Введение 3
Глава 1. Повышение уровня общей физической подготовленности обучающихся 8 класса через занятия гимнастикой на уроках физической культуры 6
1.1. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности
обучающихся 8 класса 6
1.2. Определение понятий «физическая подготовленность» и «общая
физическая подготовка», методика развития, способы оценивания 16
1.3. Методика проведения занятий гимнастикой на уроках физической
культуры обучающихся 8 класса 21
Глава 2. Методы и организация исследования 30
2.1. Методы исследования 30
2.2. Организация исследования 33
Глава 3. Оценка и обоснование результативности применения комплекса упражнений, направленного на повышение уровня общей физической подготовленности обучающихся 8 класса через занятия гимнастикой на уроках физической культуры 36
3.1. Обоснование и разработка комплекса упражнений, направленного на
повышение уровня общей физической подготовленности обучающихся 8 класса через занятия гимнастикой на уроках физической культуры 36
3.2. Оценка результативности разработанного комплекса упражнений, направленного на повышение уровня общей физической подготовленности обучающихся 8 класса через занятия гимнастикой на уроках физической культуры 41
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Актуальность. В современном обществе ввиду повсеместного распространения цифровых средств общения, различных гаджетов уровень двигательной подготовленность и общего физического развития сильно страдает. Ухудшается здоровье взрослого населения, всё больший процент людей страдает болезнями, вызванными малоподвижным образом жизни, такими как ожирение, болезни суставов. А так же из-за низкого уровня физической подготовленности люди чаще попадают в различные травматические ситуации, которые можно было бы избежать при должном уровне развития ловкости, быстроты, силы, выносливости и гибкости.
Самыми уязвимыми в плане трав и болезней, вызванных малоподвижным образом жизни, являются подростки. Именно обучающиеся 8 классов чаще получают травмы на уроках физкультуры и в повседневной жизни без видимых на то причин. Политика государства в области образования, физической культуры и спорта направлена на выращивание здорового и физически подготовленного поколения. Об этом свидетельствует огромное количество проектов, программ и законопроектов. К примеру, Национальные проекты «Демография», «Спорт - норма жизни», возрождение Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)», постоянная доработка Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Как известно, только из здорового ребенка может вырасти здоровый взрослый.
Итак, актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена политикой государства в области образования, физической культуры и спорта, а также практической необходимостью разработки комплекса для повышения уровня общей физической подготовленности обучающихся 8 классов через занятия гимнастикой на уроках физической культуры.
Объект исследования: процесс физического воспитания обучающихся 13-14 лет.
Предмет исследования: комплекс средств повышения уровня общей физической подготовленности обучающихся 13-14 лет, с использованием гимнастических упражнений.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса средств повышения уровня общей физической подготовленности обучающихся 13-14 лет, с использованием гимнастических упражнений, применение и проверка его эффективности.
Задачи исследования:
1.Осуществить анализ научно-методической литературы и практического опыта по проблеме исследования.
2. Разработать комплекс средств повышения уровня общей физической подготовленности обучающихся 13-14 лет, с использованием гимнастических упражнений.
3. Экспериментальным путем проверить эффективность разработанного комплекса средств повышения уровня общей физической подготовленности обучающихся 13-14 лет, с использованием гимнастических упражнений.
Гипотеза исследования: предполагалось, что разработанный комплекс средств, с использованием гимнастических упражнений, будет способствовать эффективному повышению уровня общей физической подготовленности обучающихся 13-14 лет, на уроках физической культуры.
Методы проведения научных исследований, применяемые в данной выпускной квалификационной работе:
• Анализ научно-методической литературы и документации;
• Наблюдение;
• Тестирование;
• Педагогический эксперимент;
• Методы математической статистики.
Практическая значимость данной работы выражается в необходимости создания комплекса упражнений для развития общей физической подготовленности обучающихся 8 класса на уроках физической культуры через занятия гимнастикой из-за низкого уровня физической подготовленности обучающихся данной возрастной группы. Также разработанный комплекс может широко применяться на уроках физической культуры, а также на учебно-тренировочных занятиях по видам спорта, включающим в себя элементы гимнастики (единоборства, занятия по ОФП, подготовке к сдаче комплекса ГТО и тд.)
Структура данной выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа представлена на 57 станицах, состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы (41 источник).
Введение раскрывает актуальность исследования, определяет степень изученности выбранной темы, предмет, объект, цель, задачи, гипотезу, методы исследования, а также раскрывает практическую значимость работы.
Первая глава включает в себя три раздела, в которых рассматриваются анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности обучающихся 8 класса;
Вторая глава состоит из двух разделов, рассматривающих методы и организацию проведенного исследования.
В третьей главе в трех разделах разбирается обоснование и разработка
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Список литературы состоит из 41 источника, применявшихся во время написания данной выпускной квалификационной работы.
В ходе проведённого исследования были сделаны следующие выводы:
1. Проведён комплексный анализ научно - методической литературы и практического опыта, связанного с проблемой исследования.
2. Разработан комплекс средств повышения уровня общей физической подготовленности обучающихся 13-14 лет, с использованием гимнастических упражнений.
3. Экспериментальным путём проведена проверка эффективности разработанного комплекса средств, с использованием гимнастических упражнений, в образовательном процессе урока по физической культуре.
По результатам проведённого исследования, методом сравнительного анализа, была подтверждена эффективность разработанного комплекса.
После сравнения результатов входного и итогового контроля было выяснено, что в экспериментальной группе наблюдается рост по всем показателям, в то же время в контрольной группе наблюдаются ухудшения - у девушек по трем показателям, у юношей - по 4 четырем, и нулевой прирост по двум у юношей и девушек. Максимальный рост в экспериментальной группе 138,3% у девушек в упражнении «отжимания в упоре лежа» и 58,4% у юношей в упражнении «прыжки через скакалку. Средний прирост в контрольной группе среди девушек составляет примерно составляет 0,56% (с учетом округления до сотых), в контрольной группе у девушек прирост примерно равен 26,38. Средний прирост в контрольной группе у юношей оказался отрицательным, то есть в группе наблюдается ухудшение среднего уровня общей физической подготовленности на 0,956%, а в экспериментальной группе прирост составляет 28,098%.
На основе результатов эксперимента, можно сделать заключение, что цель исследования достигнута в полном объеме. Гипотеза подтвердилась, разработанный комплекс упражнений, направленных на повышение уровня общей физической подготовленности обучающихся, с использованием гимнастических упражнений, продемонстрировал свою эффективность в ходе педагогического эксперимента.
1. Аллянов Ю. Н., Письменский И. А. Физическая культура. М.: Юрайт, 2024. 451 с.
2. Батищев Г.И. Педагогическое экспериментирование // Сов. педагогика - 1990. - 231с.
3. Бишаева А.А., Малков А.А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 312 с.
4. Бозриков Д. М., Загревский О. И. Физическая подготовленность школьников 6-8 классов Северского физико-математического лицея // МНИЖ. 2013. №4-3 (11).
5. Бурухин С. Ф. Методика обучения физической культуре. Гимнастика. М.: Юрайт, 2019. 174 с.
6. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 5-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. - 367 с.
7. Возрастная физиология : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. проф. учеб. заведений физ. культуры / Ю. А. Ермолаев. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 443 с.
8. Германов Г. Н., Корольков А. Н., Сабирова И. А. Теория и история физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. В 3-х томах. Том 1. Игры олимпиад. М.: Юрайт, 2019. 794 с.
9. Гимазов Р. М. Теория и методика физической культуры и спорта: обучение двигательным действиям. Учебное пособие для вузов, 2-е изд. М.: Лань, 2024. 156 с.
10. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика : учеб. пособие для студентов вузов / В.Е. Гмурман. 12-е изд., перераб. Москва : Высшее образование, 2006. 479 с.
11. Зайцев А. А., Зайцева В. Ф., Луценко С. Я. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка. М.: Юрайт, 2020. 227 с.
12. Ильинич В.И. Физическая культура студента. - М.; Гардарики, 2005. - 448 с.
13. Казантинова Г. М. Физическая культура студента. Учебник для вузов, 2-е изд. М.: Лань, 2024. 304 с.
14. Капилевич Л. В. Физиология человека. Спорт. М.: Юрайт, 2024. 160 с.
15. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Теория и история физической культуры. М.: КноРус, 2020. 448 с.
16. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. 256 с.
17. Кулиненков О. С., Лапшин И. А. Биохимия в практике спорта. М.: Юрайт, 2019. 181 с.
18. Ловягина А. Е., Ильина Н. Л., Медников С. В. Психология
физической культуры и спорта. М.: Юрайт, 2023. 610 с.
19. Ловягина А. Е., Ильина Н. Л., Медников С. В. Психология
физической культуры и спорта. М.: Юрайт, 2024. 391 с.
20. Лукьяненко В. П. Теория физической культуры и спорта.
Практические занятия. Учебное пособие для вузов. М.: Лань, 2024. 116 с.
21. Методы исследований и организация экспериментов / под ред. К.П. Власова. Харьков : Гуманитарный Центр, 2013. 412 с
22. Никитушкин В. Г., Чесноков Н. Н., Чернышева Е. Н. Теория и методика физического воспитания. Оздоровительные технологии. М.: Юрайт, 2023. 280 с.
23. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. /Ю.Д./ Железняк/, /П.К./Петров/
24. Рубанович В. Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2019. 254 с.
25. Рубанович В. Б. Основы врачебного контроля при занятиях физической культурой. М.: Юрайт, 2019. 254 с.
26. Рубин В. С. Разделы теории и методики физической культуры. Учебное пособие для вузов, 3-е изд. М.: Лань, 2023. 104 с.
27. Сабитов Р.А. Основы научных исследований : учеб. пособие / Р.А. Сабитов. Челябинск : Челяб. гос. ун-т., 2002. 138 с
28. Стеблецов Е. А. Биомеханика физических упражнений. Учебник для вузов, 2-е изд. М.: Лань, 2024. 220 с.
29. Сухоцкий И.В. Теория физического воспитания студентов.
Учебник для ВУЗов.-М.:Ваш полиграфический партнер,2012.-128с.
30. Сухоцкий И.В. Физическое воспитание студентов: учебное
пособие. - М.:Финансовый Университет, 2014. - 104 с.
31. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп: Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
32. Теория и практика педагогического эксперимента / А.И.Пискунов, Г.В.Воробьева, В.С.Ильин и др.; по ред. А.И.Пискунов, Г.В.Воробьева. - Москва.; Педагогика,1979 - 207 с.
33. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспита-ния. — М.: Физкультура и спорт, 1978. - 206с.
34. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: Учеб. / И.Ф. Харламов. - 7-е изд. - Мн.: Университетское, 2002. - 412 с.
35. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.- Издательский центр «Академия», 2001. - 480с.
36. Шарипов Х. Х. GYMNASTICS AS AN IMPORTANT MEAN OF PHYSICAL EDUCATION //Вестник Бохтарского государственного университета имени Носира Хусрава. Серия гуманитарных и экономических наук. - 2019. - №. 1-2. - С. 175-178.
37. Югова Е. А. Возрастная физиология и психофизиология - М.: Академия, 2012. - 336 с.
38. Ягодин В. В. Физическая культура. Основы спортивной этики. М.: Юрайт, 2019. 114 с.
39. Alpkaya U. The effects of basic gymnastics training integrated with physical education courses on selected motor performance variables //Educational Research and Reviews. - 2013. - Т. 8. - №. 7. - С. 317.
40. Coelho J. Gymnastics and movement instruction: Fighting the decline in motor fitness //Journal of Physical Education, Recreation & Dance. - 2010. - Т. 81. - №. 1. - С. 14-18.
41. Pehkonen M. QUALITY OF THE TEACHING PROCESS AS AN EXPLANATORY VARIABLE IN LEARNING GYMNASTICS SKILLS IN SCHOOL PHYSICAL EDUCATION //Science of gymnastics journal. - 2010. - Т. 2. - №. 2.