ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ 5
1.1. Общая характеристика волейбола 5
1.2. Преподавание волейбола в системе физического
воспитания общеобразовательной школы 6
1.3. Общая и специальная подготовка в волейболе в школе 11
1.4. Анализ нетрадиционных методик обучения
волейболу в школе 15
1.5. Психофизические особенности организма детей
подросткового периода 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 24
2.1. Организация исследований 24
2.2. Методы исследований 25
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Вопросы повышения качества школьного физического воспитания ставиться на самом высоком уровне с участием первых лиц государства. По оценке большинства специалистов, выступающих на форумах уровень подготовки на уроках по физической культуре, не соответствует требованиям времени. Этот факт тиражировался многими изданиями и средствами массовой информации, вызвав тем самым целый ряд шагов в области модернизации школьной методики преподавания физической культуры [19]. Усиливающиеся противоречия между возрастающими потребностями общества в гармонически развитом молодом поколении, готовом в дальнейшем решать задачи повышения благосостояния России, и снижением в последние годы его физических кондиций, заставляет педагогов искать резервы повышения эффективности физического воспитания учащихся, а именно нетрадиционных методик.
Многочисленные исследования в области детского и юношеского спорта (Г.Л. Апанасенко, В.К. Бальсевич, Р.Г. Науменко и др.), в том числе и волейбола (А.В. Беляев, Ю.Д. Железняк, Ю.Н. Клещев, Ю. М. Портнов), в большинстве случаев рассматриваются отдельные вопросы совершенствования и подготовки спортивных резервов, а обучению волейболу в школе не уделяется достаточного внимания.
Использование инновационных, нетрадиционных методик позволяет ввести в учебный процесс новые для учащихся средней школы технические элементы обучения игре. При этом проведение уроков осуществляется с максимальной плотностью и оптимизировано с точки зрения методики учебной программы.
Объект исследования: процесс физического воспитания в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: повышение уровня технической подготовленности обучающихся старших классов на занятиях по волейболу.
Цель исследования: повысить уровень технического мастерства обучающихся старших классов на занятиях по волейболу.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы и выявить особенности обучения волейболу детей среднего школьного возраста.
2. Разработать комплекс упражнений, направленный на корректировку техники выполнения упражнений в волейболе.
3. Проверить разработанный комплекс упражнений в педагогическом эксперименте.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование разработанного комплекса упражнений позволит повысить уровень технического мастерства.
Научная новизна: впервые в образовательный процесс МБОУ СОШ № 84 были включены упражнения для повышения уровня технической подготовленности.
Практическая значимость: применение разработанных нами упражнений в образовательном процессе обучающихся является эффективным и ведёт к росту технического мастерства.
Специальная литература и результаты теоретического изучения проблемы показали, что программный материал обучения детей школьного возраста по волейболу может быть реконструирован и дополнен, количество часов обучения волейболу в старших классах сокращается, склоняясь к другим темам физического воспитания.
Методика экспериментальной программы обучения детей среднего школьного возраста по волейболу способствует одновременному повышению технической и физической подготовленности юных волейболистов. При условии соблюдения рекомендаций по использованию новой методики на этапах обучения техническим приемам удается успешно решать задачи как физической, так и технической подготовленности учащихся. Изучение теоретических источников по техническому развитию детей при игре в волейбол учащихся 5 - 8 классов показало, что данное применение методик нетрадиционной направленности благоприятно влияет на всех испытуемых. Это показала примененная нами опытно - экспериментальная работа.
В процессе опытно - экспериментальной работы мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что процесс развития и формирования навыков игры в волейбол у детей среднего школьного возраста будет более эффективным, если будут учитываться следующие условия:
возрастные особенности обучения школьников техническим приемам волейбола;
особенности традиционной и нетрадиционной методики обучения волейболу;
влияние опережающего обучения волейболу на детей среднего школьного возраста.
Вышеуказанные условия, внедренные в экспериментальную часть исследования, позволили повысить не только физическую подготовленность, но и процесс развития и формирования навыков игры в волейбол у детей среднего школьного возраста.
Для реализации цели и проверки гипотезы исследования мы провели анализ научно-методической литературы и выявили особенности традиционной и нетрадиционной методик обучения волейболу детей среднего школьного возраста. Экспериментально обосновали традиционную и нетрадиционную методику обучения волейболу детей среднего школьного возраста, проверили и экспериментально обосновали эффективность традиционной и нетрадиционной методик обучения волейболу детей среднего школьного возраста.
В процессе опытно - экспериментальной работы мы проследили динамику показателей физической подготовленности учащихся в экспериментальной группе. Это подтверждает эффективность внедренной нами методики при обучении волейболу детей среднего школьного возраста.
Для повышения эффективности обучения волейболу также следует широко внедрять игровые задания. Так при закреплении и совершенствовании технического приема на занятиях по волейболу в качестве задания предлагается развитие наибольшего количества необходимых физических качеств. Проверяется же выполнение задания при помощи эстафет, подвижных игр, специальных контрольных упражнений..
Таким образом, подробное изучение особенностей методики обучения и тренировки детей школьного возраста по волейболу позволяет раскрыть не использованные резервы урочной формы обучения, повышать эффективность школьной физической культуры.
Школа дает возможность учащимся реализовывать потребность в занятиях спортом, а методическое обеспечение этой работы позволяет учащимся реализовывать свою активность и физическую работоспособность. Исходя из данных выводов, можно сказать о том, что на уроках физической культуры возможно применять не только традиционную, но и нетрадиционную методику обучения волейболу детей среднего школьного возраста.
1. Анализ проведения урока физкультуры / Под ред. В.А. Муравьев, И.П. Залетаев. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 92 с.
2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - М.: Академия, 2000. - 192 с. 3. Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры. - М.: ФИС, 2005. - 144 с.
4. Бергер Г.И. Конспекты уроков для учителя физкультуры: 5 - 6 кл.: пособие для учителя. - М.: Владос, 2004. - (Конспекты уроков). - 110 с. : ил.
5. Бергер Г.И., Бергер Ю.Г. Конспекты уроков для учителя физкультуры:
5 - 9 кл.: Урок физкультуры: Спортивные игры, лыжная подготовка,
подвижные игры. - М.: Владос, 2002. - 144 с.: ил.
6. Боковец В.С. Специальные упражнения волейболиста. - Брест: Аккаде мия, 2005.- 176 с.
7. Волейбол: Учебник для институтов и академий физической культуры / Под ред. Беляева А.В., Савина М.В.- М.: Физкультура, образование, наука, 2000. - 368 с.: ил.
8.Эффективность использования интегральных упражнений на занятиях по волейболу / Гринченко А.Е, Шалар О.Г, Шалар А.П // Физическая культура в школе .- 2003. - № 1. - С. 23-27.
9. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 228 с.
10. Железняк Ю.Д. Оборудование для занятий волейболом. /
/Физкультура в школе. - 1989. - № 2. - С. 34-41.
11. Спортивные игры / Железняк Ю.Д, Портнов Ю.М, Савин В.П, Лексаков А.В. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 520 с.
12. Железняк Ю.Д. Формирование двигательных навыков у юных волейболистов // Физкультура и спорт. - 1992. - №5. - С. 35-36.
13. Железняк Ю.Д. Волейбол. Учебник для институтов физ. культуры / Ивойлов А.В. М.: Физкультура и спорт, 1991. - 239 с.: ил.
14. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие / Петров П. К. М.: Академия, 2009. - 272 с.
15. Иванков Ч.М. Методические основы теории физической культуры и спорта. М.: Инсан, 2005. - 368 с.
16. Ивойлова А.В. Волейбол для всех.- М.: Физкультура и спорт, 2005. - 212 с.
17. Ивойлов А.В. Тактическая подготовка волейболистов. М.:
Физкультура и спорт, 2001.- 232с.
18. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 192 с.
19. Козлов И.М., Правдов М.А.Двигательная активность и здоровье детей: Тезисы международной конференции. - СПб.: Изд-во ЛГУ, 1993. - С. 68-69.
20. Физическая активность детей / Кондо М, Мацуда И, Сугиара Ф // Специалист. - 2002. - № 7. - С. 38.
21. Коренберг В.Б. Спортивная метрология: учеб. М.: Физическая культура, 2008. - 368 с.
22. Костюков В.В., Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу. VII класс // Физическая культура в школе. -- 1994. - №2. - С. 23-25.
23. Костюков В.В., Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу. VIII класс // Физическая культура в школе. - 1995. - №1. - C. 28-32.
24. Костюков В.В., Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу. IX класс // Физическая культура в школе. 1996. - №1. - С. 10-13.
25. Кузнецов В.С. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. - М.: Владос, 2004. - (Библиотека учителя физической культуры). - 175 с.: ил.
26. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. - М.: Советский спорт, 2006. - 208 с.
27. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999 - 318 с.
28. Методика обучения игре в волейбол : метод. пособие для студентов фак. физ. культуры / Под ред. В.Ю. Шнейдером: Всерос. федерация волейбола. - М.: Олимпия: Человек, 2008. - 55 с.: табл.
29. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Нестеровский Д.И. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 336 с.
30.Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование: метод. пособие / Под ред. А.В. Беляев: Всерос. федерация волейбола. - М.: Олимпия: Человек, 2008. - 54 с.
31.Осколкова В.А., М.С. Сунгуров. Техника и тактика игры в волейбол. -М.: Физкультура и спорт,2005. - 253 с.
32. Учеб. пособие / Железняк Ю.Д, Кашкаров В.А, Кравцевич И.П, Черных Е.В, Мещеряков И.Л, Панов С.Ф, Шкляров В.Б; Под ред. Ю.Д.Железняка. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2005. — 384 с.
33. Ратов И. П. Двигательные возможности человека. — Минск, 1994. - 238 с. 34.Рубина Е. Педагогические основы воспитания школьников // Начальная школа. - 2005. - № 7. - С. 57-61.
35. Сапин Н.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. - М.: Академия, 2000.-271с.
36. Саранцев Г.И. Понятие упражнения в дидактике // Советская педагогика. - 1996. - № 4. - С. 46-48.
37. Сергеев А.Г., Крохин В.В. Метрология: Учеб. пособие для вузов. - М.: Логос, 2000. - 408 с: ил.
38. Склярова Т.В. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических вузов, педагогов, воспитателей. - М.: Покров, 2004. - 144 с.
39. Смирнов Ю. И., Полевщиков М. М. Спортивная метрология: Учебник. — М, 2000. -232 с.
40. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства: учебник для студ., пед. вузов по специальности - Физическая культура / Под ред.: Ю.
Д. Железняк, Ю. М. Портнов. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 397 с. 41.Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения. Учебник / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова и др. - М.: Академия, 2004. - 517 с.
42. Спортивные игры : Техника, тактика, методика обучения. Учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования / [ Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П.Савин, А.В. Лексаков]; под ред. / Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. -7 изд., стер. - М.: Академия, 2012. - 520 с.
43. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Академия, 1998. - 389 с. 44.Тюков А.А. Организационные игры как метод и форма активного социального обучения / Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации. - М.: Педагогинка, 1983. - С. 73-81.
45. Уловистова Н.В. Нормативно-правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта. - М.: Советский спорт, 2003. - 148 с.
46. Физическая культура: Учебное пособие / Под ред. В.А.Коваленко. — М., 2000. - 315 с.
47. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие. — М., 2000. - 376 с.
48.Чермит А.Д. Теория и методика физической культуры. - М.: Советский спорт, 2005. - 272 с.
49. Шнейдер В.Ю. Методика обучения игре в волейбол. - М.: Олимпия пресс, 2007. - 57 с.
50. Гречин А.Л. Гандбол в школе, азбука юного гандболиста. — Минск: Пачатковая школа, 2008. - 56 с.
51. Шестаков М.П., Шестаков И.Г. Гандбол. Тактическая подготовка. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 192 с.