Развитие логического мышления младших школьников при изучении арифметических действий
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников при изучении арифметических действий 7
1.1. Понятие мышления 7
1.2. Особенности развития логического мышления младших школьников 16
1.3. Арифметические действия в начальном курсе математики и методика их изучения 21
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников при изучении арифметических действий 30
2.1. Диагностика уровня развития мышления учащихся в начальных
классах при изучении арифметических действий 30
2.2. Развитие логического мышления младших школьников при
изучении арифметических действий 37
2.3. Обобщение результатов развития логического мышления младших
школьников при изучении арифметических действий 49
Выводы по второй главе
Заключение 55
Список литературы 56
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников при изучении арифметических действий 7
1.1. Понятие мышления 7
1.2. Особенности развития логического мышления младших школьников 16
1.3. Арифметические действия в начальном курсе математики и методика их изучения 21
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников при изучении арифметических действий 30
2.1. Диагностика уровня развития мышления учащихся в начальных
классах при изучении арифметических действий 30
2.2. Развитие логического мышления младших школьников при
изучении арифметических действий 37
2.3. Обобщение результатов развития логического мышления младших
школьников при изучении арифметических действий 49
Выводы по второй главе
Заключение 55
Список литературы 56
В концепции развития математического образования в Российской Федерации подчеркивается, что математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению... [13].
Новые стандарты для начальной школы ориентируют участников образовательного процесса на развитие универсальных учебных действий (УУД), являющихся основной достижения метапредметных результатов образования. Обучение математике создает благоприятные предпосылки и возможности для развития у младших школьников логических УУД (анализ, синтез, сравнения, обобщение и др.). Отметим, что в психолого¬педагогической литературе эти УУД принято также называть логическими приемами мышления, приемами умственных действий, мыслительными операциями, учебно- логическими умениями [21.40].
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач, ребенок с первых дней занятий в школе встречается с арифметическими действиями. Изучение арифметических действий занимает в математическом образовании огромное место. Сначала и до конца обучения в школе решение арифметических задач неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время изучение арифметических действий способствует развитию логического мышления, внимания, памяти, умение проводить анализ и синтез, обобщать, абстрагировать и конкретизировать, раскрывать связи, существующие между рассматриваемыми явлениями.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Логические приемы и операции являются основными компонентами логического мышления, которое начинает интенсивно развиваться именно в младшем школьном возрасте.
Учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления как глубина, критичность, гибкость. Именно это и указывает на актуальность проблемы. Таким образом, проведенный анализ показывает, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных действий.
Специальная педагогическая работа по развитию логического мышления детей младшего возраста при изучении арифметических действий дает благоприятный результат, повышая в целом уровень их способностей к обучению в дальнейшем.
Проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, Б. Инельдер и др.) и отечественные (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, З.М. Истомина, и др.) исследователи.
Имеется ряд педагогических исследований (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Н.Б. Истомина и др.), доказывающих, что при организации систематического педагогического воздействия на развитие логического мышления соответствующие интеллектуальные операции могут быть сформированы у ребенка в младшем школьном возрасте.
Многие исследователи отмечают, что целенаправленная работа по развитию логического мышления младших школьников должна носить системный характер (Е.В. Веселовская, А. А. Столяр, и др.). При этом исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса развития логического мышления при изучении арифметических действий младших школьников зависит от способа организации специальной развивающей работы.
Проблемой развития мышления учащихся занимались многие зарубежные и отечественные ученые: П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д. Дьюи, А.Н. Леонтьев, В.К.Ягодовская, А.С.Пчелко Н.С.Рождественский, И. Л. Никольская, Ж. Пиаже, С.А. Рубинштейн, А.А. Столяр, Д.Б. Эльконин, Ю.И. Шрайнер, Т.С Веринг., Л.С.Выготский ,И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Д.Н. Середа, М.Н. Скаткин и др.
Однако, в методической литературе мало уделяется внимания условиям развития логического мышления младших школьников на уроках математики.
Таким образом, проблема нашего исследования обусловлена:
1) важной ролью изучения проблемы развития логического мышления учащихся на уроках математики в начальной школе;
2) недостаточной разработанностью в методической литературе путей развития логического мышления учащихся начальных классов на уроках математики;
3) проблема исследования создания условий для развития логического мышления младших школьников, именно при изучении арифметических действий в концентре «Тысяча».
Цель исследования: обосновать эффективность процесса развития логического мышления младших школьников с использованием заданий на выявление закономерности, сходства и различия объектов (примеров) на вычисления.
Объект исследования :процесс изучения арифметических действий в концентре «Тысяча».
Предмет исследования: условия развития логического мышления младших школьников при изучении арифметических действий.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую и математическую литературу;
2) анализ по учебнику «Математика.3 класс» авторов Моро М.И., Бантова М.А., Белтюкова Г.В., Степанова С.В., Волкова С.И., УМК «Школа России»
3) подбор заданий по формированию логического мышления у младших школьников;
4) проведение педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования :если будем использовать задания на выявления закономерности, сходства и различия примеров на вычисления, то это способствует эффективному развитию логического мышления младших школьников.
Практическая значимость исследования: заключается в разработке методических рекомендаций по развитию логического мышления младших школьников, в подборе комплекса специальных заданий с различными дидактическими целями, в которых используется анализ и синтез.
Исследовательская база исследования: МБОУ Усть-Элегестинская СОШ, 3 «б» класс.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Новые стандарты для начальной школы ориентируют участников образовательного процесса на развитие универсальных учебных действий (УУД), являющихся основной достижения метапредметных результатов образования. Обучение математике создает благоприятные предпосылки и возможности для развития у младших школьников логических УУД (анализ, синтез, сравнения, обобщение и др.). Отметим, что в психолого¬педагогической литературе эти УУД принято также называть логическими приемами мышления, приемами умственных действий, мыслительными операциями, учебно- логическими умениями [21.40].
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач, ребенок с первых дней занятий в школе встречается с арифметическими действиями. Изучение арифметических действий занимает в математическом образовании огромное место. Сначала и до конца обучения в школе решение арифметических задач неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время изучение арифметических действий способствует развитию логического мышления, внимания, памяти, умение проводить анализ и синтез, обобщать, абстрагировать и конкретизировать, раскрывать связи, существующие между рассматриваемыми явлениями.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Логические приемы и операции являются основными компонентами логического мышления, которое начинает интенсивно развиваться именно в младшем школьном возрасте.
Учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления как глубина, критичность, гибкость. Именно это и указывает на актуальность проблемы. Таким образом, проведенный анализ показывает, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных действий.
Специальная педагогическая работа по развитию логического мышления детей младшего возраста при изучении арифметических действий дает благоприятный результат, повышая в целом уровень их способностей к обучению в дальнейшем.
Проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, Б. Инельдер и др.) и отечественные (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, З.М. Истомина, и др.) исследователи.
Имеется ряд педагогических исследований (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Н.Б. Истомина и др.), доказывающих, что при организации систематического педагогического воздействия на развитие логического мышления соответствующие интеллектуальные операции могут быть сформированы у ребенка в младшем школьном возрасте.
Многие исследователи отмечают, что целенаправленная работа по развитию логического мышления младших школьников должна носить системный характер (Е.В. Веселовская, А. А. Столяр, и др.). При этом исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса развития логического мышления при изучении арифметических действий младших школьников зависит от способа организации специальной развивающей работы.
Проблемой развития мышления учащихся занимались многие зарубежные и отечественные ученые: П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д. Дьюи, А.Н. Леонтьев, В.К.Ягодовская, А.С.Пчелко Н.С.Рождественский, И. Л. Никольская, Ж. Пиаже, С.А. Рубинштейн, А.А. Столяр, Д.Б. Эльконин, Ю.И. Шрайнер, Т.С Веринг., Л.С.Выготский ,И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Д.Н. Середа, М.Н. Скаткин и др.
Однако, в методической литературе мало уделяется внимания условиям развития логического мышления младших школьников на уроках математики.
Таким образом, проблема нашего исследования обусловлена:
1) важной ролью изучения проблемы развития логического мышления учащихся на уроках математики в начальной школе;
2) недостаточной разработанностью в методической литературе путей развития логического мышления учащихся начальных классов на уроках математики;
3) проблема исследования создания условий для развития логического мышления младших школьников, именно при изучении арифметических действий в концентре «Тысяча».
Цель исследования: обосновать эффективность процесса развития логического мышления младших школьников с использованием заданий на выявление закономерности, сходства и различия объектов (примеров) на вычисления.
Объект исследования :процесс изучения арифметических действий в концентре «Тысяча».
Предмет исследования: условия развития логического мышления младших школьников при изучении арифметических действий.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую и математическую литературу;
2) анализ по учебнику «Математика.3 класс» авторов Моро М.И., Бантова М.А., Белтюкова Г.В., Степанова С.В., Волкова С.И., УМК «Школа России»
3) подбор заданий по формированию логического мышления у младших школьников;
4) проведение педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования :если будем использовать задания на выявления закономерности, сходства и различия примеров на вычисления, то это способствует эффективному развитию логического мышления младших школьников.
Практическая значимость исследования: заключается в разработке методических рекомендаций по развитию логического мышления младших школьников, в подборе комплекса специальных заданий с различными дидактическими целями, в которых используется анализ и синтез.
Исследовательская база исследования: МБОУ Усть-Элегестинская СОШ, 3 «б» класс.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Изучив психолого - педагогическую литературу, мы в первой главе раскрыли сущность понятия мышления, логического мышления, мыслительных операций. Особенность мышления младшего школьника заключается в том, что для нее типичен процесс, идущий путем «короткого замыкания». Подобное протекание мыслительного процесса приводит ученика к таким решениям и ответам, которые характеризуется аналогичностью. В этой же главе раскрыта последовательность изучения арифметических действий в начальном курсе математики, в частности, в концентре «Тысяча».
Во второй главе были проанализированы программы и учебники математики по программе и учебникам следующих авторов: М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова, С.И. Волкова (УМК «Школа России»),
На констатирующем и контрольном этапе эксперимента нами применена диагностика уровня развития мышления учащихся начальных классов, разработанная коллективом авторов из Сибирского государственного технического университета В.Л. Зорина, Г.В. Глинкина, И.Д. Еремеевской, Т.Н. Ищенко, М.И. Ковель, М.А.Митрюхиной.
В формирующем эксперименте составили свои задания с различными дидактическими целями, в которых используется анализ и синтез. После проведенной работы уровень развития умения выявлять закономерности, сходства и различия у объектов при постепенном усложнении заданий у учащихся повысился.
В результате проведенной работы поставленные нами задачи исследования решены,цель работы достигнута, гипотеза исследования подтверждена.
Во второй главе были проанализированы программы и учебники математики по программе и учебникам следующих авторов: М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова, С.И. Волкова (УМК «Школа России»),
На констатирующем и контрольном этапе эксперимента нами применена диагностика уровня развития мышления учащихся начальных классов, разработанная коллективом авторов из Сибирского государственного технического университета В.Л. Зорина, Г.В. Глинкина, И.Д. Еремеевской, Т.Н. Ищенко, М.И. Ковель, М.А.Митрюхиной.
В формирующем эксперименте составили свои задания с различными дидактическими целями, в которых используется анализ и синтез. После проведенной работы уровень развития умения выявлять закономерности, сходства и различия у объектов при постепенном усложнении заданий у учащихся повысился.
В результате проведенной работы поставленные нами задачи исследования решены,цель работы достигнута, гипотеза исследования подтверждена.
Подобные работы
- Условия развития логического мышления в младшем школьном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Условия развития логического мышления в младшем школьном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - Условия развития теоретического мышления у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019 - Условия развития математического мышления младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - Формирование универсальных учебных действий у младших школьников при моделировании текстовых задач
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие аналитико-синтетической деятельности младших школьников при решении текстовых задач на движение
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Развитие логического мышления у дошкольников в процессе формирования счетной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019



