Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К СОВЕРШЕНИЮ МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №169153

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы160
Год сдачи2020
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К СОВЕРШЕНИЮ МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Способность к совершению морального выбора как психолого-педагогическая категория 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития способности к
моральному выбору у детей старшего дошкольного возраста 26
1.3. Структура понятия способности к совершению морального выбора детьми
старшего дошкольного возраста 37
1.4. Психолого-педагогические условия развития способности к совершению
морального выбора детьми старшего дошкольного возраста 43
Выводы по главе 1 56
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТИ К СОВЕРШЕНИЮ МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 58
2.1. Исследование актуального состояния развития способности к совершению
морального выбора детьми старшего дошкольного возраста 58
2.2. Разработка и реализация педагогических условий развития способности к совершению морального выбора детьми старшего дошкольного возраста ... 78
2.3. Результаты апробации педагогических условий развития способности к совершению морального выбора детьми старшего дошкольного возраста ... 89
Выводы по главе 2 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103
ПРИЛОЖЕНИЯ 109


Актуальность темы исследования: Развитие способности к совершению морального выбора у детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой современного общества. В последнее время в образовательных дошкольных учреждениях четко прослеживается тенденция развития интеллектуального потенциала детей старшего дошкольного возраста: инновационные образовательные технологии в обучении, дополнительное образование и т. п. Однако одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения была и остается задача воспитания детей способными сознательно регулировать свое поведение в соответствии с общепринятыми моральными нормами. Уровень нравственной воспитанности детей дошкольного возраста остается весьма низким. Безусловно, нравственная устойчивость личности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, но только те знания, которые глубоко осмыслены, которые проходят через чувства и волю человека, становятся руководством к действию, к совершению морального выбора.
Способность к совершению морального выбора детьми старшего дошкольного возраста была конкретизирована в различных аспектах дошкольного образования выдающимися отечественными педагогами Т.П. Авдуловой, Р.С. Буре, Д.М. Гришиным, Р.Н. Гуртовской, Е.А. Дмитриевой, В.В. Зайцевым, Л.Ю. Сироткиным, Н.А. Холиной и др.
В отечественной психологии теоретические проблемы совершения морального выбора рассматривали в русле теории деятельности Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Содержательным характеристикам поведения, направленного на соблюдение нравственных норм, детей дошкольного возраста посвящены исследования Р.С. Буре (гуманистическая направленность поведения), И.Н. Вавиловой, Л.В. Крайновой (нравственная активность), Н.В. Мельниковой (нравственное поведение), Э.И. Шараповой
(социально-ценностное поведение). Эмоционально-мотивационную стороны развития морального сознания исследовали А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования осуществлен анализ понятия способности к совершению морального выбора. Способность к совершению морального выбора - это совокупность представлений ребенка о нравственных эталонах, эмоциональное отношение к моральной норме, воплощенной в своих поступках и в поступках других а также совершение поступка в соответствии с нравственной нормой при совершении морального выбора. По своей сути, способность к совершению морального выбора это сложная система, в структуре которой выделяют моральное мышление, ценностные ориентации, моральные чувства и эмоции, а также моральные действия. Чтобы совершить моральный выбор, необходима способность к управлению (воля), являющаяся неотъемлемой частью морального сознания, мышления.
Так же сделан вывод о том, что главным новообразованием детей старшего дошкольного возраста в становлении способности к совершению морального выбора становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений, соподчинение мотивов, развитие самооценки, усвоение этических норм поведения, наличие таких качеств как: сопереживание, ответственность, воля, щедрость и др.
На основании исследований Т.П. Авдуловой выделены следующие критерии исследуемого понятия: способность к моральным суждениям, способность выражать моральные эмоции, ценностные ориентации, способность совершать моральные поступки.
На этапе констатирующего эксперимента в соответствии с выделенными критериями и индикаторами способности к совершению морального выбора был сформирован комплекс диагностических инструментов, состоящих из следующих диагностических блоков: изучение развития морального мышления дошкольников (моральные дилеммы, рисунок «Добро и зло»); изучение развития моральных эмоций дошкольников («Мой самый хороший и самый плохой поступок»); исследование ценностных ориентаций 99 дошкольников («Цветик-семицветик», некоторые показатели «Добро и зло»); изучение реального морального поведения дошкольников (проективный рисунок «Мой самый хороший и самый плохой поступок», методика «Честный лабиринт»).
В ходе диагностического исследования выявлено, что 33% детей имеют низкий уровень развития способности к совершению морального выбора; средний уровень продемонстрировали 60% старших дошкольников; только одному ребёнку (7% от общей численности выборки) свойственен высокий уровень развития способности к совершению морального выбора. Дети, находящиеся на среднем уровне морального развития показали знание моральной нормы, но не постоянную способность ее аргументации. У данной категории детей способность к проявлению сопереживания и сочувствия к другому присутствует. Дети, которые находящиеся на низком уровне способности к совершению морального выбора действует исходя из личных интересов, собственные интересы детей превалируют интересы окружающих, они могут знать моральную норму, но не всегда соблюдать ее. Способность к аргументации собственного выбора отсутствует, таким детям свойственно отвечать на вопросы типа «можно», «нельзя». Высокий уровень показал лишь 1 ребенок, он имеет представления о моральных нормах, способен анализировать и оценивать ситуации при наличии в них моральной дилеммы, а также способен аргументировать собственный выбор в условиях моральной дилеммы. В своих ответах называет обобщенную норму и дает обоснование универсального правила. Выражает эмоциональную реакцию на соблюдение или нарушение моральной нормы, ориентируется на альтруистические ценности...


1. Авдулова Т.П., Хузеева Г.Р. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника. М., 2013. 138 с.
2. Аксенов Е.Г., Захарова Т.Н., Авдулова Т.П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности дошкольника. М., 2007. 412 с.
3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 2014. 139 с.
4. Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001. 671 с.
5. Арсеньев А.С. Научное образование и нравственное воспитание // Психологические проблемы нравственного воспитания детей: сборник статей / Под ред. Ф.Т. Михайлова. М., 1979. С. 10-34.
6. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М., 1983. 99 c.
7. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: цели, средства, результаты. Томск, 1977. 200 с.
8. Бахтин М.М. К Философии поступка // Собрание сочинений: В 7 т. Т.1. Философская эстетика 1920-х Гг. М., 2003. С. 8-12.
9. Божович Л.И. Нравственное формирование личности
дошкольника в коллективе. М., 1987. 528 с.
10. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического бакалавриата. М., 2018. 218 с.
11. Большой энциклопедический словарь.
URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/bes.html (дата обращения 12.12.2018).
12. Бреслав Г.М. Композиционная теория эмоций: к пониманию моральных эмоций и любви // Психология. Журнал Высшей школы экономики. М., 2015. №4. С. 81-102
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompozitsionnaya-teoriya-emotsiy-k-
ponimaniyu-moralnyh-emotsiy-i-lyubvi (дата обращения: 21.09.2019).
13. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: методическое пособие. М., 2011. 76 с.
14. Буре Р.С., Година Г.Н. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М., 2016. 196 с.
15. Воловикова М.И., Мустафина Л.Ш. Представления о совести в российском менталитете. М., 2016. 144 с...60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ