ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР ПО ОСОБЕННОСТЯМ МЕТОДИКИ ВЕДЕНИЯ ТРЕНИРОВОК В ШОТОКАН КАРАТЭДО 5
1.1. История развития шотокан каратэдо 6
1.2. Особенности содержания занятий по каратэдо
1.3. Физическая подготовка каратистов 17
1.4. Базовая техника шотокан каратэдо 34
1.5. Психологическая подготовка каратистов 47
1.6. Виды, причины и профилактика травматизма 54
Заключение по первой главе 61
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 66
2.1. Организация исследований 66
2.2. Методы исследований 67
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАРАТИСТОВ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 69
3.1. Выявление особенностей построения тренировочного
процесса в единоборствах (на основе анкетирования) 69
3.2. Выявление методических особенностей технико¬тактической подготовки разных возрастных групп
в каратэдо(наблюдение) 78
3.3. Повышение уровня технической и физической
подготовленности каратистов второго года обучения (педагогический эксперимент) 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 99
ПРИЛОЖЕНИЕ А 106
Каратэдо - это японское боевое искусство, система защиты и нападения. Цель данного стиля - сформировать навык эффективной защиты, совершенствовать тело и дух.
Программа обучения в каратэдо содержит основные разделы: ката, кихон и кумитэ. Каждый из разделов развивает определенные умения, переходящие посредством долгих тренировок в навык, в совокупности образуя систему защиты и нападения. Многие движения в каратэдо имеют определенный порядок, который нельзя нарушать, выполняются синхронно и асинхронно, требуют выносливости, гибкости, скорости или силы и т.д. Изучение разнообразных технических действий создает проблему для обучающихся и служит причиной актуальности нашей работы.
Объект исследования: процесс технической и физической
подготовки каратистов.
Предмет исследования: методы совершенствования техники и физической подготовленности каратистов.
Цель исследования: повышение уровня физической и технической подготовленности спортсменов посредством комплекса оптимизированных упражнений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники и выявить особенности технической и физической подготовки каратистов.
2. Выявление особенностей построения тренировочного процесса в единоборствах, в том числе в карате.
3. Проанализировать тренировочный процесс каратистов и выявить проблемы технической и физической подготовки каратистов, средства и методы, применяемые тренером.
оптимизированных упражнений для повышения уровня технической и физической подготовленности каратистов.
Гипотеза исследования: предполагается, что качество выполнения технических действий и уровень физической подготовленности повысится, если в тренировочный процесс будет включен комплекс оптимизированных упражнений.
Научная новизна: впервые в тренировочный план занимающихся каратэдо при «Центре «Патриот»», г. Железногорска, были внесены изменения в последовательности и объеме основных разделов программы по обучению каратэдо, направленных на повышение уровня физической и технической подготовленности спортсменов.
Практическая значимость: включение в тренировочный процесс каратистов комплекса оптимизированных упражнений, повышает качество выполнения технических действий и эффективность применения их в стрессовых ситуациях, таких как: аттестация, соревнования, показательные выступления и т.д.
Путь становления каратэдо действительно сложен. Но благодаря упорству и большому желаю основателя каратэдо и его последователей каратэ развивалось и популяризировалось во всем мире.
Каратэдо как боевое искусство, зародилось не в Японии, о происхождении каратэ мы можем знать или предполагать только из легенд, исходя из одной из них, создателем каратэ считается Бодхидхарма, основатель дзэн-буддизма, который в 520 г. н.э. перенес свою резиденцию из Индии в Китай, в монастырь Шаолинь («Храм молодого леса»). Монастырь Шаолинь стал центром его учения о Будде, а заодно и центром умственного и физического воспитания последователей этого учения. Когда храм сожгли во время крестьянских войн и гражданской смуты, то оставшиеся в живых монахи эмигрировали в соседние страны или на ближайшие острова. Не стал исключением в их ряду и остров Окинава. После того, как монахи попали на архипелаг Рюкю, а точнее на его главный остров Окинава, то стали преподавать местным крестьянам боевое искусство [49].
В Японию карате попало с острова Окинава в конце XIX века. Окинава когда-то была центром независимого королевства Рюкю, имевшего тесные торговые связи с Китаем и Японией [2].
Фунакоси Гитин (Funakoshi, Gichin) (1868 - 1957), один из
основоположников современного каратэ, создатель стиля Сётокан [58]. В 1936 Фунакоси открыл школу, получившую название Шотокан [48].
В 1964 году на Олимпиаде мастера карате впервые показали свое искусство и приемы этого вида борьбы широкой публике. В Советский Союз карате «завезли» иностранные студенты [16; 17].
Каратэ является отличным способом развития физических и психологических качеств: «Каратэ как для детей, так и для взрослых - это, не только изучение техники, укрепление человека физически, это ещё и система психологической подготовки (воспитания), призванная направить в 92
нужную сторону энергию будущего бойца. Физически карате развивает пластичность тела с помощью гимнастики и растяжек, укрепление мышц при помощи силовых упражнений, увеличивает выносливость, четкую координацию движений, способствует укреплению здоровья, что особенно важно сейчас при условиях городской жизни» [1; 67].
В процессе физического воспитания занимающихся обучают различным двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела. Обучают также правильному выполнению движений, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием. И наконец, учащихся обучают технике двигательных действий, необходимых в труде, быту или на спортивной тренировке. При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык [23].
Значение проблемы адаптации в спорте определяется прежде всего тем, что организм спортсмена должен приспосабливаться к физическим нагрузкам в относительно короткое время. Именно скорость наступления адаптации и ее длительность во многом определяют состояние здоровья и тренированность спортсмена. В этой связи значительный научный интерес для практики спорта представляет разработка системного обоснования адаптации организма в процессе достижения высшего спортивного мастерства. Вместе с тем общеизвестно, что морфофункциональные особенности организма человека, сформировавшиеся в течение длительного периода эволюции, не могут изменяться с такой же быстротой, с какой изменяются структура и характер тренировочных и соревновательных нагрузок в спорте. Несоответствие во времени между этими процессами может приводить к возникновению функциональных расстройств, которые проявляются различными патологическими нарушениями [36].
Каратэ - это не просто искусство боя. Это стиль жизни, инструмент,
позволяющий постигнуть цель и смысл существования. Во время долгих жарких часов тренировок каждый проходит через множество тестов. Они позволяют проявиться силе характера, и часто заставляют «прыгнуть выше головы». Каратэ — это в первую очередь неумение побеждать противника, а искусство побеждать самого себя [9; 12].
Существуют основные разделы в программе обучения каратэ. Программа обучения каратэ состоит из трех обязательных разделов: кихон, ката и кумитэ [43]...
1. Детское каратэ [Электронный pecypc].URL:
http://karate.ru/detskoe_karate(gaTa обращения: 5.11.2014).
2. Каратэ [Электронный ресурс]. URL:
https://ru.wikipedia.Org/wiki/%CA%E0%F0%E0%F2%E5#.D0.98.D1.81.D1.82. D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F(дaтa обращения: 5.11.2014).
3. Кочергин А.Н. КОИ НО ТАКИНОБОРИ РЮ НЮМОН. Введение школу боевого каратэ - СПб.: Лекс Стар, 2002. - 108 с.
4. Накаяма М. Динамика каратэ / пер. с англ. - М.: ФАИР-ПРЕСС,
2003. - 304 с.
5. Разминка [Электронный ресурс].ЦРЕ:
http://sportwiki.to/Рaзминкa_в_бодибилдингe (дата обращения: 7.11.2014).
6. Томияма К. Основы каратэ-до / пер. с англ. - Ноттингем: Бат Песс, 1991. - 134 с.
7. Кудзо Х. Уэчи - рю. Каратэ-до. Принципы и техника школы. - СПОРТ-ПРЕСС 2003. - 119 с.
8. Каратэ длинною в жизнь [Электронный ресурс]. URL: http://svlasov.livejournal.com/97917.html (дата обращения: 14.11.2014).
9. Кук Д. Сила каратэ / пер. с англ. - М.: Паломник: Норд-Спорт, 1992. - 182 с.
10. Вовк Н.М. Основы каратэ: учебно-методическое пособие. - Анапа: Олимп, 1990. - 80 с.
11. Ояма М. Философия каратэ / пер. с яп. - Калининград: Роза, 1993. - 80 с.
12. Кудзо Х. Уэчи - рю. Каратэ-до. Путь от ученика до мастера. - СПОРТ-ПРЕСС, 2003. - 110 с.
13. Ояма М. Классическое каратэ / пер. с яп. - М.: Эксмо, 2006. - 256 с.
14. Жуков М.Н. Подвижные игры: учебник для студ. пед. вузов - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
15. Ямагучи Г. Основы годзю-рю каратэ / пер. с англ. - М.: ФАИР- ПРЕСС, 1999. - 82 с...83