Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Работа №169118

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ К ИНКЛЮЗИВНОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ 7
1.1. Проблемы инклюзивного образования детей с интеллектуальными
нарушениями 7
1.2. Психологическая готовность родителей ребенка с интеллектуальными
нарушениями к инклюзивному образованию как психолого-педагогическая категория 13
1.3. Психолого-педагогические условия формирования психологической
готовности родителей ребенка с интеллектуальными нарушениями к инклюзивному образованию 17
Выводы по Главе 1 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ К
ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ 24
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы 24
2.2. Анализ психологической готовности родителей ребенка с
интеллектуальными нарушениями к инклюзивному образованию 28
2.3. Психолого-педагогические условия формирования психологической
готовности родителей ребенка с интеллектуальными нарушениями к инклюзивному образованию 35
Выводы по Главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
Приложения 60


Статистические данные Министерства здравоохранения позволяют говорить об ежегодном росте количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная категория детей отличается своей неоднородностью: ее составляют дети с нарушениями в сенсорных функциях, различными формами нарушений опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями и пр., нуждающиеся в специальном обучении и поддержке.
С 1 сентября 2016 года в школах нашей страны начал действовать федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья, став дополнительной основой для развития инклюзивного образования в России. Инклюзивное образование определяется как процесс обучения, в котором все дети, независимо от их физических, психических, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных (массовых) школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку [5].
Однако системное внедрение практики инклюзии происходит достаточно медленно. Исследователи изучают факторы эффективности реализации инклюзивного образования, среди которых выделяют проблему готовности субъектов образовательных отношений к реализации инклюзивного образования. С одной стороны, это готовность образовательной организации как обеспеченность ресурсами реализации образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (ресурсная готовность); с другой - психолого-педагогическая готовность педагогических работников и родителей обучающихся к включению в систему инклюзивного образования [32]. Успешность «безболезненного» вхождения ребенка в инклюзивную среду определяется, по нашему мнению, позицией и психологической готовностью его ближайшего окружения, а именно родителей, к данному процессу [45], в связи с чем мы акцентируем проблематику данного исследования - психологическая готовность родителей детей с ограниченными возможностями здоровья к процессу обучения в условиях инклюзии. В.М. Поставнев пишет о том, что родители детей с ОВЗ «имеют менее дифференцированные представления об особенностях инклюзивного образования» [32, с. 33]. Психологическая готовность родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья к инклюзивному образованию не ограничивается характеристиками знаний и представлений: помимо когнитивного компонента в нее включаются эмоции, мотивация родителей по отношению к включению ребенка в инклюзивный процесс обучения...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Принцип инклюзии активно внедряется в образовательную систему нашей страны, а в инклюзивное образование включаются не только дети с сенсорными нарушениями, но и нарушениями интеллекта. Безусловно, процесс распространения инклюзии сталкивается с большим количеством проблем, в числе которых выделяется проблемы, связанные непосредственно с ребенком с интеллектуальными нарушениями и его семьей, к которым можно отнести принятие и осознание родителями образовательных потребностей своего ребенка, готовность родителей к обучению их детей в условиях массовых классов, готовность к взаимодействию с педагогами и родителями одноклассников с целью обеспечения комфортных условий обучения и воспитания их детей и пр.
Актуальность в этой связи приобретает понятие «психологическая готовность родителей ребенка с интеллектуальными нарушениями к инклюзивному образованию», в которой выделяется когнитивный, эмоциональный, мотивационный и поведенческий компоненты. Это и знания родителей об инклюзивном образовании, и мотивация к взаимодействию с иными участниками образовательного процесса, и эмоции, связанные с необходимостью смены формата обучения и пр.
Исследования показывают большое количество страхов, опасений, проблем в восприятии родителями ребенка с интеллектуальными нарушениями инклюзивного образования, что делает актуальной и значимой работу по формированию психологической готовности родителей ребенка с интеллектуальными нарушениями к инклюзивному образованию. Нами в ходе теоретического анализа выделены такие психолого-педагогические условия формирования психологической готовности родителей ребенка с интеллектуальными нарушениями к инклюзивному образованию:
1. Изучение проблемного поля психологической готовности родителей к инклюзивному образованию.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей об особенностях детей с интеллектуальными отклонениями.
3. Психолого-педагогическая поддержка детско-родительского сообщества в процессе интеграции ребенка в группу сверстников.
В исследовании приняло участие 10 родителей ребенка с интеллектуальными нарушениями (пол - женский, возраст - 28-36 лет).
Для оценки когнитивного и эмоционального компонентов психологической готовности родителей ребенка с интеллектуальными нарушениями к инклюзивному образованию была разработана анкета, позволяющая оценить, с одной стороны, уровень знания специфики развития ребенка, его потребностей, организации инклюзивного образования (вопросы 1-5), с другой - особенности отношения родителей к инклюзивному образованию и специфика опасений по поводу инклюзии (вопросы 6-10). Для оценки мотивационного компонента психологической готовности родителей ребенка с интеллектуальными нарушениями к инклюзивному образованию была использована методику «Мотивация аффилиации» (А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед- Эминова). Для оценки поведенческого компонента психологической готовности родителей ребенка с интеллектуальными нарушениями к инклюзивному образованию была использована методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко...


1. Агаева И.Б., Марьясова Н.Е. Инклюзивное образование детей с интеллектуальными нарушениями // Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья. 2017. С. 66-74.
2. Адеева Т.Н. Мотивационно-ценностный и поведенческий компоненты психологической готовности к инклюзивному образованию родителей различных категорий детей // Психология. Историко -критические обзоры и современные исследования. 2017. Том 6. № 3А. С. 90-100.
3. Адеева Т.Н. Психологическая готовность к инклюзивному образованию педагогов и родителей различных категорий детей: монография. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017. 82 с.
4. Алехина С.В., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83-92.
5. Алехина С.В. Современные тенденции развития инклюзивного образования в России // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2015. № 3 (5). С. 10-15.
6. Алешанова Л.В. Инклюзивная форма образования для детей с ОВЗ // Логопед. 2015. № 1.
7. Бибарцева Е.В. Представления родителей об инклюзивном образовании //
Открытая электронная библиотека научно-образовательных ресурсов Оренбуржья. URL: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/1731/1/1284-
1286.pdf.
8. Богомолова Е.А., Подольская И.А., Спиженкова М.А. Исследование отношения родителей к инклюзивному образованию // Образование в условиях модернизационных процессов современного общества: Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященная 20-летию факультета психологии КГУ им. К. Э. Циолковского. Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2013. C. 243-247.
9. Борисова, Н.В. Психологическая готовность родителей различных категорий детей к инклюзивному образованию // Психология и педагогика образования будущего. 2017. С. 38-41.
10. Введение в психологию инвалидности: учебник / Под ред. О.В. Красновой. М., 2011. 333 с.
11. Высотина Т.Н. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития // Вестник Санкт- Петербургского университета. Социология. 2011. № 2. С. 122-127.
12. Галасюк И.Н. Особенности родительских позиций в семье с умственно отсталым ребенком // Клиническая и специальная психология. 2014. Т 3. № 2 (10). С. 55-59.
13. Галасюк И.Н. Феномен активности родителей ребенка с нарушениями интеллектуального развития // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 3. С. 195-205.
14. Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Особенности детско-родительских
отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия: Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2016. №2. С. 163-168
15. Гусева И.В. Особенности детско-родительских отношений в семье,
воспитывающей ребенка с умственной отсталостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 20. С. 32-34...60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ