование в процессе организованно образовательной деятельности, а также в повседневной жизни разнообразных физических упражнений воспитывает у дошкольников интерес к двигательной деятельности, создает условия для развития координационных способностей. Следовательно, актуальность исследования обусловлена поиском педагогических возможностей развития координационных способностей в дошкольный период детства.
Объект исследования - процесс развития координационных способностей старших дошкольников.
Предмет исследования - занятия ритмопластикой как способ развития координационных способностей старших дошкольников .
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние занятий ритмопластикой на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: занятия ритмопластикой будут способствовать развитию координационных способностей старших дошкольников, если в процессе занятий поэтапно осуществлять технологию обучения новым движениям с постепенным увеличением их координационной сложности и с включением интеграции активных двигательных и музыкальных средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность понятия «координационные способности».
2. Выявить особенности развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать ритмопластику как средство развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста
4. Провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление актуального уровня координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и экспериментально апробировать модель технологии развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий ритмопластикой в ДОО.
6. Провести контрольный эксперимент, направленный на анализ результатов по развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий ритмопластикой.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Педагогический эксперимент.
3. Наблюдение.
4. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Новизна данного эксперимента заключается в разработке модели технологии развития координационных способностей в рамках образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения с использованием ритмопластики, а также включающую интеграцию двигательной и музыкальной деятельности в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 11 города Канска.
Работа состоит из 2 глав, введения и заключения. В первой главе рассматриваются вопросы развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста, их анатомо-физиологические характеристики, обосновывается педагогические условия уровня развития координационных способностей у старших дошкольников, а также значимость воспитания координационных способностей детей.
Во второй главе уделяется внимание выявлению актуального уровня развития координационных способностей детей старшего возраста, разработке и апробации модели технологии развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста, и анализу результатов
Изучив теоретические аспекты развития координационных способностей, мы можем сказать, что координационные способности - одна из ведущих функций двигательного развития детей старшего дошкольного возраста, развитие которых помогает ориентироваться в повседневной жизни и на занятиях физической культурой.
В итоге проведенного исследования были достигнуты следующие результаты:
1. Раскрыта сущность понятия «координационные способности».
2. Выявлены особенности развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3.Охарактеризованы средства и методы развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий ритмопластикой.
4. Проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление актуального уровня координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработана и экспериментально апробирована модель технологии развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий ритмопластикой в ДОО.
6. Проведен контрольный эксперимент, направленный на анализ результатов по развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий ритмопластикой.
Таким образом достигнута цель исследования и доказана гипотеза исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический опыт может быть использован при разработке специальных серий занятий не только в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, но и в системе дополнительного образования, различных кружках и студиях.
В итоге проведенного исследования были достигнуты следующие результаты:
1. Раскрыта сущность понятия «координационные способности».
2. Выявлены особенности развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3.Охарактеризованы средства и методы развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий ритмопластикой.
4. Проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление актуального уровня координационных способностей детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработана и экспериментально апробирована модель технологии развития координационных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий ритмопластикой в ДОО.
6. Проведен контрольный эксперимент, направленный на анализ результатов по развитию координационных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий ритмопластикой.
Таким образом достигнута цель исследования и доказана гипотеза исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический опыт может быть использован при разработке специальных серий занятий не только в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, но и в системе дополнительного образования, различных кружках и студиях.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ РИТМОПЛАСТИКИ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018



