Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повышение уровня адаптации к школе учащихся первого класса

Работа №169177

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения процесса адаптации первоклассников к обучению в школе
1.1. Основные понятия, виды и сущность адаптации 7
1.2. Особенности психологического развития младшего школьника (6-7 лет).. 12
1.3. Характеристика психолого-педагогической деятельности по повышению уровня
адаптации первоклассников 15
Выводы по первой главе 25
Глава II. Эмпирическое исследование уровня адаптации первоклассников к школе
2.1. Методы исследования особенностей адаптации первоклассников в школе 27
2.2. Результаты диагностического исследования контрольной группы эксперимента 30 Программа профилактики дезадаптации первоклассников к школе, результаты
диагностического исследования экспериментальной группы 36
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Список использованных источников 55
Приложение


Независимо от того, в каком возрасте ребенок пошел в школу, он приобретает новую роль и социальный статус - ученик. Это можно считать появлением социального «Я» ребенка.
Формируется новая ситуация развития, выходящая за рамки семьи. Выделяется новый тип отношений со взрослыми, включающий задачу: ребенок - взрослый - задача. В центре социальной ситуации развития встает учитель. Учитель - это взрослый, передающий свои знания другим и оценивающий качество учебной деятельности.
Изменение внешней позиции влечет за собой изменения в самосознании ребенка, все то, что было ему значимо, переходит на задний план, а все то, что относится к обучению, становится значимым для него. Меняются ценности, взгляды ребенка. Когда ребенку действительно хочется и нравится обучаться в школе, зарождается такое понятие, как «внутренняя позиции школьника». Она обусловлена тем, что младший школьник выполняет обязанности ученика, соответствует поведению в учебной ситуации.
Ребенок, поднимаясь на ступень выше, переживает биологические и психологические трудности. Появляются состояния тревоги, капризы, замкнутость и т.п. Ребенку сложно самостоятельно привыкнуть к социальным изменениям и поэтому педагоги и родители должны помочь ребенку принять позицию школьника, а так же сопровождать и способствовать его успешной адаптации. Авторы определяют условия успешной адаптации: физиологическая и психологическая готовность, благоприятная окружающая среда.
Адаптация ребенка к школе является сложным процессом как психологически, так и физически. Психологическая адаптация характеризуется установлением благоприятного соответствия личности с окружающей средой, которая позволяет человеку вести деятельность, удовлетворять свои потребности, реализовывать цели, в то же время, обеспечивая соответствие деятельности человека и его поведения требованиям среды. Младшие школьники, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, чаще всего, не уверены в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают затруднения, страх перед учителями. Школьные страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов. Этой проблемой занимались многие исследователи-психологи (Александровская Э.М., Антропова М.В., Вайнер Э.Н., Казин Э.М., Качан Л.Г., Мухина В.С., Овчарова Р.В., Поздняков С.В. и др.), они выделяют эмоциональное отношение к школе как один из главных показателей успешной адаптации.
Психологи занимались проблемой готовности к школе (Гуткина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И и др), разработан ряд диагностик школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости. Рассматривая процесс адаптации младших школьников, исследователи большее внимание обращали на уровень развития интеллекта. Овчарова Р.В. пишет: «Готовность к школе может определяться по таким параметрам, как планирование, контроль, мотивация, уровень развития интеллекта». Известны многочисленные публикации, посвященные изучению трудностей школьной адаптации, ее критериев, уровней, этапов. Необходимо выделить понятие "дезадаптация", занимающее важное место в педагогической литературе и практике. Это понятие тесно связано со слабой успеваемостью, а причины их часто совпадают. В свою очередь, психологическая дезадаптация является причиной слабой успеваемости (Э.М. Александровская, Н.П. Вайзман, Е.В. Новикова и др.). А.Л. Венгер выделяет три уровня адаптации первоклассника. Недостаточность рассмотрения психологических особенностей адаптации в практическом приложении, дефицит исследования разработок психолого-психологических условий для адаптации первоклассников к школе обусловил выбор темы нашей исследовательской работы.
Цель исследования - выявить и теоретически обосновать особенности психолого-педагогической деятельности по повышению уровня адаптации первоклассников к школьному обучению.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
• Выявить особенности, влияющие на повышение уровня адаптации первоклассников.
• Провести констатирующую диагностику на определение уровня адаптации
первоклассников к школе.
• Разработать программу, способствующую повышению уровня адаптации
первоклассников к школьным условиям.
• Проанализировать и интерпретировать результаты.
Объект исследования - процесс адаптации первоклассников к школе.
Предметом исследования является психолого-педагогическая деятельность по повышению уровня адаптации первоклассников к школе.
Гипотеза исследования - уровень адаптации первоклассников повысится, если психолого-педагогическая деятельность будет отвечать следующим требованиям:
- будут выявлены и классифицированы основные факторы, влияющие на процесс адаптации;
- разработана и реализована комплексная программа, направленная на создание оптимальных психолого-педагогических условий для повышения уровня адаптации к школе учащихся первого класса.
База исследования: 12 учащихся первого класса общеобразовательной школы Новоселовского района Красноярского края.
Методы исследования:
1. теоретические - анализ теоретических аспектов исследования условий для успешной адаптации к школе;
2. эмпирические - карта наблюдения Э.М. Александровской, цветовой метод Люшера в модификации Л.А. Ясюковой, изучение мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе (Методика А.Б.Эльконина и Л.Г.Венгера).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель нашего исследования - выявить и теоретически обосновать особенности психолого-педагогической деятельности по повышению уровня психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
• Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
• Выявить особенности, влияющие на повышение уровня адаптации первоклассников.
• Провести констатирующую диагностику на определение уровня адаптации первоклассников к школе.
• Разработать программу, способствующую повышению уровня психологической адаптации первоклассников к школьным условиям.
• Проанализировать и интерпретировать результаты.
После анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, мы провели диагностику уровня адаптации первоклассников на начальном этапе - октябрь 2017 г. Для этого был использован следующий диагностический инструментарий:
1. Скрининговая диагностика — карта наблюдения по Э.М. Александровской.
2. Цветовой метод Люшера (в модификации Л.А. Ясюковой).
3. Изучение мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе (Методика А.Б.Эльконина и Л.Г.Венгера).
Проанализировав результаты контрольной группы без психолого¬педагогической деятельности, мы определили уровень адаптации первоклассников к школе - 2 уровень (средний). Мы сделали вывод, что без психолого-педагогического воздействия уровень адаптации первоклассников существенно не изменится, таким образом, мы определили следующий шаг нашей работы - разработка программы, которая способствует повышению уровня адаптации первоклассников к школьным условиям. Совместно с классным руководителем 1 класса мы подобрали программу на основе выделенных нами критериев для успешной адаптации: эмоциональное состояние, сформированность внутренней позиции школьника и взаимоотношения в школе. Основная цель программы - повышение уровня адаптации первоклассников. Программа была реализована с учащимися экспериментальной группы, в которую входят 12 первоклассников в возрасте 7-8 лет. Сроки действия программы - с октября 2017 года до февраля 2018 года.
Программа была реализована с целью проверки нашей гипотезы: уровень адаптации первоклассников повысится, если психолого-педагогическая деятельность будет отвечать следующим требованиям:
- будут выявлены и классифицированы основные факторы, влияющие на процесс адаптации;
- разработана и реализована комплексная программа, направленная на создание оптимальных психолого-педагогических условий для повышения уровня адаптации к школе учащихся первого класса.
По окончанию срока действия программы мы провели диагностику экспериментальной группы для исследования изменений уровня адаптации первоклассников к школьным условиям с использованием того же самого диагностического инструментария. По результатам вторичной диагностики мы сделали вывод, что после внедрения программы профилактики дезадаптации первоклассников к школе успешно изменился уровень адаптации первоклассников:
1. Результаты скринингового наблюдения по Э.М. Александровой:
Высокий уровень - 10 учеников (83,3%);
Средний уровень - 2 ученика (16,6%).
Дети успешно справляются с учебной деятельностью, положительно воспринимают и хорошо усваивают школьные нормы и правила. Имеют хороший уровень общения с одноклассниками и учителем. Ребенок мирный, дисциплинированный, ответственный, справедлив, нормы поведения принимает и выполняет.
2. Уровень мотивационной готовности учащихся 1 класса за февраль 2018 г.:
Высокий уровень - 6 учеников (50%);
Средний уровень - 4 ученика (33,3%);
Низкий уровень - 2 ученика (16,6%).
Ребенку нравится учиться, нравится посещать школу, получать знания и узнавать что-то новое.
3. Уровень эмоционального состояния учащихся первого класса за февраль 2018 г.:
Высокий уровень - 9 учеников (75%);
Средний уровень - 2 ученика (16,6%);
Низкий уровень - 1 ученик (8,3%).
У ребенка наблюдается положительное отношение к школе, установка, эмоциональное состояние, хорошее настроение. Ученик с радостью посещает школу, общается, имеет друзей, учитель выступает в качестве друга и помощника.
Общий уровень адаптации младших школьников до внедрения школьной программы профилактики дезадаптации первоклассников являлся 2 (средний) уровень - у ребенка частично сформирована внутренняя позиция школьника, учебный мотив имеет эпизодический характер, т.е. сменяется на игровой или оценочный, эмоциональная нестабильность.
В феврале 2018 г. после проведения контрольной диагностики мы определили уровень адаптации экспериментальной группы - 1 (высокий) уровень адаптации - у первоклассников преобладает учебный мотив, положительное эмоциональное отношение к школьным условиям, и полное принятие позиции школьника.
Исходя из полученных в нашем исследовании данных, можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. После реализации комплексной программы профилактики дезадаптации, направленной на создание оптимальных психолого-педагогических условий для обучения младших школьников, уровень адаптации первоклассников повысился.



1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки //Избр. психол. тр. -М., 1980.-С. 133-161.
2. Безруких М. М., Фарбер Д. А. Физиология развития ребенка //Руководство по возрастной физиологии. М: Модэк. - 2010. - 210 с.
3. Безруких М.М. Ребенок идёт в школу / М.М.Безруких, С.П.Ефимова. - М., 2000. - 240 с.
4. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. - М.:Эксмо, 2009. - 464 с.
5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.
6. Блонский П. П. Педология : учеб. для высш. пед. учеб. заведений. — Изд. 2-е. — М. : Гос. учеб-пед. изд-во, 1936. — 336 с.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.:
Просвещение, 1968., Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. М- 1994.- 192 с.
9. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной.- М., 1972.-С. 7-44.
10. Венгер Л.А. Психологическая готовность детей к школьному обучению. - М.: Педагогика, 1985. - 112 с.
11. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч.:
В 6 т. - М, 1984. - Т. I. - С. 376-385.
12. Горкин А. П. Иллюстрированный энциклопедический словарь //Энциклопедические словари. - 2001. - 1439 с.
13. Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению//М.: Психологическое образование, 1997. — 235 с.
14. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения - М.: Директ-Медиа, 2008. - 613 с.
15. Ильина М. Н. Подготовка к школе. - М.; СПб.: Питер, 2007. - 160 с.
16. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников //М.:«Академия. - 2008.
17. Кривых С.В., Урбанская М.В. Готовность к школе: теоретический анализ понятия // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. - 2010. - № 2. - С. 75-86.
18. Люленкова О. Ю. Факторы адаптации детей к школе // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2012. — С. 84-87.
19. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. -- М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
20. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество//М.: Издательский центр «Академия». - 2006. - 608 с.
21. Овчарова Р. В. Практическая психология образования (учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов) //Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - Т. 2013. - №. 5.
22. Платонова А.А. Успешное завтра будущего первоклассника // Нач. школа., 2005, № 5.
23. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико -методологический аспект // Издательство «Наука» Новосибирск, 2002 - 173 с.
24. Савина, Н. Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины // Наука и школа. - 2011. - № 3. - С. 118-121.
25. Сомько А, Каффива Ю. Введение в школьную жизнь. Программа адаптационных занятий для первоклассников. Ж. Школный психолог. Приложение к газ. Первое сентября. - 1999, № 2 - 8-9 с.
26. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия: — М.: Изд-воЭксмо, 2005. - 672 с.
27. Сухарев А.В. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека: Москва, 1998 - 352 с.
28. Фарбер Д.А. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии: - М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. - 768с.
29. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь: Учеб.-метод. пособие. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 119 с.
30. Эльконин Д.Б. Психологические аспекты проблемы готовности к школьному обучению// Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду: тезисы всесоюзной научной конференции. М., 1971г. Ч.1.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ