ВВЕДЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
История происхождения волейбола и его разновидности
Правила и техника игры в волейбол
Психолого-педагогическая характеристика основ
спортивной подготовки волейболистов
Основные положения спортивной подготовки и методика обучения волейболу
Физическая подготовка волейболистов
Заключение по главе 1
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Организация исследования
Методы исследования
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКО¬ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
Особенности подготовки волейболистов
высокого и низкого роста (анкетирование)
Особенности технико-тактической подготовки волейболистов (наблюдение)
Повышение уровня технико-тактической подготовленности команды волейболисток 14-16 лет (эксперимент)
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность: Волейбол - одна из наиболее распространенных игр в России. Особым достоинством волейбола как средства физического воспитания является его специфическое качество - возможность самодозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает.
Одной из важных сторон тренировочного процесса, его эффективности является построение занятия. Эффективность построения учебно-тренировочного занятия определяется по результату выступления на соревнованиях, росту спортивного мастерства волейболистов, а также по повышению уровня технико-тактического мастерства и уровню общей и специальной физической подготовленности. На сегодняшний день актуальным остается вопрос о том, как тренировать спортсменов с низким ростом, при этом, что бы они были задействованы так же, как и высокорослые волейболисты.
Объект исследования: тренировочный процесс волейболистов.
Предмет исследования: технико-тактическая подготовка волейболистов.
Цель исследования: разработать и проверить в эксперименте эффективность методики повышения уровня технико-тактической подготовленности волейболистов 14-16 лет.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности подготовки волейболистов высокого и низкого роста.
2. Выявить особенности реализации технических действий на соревнованиях и отработки их в процессе тренировок по волейболу.
3. Разработать методику технико-тактической подготовки волейболистов.
4. Экспериментально обосновать эффективность применения, разработанной нами методики, направленной на повышение уровня технико-тактической подготовленности волейболистов высокого и низкого роста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработка и внедрение методики, направленной на повышение уровня технико-тактической подготовленности волейболистов высокого и низкого роста, повысит уровень спортивного мастерства волейболистов.
Научная новизна: нашего исследования заключается в том, что нами была разработана методика повышения уровня технико-тактической подготовки волейболистов с учетом показателей роста волейболистов.
Практическая значимость: экспериментально доказано, что разработанная нами методика способствует росту спортивного мастерства волейболистов (эффективна) и может быть использована в тренировочном процессе по волейболу.
1. С конца XIX века до сегодняшнего дня волейбол образовал различные виды спортивной игры. С момента зарождения игры волейбол правилами не были регламентированы ростовые параметры спортсменов.
2. На основании анализа литературных источников выявлены основные особенности подготовки волейболистов высокого и низкого роста на процесс развития спортивной тренировки.
3. Тренировочный процесс волейболистов зачастую построен из отдельно взятых специальных упражнений, сгруппированных в комплексы по направленности, и нацелен на развитие технических действий. Зонирование волейбольной площадки является важной частью как для правил соревнований, так и для спортсменов в тренировочной и игровой деятельности.
4. Психологическая подготовка спортсменов является неотъемлемой частью тренировки волейболистов, так как это этого зависит сплочённость команды.
5. Тренер играет важную роль в психолого-эмоциональном состоянии спортсмена. Основным тренировочным элементов спортсменов является непосредственно сама игра.
6. В тренировке спортсменов используются разнонаправленные физические упражнения. Все упражнения делятся на две объемные группы, состоящие из основных и вспомогательных упражнений. Задачи специальной физической подготовки заключаются в развитии физических качеств, которые присуще волейболу и развитие специальных качеств, которые нужны для дальнейшего изучения техники и тактики игры.
7. Преимущество во время расстановки позиций на площадке имеют игроки высокого роста. Чаще всего они занимают место нападающего, а игроков с низким ростом распределяют на позиции защиты.
8. В соревновательной деятельности, так же как и в тренировочной количество удачных комбинаций значительно превосходит количество неудачных, но в целом результаты (количество неудачных комбинаций) на тренировке превышают результаты на соревнованиях.
9. Экспериментально доказано, что применение в учебно-тренировочном процессе разработанной нами методики повышения уровня технико-тактической подготовленности волейболистов высокого и низкого роста. Прирост результатов экспериментальной группы выше, различия достоверны (р<0.05), в контрольной группе различия недостоверны.
10. Включение специально подобранных подвижных игр эффективно для увеличения сплоченности команды волейболисток.
11. Включение в тренировочный процесс индивидуальных упражнения на подачу эффективно для совершенствования подач.
1. Клещев Ю.Н. Фурманов А.Г. //Юный волейболист. - 1979. - 156 с.
2. Сайт « Спорт без границ», Электронный ресурс, режим
доступа:http://sportfond.net/beach/raznov.phtml,дата обращения 11.10. 2012 г.
3. Попованова Н.А. Развитие физических качеств.//Физическая культура,
учебное пособие. Красноярск 2011. - С.160-165.
4. Беляев А.В. Основные упражнения как средство развития физических
качеств волейболисток.//Теория и практика физической культуры. - 2008. - №10. - С.34-35.
5. Правдин В.А., Тюрин В.А., Фураев Ю. П.. Волейбол - игра для всех//
Физкультура и спорт. - 1966. - 66 с.
6. Железняк Ю.Д. Сущность игры в волейбол//Основы физической
подготовки волейболистов. - 1964. - 159 с.
7. Портнов Ю. М.. Физическая подготовка волейболистов .- 1967. - 124 с.
8. Демчишин А.А.— физкультура и спорт //программа для спортивных
секций коллективов физической культуры и спортивных клубов. - 1971. -64 с.
9. Аверин И.В. Специальная подготовка волейболиста// первое сентября.-
2000. - №11.-12. - С.9-16.
10. Железняк Ю.Д. Клещев Ю.Н.; Чехов О.С.; Обучение техники в
волейболе//Подготовка юных волейболистов. -1967. - 296 с.
11. Беляев А.В; Савина М.В. Виды подготовки волейболистов и их
взаимосвязь.// Теория и практика физической культуры. - 2002. - 69с.
12. Бурцев А.В. Педагогические основы использования экстраполяции в
процессе спортивной подготовки волейболистов.//Теория и практика физической культуры. -2010. - №7. - С.71-73.
13. Капилевич Л.В. Совершенствование техники выполнения волейболистами прямого нападающего удара методом компьютерной стабилографии.// Теория и практика физической культуры. - 2011. - №9. - С. 66-69 .
14. Чехов О.С Подготовка юных волейболистов.//учебное пособие для
тренеров детских юношеских спортивных коллективов. - 1967. - 257 с.
15. Кузьмина С.В. Формирование психологической готовности студентов
к эффективной профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта.// Теория и практика физической культуры. - 2011. -№10. - С. 24-28.
16. Уткин В.И. Спортивно-ориентированная направленность в системе
физического воспитания студентов.//Теория и практика физической культуры. - 2010. - №5. - С.53-58 .
17. Топышев Ю. П.. Психофизическое развитие.//Учебное пособие для
тренеров детских и юношеских спортивных коллективов. - 1989. -
78 с.
18. Блинков С.Н. Особенности возрастного развития физических качеств у
школьниц 7-17 лет разных морфофункциональных типов.// Теория и практика физической культуры. - 2010. - №5. - С. 17-19 .
19. Солопов И.Н. Сущность и структура функциональной подготовленности спортсменов. //Теория и практика физической культуры. -2010. - №8. - С. 56-60.
20. Кузнецова С.В. Контроль за состоянием человека при физических
нагрузках.//Теория и практика физической культуры. -2011. - №10. - С. 48-50.
21. Марков К.К.; Николаева О.О.; Янов В.В. Применение прыжков в
глубину в тренировочном процессе. //Специально силовая подготовка в современном волейболе. - 2008. - С. 168-169.
22. Куликов Л.В Психология личности.//психология юных волейболистов.
- 2000. - 312 с.
23. ТайрХрейс Типичные построения командных тактических действий
нападения в волейболе.//Теория и практика физической культуры. - 1996. - №10. - С. 47-48.
24. Железняк Ю.Д. Подготовка юных волейболистов.//учебное пособие
для тренеров детских юношеских спортивных коллективов: Физкультура и спорт. - 1967. - 295 с.
25. Верхошанский Ю.В. Факторы, влияющие на эффективность
тренировки.//Основы специально силовой подготовки в спорте. - 1977. - С. 151-153.
26. Попов А.П. Спортивная психология.//Учебное пособие для физических
институтов. М:.-Флинта. - 1999. -С.87-97.
27. Беляев А.В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование.//М:.-ВФВ. - 1995. - С.80-86
28. Набатников М.Я «физическая подготовка волейболистов» 1982. - 64 с.
29. Клещев Ю.Н. Волейбол.//Физическая культура и спорт. - 2005. - С.4¬
43.
30. Марков К.К.; Николаева О.О.; Янов В.В. Специально силовая
подготовка в современном волейболе.//Методика
совершенствования скоростно-силовой подготовки в волейболе. - 2008. -С. 116-124.
31. Матвеев А.П. Оценка качества подготовки выпускников основной
школы по физической культуре// М.: Дрофа. - 2000. - 160 с.
32. Курамшина Ю.Ф. Развитие выносливости. Основные понятия,
средства, методы и основы методики.// Теория и практика
физической культуры. -2004. - С. 262-265.
33. Максименко А.М. Физическая нагрузка и отдых в процессе
выполнения физических упражнений. Показатели нагрузки.
«Внешняя» и «Внутренняя» стороны физической нагрузки. Фазы восстановления. Интервалы отдыха.//Основы теории и методики физической культуры. - 2001. - С. 228-233.
34. Каширин В.А. Развитие способности к прогнозированию двигательных
действий у волейболистов массовых разрядов.//Волейбол. - 2007. - С. 145-150.
35. Гогунов Е.М., Марьтьянов Б.И. Как развивается психика у
волейболистов-подростков. //Психология для воспитания и спорта. - 2000. - 78 с.
36. Холодов Ж.К.; Кузнецов В.С. Развитие силовых способностей.
Основные понятия, средства, методы и основы методики.//Теория и методика физического воспитания и спорта. - 2004. - С. 253-259 .
37. Карцева И.В. Подготовка волейболистов посредством подвижных
игр.//Теория и практика физической культуры. -2010.-№6. - С. 12¬17.
38. Кузнецова З.И. Развитие физических качеств в условиях урока
физической культуры в школе.//Физическая культура в школе. - 1976. - №11. -14 с.
39. Мезенцева Н.В., Стручков В.И. Тренировка и виды подготовки
волейболистов.//Учебное пособие. Красноярск. - 2009. - С. 100-106
40. Куцаев В.В. Развитие и совершенствование физических качеств.//Теория и практика физической культуры. - 2010-№6. - С. 17-21 .
41. Балыбердин О.А. Развитие выносливости с помощью подвижных
игр.//Теория и практика физической культуры. -2010-№7. - С. 42-45.
42. Курамшин Ю.Ф. Метод последовательного планирования экспериментирования при изучении прогнозирования наиболее важных для спортивного отбора показателей. //Теория и практика физической культуры. - 1975. - №9. - С. 43-45.
43. Каширин В.А.; Назаренко Л.Д. Основные направления совершенствования ловкости у волейболистов массовых разрядов.//Теория и практика физической культуры. -2008. - №11. - С. 21-23.
44. Бочкарева О.А. Новые подходы в формировании групповой сплоченности в спортивных играх(на примере волейбола).//Теория и практика физической культуры. - 2008. - №9. С. 27-29.
45. Глинская Е.Г. Некоторые подходы при обучении волейболу.//физическая культура в школе. -2009. - №3. -С.24-25
46. Мезенцева Н.В. Совершенствование методики подготовки волейболисток 14-15лет к соревнованиям с учетом эмоциональной устойчивости.//Теория и практика физической культуры. -2011. - №7. - С. 38-42.
47. Гончарова А.В. Применение прыжков в глубину в тренировочном
процессе.//Теория и практика физической культуры : Тренер : журнал в журнале. - 2007. - №12. - С. 45-46.
48. Каширина В.А. Способность оздоровительной тренировки и оценки
уровня игровой подготовленности женщин 30-40лет на занятиях волейболом.//Теория и практика физической культуры. -2007. - №5. - С. 74-75.
49. Набатников М.Я. Физическая подготовка.//Физическая подготовка
волейболистов. - 198. - С. 160-177.
50. Марков К.К., Николаева О.О., Янов В.В. Повышение прыгучести.//Специально силовая подготовка в волейболе. - 2008. - 159 с.
51. Боханов Г.С. Тренажеры для волейбола.//Физическая культура в
школе. -2008.-№6. - 63 с.
52. Перельман М.Р. Интегральная подготовка.//Специальная физическая
подготовка волейболиста. М:. Физкультура и спорт. - 1973. - С. 121-129.
53. Юссеф бен Хеди Грига. Игровые роли волейболистов.//Теория и
практика физической культуры. - 1996. - №2. - С. 24-37.
54. Гундэмаа Л. Сравнительный анализ высоты прыжков монгольских
студентов-волейболистов и зарубежных ровесников из стран Азии в зависимости от длины и массы тела.//Теория и практика физической культуры. - 2009. - №2. - С. 61-64.
55. Капилевич Л.В. и др. Биомеханические основы совершенствования
техники выполнения прямого удара у игроков студенческих волейбольных команд.//Теория и практика физической культуры. - 2008. - №7.С. 8-13.
56. Демчишин А.А. Основы волейбола.//Физкультура и спорт. - 1979. - 166
с.
57. Сайт «Волейбол для всех!». Электронный ресурс, режим доступа: www.volley4all.net/taktics,дата обращения 14.10.2012г.
58. Крайг Г.Е. Психология развития. - 2000. -268 с.
59. Сайт «Волейбол для всех!». Электронный ресурс, режим
доступа:www.volley4all.net/history,дата обращения 14.10.2012г.
60. Сайт «Волейбол для всех!». Электронный ресурс, режим
доступа:www.volley4all.net/index.php, дата обращения 14.10.2012г.
61. Шилько В.Г. Оптимизация двигательной активности студентов на
основе интеграции учебной и вне учебной деятельности.//Теория и практика физической культуры. - 2008. - №10. - С. 26-27.
62. Матвеев Л.П. Содержание средств и методов спортивной
тренировки.//Основы спортивной подготовки. М:. Физическая
культура и спорт. - 1977. - С. 60-73.
63. Денисов М.В. Особенности решения задач в тренировке.//Теория и
практика физической культуры : тренер : журнал в журнале. - 2007. - №4. - С. 40-41.
64. Бочкарева О.А. Новые подходы в формировании групповой
сплоченности в спортивных играх(на примере волейбола).//Теория и практика физической культуры. - 2008. - №9. - С. 27-29.
65. Кузьмина С.В. Формирование психологической готовности студентов
у эффективной профессиональной деятельности в сфере физической культуры.//Теория и практика физической культуры. - 2011. - №10. - С. 24-28.
66. Пустошило П.В. Психофизические аспекты подготовки студентов -
волейболистов в процессе годичного тренировочного цикла.//Теория и практика физической культуры. - 2010. - №10. - 18 с.
67. Умаров В.С., Киршина Е.Д. Матрическая система координат в
волейболе.//Теория и практика физической культуры : тренер : журнал в журнале. - 2010. - №4. - С. 78-80.
68. Завьялов А.И. Биопедагогика - основа спортивной тренировки.//Теория и практика физической культуры. - 2007. - №7. - С. 56-58.
69. Ситников А.Г., Барабанщикова В.В. Задачи, средства и методы
технической подготовки.//Методические рекомендации по технике выполнения и методике обучения основным техническим приемам в волейболе. Красноярск -1984. - С. 12-13.
70. Ивойлов А.В Отбор волейболистов.//Физическая культура и спорт. -
1987. 32 с.
71. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учебник. 3 изд. Ростов - на - Дону:
Феникс. - 2004. - 384 с.
72. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы
теории и методики физического воспитания; теоретико-
методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) : учеб.для ин-тов физ. культуры. - М.:
Физическая культура и спорт. - 1991. - 543 с.
73. Железняк Ю.Д. Юный волейболист// Физическая культура испорт. -
1988. — 192 с.
74. Сайт «Sportbox.bu». Электронный ресурс, режим
доступа:http://sportbox.by/fizicheskie-uprazhneniya/razvitie-sily-myshc- kistej-%E2%80%93-uprazhneniya.html, дата обращения 24. 01.2015г.
75. Беляева А. В., Савина М.В. Волейбол: Учебник для высших учебных
заведений физической культуры. // «Физкультура, образование, наука». - 2000. — 368 с.
76. Муратиди И. К. Эмоционально - волевая подготовка волейболистов.
Старый Оскол: Б. И. - 2006. - 40 с.
77. АйриянцА. Г. Волейбол : учебник для институтов. - М.: Физическая
культура и спорт. - 1976. - 230 с.
78. Железняк Ю.Д. «120 уроков по волейболу».— М.: Физическая культура
и спорт. -1970. — 189 с.
79. Железняк Ю.Д., Чачин А.В., Сыромятников Ю.П. - М.:
Советскийспорт. - 2005. — 112 с.
80 . Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического
воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия». - 2003. - 480 с.
81. Жуков Ю.Е. Акробатическая подготовка волейболистов . -
М.:Физическая культура и спорт. - 1967. — 48 с.
82. Названов Н.Т. Педагогический контроль за физической подготовленностью волейболистов. - 1999. — 16 с.
83. Сингина Н. Ф., Фомин Е. В. Психологическая подготовка в волейболе//
Методическое руководство. - 2013. - 18 с.
84. Журавлёв Д. В. Психологическая регуляция и
оптимизацияфункциональных состояний спортсмена. - 2009. - 120 с.
85.Оинума С. Уроки волейбола. - М.: Физическая культура и спорт. -
1985. — 112 с.
86. Сластенина Т.А. Физическая культура. Спортивные игры. Волейбол //
Учебное пособие. - 2006. — 69 с.
87. Чехов О.С. основы волейбола//Физическая культура и спорт. - 1979. - 168 с.
88. КлещевЮ. Н., Айриянц А. Г.,. // Физическая культура и спорт. - 1985. - 270 с.
89. Хапко В. Е. Маслов В.Н. Совершенствование мастерства
волейболистов. Киев: Здоровье. 1990. - 128 с.
90. Боген М.М. Физическое совершенство как основное понятие
теориифизической культуры // Теория и практика физической культуры. 1997. -№5. - С.18-19.
91. Магомедов К.И. Средства и методы физической и технической
подготовки юных волейболистов на этапе углубленной спортивной подготовки.-1983.-25 с.
92. Лепешкин В.А. Оптимизация обучения волейболу // Физическаякультура и спорт. - 2008. 17 с.
93. Железняк Ю.Д., Портнов Ю,М. Спортивные игры: Техника, тактика,
методика обучения: // Учебник для студентов высших
педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр
«Академия», 2004. - 520 с.
94. Гераськин А.А. Методика развития быстроты и точности игровых
действий квалифицированных волейболистов. - Омск, 1984. 16 с.
95. Матвеев Е.М. Волейбол. Школа движений/Матвеев Е.М. //
Физкультура в школе, 2001. - №4. - 33 с.