Введение 4
Глава 1. Социокультурная компетенция в контексте современного иноязычного образования 8
1.1 Подходы и принципы современного иноязычного образования 8
1.2 Цели современного иноязычного образования. Компонентный состав
цели 14
1.3 Психологические особенности обучающихся 18
1.4 Социокультурная компетенция как составляющая коммуникативной
компетенции 21
1.5 Настольные игры как средство развития социокультурной компетенции
на уроках иностранного языка 26
Вывод по главе 1 31
Глава 2. Использование настольных игр на уроках английского языка в 7 классе как средства развития социокультурной компетенции 34
2.1 Анализ УМК “Forward” для 7 класса и уровня владения социокультурной
компетенции обучающихся 34
2.2 Настольные игры на уроках английского языка для 7 класса 39
Вывод по главе 2 43
Заключение 45
Список использованных источников 48
Приложение А 54
Приложение Б 57
Приложение В 58
Приложение Г 59
Приложение Д 60
Приложение Е 61
Приложение Ж 62
Приложение З 63
Приложение И 64
Приложение К 65
Приложение Л 66
Приложение М 67
В современном мире, с одной стороны, четко прослеживается тенденция стирания границ между странами, национальностями, нациями и народами, что представляет собой необратимый процесс глобализации. С другой стороны, политическая реальность далека от идеала: ежедневно возникают новые внешние вооруженные конфликты, переходящие в войны. Образование, как составляющее одной из сфер жизни общества, должно отвечать требованиям современности, а это значит, что из школ должны выпускаться обучающиеся, готовые к реальности. Если сузить рамки до иноязычного образования, то на сегодняшний день его идеальной целью является поликультурная языковая личность, готовая к существованию в условиях сотрудничества и общения, принятия и понимания - то есть готовая и способная вести диалог культур.
Так, для реализации цели на уроках иностранного языка уделяют большое внимание формированию и развитию социокультурной компетенции, то есть ознакомлению с историей, бытом, культурой родной страны и стран изучаемого языка. Несмотря на то, что современная методика способна предложить большое количество способов работы с данной частью иноязычной коммуникативной компетенции, эта область еще недостаточно исследована. В результате анализа учебно-методического комплекса серии “Forward” для ступени основного общего образования было выявлено, что в нем представлен недостаточно разнообразный спектр заданий для формирования и развития социокультурной компетенции.
Необходимость выбора наиболее эффективных средств развития и формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка на ступени основного общего образования определяет актуальность исследования. Однако, разработки, в нем представленные, могут быть полезными для работы на всех ступенях образования, в рамках уроков других иностранных языков и по другим УМК.
Объектом исследования является процесс формирования социокультурной компетенции.
Предметом исследования являются настольные игры как одно из средств формирования и развития социокультурной компетенции.
Цель работы - изучение теории вопроса и разработка настольных игр, направленных на развитие и формирование социокультурной компетенции на уроках английского языка в 7 классе.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Ознакомиться с подходами и принципами современного иноязычного образования
2. Рассмотреть цели современного иноязычного образования и компонентный состав цели
3. Обобщить психологические особенности обучающихся
4. Изучить социокультурную компетенцию как составляющую
коммуникативной компетенции
5. Исследовать литературу по настольным играм как средству развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка
6. Проанализировать УМК “Forward” для 7 класса и уровень владения социокультурной компетенцией обучающихся
7. Разработать настольные игры для уроков английского языка в 7 классе и определить их эффективность на практике
Теоретическую базу работы составили нормативные документы, регламентирующие процесс обучение иностранным языкам на ступени основного общего образования, работы в области изучения обучения и воспитания Г.В. Роговой [Рогова, 1982], Д.Б. Эльконина [Эльконин, 1987], А.А Миролюбова [Миролюбов, 2010], Е.Н. Солововой [Соловова, 2006], труды посвященные социокультурной компетенции Бим И.Л. [Бим, 1977], Пассова Е.И. [Пассов, 1991], Зимней И.А. [Зимняя 2006], Муравьевой Н.Г. [Муравьева, 2011].
Методы исследования, использованные в работе: анализ научной литературы по теме, анализ учебно-методического комплекса, опрос, обработка и сравнение полученных данных...
Динамика изменений в современном мире отражается в изменениях всех сфер человеческой жизни, в том числе и образования. С одной стороны, благодаря постоянному развитию технологий людям становится все проще общаться друг с другом, но, с другой стороны, процесс коммуникации выстраивается затрудненно, преодолевая преграды непонимания и неприятия. Чтобы облегчить диалог культур, требуемый условиями современности, в обучении иностранному языку произошли изменения, породившие иноязычное образование, предполагающее соизучение языков и культур. Цель иноязычного образования - поликультурноязыковая личность, готовая и способная к сотрудничеству с представителями других культур. Достижение этой цели возможно путем формирования и развития социокультурной компетенции обучающихся в школах.
Для достижения поставленной цели в главе 1 мы ознакомились с подходами и принципами современного иноязычного образования, рассмотрели цели современного иноязычного образования и компонентный состав цели, обобщили психологические особенности обучающихся, изучили социокультурную компетенцию как составляющую
коммуникативной компетенции, исследовали литературу по настольным играм как средству развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка. В ходе работы над теоретической частью исследования были сделаны выводы о том, что эффективное средство обучения должно соответствовать ряду требований, например, отвечать интересам обучающихся подросткового возраста.
По ФГОС ООО изучение иностранного языка должно обеспечить не только обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета, но и приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами:
На уроках иностранного языка социокультурная компетенция формируется путем изучения и применения в речи лингвострановедческой информации, включающей в себя национально окрашенные лексические единицы. Также уделяется внимание языковым особенностям социальных слоев, представителей разных поколений, полов, общественных групп и диалектов, национально-специфическим моделям поведения, социо- и культурнообусловленным сценариям.
Достижение цели иноязычного образование невозможно без учета возрастных особенностей обучающихся. Так, обучающиеся подросткового возраста отличаются неустойчивой мотивацией к учению, вовлечением в учебный процесс эмоций и чувств, появлением потребностей в самоутверждении и отстаивании своей позиции, особым отношением к коллективу и своему месту в нем, возросшей соревновательно-состязательной потребностью...
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя. М.:
Просвещение, 1987. 144с.
2. Архипова М. В. Особенности иностранного языка как учебного
предмета на современном этапе образования // КПЖ. 2015. №4-1
[Электронный ресурс] URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti- inostrannogo-yazyka-kak-uchebnogo-predmeta-na-sovremennom-etape- obrazovaniya (дата обращения: 03.08.2019).
3. Бегларян С.Г. Обучающие игры на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. Науч. Конф. Уфа: Лето. 2013. С. 77 - 79.
4. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. 288 с.
5. Вербицкая М.В. “Forward”. Английский язык: 7 класс: книга для учителя с ключами. М.: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2016. 224c.
6. Выготский Л. С. Психика, сознание, бессознательное. М: изд-во БЗО при педагогическом факультете 2-го МГУ. 1930. №4. С. 48-61.
7. Генсицкая Э. А. Роль социокультурной компетенции в овладении
иностранным языком // Вестник науки и образования. 2014. №2 (2) [Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/rol-
sotsiokulturnoy-kompetentsii-v-ovladenii-inostrannym-yazykom (дата
обращения: 11.08.2019).
8. Горнакова Н.В. Игровые технологии как способ компетентностного
подхода [Электронный ресурс]. URL: http:ZZxn—i 1 abbnckbmcl9fb.xn—
p 1 aiZ%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8Z596556Z (дата обращения 19.04.20).
9. Даниленко А. С. Структура иноязычной коммуникативной
компетенции // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. №1 (35) [Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/struktura- inoyazychnoy-kommunikativnoy-kompetentsii (дата обращения:
01.06.2020).
10. Достоинства и недостатки технологий обучения [Электронный
ресурс]. URL:
http:ZZwww.eqis.ru/texnologiiZdostoinstva i nedostatki texnologij obucheni ja.php (дата обращения 10.04.19).
11. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследоват. Центр проблем качества подгот. Специалистов, 2004. 40с.
12. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования//Интернет-журнал «Эйдос». 2006 [Электронный ресурс]. URL: www.еidos.ru/journal/20056/0505.htm
13. Козлов Н.И. Психология подросткового возраста [Электронный
ресурс]. URL: https:ZZwww.psychologos.ruZarticlesZviewZpsihologiya-
podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 13.04.2020).
14. Коломийченко Л.В., Груздева И.В. Социокультурная компетентность:
ее культурологические аспекты, сущность, подходы к определению //
Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1
[Электронный ресурс] URL:
http:ZZwww.science-education.ruZruZarticleZview?id=19433 (дата
обращения: 11.08.2019).
15. Комарова Л. Н., Захаренко Е. Н., Нечаева И. В. Новый словарь иностранных слов: 25 000 слов и словосочетаний. - М.: «Азбуковник», 2003. 540с...46