Разработка проекта совершенствования подготовки будущих учителей технологии к реализации современных цифровых технологий в производстве швейных изделий (Тульский государственный педагогический университет)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНАЛИЗ ТРЕБОВАНИЙ К РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЯ «ОБРАБОТКА ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ» С УЧЕТОМ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.1. Место и роль модуля «Обработка текстильных материалов» в подготовке учителей технологии на базе ФГБОУ ВО ТГПУ им. Л. Н. Толстого 5
1.2. Использование цифровых и автоматизированных технологий в производстве швейных изделий 10
2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛАБОРАТОРИИ «ПРОИЗВОДСТВО ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ» 16
3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО МОДУЛЮ «ОБРАБОТКА ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
Актуальность работы. В современном мире быстрое развитие технологий затрагивает практически все сферы человеческой деятельности – и швейная промышленность не является исключением. Изменения подразумевают под собой множество последствий: они включают в себя не только интеграцию новых методов производства и материалов, но и изменение структуры рынка, потребительских предпочтений, а также появление глобальных экономических и экологических трендов – критически важным является отслеживание их развития и рассмотрение последствий внедрения [2].
Современное швейное производство существенно отличается от других отраслей влиянием динамично изменяющейся моды, ассортиментного ряда, появлением новых материалов и изменением потребительского спроса. Актуальным для современного производства является сокращение времени выхода новых изделий на рынок при одновременном удовлетворении возрастающих потребностей граждан. Самое главное в индустрии будущего – это скорость и качество [8].
С внедрением цифровых, компьютерных технологий упрощаются и ускоряются многие процедуры проектирования и производства одежды на предприятиях. Как результат, часть рутинной работы теперь выполняют автоматизированные системы. Они работают быстрее и надежнее, чем люди, и это иногда даже решает проблему дефицита квалифицированных кадров [8].
Формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологии на основе проектирования и изготовления швейных изделий должно осуществляться путем решения творческих задач, требующих высокого уровня конструкторской, художественной и исследовательской подготовки. Такая подготовка направлена на развитие способностей студентов к творческой деятельности [3].
Большую роль в подготовке будущих учителей технологии играет то, как построен целостный педагогический процесс в вузе, каковы педагогические условия, на каких принципах осуществляется выбор методов, форм обучения, какова последовательность этапов педагогического процесса. Важно отметить, что в ходе правильно построенного педагогического процесса, студенты имеют возможность решать творческие задачи, подбирая при этом оригинальные способы воплощения своих творческих идей средствами проектирования и собственноручного изготовления швейных изделий. Решение творческих задач студентами, как индивидуально, так и в группе, позволяет им научиться применять и оперировать полученными знаниями [1].
Одним из модулей, обеспечивающих подготовку будущих учителей технологии, направленных на развитие навыков работы с текстильными материалами, является модуль «Обработка текстильных материалов», включенный в курс «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов».
Актуальность совершенствования данного модуля, его учебно-методического и материально-технического обеспечения обусловлена тем, что в связи с цифровизацией появляются новые методы проектирования и конструирования швейных изделий, совершенствуется швейное оборудование, что в итоге способствует сокращению времени на изготовление готовой продукции.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка проекта совершенствования подготовки будущих учителей технологии к реализации современных цифровых технологий в производстве швейных изделий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– проанализировать место и роль модуля «Обработка текстильных материалов в подготовке» учителей технологии на базе ФГБОУ ВО ТГПУ им. Л. Н. Толстого;
– рассмотреть возможности использование цифровых и автоматизированных технологий в производстве швейных изделий;
– разработать проект материально-технического обеспечения лаборатории «Обработка текстильных материалов»;
– разработать методику проведения лабораторных работ с использованием САПР «Грация».
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты:
– проанализировано место и роль модуля «Обработка текстильных материалов в подготовке» учителей технологии на базе ФГБОУ ВО ТГПУ им. Л. Н. Толстого;
– рассмотрены возможности использование цифровых и автоматизированных технологий в производстве швейных изделий;
– разработан проект материально-технического обеспечения лаборатории «Обработка текстильных материалов»;
– разработана методику проведения лабораторных работ с использованием САПР «Грация».
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы – разработка проекта совершенствования подготовки будущих учителей технологии к реализации современных цифровых технологий в производстве швейных изделий достигнута и поставленные задачи решены.
1. Анисимова, Л. Н. Формирование профессиональных знаний студентов факультета технологии и предпринимательства при решении творческих задач по инженерным дисциплинам / Л. Н. Анисимова, Е. В. Туманов // Фундаментальные исследования. Педагогические науки. – 2012. – № 6. – С. 609-615.
2. Греков, И. Е. Особенности инновационных процессов в швейном производстве / И. Е. Греков, М. М. Абрамов // В сб.: Новая экономика: институты, инструменты, тренды: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (Орел, 07 июня 2024 года). – Орел: Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, 2024. – С. 30-37.
3. Ершова, Е. С. Формирование конструкторско-технологических умений будущих учителей технологии на основе проектирования и изготовления швейных изделий / Е. С. Ершова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2016. – № 3. – С. 110-115.
4. Зыков, С. Н. CAD-системы в текстильных САПР: учеб.-метод. пособие / С. Н. Зыков, К. С. Ившин. – Ижевск: УдГУ, 2008. – 18 с.
5. Логвинова, О. Н. Реализация инвариантного модуля «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» учебного предмета «Труд (технология)»: 5-7 классы: методические рекомендации / О. Н. Логвинова, Д. А. Махотин. – М.: ФГБНУ «Институт содержания и методов обучения», 2024. – 134 с.
6. Орловский, Б. В. Основы автоматизации швейного производства: учеб. для сред. спец. Учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Легпромбытиздат, 1988. – 248 с.
7. Основные профессиональные образовательные программы высшего образования. ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.tsput.ru/sveden/education/ (Дата обращения: 26.12.2024).
8. Пятанова, Н. Н. Цифровые технологии в швейной промышленности / Н. Н. Пятанова // В сб.: Актуальные проблемы подготовки кадров для швейной промышленности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году культурного наследия народов России (Чебоксары, 14 октября 2022 года). – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2022. – С. 113-123.
9. Рогалева, Е. В. Изучение вопросов технологии изготовления швейных изделий в процессе реализации технологического образования школьников в Иркутской области / Е. В. Рогалева, Л. Р. Третьякова // Инженерно-педагогический вестник: легкая промышленность. – 2021. – № 7(10). – С. 25-30.
10. САПР Грация (компьютерные технологии швейной промышленности): комплект для студентов [Сайт]. – URL: https://www.saprgrazia.com/compl_student.php (дата обращения 26.12.2024).
11. Цифровизация швейных производств: практический опыт [Электронный ресурс] // Легкая Промышленность, Курьер. 2022. – № 2. – 61-65. – URL: https://lp-magazine.ru/lpmagazine/2022/02/1097 (дата обращения 26.12.2024).
12. Элфорт: Колодка CHAYKA Рукав изогнутый [Сайт]. – Режим доступа: URL: https://www.elfort.ru/portnovskie-kolodki/kolodka-chayka-rukav-izognutyi.htm (дата обращения 26.12.2024).
13. Элфорт: Колодка CHAYKA Универсальная стандартная [Сайт]. – Режим доступа: URL: https://www.elfort.ru/portnovskie-kolodki/kolodka-chayka-universalnaja-standartnaja.htm (дата обращения 26.12.2024).
14. Элфорт: Колодка портновская CHAYKA утюжок двухсторонний [Сайт]. – Режим доступа: URL: https://www.elfort.ru/portnovskie-kolodki/kolodka-chayka-utyuzhok-dvuhstoronnii.htm (дата обращения 26.12.2024).
15. Элфорт: Манекен портновский раздвижной женский My Double «S» (размер 42-52) [Сайт]. – Режим доступа: URL: https://www.elfort.ru/mannequins/adjustoform-mydouble-female-s-42-52.htm (дата обращения 26.12.2024).
16. Элфорт: Универсальный набор аксессуаров для швейных машин, BLSTRAC1712 [Сайт]. – Режим доступа: URL: https://www.elfort.ru/mannequins/adjustoform-mydouble-female-s-42-52.htm (дата обращения 26.12.2024).
17. Элфорт: Универсальный набор ниток «АССОРТИ», SWTH-06-CLR [Сайт]. – Режим доступа: URL: https://www.elfort.ru/handicraft-tools/universalnyi-nabor-nitok-assorti-swth-06-clr.htm (дата обращения 26.12.2024).
18. Элфорт: Швейный набор, SWK-12-1702 [Сайт]. – Режим доступа: URL: https://www.elfort.ru/handicraft-tools/shveinyi-nabor-swk-12-1702.htm (дата обращения 26.12.2024).
19. Элфорт: Janome Memory Craft 550E [Сайт]. – Режим доступа: URL: https://www.elfort.ru/embroidery-machines/janome-memory-craft-550e.htm (дата обращения 26.12.2024).
20. Элфорт: Metalnova Duetto Plus [Сайт]. – Режим доступа: URL: https://www.elfort.ru/ironing-boards-and-systems/metalnova-duetto-plus.htm (дата обращения 26.12.2024).
21. Элфорт: Organ иглы Универсальные 10/combi (ассорти) блистер [Сайт]. – Режим доступа: URL: https://www.elfort.ru/needles-for-household-machines/organ-igly-universalnye-10-combi-blister.htm (дата обращения 26.12.2024).
22. Fontana, M. 3D virtual apparel design for industrial applications / M. Fontana, C. Rizzi, U. Cugini // Computer-Aided Design. – 2005. – Vol. 37. – № 6. – P. 609-622.
23. Skolkovo resident: Как происходит цифровизация легкой промышленности в 2024 году [Сайт]. URL: https://skolkovo-resident.ru/cifrovizaciya-legkoj-promyshlennosti/ (дата обращения 26.12.2024).
24. Yang, S. Try it on! Contingency effects of virtual fitting rooms / S. Yang, G. Xiong // Journal of Management Information Systems. – 2019. – Vol. 36. – № 3. – P. 789-822.