СТАЖИРОВКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СТАЖИРОВКИ 11
1.1. Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольного
образования как педагогическая проблема 11
1.2. Сущность и характеристика стажировки как средства развития
профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования .... 23
1.3. Условия развития профессиональной компетентности педагогов
дошкольного образования в процессе стажировки 30
Выводы по Главе 1 37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО
РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СТАЖИРОВКИ 39
2.1 Модель профессиональной компетентности педагогов в области
организации проектной деятельности детей дошкольного возраста 39
2.2 Результаты развития профессиональной компетентности педагогов в области организации проектной деятельности детей дошкольного возраста 48
2.3 Реализация условий развития профессиональной компетентности
педагогов в области организации проектной деятельности детей дошкольного возраста в процессе стажировки 54
2.4 Оценка результативности реализации условий развития профессиональной компетентности педагогов в области организации проектной деятельности
детей дошкольного возраста в процессе стажировки 61
Выводы по Главе 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СТАЖИРОВКИ 11
1.1. Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольного
образования как педагогическая проблема 11
1.2. Сущность и характеристика стажировки как средства развития
профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования .... 23
1.3. Условия развития профессиональной компетентности педагогов
дошкольного образования в процессе стажировки 30
Выводы по Главе 1 37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО
РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СТАЖИРОВКИ 39
2.1 Модель профессиональной компетентности педагогов в области
организации проектной деятельности детей дошкольного возраста 39
2.2 Результаты развития профессиональной компетентности педагогов в области организации проектной деятельности детей дошкольного возраста 48
2.3 Реализация условий развития профессиональной компетентности
педагогов в области организации проектной деятельности детей дошкольного возраста в процессе стажировки 54
2.4 Оценка результативности реализации условий развития профессиональной компетентности педагогов в области организации проектной деятельности
детей дошкольного возраста в процессе стажировки 61
Выводы по Главе 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Одним из важнейших направлений развития современного образования является совершенствование процесса непрерывного профессионального образования педагогов, под которым понимается «процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества» [22, с. 68]. Значимость развития профессиональных компетентностей педагогов отражена в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Профессиональном стандарте педагога, Федеральных государственных образовательных стандартах разного уровня, а также в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. Актуальность и значимость непрерывного образования педагогов обусловлены тем, что требования к их профессиональной деятельности постоянно усложняются, видоизменяются, ориентируясь на новые вызовы времени, потребности общества и государства. А потому, чтобы быть эффективным в труде, конкурентоспособным на рынке образовательных услуг, педагог должен постоянно развивать свои профессиональные компетентности.
Среди многообразия форм и технологий развития профессиональных компетентностей особую ценность имеют те, которые обеспечивают ее практико-ориентированный характер, эффективное формирование и закрепление профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций в условиях реальной педагогической практики. Значимо не только получение знаний о новых подходах, инновациях, методах, технологиях в педагогической деятельности, но и возможность получения личного опыта их применения, формирования их профессиональной оценки. То есть педагог должен не просто получить новые для себя профессиональные знания, отработать профессиональные умения и навыки, но и присвоить их, встроить в свою компетентность через практическую пробу, получение опыта, отрефлексировать его. Описанным потенциалом обладает, по нашему мнению, такая форма развития профессиональных компетентностей педагогов как стажировка. Под таковой понимается «практико-ориентированная образовательная деятельность, протекающая в учреждении системы общего образования на основании согласованной учебной программы в целях освоения новых методов, технологий и элементов профессиональной деятельности, иных достижений теории и практики непосредственно в организации, где они возникли» [54, с. 100]. Такая практика не только применима для уровня общего среднего и профессионального образования, но и в работе с педагогами дошкольных учреждений.
Внимание к формату стажировки как средству развития педагогами профессиональных компетентностей обусловлено тем, что в нем педагоги дошкольных учреждений могут знакомиться с новым для себя и в целом инновационным и, как правило, практическим педагогическим опытом, адаптируя его под свой стиль и направленность педагогической деятельность, а также под условия конкретного образовательного учреждения. Значимость стажировки как образовательной технологии обусловлена, таким образом, отмеченной максимальной приближенностью к практике педагогической деятельности и «присвоением» полученных знаний, умений и навыков самим педагогом.
Вопросы стажировки как образовательной технологии изучались В.Р. Весниным, Е.И. Комаровым, Г.В. Петуховой, С.В. Тимофеевой и другими исследователями, уделившими внимание выделение типов, признаков, преимуществ стажировочной деятельности, однако стажировка мало исследуется в контексте дошкольного образования, в том числе в контексте развития профессиональных компетентностей педагогов.
В ходе анализа теории и практики использования стажировки как средства развития профессиональных компетентностей педагогов ДОО были выявлены противоречия:
- между необходимостью непрерывного профессионального развития педагогов ДОО в условиях трансформационных процессов в системе образования, постоянного расширения педагогического опыта и ограниченностью финансовых возможностей дошкольной организации в реализации данной потребности работников;
- между высоким потенциалом стажировки как средства развития профессиональных компетентностей педагогов ДОО и недостаточным применением на практике.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: «при каких условиях стажировка станет средством развития профессиональной компетентности педагогов?», что определило тему диссертационного исследования «Стажировка как средство развития профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить результативность условий, при которых стажировка станет средством развития профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия, при которых стажировка - средство развития профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что условиями, при которых стажировка становится средством развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста, являются:
1. Создание педагогами эталона развития профессиональной
компетентности по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста.
2. Использование модульного способа построения содержания программы стажировки в целях обеспечения индивидуализации развития профессиональных компетентностей каждого педагога.
3. Выделение в технологии стажировки педагогов ДОО этапа разработки методического продукта, позволяющего педагогам стать создателями собственных методических находок.
Задачи исследования:
1. Уточнить и конкретизировать понятие «педагогическая компетентность».
2. Раскрыть понятие «стажировка» и выявить сущность данного процесса и его основные характеристики.
3. Осуществить педагогический анализ идей развития профессиональной компетентности педагогов в процессе стажировки и теоретически обосновать необходимость создания педагогических условий по ее формированию.
4. Разработать содержание и способы создания педагогами эталона развития профессиональной компетентности, ориентирующего на организацию проектной деятельности детей дошкольного возраста .
5. Построить содержания программы стажировки на основе модульного способа, способствующего обеспечению индивидуализации развития профессиональных компетентностей каждого педагога.
6. Разработать способы вовлечения педагогов в создание собственных методических находок в процессе стажировки.
Для решения поставленных задач использовались следующие группы методов исследования:
1. Теоретические методы: анализ, обобщение, сравнение педагогического опыта и результатов научных исследований по проблеме развития профессиональной компетентности педагогов в процессе стажировки.
2. Эмпирические методы: анкетирование, педагогическое тестирование, диагностические беседы, проектирование, беседы, дискуссии.
3. Статистические методы: качественный и количественный анализ результатов исследования, метод статистической обработки данных - критерий Фишера.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды Л.В. Багузовой, А.А. Деркач, С.А. Дружилова, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.К. Марковой, А.В. Хуторского и других ученых, раскрывающие понятие «профессиональная компетентность», исследования Э.Ф. Зеера, И.А. Колесниковой, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, О.И. Мезенцевой, Л.М. Митиной, Е.И. Рогова и др., профессиональной компетентности педагога и ее структуры, подходы к пониманию стажировки как образовательной технологии В.Р. Веснина, Е.И. Комарова, Г.В. Петуховой, С.В. Тимофеевой и др.
Опытно-экспериментальная база исследования: дошкольная образовательная организация города Назарово Красноярского края.
Этапы исследования:
Теоретический этап исследования (2019 г.) включал в себя подбор и анализ научной литературы по проблеме, разработку категориального аппарата, определение базовых компонентов структуры диссертационного исследования (цель, задачи, гипотеза и т.д.).
Экспериментальный этап исследования (2020 г.) включал в себя определение логики и программы экспериментальной педагогической работы, анализ методической литературы на предмет подбора диагностического инструментария для оценки профессиональной компетентности по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста, разработка собственной методики ее оценки, применимой на этапах констатирующей и контрольной диагностики.
Обобщающий этап исследования (2021 г.) включал в себя количественный, качественный и статистический анализ результатов опытно- экспериментальной работы, их интерпретацию, обобщение и систематизацию, формулировку выводов, оформление текста диссертационного исследования.
Новизна реализованного исследования
1. Выявлены основные характеристики процесса стажировки как формы образовательной деятельности педагогов: у стажера появляется возможность реального участия в планировании, реализации, оценивании и коррекции процесса своего профессионального развития. Посредством применения стажировки обеспечивается индивидуализированное, учитывающее сильные и слабые стороны профессиональной компетентности конкретного педагога включение в профессиональную деятельность, обеспечивающее ее развитие и получение практического результата, который будет использован педагогом в дальнейшей профессиональной деятельности. Стажировка педагогов характеризуется: ориентацией обучения на практику; направленностью на освоение наиболее современных методов, методик и технологий профессиональной деятельности в условиях реальной педагогической практики; накоплением профессионального опыта; индивидуальным характером организации деятельности педагогов -стажеров.
2. Конкретизировано содержание профессиональной компетентности по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста, как комплексной личностной характеристики, включающей владение педагогами знаниями о проектной деятельности дошкольников и способах ее организации в группе детского сада, желанием и интересом организации и вовлечение детей в проектную деятельность и практическими умениями ее организации.
3. Обосновано и разработано содержание диагностического инструментария и способы его предъявления педагогам, позволяющего оценить развитие профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста.
4. Обосновано и доказано, что развитие профессиональной компетентности по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста обеспечивают в совокупности такие педагогические условия: создание эталона развития профессиональной компетентности педагога по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста, способствует становлению мотивационного компонента профессиональной компетентности; разработка содержания программы стажировки на основе модульного способа способствует становлению когнитивного компонента, то есть обогащению знаний о проектной деятельности дошкольников и способах ее организации в группе детского сада. Вовлечение педагогов в процесс создания собственных методических находок развивает деятельностный компонент профессиональной компетентности, т.е. умения организации и взаимодействия с детьми в проектной деятельности.
Теоретическая значимость исследования: раскрыты существенные проявления технологии стажировки применительно к развитию профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста. Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены педагогические условия развития профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста в процессе стажировки, что приносит вклад в развитие и обогащение теории профессиональной педагогики.
Практическая значимость исследования определяет достаточно высокий потенциал применения стажировки как образовательной технологии в практике профессионального развития педагогов дошкольного образования. Разработаны: эталон развития профессиональной компетентности педагога по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста; содержание программы стажировки на основе модульного способа, этап технологии стажировки, позволяющего педагогам стать создателями собственных методических находок.
Апробация и внедрение результатов исследования реализовывались в ходе организации опытно-экспериментальной работы, проводимой с педагогами дошкольных образовательных организаций г. Назарово Красноярского края в качестве куратора методического объединения по организации проектной деятельности детей. Результаты и основные идеи исследования выносились для обсуждения на заседания кафедры психологии и педагогики детства КГПУ им. В.П. Астафьева и научно-исследовательского семинара магистрантов программы «Управление в системе дошкольного образования»; XXI Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании» (Красноярск, 2020); круглый стол «Управление дошкольной образовательной организации на этапе стандартизации» в рамках VI Психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой «Современное психолого-педагогическое образование» (Красноярск, 29 октября 2020).
Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованных источников и Приложения.
Среди многообразия форм и технологий развития профессиональных компетентностей особую ценность имеют те, которые обеспечивают ее практико-ориентированный характер, эффективное формирование и закрепление профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций в условиях реальной педагогической практики. Значимо не только получение знаний о новых подходах, инновациях, методах, технологиях в педагогической деятельности, но и возможность получения личного опыта их применения, формирования их профессиональной оценки. То есть педагог должен не просто получить новые для себя профессиональные знания, отработать профессиональные умения и навыки, но и присвоить их, встроить в свою компетентность через практическую пробу, получение опыта, отрефлексировать его. Описанным потенциалом обладает, по нашему мнению, такая форма развития профессиональных компетентностей педагогов как стажировка. Под таковой понимается «практико-ориентированная образовательная деятельность, протекающая в учреждении системы общего образования на основании согласованной учебной программы в целях освоения новых методов, технологий и элементов профессиональной деятельности, иных достижений теории и практики непосредственно в организации, где они возникли» [54, с. 100]. Такая практика не только применима для уровня общего среднего и профессионального образования, но и в работе с педагогами дошкольных учреждений.
Внимание к формату стажировки как средству развития педагогами профессиональных компетентностей обусловлено тем, что в нем педагоги дошкольных учреждений могут знакомиться с новым для себя и в целом инновационным и, как правило, практическим педагогическим опытом, адаптируя его под свой стиль и направленность педагогической деятельность, а также под условия конкретного образовательного учреждения. Значимость стажировки как образовательной технологии обусловлена, таким образом, отмеченной максимальной приближенностью к практике педагогической деятельности и «присвоением» полученных знаний, умений и навыков самим педагогом.
Вопросы стажировки как образовательной технологии изучались В.Р. Весниным, Е.И. Комаровым, Г.В. Петуховой, С.В. Тимофеевой и другими исследователями, уделившими внимание выделение типов, признаков, преимуществ стажировочной деятельности, однако стажировка мало исследуется в контексте дошкольного образования, в том числе в контексте развития профессиональных компетентностей педагогов.
В ходе анализа теории и практики использования стажировки как средства развития профессиональных компетентностей педагогов ДОО были выявлены противоречия:
- между необходимостью непрерывного профессионального развития педагогов ДОО в условиях трансформационных процессов в системе образования, постоянного расширения педагогического опыта и ограниченностью финансовых возможностей дошкольной организации в реализации данной потребности работников;
- между высоким потенциалом стажировки как средства развития профессиональных компетентностей педагогов ДОО и недостаточным применением на практике.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: «при каких условиях стажировка станет средством развития профессиональной компетентности педагогов?», что определило тему диссертационного исследования «Стажировка как средство развития профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить результативность условий, при которых стажировка станет средством развития профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия, при которых стажировка - средство развития профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что условиями, при которых стажировка становится средством развития профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста, являются:
1. Создание педагогами эталона развития профессиональной
компетентности по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста.
2. Использование модульного способа построения содержания программы стажировки в целях обеспечения индивидуализации развития профессиональных компетентностей каждого педагога.
3. Выделение в технологии стажировки педагогов ДОО этапа разработки методического продукта, позволяющего педагогам стать создателями собственных методических находок.
Задачи исследования:
1. Уточнить и конкретизировать понятие «педагогическая компетентность».
2. Раскрыть понятие «стажировка» и выявить сущность данного процесса и его основные характеристики.
3. Осуществить педагогический анализ идей развития профессиональной компетентности педагогов в процессе стажировки и теоретически обосновать необходимость создания педагогических условий по ее формированию.
4. Разработать содержание и способы создания педагогами эталона развития профессиональной компетентности, ориентирующего на организацию проектной деятельности детей дошкольного возраста .
5. Построить содержания программы стажировки на основе модульного способа, способствующего обеспечению индивидуализации развития профессиональных компетентностей каждого педагога.
6. Разработать способы вовлечения педагогов в создание собственных методических находок в процессе стажировки.
Для решения поставленных задач использовались следующие группы методов исследования:
1. Теоретические методы: анализ, обобщение, сравнение педагогического опыта и результатов научных исследований по проблеме развития профессиональной компетентности педагогов в процессе стажировки.
2. Эмпирические методы: анкетирование, педагогическое тестирование, диагностические беседы, проектирование, беседы, дискуссии.
3. Статистические методы: качественный и количественный анализ результатов исследования, метод статистической обработки данных - критерий Фишера.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды Л.В. Багузовой, А.А. Деркач, С.А. Дружилова, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.К. Марковой, А.В. Хуторского и других ученых, раскрывающие понятие «профессиональная компетентность», исследования Э.Ф. Зеера, И.А. Колесниковой, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, О.И. Мезенцевой, Л.М. Митиной, Е.И. Рогова и др., профессиональной компетентности педагога и ее структуры, подходы к пониманию стажировки как образовательной технологии В.Р. Веснина, Е.И. Комарова, Г.В. Петуховой, С.В. Тимофеевой и др.
Опытно-экспериментальная база исследования: дошкольная образовательная организация города Назарово Красноярского края.
Этапы исследования:
Теоретический этап исследования (2019 г.) включал в себя подбор и анализ научной литературы по проблеме, разработку категориального аппарата, определение базовых компонентов структуры диссертационного исследования (цель, задачи, гипотеза и т.д.).
Экспериментальный этап исследования (2020 г.) включал в себя определение логики и программы экспериментальной педагогической работы, анализ методической литературы на предмет подбора диагностического инструментария для оценки профессиональной компетентности по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста, разработка собственной методики ее оценки, применимой на этапах констатирующей и контрольной диагностики.
Обобщающий этап исследования (2021 г.) включал в себя количественный, качественный и статистический анализ результатов опытно- экспериментальной работы, их интерпретацию, обобщение и систематизацию, формулировку выводов, оформление текста диссертационного исследования.
Новизна реализованного исследования
1. Выявлены основные характеристики процесса стажировки как формы образовательной деятельности педагогов: у стажера появляется возможность реального участия в планировании, реализации, оценивании и коррекции процесса своего профессионального развития. Посредством применения стажировки обеспечивается индивидуализированное, учитывающее сильные и слабые стороны профессиональной компетентности конкретного педагога включение в профессиональную деятельность, обеспечивающее ее развитие и получение практического результата, который будет использован педагогом в дальнейшей профессиональной деятельности. Стажировка педагогов характеризуется: ориентацией обучения на практику; направленностью на освоение наиболее современных методов, методик и технологий профессиональной деятельности в условиях реальной педагогической практики; накоплением профессионального опыта; индивидуальным характером организации деятельности педагогов -стажеров.
2. Конкретизировано содержание профессиональной компетентности по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста, как комплексной личностной характеристики, включающей владение педагогами знаниями о проектной деятельности дошкольников и способах ее организации в группе детского сада, желанием и интересом организации и вовлечение детей в проектную деятельность и практическими умениями ее организации.
3. Обосновано и разработано содержание диагностического инструментария и способы его предъявления педагогам, позволяющего оценить развитие профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста.
4. Обосновано и доказано, что развитие профессиональной компетентности по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста обеспечивают в совокупности такие педагогические условия: создание эталона развития профессиональной компетентности педагога по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста, способствует становлению мотивационного компонента профессиональной компетентности; разработка содержания программы стажировки на основе модульного способа способствует становлению когнитивного компонента, то есть обогащению знаний о проектной деятельности дошкольников и способах ее организации в группе детского сада. Вовлечение педагогов в процесс создания собственных методических находок развивает деятельностный компонент профессиональной компетентности, т.е. умения организации и взаимодействия с детьми в проектной деятельности.
Теоретическая значимость исследования: раскрыты существенные проявления технологии стажировки применительно к развитию профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста. Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены педагогические условия развития профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста в процессе стажировки, что приносит вклад в развитие и обогащение теории профессиональной педагогики.
Практическая значимость исследования определяет достаточно высокий потенциал применения стажировки как образовательной технологии в практике профессионального развития педагогов дошкольного образования. Разработаны: эталон развития профессиональной компетентности педагога по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста; содержание программы стажировки на основе модульного способа, этап технологии стажировки, позволяющего педагогам стать создателями собственных методических находок.
Апробация и внедрение результатов исследования реализовывались в ходе организации опытно-экспериментальной работы, проводимой с педагогами дошкольных образовательных организаций г. Назарово Красноярского края в качестве куратора методического объединения по организации проектной деятельности детей. Результаты и основные идеи исследования выносились для обсуждения на заседания кафедры психологии и педагогики детства КГПУ им. В.П. Астафьева и научно-исследовательского семинара магистрантов программы «Управление в системе дошкольного образования»; XXI Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании» (Красноярск, 2020); круглый стол «Управление дошкольной образовательной организации на этапе стандартизации» в рамках VI Психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой «Современное психолого-педагогическое образование» (Красноярск, 29 октября 2020).
Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованных источников и Приложения.
Диссертационное исследование, посвященное проблеме развития профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста, позволило сделать такие выводы, выраженные в положениях.
Профессиональная компетентность педагога по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста трактуется, как комплексная личностная характеристика, включающая владение педагогами знаниями о проектной деятельности дошкольников и способах ее организации в группе детского сада, желание и интерес к организации и вовлечению детей в проектную деятельность и практические умения ее организации. В практике профессионального образования активно изучаются пути и средства развития и формирования профессиональных компетентностей педагогов, в числе которых - технология стажировки.
Стажировка с позиции нашего исследования может трактоваться как формы образовательной деятельности педагогов, у стажера появляется возможность реального участия в планировании, реализации, оценивании и коррекции процесса своего профессионального развития. Посредством применения стажировки обеспечивается индивидуализированное, учитывающее сильные и слабые стороны профессиональной компетентности конкретного педагога включение в профессиональную деятельность, обеспечивающее ее развитие и получение практического результата, который будет использован педагогом в дальнейшей профессиональной деятельности. Стажировка педагогов характеризуется: ориентацией обучения на практику; направленностью на освоение наиболее современных методов, методик и технологий профессиональной деятельности в условиях реальной педагогической практики; накоплением профессионального опыта; индивидуальным характером организации деятельности педагогов-стажеров.
Развитие профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста реализуется через совокупность педагогических условий, направленных на развитие когнитивного, мотивационного и деятельностного компонентов исследуемой компетентности. Опора на современные исследования педагогической науки в области дошкольной и профессиональной педагогики позволила выделить содержание стажировки и способов его предъявления педагогам, способствующие развитию профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста. В качестве педагогических условий определены следующие: создание педагогами эталона развития профессиональной компетентности по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста; использование модульного способа построения содержания программы стажировки в целях обеспечения индивидуализации развития профессиональных компетентностей каждого педагога; выделение в технологии стажировки педагогов ДОО этапа разработки методического продукта, позволяющего педагогам стать создателями собственных методических находок. Перечисленные условия обоснованы нами как значимые для перехода профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста на более высокий уровень развития.
Отмеченные условия были последовательно реализованы в процессе стажировки педагогов детского сада по вопросам организации проектной деятельности детей дошкольного возраста.
В рамках реализации первого условия разрабатывался эталон развития профессиональной компетентности педагога по организации проектной деятельности дошкольников: его компоненты и показатели, содержание уровней развития; способы его предъявления педагогам. Осуществлялось уточнение педагогами собственных эталонов развития профессиональной компетентности, сопоставление с которыми было организовано на вводном и заключительном этапах стажировки.
Внедрение второго условия осуществлялось в индивидуальной работе с педагогами по следующему алгоритму: проведен качественный анализ результатов диагностического исследования уровней развития исследуемой профессиональной компетентности каждого педагога с целью выявления сильных и слабых сторон в ее развитии; в рамках индивидуальных обсуждений с каждым педагогом результатов исходного уровня развития профессиональной компетентности выделены дефициты развития профессиональной компетенции. В целях обеспечения индивидуализации развития исследуемой профессиональной компетентности педагогам было предложено модульное построение программы стажировки с учетом содержания дефицитарного содержания, собственного темпа освоения, доступного уровня самостоятельности.
В рамках реализации третьего условия был разработан и реализован новый технологический этап стажировки - разработки методического продукта. Каждый педагог-стажер, исходя из возраста своих воспитанников, их интересов и интересов собственных, создал собственную методическую разработку и реализовал ее. Педагоги в ходе реализации данного условия получали методическое сопровождение и поддержку со стороны методической службы.
Эффективность апробации выделенных педагогических условий подтверждается наличием положительных изменений в экспериментальной группе респондентов: возросло количество педагогов со средним и высокими уровнями развития всех компонентов профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста - зафиксированная на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы с использованием метода статистической обработки данных - критерий Фишера.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы показали, что создание взаимосвязанных педагогических условий - создание педагогами эталона развития профессиональной компетентности по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста; использование модульного способа построения содержания программы стажировки в целях обеспечения индивидуализации развития профессиональных компетентностей каждого педагога; выделение в технологии стажировки педагогов ДОО этапа разработки методического продукта, позволяющего педагогам стать создателями собственных методических находок - обеспечивает актуализацию и расширение знаний педагогов о проектной деятельности детей и способах ее организации, способствует мотивации педагогов к вовлечению детей в проектную деятельность и обогащает опыт педагогов в организации проектной деятельности детей дошкольного возраста.
Положительная динамика развития профессиональных компетентностей педагогов, диагностированная в ходе диссертационного исследования, позволяет считать выдвинутую гипотезу подтвержденной, задачи исследования - выполненными.
Профессиональная компетентность педагога по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста трактуется, как комплексная личностная характеристика, включающая владение педагогами знаниями о проектной деятельности дошкольников и способах ее организации в группе детского сада, желание и интерес к организации и вовлечению детей в проектную деятельность и практические умения ее организации. В практике профессионального образования активно изучаются пути и средства развития и формирования профессиональных компетентностей педагогов, в числе которых - технология стажировки.
Стажировка с позиции нашего исследования может трактоваться как формы образовательной деятельности педагогов, у стажера появляется возможность реального участия в планировании, реализации, оценивании и коррекции процесса своего профессионального развития. Посредством применения стажировки обеспечивается индивидуализированное, учитывающее сильные и слабые стороны профессиональной компетентности конкретного педагога включение в профессиональную деятельность, обеспечивающее ее развитие и получение практического результата, который будет использован педагогом в дальнейшей профессиональной деятельности. Стажировка педагогов характеризуется: ориентацией обучения на практику; направленностью на освоение наиболее современных методов, методик и технологий профессиональной деятельности в условиях реальной педагогической практики; накоплением профессионального опыта; индивидуальным характером организации деятельности педагогов-стажеров.
Развитие профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста реализуется через совокупность педагогических условий, направленных на развитие когнитивного, мотивационного и деятельностного компонентов исследуемой компетентности. Опора на современные исследования педагогической науки в области дошкольной и профессиональной педагогики позволила выделить содержание стажировки и способов его предъявления педагогам, способствующие развитию профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста. В качестве педагогических условий определены следующие: создание педагогами эталона развития профессиональной компетентности по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста; использование модульного способа построения содержания программы стажировки в целях обеспечения индивидуализации развития профессиональных компетентностей каждого педагога; выделение в технологии стажировки педагогов ДОО этапа разработки методического продукта, позволяющего педагогам стать создателями собственных методических находок. Перечисленные условия обоснованы нами как значимые для перехода профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста на более высокий уровень развития.
Отмеченные условия были последовательно реализованы в процессе стажировки педагогов детского сада по вопросам организации проектной деятельности детей дошкольного возраста.
В рамках реализации первого условия разрабатывался эталон развития профессиональной компетентности педагога по организации проектной деятельности дошкольников: его компоненты и показатели, содержание уровней развития; способы его предъявления педагогам. Осуществлялось уточнение педагогами собственных эталонов развития профессиональной компетентности, сопоставление с которыми было организовано на вводном и заключительном этапах стажировки.
Внедрение второго условия осуществлялось в индивидуальной работе с педагогами по следующему алгоритму: проведен качественный анализ результатов диагностического исследования уровней развития исследуемой профессиональной компетентности каждого педагога с целью выявления сильных и слабых сторон в ее развитии; в рамках индивидуальных обсуждений с каждым педагогом результатов исходного уровня развития профессиональной компетентности выделены дефициты развития профессиональной компетенции. В целях обеспечения индивидуализации развития исследуемой профессиональной компетентности педагогам было предложено модульное построение программы стажировки с учетом содержания дефицитарного содержания, собственного темпа освоения, доступного уровня самостоятельности.
В рамках реализации третьего условия был разработан и реализован новый технологический этап стажировки - разработки методического продукта. Каждый педагог-стажер, исходя из возраста своих воспитанников, их интересов и интересов собственных, создал собственную методическую разработку и реализовал ее. Педагоги в ходе реализации данного условия получали методическое сопровождение и поддержку со стороны методической службы.
Эффективность апробации выделенных педагогических условий подтверждается наличием положительных изменений в экспериментальной группе респондентов: возросло количество педагогов со средним и высокими уровнями развития всех компонентов профессиональной компетентности педагогов по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста - зафиксированная на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы с использованием метода статистической обработки данных - критерий Фишера.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы показали, что создание взаимосвязанных педагогических условий - создание педагогами эталона развития профессиональной компетентности по организации проектной деятельности детей дошкольного возраста; использование модульного способа построения содержания программы стажировки в целях обеспечения индивидуализации развития профессиональных компетентностей каждого педагога; выделение в технологии стажировки педагогов ДОО этапа разработки методического продукта, позволяющего педагогам стать создателями собственных методических находок - обеспечивает актуализацию и расширение знаний педагогов о проектной деятельности детей и способах ее организации, способствует мотивации педагогов к вовлечению детей в проектную деятельность и обогащает опыт педагогов в организации проектной деятельности детей дошкольного возраста.
Положительная динамика развития профессиональных компетентностей педагогов, диагностированная в ходе диссертационного исследования, позволяет считать выдвинутую гипотезу подтвержденной, задачи исследования - выполненными.



