Психологическое консультирование студентов выпускных курсов по вопросу тревожности (Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы.
Выборка: 67 человек.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ И НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСУ ТРЕВОЖНОСТИ 8
1.1 Факторы формирования и особенности проявления тревожности студентов выпускных курсов 8
1.2 Психологические особенности студентов выпускных курсов 18
1.3 Направления психологического консультирования студентов выпускных курсов по вопросу тревожности 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ 35
2.1 Программа и методы эмпирического исследования 35
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 40
2.3 Проект программы психологического консультирования студентов выпускных курсов по вопросу тревожности 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Студенты выпускных курсов находятся на этапе перехода из образовательной среды в профессиональную жизнь, что часто вызывает высокий уровень тревожности. Выпускной год характеризуется множеством значимых событий и решений, таких как сдача государственных экзаменов, защита диплома, поиск работы, что усиливает психологическое напряжение.
Лег Э. писал, что тревожность среди студентов в последние годы увеличивается, что связано с высокой конкуренцией на рынке труда, неопределенностью будущего, финансовыми и социальными трудностями. Тревожные состояния могут негативно сказываться на учебной деятельности, личной жизни, профессиональном становлении и общем качестве жизни [49].
Вопрос тревожности студентов выпускных курсов недостаточно изучается в научной литературе. Е.В. Озерова исследовала связь тревожности и мотивации к обучению у студентов. И.В. Заусенко проводила корреляционный анализ тревожности и учебной мотивации. Ж.Г. Гаранина работала над коррекцией тревожности студентов с использованием когнитивно-поведенческой терапии. А.В. Тимофеева исследовала особенности коррекции тревожности в процессе групповой и индивидуальной работы. Ч.Д. Спилбергер разработал методику оценки уровня реактивной и личностной тревожности, широко используемую в исследованиях. Ю.Л. Ханин адаптировал методики для диагностики тревожности. А. Бек создал шкалы для оценки тревожности и дисфункциональных отношений, применяемые в исследованиях. Г.Ю. Айзенк разработал опросник для самооценки уровня тревожности, который применяется в различных исследованиях.
В научной литературе чаще всего встречаются публикации, в которых изучается корреляция ситуативной и личностной тревожности с характеристиками личности студентов выпускных курсов. Е.Г. Петрова провела исследование уровня личностной и ситуативной тревожности у студентов перед экзаменационной сессией. Исследование Л.А. Бурнес и Н.В. Бледных описывает эмоциональную тревожность студентов на различных этапах обучения.
Мушкин П.Д. писал, что тревожные состояния, если они не корректируются своевременно, могут привести к более серьезным психическим расстройствам, таким как депрессия или панические атаки [59].
Психологическое консультирование помогает предотвратить эти негативные последствия, предоставляя студентам выпускных курсов не только справляться с текущими трудностями, но и развивать навыки саморегуляции и адаптации к стрессовым ситуациям в будущем.
Теоретическая новизна исследования заключается в том, что на данный момент взаимосвязь тревожности студентов выпускных курсов со склонностью к прокрастинации, локусом контроля и толерантностью к неопределенности не выявлены или недостаточно изучены в научной литературе, а также заключается в углублённом анализе специфики тревожности, которая возникает у студентов на финальном этапе обучения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке эффективных методов и рекомендаций для психологической помощи студентам, сталкивающимся с тревожностью в период завершения обучения.
Результаты исследования могут быть полезны для разработки специализированных тренингов и программ саморегуляции, направленных на повышение стрессоустойчивости и адаптационных способностей студентов выпускных курсов.
Актуальность темы психологического консультирования студентов выпускных курсов по вопросу тревожности заключается в исследовании понимания причин формирования тревожности и поиска способов регуляции ее уровня у студентов выпускных курсов для более качественного оказания помощи при психологическом консультировании, а также изучения факторов, которые влияют на их уровень тревожности.
Необходимость разработки проекта программы психологического консультирования студентов выпускных курсов по вопросу тревожности приобретает особую значимость в условиях современного образовательного процесса и социальной жизни, что и обуславливает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение тревожности у студентов выпускных курсов для разработки проекта программы психологического консультирования.
Формулировка темы работы обоснована тем, что тревожность среди студентов выпускных курсов является распространенным вопросом, который влияет на их академическую, профессиональную и личную успешность. Разработка программы психологического консультирования позволит предложить эффективные методы помощи для улучшения их психологического состояния и адаптации к будущей профессиональной жизни.
Задачи выпускной квалификационной работы можно сформулировать следующим образом:
1. провести теоретический анализ факторов формирования и проявлений тревожности студентов выпускных курсов.
2. выявить проявления тревожности студентов выпускных курсов.
3. провести сравнительный анализ выраженности тревожности студентов выпускных и студентов второго курса.
4. определить взаимосвязи тревожности студентов выпускных курсов со склонностью к прокрастинации, локусом контроля и толерантностью к неопределенности.
5. разработать проект программы психологического консультирования студентов выпускных курсов по вопросу тревожности.
Объектом изучения в рамках выпускной квалификационной работы являются студенты выпускных курсов.
Предметом изучения в рамках выпускной квалификационной работы является тревожность студентов выпускных курсов.
Базой эмпирического исследования является Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы (СПбГИПСР).
Гипотезы в рамках выпускной квалификационной работы:
1. существуют различия в проявлениях тревожности студентов второго и выпускного курсов;
2. существуют взаимосвязи тревожности студентов выпускных курсов со склонностью к прокрастинации, локусом контроля и толерантностью к неопределенности.
В исследовательской части работы были использованы следующие методы: анкетирование и тестирование, методики: опросник Спилбергера-Ханина, шкала толерантности к неопределённости С. Баднера, шкала студенческой прокрастинации К. Лэй, опросник субъективной локализации контроля Дж. Роттера (СЛК), методы статистической обработки данных: U-критерий Манна-Уитни, метод ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Общая структура выпускной квалификационной работы разделена на две части, теоретическую и эмпирическую. В первой рассматриваются факторы формирования и особенности проявления тревожности студентов выпускных курсов, психологические особенности студентов выпускных курсов и направления психологического консультирования студентов выпускных курсов по вопросу тревожности. Во второй - эмпирическое исследование студентов выпускных курсов, то есть программа и методы эмпирического исследования, анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования и проект программы психологического консультирования студентов выпускных курсов по вопросу тревожности.
Текст выпускной квалификационной работы включает оглавление, введение, две главы: «факторы формирования проявления тревожности студентов выпускных курсов и направления психологического консультирования по вопросу тревожности» и «эмпирическое исследование тревожности студентов выпускных курсов», которые состоят из трех параграфов каждая: первая глава состоит из параграфов «факторы формирования и особенности проявления тревожности студентов выпускных курсов», «психологические особенности студентов выпускных курсов» и «направления психологического консультирования студентов выпускных курсов по вопросу тревожности», вторая глава состоит из параграфов «программа и методы эмпирического исследования» и «анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования» и «проект программы психологического консультирования студентов выпускных курсов по вопросу тревожности», заключение, список использованных источников и 10 приложений. В работе представлены 1 таблица и 5 рисунков, общий объем страниц выпускной квалификационной работы составляет 65 страниц.
1. Азлецкая Е.Н. Арт-терапевтические техники в работе практического психолога // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2022. – №221. – С. 102-112.
2. Аксенова Е.С. Взаимосвязь социально-психологической адаптивности и толерантности к неопределенности у студентов-психологов / Е.С. Аксенова, О.В. Синёва // Baikal Research Journal. – 2022. – №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-sotsialno-psihologicheskoy-adaptivnosti-i-tolerantnosti-k-neopredelennosti-u-studentov-psihologov (дата обращения: 13.10.2024).
3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование/ Ю.Е. Алешина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Класс, 2019. — 106 с. — ISBN 5-86375-111-8.
4. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. – 1974. – № 2.
5. Блейхер В.М. Толковый словарь психиатрических терминов / В.М. Блейхер, И.В. Крук // С.Н. Боков. – Воронеж: Изд. НПО "МО ДЭК". – 1995. – 640 с.
6. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко. – СПб: Питер. – 2018. — 672 с.
7. Бурнес Л.А. Исследования эмоциональной тревожности студентов на различных этапах обучения в вузе / Л.А. Бурнес, Н.В. Бледных // Проблемы педагогики. 2020. №1 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovaniya-emotsionalnoy-trevozhnosti-studentov-na-razlichnyh-etapah-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 07.10.2024).
8. Бусловская Л.К. Коррекция дезадаптации у студентов университета / Л.К. Бусловская, Ю.П. Рыжкова // Новые исследования. 2010. №22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-dezadaptatsii-u-studentov-universiteta (дата обращения: 11.10.2024).
9. Бычкова С.Е. Особенности тревожности студентов разных направлений подготовки / С.Е. Бычкова, В.С. Клемес // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2056–2060. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970738.htm.
10. Веденеева Е.В. Особенности психологического времени личности студентов, склонных к прокрастинации / Е.В. Веденеева, Е.В. Забелина, И.А. Трушина // АНИ: педагогика и психология. 2017. №4 (21).
11. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. / Под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Педагогика, –1982—1984. – Т. 3. – С. 673.
12. Демидова Л.И. Тревожность студентов вуза и их успешность в учебной деятельности / Л.И. Демидова, О.И. Кашник, А.А. Брызгалина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. №35-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-studentov-vuza-i-ih-uspeshnost-v-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 01.10.2024).
13. Дуткевич Т.В. Практическая психология. Введение в специальность/ Т.В. Дуткевич, О.В. Савицкая // Пси-фактор.: сайт. – 2022. – № 1. – URL: https://psyfactor.org/lib/counseling3.htm (дата обращения: 26.09.2024).
14. Евтух Т.В. Особенности толерантности к неопределенности у студентов социально-гуманитарных направлений подготовки / Т.В. Евтух, Т.М. Харламова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. Вып. 1. С. 146–158. DOI: 10.17072/2078-7898/2022-1-146-158.
15. Забродина Л.А. Взаимосвязь особенностей прокрастинации с индивидно-личностными характеристиками студентов / Л.А. Забродина, Ю.Р. Мухина // АНИ: педагогика и психология. –2017. –№3 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-osobennostey-prokrastinatsii-s-individno-lichnostnymi-harakteristikami-studentov (дата обращения: 27.09.2024).
16. Зарипова Т.В. Взаимосвязь академической прокрастинации и учебной мотивации студента / Т.В. Зарипова, Н.А. Данилова // ОНВ. –2015. –№4 (141). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-akademicheskoy-prokrastinatsii-i-uchebnoy-motivatsii-studenta (дата обращения: 11.10.2024).
17. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос». –2000. — 384 с.
18. Зинина С.М. Взаимосвязь локуса контроля и тревожности студентов как предмет психологических исследований // Гуманизация образования. 2024. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-lokusa-kontrolya-i-trevozhnosti-studentov-kak-predmet-psihologicheskih-issledovaniy (дата обращения: 27.09.2024).
19. Караваева Т.А. Принципы и алгоритмы психотерапии тревожных расстройств невротического уровня (тревожно-фобических, панического и генерализованного тревожного расстройств) / Т.А. Караваева, А.В. Васильева, С.В. Полторак // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. – 2016. – №. 4. – С. 42-51.
20. Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации [Электронный ресурс] / В.С. Ковылин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие : электрон. науч. журн. – 2013. – № 2. – С. 22–41. – Режим доступа: www.humjournal.rzgmu.ru (дата обращения: 09.06.2015).
21. Кодиров М. Психологические особенности студента и активизация его познавательной деятельности // Экономика и социум. 2023. №4-2 (107). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-studenta-i-aktivizatsiya-ego-poznavatelnoy-deyatelnosti-1 (дата обращения: 30.09.2024).
22. Краткий психологический словарь. / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». – 1998.
23. Крушельницкая О.И. Мотивация получения высшего образования у студентов первого и выпускного курсов (сравнительный анализ) / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова // Высшее образование в России. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-polucheniya-vysshego-obrazovaniya-u-studentov-pervogo-i-vypusknogo-kursov-sravnitelnyy-analiz (дата обращения: 01.10.2024).
24. Лотова Н.К. Психологические особенности личности студента вуза / Н.К. Лотова, М.И. Андросова, К.К. Сергеева // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-lichnosti-studenta-vuza (дата обращения: 29.09.2024).
25. Лукьянова С.П. Ценностно-смысловые ориентации студентов-психологов на завершающем этапе обучения в контексте профессионального становления / С.П. Лукьянова, Е.В. Пахомова // Психология. Психофизиология. 2010. №17 (193). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovye-orientatsii-studentov-psihologov-na-zavershayuschem-etape-obucheniya-v-kontekste-professionalnogo-stanovleniya (дата обращения: 01.10.2024).
26. Михайлова И.В. Особенности самоактуализации и локуса контроля у студентов с разным уровнем прокрастинации / И.В. Михайлова, Ю.П. Жаркова // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samoaktualizatsii-i-lokusa-kontrolya-u-studentov-s-raznym-urovnem-prokrastinatsii (дата обращения: 11.10.2024).
27. Немов Р.С. Книга 3. Психодиагностика. Психология : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений : в 3 книгах / Р.С. Немов. – 4-е издание. – Москва : Владос, 2007. – 631 с. – ISBN 978-5-691-01134-4.
28. Немов Р.С. Психологическое консультирование: учебник для академического бакалавриата / Р.С. Немов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт. – 2015. – 440 с.
29. Пелепчук Л.О. Особенности толерантности к неопределенности и жизнеспособности студентов в зависимости от их половой принадлежности / Л.О. Пелепчук, Н.А. Цветкова // Вестник ГУУ. 2023. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tolerantnosti-k-neopredelennosti-i-zhiznesposobnosti-studentov-v-zavisimosti-ot-ih-polovoy-prinadlezhnosti (дата обращения: 30.09.2024).
30. Перевозчикова Ю.С. Факторы учебной тревожности студентов / Ю.С. Перевозчикова, Л.М. Соломатина // Скиф. 2023. №8 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-uchebnoy-trevozhnosti-studentov (дата обращения: 30.09.2024).
31. Петрова Е.Г. Исследование тревожности студентов в условиях экзаменационного стресса // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-trevozhnosti-studentov-v-usloviyah-ekzamenatsionnogo-stressa (дата обращения: 11.10.2024).
32. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – №2. – 2008. – С. 11-17.
33. Прихожан А.М. Психология тревожности: школьный и дошкольный возраст / А.М. Прихожан // Психологический журнал: сайт. – 2009. – 119 с. – URL: https://psychojournal.ru/books/2080-prihozhan-a-m-psihologija-trevozhnosti-doshkolnyj-i-shkolnyj-vozrast.html (дата обращения: 19.09.2024).
34. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан – Москва: Московский психолого-социальный институт. – 2000. – 304 с.
35. Психологическое консультирование: справ. практ. психолога / сост. С. Л. Соловьева. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010. – 640 с.
36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384с.
37. Романенко О.К. Практическая гештальт-терапия [Текст] / О.К. Романенко. – М.: Фолиум, 1995. – С. 4–23.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер. –2006. – 413 с.
39. Рябинова А. В. Анализ уровней тревожности студентов вуза / А.В. Рябинова, Е.А. Югова // Физиологические, педагогические и экологические проблемы здоровья и здорового образа жизни : сборник научных трудов X Всероссийской научно-практической конференции, 29-30 марта 2017 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : РГППУ, 2017. - С. 258-263.
40. Семёнова Е.М. Психологическое сопровождение личности студента в образовательной среде вуза/ Е.М. Семёнова, Н.Н. Ворошилина // Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 6. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5083 (дата обращения: 11.09.2024).
41. Сергеева А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе / А.А. Сергеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 327-329. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1651/ (дата обращения: 21.09.2024).
42. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч. Спилбергер. – Москва // Тревога и тревожность : хрестоматия : [учебное пособие] / сост. В.М. Астапов. – Санкт-Петербург : Пер Сэ, 2008. – С. 85-99.
43. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо. – 2005. – 546 с.
44. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Р /наД.: Феникс, 1997. – С. 736.
45. Тарасова Р.Е. Проблема тревожности студентов // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15327 (дата обращения: 07.10.2024).
46. Чеснокова О.Б. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социокогнитивные и креативные факторы / О.Б. Чеснокова, С.М. Чурбанова, С.В. Молчанов // Культурно-историческая психология. –2019. –Т.16. – № 4. С. 109–118. DOI:10.17759/chp.2019150411.
47. Шурухина Г.А. Особенности мотивации на обучение у студентов первых и выпускных курсов / Г.А. Шурухина, Р.Р. Фатыхова // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 5. – С. 11 – 16.
48. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-С.-Пет., 1994.
49. Alisia G.T.T. Tran Financial Stress, Social Supports, Gender, and Anxiety During College: A Stress-Buffering Perspective / G.T.T. Tran Alisia, K. Lam Christina, E. Legg. // The Counseling Psychologist, – 2018. – Vol.46, no.7, – P. 846-869. https://doi.org/10.1177/0011000018806687.
50. Conraads K. How School Counselors Can Help with Anxiety / K. Conraads, A. Petty // Journal of New jersey school counselor association. –2019. – Vol.1, no 1. – P. 36-39.
51. Diefenbach G.J. Worry content reported by older adults with and without generalized anxiety disorder / G.J. Diefenbach, M.A. Stanley, J.G. Beck// Aging and Mental Health. – 2001. – Vol.5. – P. 269-274.
52. Global prevalence and burden of depressive and anxiety disorders in 204 countries and territories in 2020 due to the COVID-19 pandemic // The Lancet: website. – London, 2021. – URL: https://doi.org/10.1016/S0140-6736(21)02143-7 (дата обращения 19.09.2024).
53. Global, regional, and national incidence, prevalence, and years lived with disability for 310 diseases and injuries, 1990–2016: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2016 // The Lancet: website. – London, 2019. – URL: https://doi.org/10.1016/S1474-4422(18)30499-X (дата обращения: 19.09.2024).
54. Keane C. Exploring the Experience of Anxiety Among Final Year Students at University / C. Keane, D. Waldeck, A. Holliman // A Thematic Analysis. The Qualitative Report. – 2021. – Vol.26, no.8. – P.2621-2630. https://doi.org/10.46743/2160-3715/2021.4874.
55. Kumar B. Depression, Anxiety, and Stress Among Final-year Medical Students / B. Kumar, M. Shah, R. Kumari //Cureus. – 2019. – Vol.11, no.3. – P.42-57. doi:10.7759/cureus.4257.
56. Lehman F.L. Vocational rehabilitation in schizophrenia // Schizophr. Bull. – 1995. – Vol. 21. –P. 652–654.
57. Lun K.W. Depression and anxiety among university students in Hong Kong / K.W. Lun, C.K. Chan, P.K. Ip // Hong Kong Med J. –2018. Vol.24, no.5. – P.466-472. doi: 10.12809/hkmj176915.
58. Milligan R. The role of locus of control in panic disorder and agoraphobia / R. Milligan, M. Kotler //Journal of Anxiety Disorders. –1984. –Vol.1, no. 1. – P.51-57.
59. Muskin P. What are anxiety disorders? / P. Muskin // American psychiatric association: website. – Washington, – 2021. – URL: https://www.psychiatry.org/patients-families/anxiety-disorders/what-are-anxiety-disorders (дата обращения: 19.09.2024).
60. Vitasari P. Research for identifying study anxiety sources among university students / P. Vitasari, M.N. Wahab, A. Othman // International Education Studies, –2010. – Vol.3. – P.189-196.
1. Азлецкая Е.Н. Арт-терапевтические техники в работе практического психолога // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2022. – №221. – С. 102-112.
2. Аксенова Е.С. Взаимосвязь социально-психологической адаптивности и толерантности к неопределенности у студентов-психологов / Е.С. Аксенова, О.В. Синёва // Baikal Research Journal. – 2022. – №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-sotsialno-psihologicheskoy-adaptivnosti-i-tolerantnosti-k-neopredelennosti-u-studentov-psihologov (дата обращения: 13.10.2024).
3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование/ Ю.Е. Алешина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Класс, 2019. — 106 с. — ISBN 5-86375-111-8.
4. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психологические проблемы высшей школы. – 1974. – № 2.
5. Блейхер В.М. Толковый словарь психиатрических терминов / В.М. Блейхер, И.В. Крук // С.Н. Боков. – Воронеж: Изд. НПО "МО ДЭК". – 1995. – 640 с.
6. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко. – СПб: Питер. – 2018. — 672 с.
7. Бурнес Л.А. Исследования эмоциональной тревожности студентов на различных этапах обучения в вузе / Л.А. Бурнес, Н.В. Бледных // Проблемы педагогики. 2020. №1 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovaniya-emotsionalnoy-trevozhnosti-studentov-na-razlichnyh-etapah-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 07.10.2024).
8. Бусловская Л.К. Коррекция дезадаптации у студентов университета / Л.К. Бусловская, Ю.П. Рыжкова // Новые исследования. 2010. №22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-dezadaptatsii-u-studentov-universiteta (дата обращения: 11.10.2024).
9. Бычкова С.Е. Особенности тревожности студентов разных направлений подготовки / С.Е. Бычкова, В.С. Клемес // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2056–2060. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970738.htm.
10. Веденеева Е.В. Особенности психологического времени личности студентов, склонных к прокрастинации / Е.В. Веденеева, Е.В. Забелина, И.А. Трушина // АНИ: педагогика и психология. 2017. №4 (21).
11. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. / Под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Педагогика, –1982—1984. – Т. 3. – С. 673.
12. Демидова Л.И. Тревожность студентов вуза и их успешность в учебной деятельности / Л.И. Демидова, О.И. Кашник, А.А. Брызгалина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. №35-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevozhnost-studentov-vuza-i-ih-uspeshnost-v-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 01.10.2024).
13. Дуткевич Т.В. Практическая психология. Введение в специальность/ Т.В. Дуткевич, О.В. Савицкая // Пси-фактор.: сайт. – 2022. – № 1. – URL: https://psyfactor.org/lib/counseling3.htm (дата обращения: 26.09.2024).
14. Евтух Т.В. Особенности толерантности к неопределенности у студентов социально-гуманитарных направлений подготовки / Т.В. Евтух, Т.М. Харламова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. Вып. 1. С. 146–158. DOI: 10.17072/2078-7898/2022-1-146-158.
15. Забродина Л.А. Взаимосвязь особенностей прокрастинации с индивидно-личностными характеристиками студентов / Л.А. Забродина, Ю.Р. Мухина // АНИ: педагогика и психология. –2017. –№3 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-osobennostey-prokrastinatsii-s-individno-lichnostnymi-harakteristikami-studentov (дата обращения: 27.09.2024).
16. Зарипова Т.В. Взаимосвязь академической прокрастинации и учебной мотивации студента / Т.В. Зарипова, Н.А. Данилова // ОНВ. –2015. –№4 (141). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-akademicheskoy-prokrastinatsii-i-uchebnoy-motivatsii-studenta (дата обращения: 11.10.2024).
17. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос». –2000. — 384 с.
18. Зинина С.М. Взаимосвязь локуса контроля и тревожности студентов как предмет психологических исследований // Гуманизация образования. 2024. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-lokusa-kontrolya-i-trevozhnosti-studentov-kak-predmet-psihologicheskih-issledovaniy (дата обращения: 27.09.2024).
19. Караваева Т.А. Принципы и алгоритмы психотерапии тревожных расстройств невротического уровня (тревожно-фобических, панического и генерализованного тревожного расстройств) / Т.А. Караваева, А.В. Васильева, С.В. Полторак // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. – 2016. – №. 4. – С. 42-51.
20. Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации [Электронный ресурс] / В.С. Ковылин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие : электрон. науч. журн. – 2013. – № 2. – С. 22–41. – Режим доступа: www.humjournal.rzgmu.ru (дата обращения: 09.06.2015).
21. Кодиров М. Психологические особенности студента и активизация его познавательной деятельности // Экономика и социум. 2023. №4-2 (107). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-studenta-i-aktivizatsiya-ego-poznavatelnoy-deyatelnosti-1 (дата обращения: 30.09.2024).
22. Краткий психологический словарь. / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». – 1998.
23. Крушельницкая О.И. Мотивация получения высшего образования у студентов первого и выпускного курсов (сравнительный анализ) / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова // Высшее образование в России. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-polucheniya-vysshego-obrazovaniya-u-studentov-pervogo-i-vypusknogo-kursov-sravnitelnyy-analiz (дата обращения: 01.10.2024).
24. Лотова Н.К. Психологические особенности личности студента вуза / Н.К. Лотова, М.И. Андросова, К.К. Сергеева // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-lichnosti-studenta-vuza (дата обращения: 29.09.2024).
25. Лукьянова С.П. Ценностно-смысловые ориентации студентов-психологов на завершающем этапе обучения в контексте профессионального становления / С.П. Лукьянова, Е.В. Пахомова // Психология. Психофизиология. 2010. №17 (193). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovye-orientatsii-studentov-psihologov-na-zavershayuschem-etape-obucheniya-v-kontekste-professionalnogo-stanovleniya (дата обращения: 01.10.2024).
26. Михайлова И.В. Особенности самоактуализации и локуса контроля у студентов с разным уровнем прокрастинации / И.В. Михайлова, Ю.П. Жаркова // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samoaktualizatsii-i-lokusa-kontrolya-u-studentov-s-raznym-urovnem-prokrastinatsii (дата обращения: 11.10.2024).
27. Немов Р.С. Книга 3. Психодиагностика. Психология : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений : в 3 книгах / Р.С. Немов. – 4-е издание. – Москва : Владос, 2007. – 631 с. – ISBN 978-5-691-01134-4.
28. Немов Р.С. Психологическое консультирование: учебник для академического бакалавриата / Р.С. Немов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт. – 2015. – 440 с.
29. Пелепчук Л.О. Особенности толерантности к неопределенности и жизнеспособности студентов в зависимости от их половой принадлежности / Л.О. Пелепчук, Н.А. Цветкова // Вестник ГУУ. 2023. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tolerantnosti-k-neopredelennosti-i-zhiznesposobnosti-studentov-v-zavisimosti-ot-ih-polovoy-prinadlezhnosti (дата обращения: 30.09.2024).
30. Перевозчикова Ю.С. Факторы учебной тревожности студентов / Ю.С. Перевозчикова, Л.М. Соломатина // Скиф. 2023. №8 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-uchebnoy-trevozhnosti-studentov (дата обращения: 30.09.2024).
31. Петрова Е.Г. Исследование тревожности студентов в условиях экзаменационного стресса // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-trevozhnosti-studentov-v-usloviyah-ekzamenatsionnogo-stressa (дата обращения: 11.10.2024).
32. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – №2. – 2008. – С. 11-17.
33. Прихожан А.М. Психология тревожности: школьный и дошкольный возраст / А.М. Прихожан // Психологический журнал: сайт. – 2009. – 119 с. – URL: https://psychojournal.ru/books/2080-prihozhan-a-m-psihologija-trevozhnosti-doshkolnyj-i-shkolnyj-vozrast.html (дата обращения: 19.09.2024).
34. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан – Москва: Московский психолого-социальный институт. – 2000. – 304 с.
35. Психологическое консультирование: справ. практ. психолога / сост. С. Л. Соловьева. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010. – 640 с.
36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384с.
37. Романенко О.К. Практическая гештальт-терапия [Текст] / О.К. Романенко. – М.: Фолиум, 1995. – С. 4–23.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер. –2006. – 413 с.
39. Рябинова А. В. Анализ уровней тревожности студентов вуза / А.В. Рябинова, Е.А. Югова // Физиологические, педагогические и экологические проблемы здоровья и здорового образа жизни : сборник научных трудов X Всероссийской научно-практической конференции, 29-30 марта 2017 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : РГППУ, 2017. - С. 258-263.
40. Семёнова Е.М. Психологическое сопровождение личности студента в образовательной среде вуза/ Е.М. Семёнова, Н.Н. Ворошилина // Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 6. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5083 (дата обращения: 11.09.2024).
41. Сергеева А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе / А.А. Сергеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 327-329. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1651/ (дата обращения: 21.09.2024).
42. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч. Спилбергер. – Москва // Тревога и тревожность : хрестоматия : [учебное пособие] / сост. В.М. Астапов. – Санкт-Петербург : Пер Сэ, 2008. – С. 85-99.
43. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо. – 2005. – 546 с.
44. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Р /наД.: Феникс, 1997. – С. 736.
45. Тарасова Р.Е. Проблема тревожности студентов // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. ; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15327 (дата обращения: 07.10.2024).
46. Чеснокова О.Б. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социокогнитивные и креативные факторы / О.Б. Чеснокова, С.М. Чурбанова, С.В. Молчанов // Культурно-историческая психология. –2019. –Т.16. – № 4. С. 109–118. DOI:10.17759/chp.2019150411.
47. Шурухина Г.А. Особенности мотивации на обучение у студентов первых и выпускных курсов / Г.А. Шурухина, Р.Р. Фатыхова // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 5. – С. 11 – 16.
48. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-С.-Пет., 1994.
49. Alisia G.T.T. Tran Financial Stress, Social Supports, Gender, and Anxiety During College: A Stress-Buffering Perspective / G.T.T. Tran Alisia, K. Lam Christina, E. Legg. // The Counseling Psychologist, – 2018. – Vol.46, no.7, – P. 846-869. https://doi.org/10.1177/0011000018806687.
50. Conraads K. How School Counselors Can Help with Anxiety / K. Conraads, A. Petty // Journal of New jersey school counselor association. –2019. – Vol.1, no 1. – P. 36-39.
51. Diefenbach G.J. Worry content reported by older adults with and without generalized anxiety disorder / G.J. Diefenbach, M.A. Stanley, J.G. Beck// Aging and Mental Health. – 2001. – Vol.5. – P. 269-274.
52. Global prevalence and burden of depressive and anxiety disorders in 204 countries and territories in 2020 due to the COVID-19 pandemic // The Lancet: website. – London, 2021. – URL: https://doi.org/10.1016/S0140-6736(21)02143-7 (дата обращения 19.09.2024).
53. Global, regional, and national incidence, prevalence, and years lived with disability for 310 diseases and injuries, 1990–2016: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2016 // The Lancet: website. – London, 2019. – URL: https://doi.org/10.1016/S1474-4422(18)30499-X (дата обращения: 19.09.2024).
54. Keane C. Exploring the Experience of Anxiety Among Final Year Students at University / C. Keane, D. Waldeck, A. Holliman // A Thematic Analysis. The Qualitative Report. – 2021. – Vol.26, no.8. – P.2621-2630. https://doi.org/10.46743/2160-3715/2021.4874.
55. Kumar B. Depression, Anxiety, and Stress Among Final-year Medical Students / B. Kumar, M. Shah, R. Kumari //Cureus. – 2019. – Vol.11, no.3. – P.42-57. doi:10.7759/cureus.4257.
56. Lehman F.L. Vocational rehabilitation in schizophrenia // Schizophr. Bull. – 1995. – Vol. 21. –P. 652–654.
57. Lun K.W. Depression and anxiety among university students in Hong Kong / K.W. Lun, C.K. Chan, P.K. Ip // Hong Kong Med J. –2018. Vol.24, no.5. – P.466-472. doi: 10.12809/hkmj176915.
58. Milligan R. The role of locus of control in panic disorder and agoraphobia / R. Milligan, M. Kotler //Journal of Anxiety Disorders. –1984. –Vol.1, no. 1. – P.51-57.
59. Muskin P. What are anxiety disorders? / P. Muskin // American psychiatric association: website. – Washington, – 2021. – URL: https://www.psychiatry.org/patients-families/anxiety-disorders/what-are-anxiety-disorders (дата обращения: 19.09.2024).
60. Vitasari P. Research for identifying study anxiety sources among university students / P. Vitasari, M.N. Wahab, A. Othman // International Education Studies, –2010. – Vol.3. – P.189-196.