Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования гигиенических знаний в школьном курсе биологии 8 класса 7
1.1 История изучения санитарно-гигиенических знаний в
школьном курсе биологии 7
1.2 Возможности школьного курса биологии (8 класс) в формировании санитарно-гигиенических знаний у обучающихся .••••••••••• .••••••••..................................................................... ^9
ГЛАВА 2. Многообразие микроорганизмов, их значение в жизни
человека 16
2.1 Бактерии и их виды 16
2.2 Микрофлора кожи человека 19
2.3 Влияние бактерий на организм человека 22
ГЛАВА 3. Экспериментальная методика изучения охраны здоровья в школьном курсе биологии (8 класс) 24
3.1. Констатирующий этап педагогического эксперимента.. ..26
3.2. Формирующий этап педагогического эксперимента 31
Выводы 55
Библиографический список 58
Актуальность. Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации на 2018 - 2024 годы является реализация национального проекта «Здоровье нации», направленного на формирование у россиян стандартов гигиенической культуры. В рамках данного проекта особое внимание уделяется изучению влияния различных факторов окружающей среды на организм человека, а также анализу, оценке и прогнозированию их воздействия на здоровье людей.
В современном мире наряду с инновационными технологиями появилось очень много новых самых разных заболеваний. Это связывают с другой глобальной проблемой таянием ледников, т.к. застывшие миллионы лет назад вирусы и бактерии оживают, странствуют по воде и мутируют. В связи с этим очень часто из средств массовой информации мы можем услышать о вспышках всё новых и новых заболеваний. Если почитать учебники истории или посмотреть исторические фильмы, то можно составить огромный список заболеваний, которые раньше были неизлечимы и смертельны. Сейчас многие из них научились лечить или совсем побороть, но этим заболеваниям на смену приходят другие, побороть которые человечество пока не в силах. В связи со всем этим очень остро встает вопрос о предотвращении и профилактике некоторых заболеваний, о том как научить самостоятельно выявлять первые симптомы заболевания. Ведь они возникают не только вследствие генетических нарушений, травм или влияний окружающей среды, а так же в результате пренебрежения средствами гигиены.
Несмотря на увеличивающийся темп жизни в мегаполисах, люди не пренебрегают личной гигиеной. Сейчас это понятие о личной гигиене охватывает гораздо больший спектр мер, чем раньше. Это не только регулярное мытье тела и волос, а также чистка зубов и стирка, но и эпиляция, использование дезодоранта или антиперспиранта, своевременный маникюр и педикюр, аппаратные процедуры, в том числе нанесение татуировок на тело.
Аккуратный внешний вид - это не только залог собственного здоровья, но и проявление уважения к социуму, ведь в мегаполисах людям приходится сталкиваться друг с другом гораздо чаще и взаимодействовать плотнее.
Учитывая резкое ухудшение экологической обстановки, а в связи с этим и состояния здоровья населения (увеличение аллергических, нервнопсихических, онкологических, сердечно-сосудистых и других заболеваний), первостепенной задачей биологического образования является расширение и углубление знаний о факторах, влияющих на здоровье человека, способах и средствах, предупреждающих нарушение здоровья и способствующих его улучшению.
Забота о своем здоровье должна воспитываться в детях с самого раннего возраста. Именно поэтому в детских садах и школах одно из актуальных направлений воспитания стало гигиеническое воспитание.
Ведущая роль в успешном осуществлении программ, направленных на охрану здоровья нашего населения, принадлежат гигиене и санитарии. Проблема гигиенического воспитания обучающихся всегда занимала и сейчас занимает достаточно значительное место в педагогических исследованиях. Вопросы формирования у обучающихся знаний и деятельности по различным аспектам здоровья исследовались В.М. Антиповой, Е.П. Бруновт, Л.Г. Ворониным, А.Н. Захлебным, Л.С. Заянчковской, И.Д. Зверевым, Л.А. Ивашовой, И.Н. Пономаревой, Л.В. Ребровой, А.Г. Хрипковой, Д.Д. Утешинским и др. Статьи, посвященные проблемам охраны здоровья, постоянно встречаются на страницах журнала «Биология в школе» и другой методической литературе, периодической печати.
Курс биологии обладает наиболее широкими возможностями для ознакомления обучающихся с основами медицинских знаний, включающих в себя санитарно-гигиенические знания и умения.
Перечисленные выше проблемы современного мира повлияли на выбор данной темы: методика изучения охраны здоровья в школьном курсе биологии (8 класс).
Актуальность темы определила цель работы - усовершенствование содержания и методики обучения гигиены в курсе биологии 8 класса.
В соответствии с целью определены объект и предмет исследования.
Объектом исследования является процесс обучения биологии в 8 классе.
Предмет исследования: методика обучения биологии с применением методических условий, способствующих формированию знаний и способов деятельности обучающихся по поддержанию и укреплению здоровья человека.
Гипотеза исследования - экспериментальная методика обучения медикогигиеническим знаниям и навыкам здорового образа жизни обучающихся в современных условиях будет достигнута, если:
- определены структура и содержание курса на основе фундаментальных и прикладных знаний о здоровье человека;
- если будет разработан и целенаправленно использован учебно- методический комплекс, направленный на овладение системой знаний и практических умений в области сохранения и укрепления здоровья;
- если включены методы самооценки и самоконтроля здоровья обучающихся.
Для достижения цели потребовалось решение следующих задач:
1) изучить научно-педагогическую, методическую и специальную
литературу по исследуемой проблеме;
2) выявить возможности школьного курса биологии 8 класса в
формировании гигиенических знаний;
3) разработать экспериментальную методику обучения по формированию гигиенических знаний в школьном курсе биологии и выявить ее эффективность при изучении темы «Микроорганизмы»;
4) выявить методические условия, способствующие формированию знаний и способов деятельности обучающихся по поддержанию и укреплению здоровья человека.
Работа была проведена в несколько этапов:
- на начальном этапе была сформулирована научная проблема, обоснована актуальность выбора темы. Выявлены цели и задачи, указаны объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, проведён сбор и обработка информации;
- второй этап включал изучение специальной, учебной, методической, медицинской литературы, статей из периодических изданий, материалов интернет ресурсов при изучении биологического материала, включающих санитарно-гигиеническое содержание;
- на третьем этапе работы проводились наблюдение, тестирование, анкетирование, статистическая обработка данных, сбор, анализ и обобщение результатов, оформлены выводы, выпускная квалификационная работа, сформулированы рекомендации для учителей биологии.
Достоверность полученных результатов подтверждается наличием и объемом исходного материала и апробацией результатов исследований в практике.
Педагогический эксперимент осуществлялся на базе МБОУ СОШ № 72 им. М.Н. Толстихина г. Красноярска (2018-2019 учебный год). Количество обучающихся - 52, из них непосредственно принимали участие - 45 человек.
Работа состоит из введения, 3 глав, выводов и заключения. В работе представлены: 11 таблиц, 29 рисунков. Библиографический список включает в себя 59 источников информации.
Изучив научно-педагогическую, методическую и специальную
литературу по исследуемой проблеме, мы пришли к следующим выводам:
1) Проблема изучения охраны здоровья обучающихся всегда занимала и
занимает достаточно значительное место в педагогических исследованиях.
Вопросы формирования у обучающихся знаний и деятельности по различным
аспектам здоровья исследовались В.М. Антиповой, Е.П. Бруновт, Л.Г.
Ворониным, А.Н. Захлебным, Л.С. Заянчковской, И.Д. Зверевым, Л.А.
Ивашовой, И.Н. Пономаревой, Л.В. Ребровой, А.Г. Хрипковой, Д.Д.
Утешинским и др.
2) Современная школа работает в условиях, когда изменилось ядро
образования, требующее всестороннего развития личности обучающегося в
процессе обучения. Забота о здоровье становится обязанностью каждого. На
фоне всех учебных преобразований проблема охраны и укрепления здоровья
обучающихся приобретает еще большую актуальность. Вопросы охраны
здоровья, санитарно-гигиенические и медицинские понятия рассматриваются в
школьном курсе биологии в виде симптомов и особенно профилактики
некоторых заболеваний. Современный курс «Человек и его здоровье» не
56
утратил своей направленности на сохранение здоровья обучающихся. В него
входят понятия по гигиене дыхания, питания, труда, гигиене детей младшего
возраста и подростков. Эти сгиганитарно-гиенические понятия органически
связываются с анатомо-физиологическими понятиями. Определенное место
занимают практические занятия по научному оказанию первой помощи при
несчастных случаях, которые имеют медицинскую направленность.
3) Разработанная экспериментальная методика заключалась в
проведении мастер-класса по обработке рук по теме: «Изучение
микроорганизмов в школьном курсе биологии» с целью формирования у
обучающихся 8-х классов санитарно-гигиенических знаний, умений и навыков
и проведения занятий в виртуальной лаборатории, в которой па ра лле льное
совме ще ние програ мм и спе циа льного оборудова ния,позволяет проводить
ла бора торные ра боты, ста вить опыты бе з использова ния ре а льного
дорогостояще го оборудова ния.
4) Результаты теоретического и экспериментального исследования дают
основание утверждать, что успешное формирование и развитие знаний и
способов деятельности обучающихся 8 классов в области сохранения и
укрепления здоровья могут быть достигнуты при соблюдении следующих
организационно-педагогических условий:
- реальной деятельности обучающихся, направленной на изучение и
улучшение личного здоровья и окружающих людей;
- умения педагога выразить в процессе обучения свою позицию по
проблемам здоровья, сделать ее актуальной и значимой для обучающихся;
- причинно-следственного обоснования норм и требований здорового
образа жизни, адаптированного к индивидуальным и возрастным особенностям
обучающихся;
- усиление теоретического и практического аспектов знаний о здоровье
человека, комплексного использования взаимодействия медицинских и
гигиенических понятий, преемственного, поэтапного и непрерывного характера
их развития.
1. «Большой практикум по физиологии человека и животных», под ред. Л. Л. Васильева и И. А. Ветюкова. М., «Высшая школа», 1961.
2. Бабский Е. Б., Зубков А. А., Косицкий Г. И., Ходоров Б. И. Физиология а человека. М., «Медицина», 1972.
3. Боровицкий рП. И., [Винниченко сП. Ф., Крамаров Д. Я., Тулякова Г. М., i Яковлева О. С. Методика преподавания биологии. М., «Высшая школа», 1962.
4. й^руновт Е. П., ^Зверев И. Д., Малахова Г. Я. и др. Методика обучения i анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1973.
5. ЩБруновт Е. П., иМалахова уГ. Я., ыСоколова пЕ. А. Уроки манатомии, а физиологии и гигиены человека, изд.2. М., «Просвещение», 1972.
6. В.М., Казакова О.В., Зверев И.Д., Падалко Н.В. Наиболее полная работа - Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.// Пособие для учителей/ -М: Просвещение 1983 г. 320 с. С 6771.
7. Галкина Е.А. Технологии обучения биологии: учебно-методическое пособие. Красноярск, 2011. 176с.
8. Гальперин С. И. Анатомия и физиология человека. М., «Высшая школа», 1969.
9. Гоголева М.И. Основы медицинских знаний учащихся./- М: Просвещение 1983 г. 231 с. С 70-71.
10. Голикова Т. В., Иванова Н. В., Пакулова В. М. Теоретические вопросы у методики обучения биологии: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т а им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015.- 264 с.
11. мГоликова иТ.В., ^Галкина иЕ.А., Пакулова В.М. Технологии <и методики р обучения криологии. Традиционные (образовательные щгехнологии мпри в обучении биологии в основной школе: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, - Красноярск, 2009. - 176с.
12. «Голикова мТ.В., Иванова И.В., Пакулова В.М. Теоретические (вопросы методики обучения биологии: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013. - 264с.
13. Давиденко Д., Петленко В. и др. Основы здорового образа// ОБЖ. - 2003.
14. Ефграфов О.В. Диагностика по ДНК./ О.В. Ефграфов// Биология в школе - 2001 г. - №5 - С 10-14.
15. Жилина В.А., Фадеева Е. Н. Здоровый образ жизни. Предупреждение заболеваний./ В.А. Жилина// Биология в школе - 2010 г. - №5 - С 10-13....59