ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы физической подготовленности школьников 6
1.1. Анатомо-физиологические особенности школьников 15-16 лет 6
1.2. Классификация пешеходного туризма и особенности его организации .. 11
1.3. Анализ техники и тактики пешеходного туризма 19
1.4. Теоретико-методические основы физической подготовленности
школьников 33
2. Методы и организация исследования 41
2.1. Методы исследования 41
2.2. Организация исследования 44
3. Проверка эффективности разработанных средств и методов повышения
уровня физической подготовленности у обучающихся 9 классов 46
3.1. Разработка средств и методов повышения уровня физической
подготовленности у обучающихся 9 классов 46
3.2. Проверка разработанных средств и методов повышения уровня
физической подготовленности у обучающихся 9 классов 50
Заключение 61
Методические рекомендации 62
Библиографический список 63
Приложение
Важнейшей составляющей социальной политики нашей страны является развитие физической культуры и спорта, которая обеспечивает претворение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих огромный фундамент для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, укрепления человеческого потенциала и повышения качества жизни российских граждан.
Есть огромное количество факторов, которые оказывают влияние на здоровье подростков, высокая доля ответственности отводится двигательной активности и уровню физической подготовленности. Физическая подготовленность - это результат физической подготовки, отражающий достигнутые показатели в сформированных двигательных навыках и умениях, способствующих эффективности целевой деятельности [49, с. 8].
В то же время физическое воспитание детей школьного возраста рассматривается в нашей стране как дело огромной социальной значимости и гарантируется государственным заказом.
Школьные занятия физкультурой в силу объективных обстоятельств дают детям и подросткам лишь часть физической активности, необходимой им для нормального роста и развития.
На физическую подготовленность положительное влияние призваны оказывать внеурочные формы занятий физической культурой. Одной из таких форм большинством специалистов признается пешеходный туризм. В связи с актуальностью, мы выбрали тему исследования: «Повышение уровня физической подготовленности средствами и методами пешеходного туризма у обучающихся девятых классов во внеурочной деятельности».
Цель исследования: обоснование разработанных средств и методов пешеходного туризма, направленных на повышение уровня физической подготовленности обучающихся 9 классов и проверка их эффективности.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс обучающихся 9 классов.
Предмет исследования: средства и методы пешеходного туризма для повышения уровня физической подготовленности у обучающихся 9 классов во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме физической подготовленности занимающихся пешеходным туризмом.
2. Разработать средства и методы пешеходного туризма, направленные на повышение уровня физической подготовленности у обучающихся 9 классов.
3. Внедрить средства и методы пешеходного туризма в учебно - тренировочный процесс и проверить их эффективность.
Гипотеза: мы предположили, что применение разработанных средств и методов позволит повысить уровень физической подготовленности обучающихся 9 классов, занимающихся пешеходным туризмом, если будут соблюдены:
- учет индивидуальных особенностей обучающихся;
- объем и интенсивность нагрузки;
- интервалы отдыха после нагрузки.
Практическая значимость исследования: Результаты исследования положены в основу организации внеурочной деятельности девятиклассников, а также будут полезны для учителей физической культуры для применения их во внеурочной деятельности
1. Проанализировав научно-методическую литературу, нами было выявлено, что:
Наиболее действенным средством повышения функциональных возможностей растущего организма является систематическая физическая нагрузка. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность. Спортивный туризм с его поездками-походами, возможностью участвовать в соревнованиях и выполнять спортивные категории имеет возможность заинтересовать и мотивировать подростка.
2. Мы разработали средства и методы для повышения уровня физической подготовленности обучающихся девятых классов посредством пешеходного туризма. Для повышения уровня физической подготовленности обучающихся девятых классов мы разработали серию однодневных походов с разным ландшафтом, для того, чтобы максимально задействовать развитие всех физических качеств - тем самым, повысить уровень физической подготовленности.
3. В результате математической обработки были получены следующие данные. Прирост в экспериментальной группе выше и превысил показатели контрольной группы. У юношей: в тесте «Челночный бег 3х10м» на 2,4%, в тесте «Шестиминутный бег» на 47%, в тесте сгибание/разгибание рук в упоре лежа» на 19,2%, в тесте «Наклон вперед из положения сидя» на 4,73%.
У девушек: в тесте «Челночный бег 3х10м» на 3,4%, в тесте «Шестиминутный бег» на 53,8%, в тесте сгибание/разгибание рук в упоре лежа» на 55,8%, в тесте «Наклон вперед из положения сидя» на 6,1%.
Средства и методы пешеходного туризма, применяемые в экспериментальной группе оказали эффективное влияние на уровень физической подготовленности обучающихся девятых классов во внеурочной деятельности.
1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 2005. - 193 с.
2. Бардин, К.В. Азбука туризма (о технике пешеходных путешествий) [Текст]: учебно-методическое пособие/ К. В. Бардин. М.: 2004. 198 с.
3. Белоусов, А.В. Основы спортивного туризма [Текст]: учебно-методическое пособие / А.В. Белоусов. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. 136 с.
4. Булашев, А.Я. Специфика организации питания в лыжных и пешеходных сложных туристских походах [Текст]: учебное пособие / А.Я. Булашев, Л.И. Каплина, Ю.Л. Шальков. М.: 2007. 145 с.
5. Варламов, В.Г. Основы безопасности в пешем походе [Текст]: методические рекомендации / В.Г. Варламов. М.: Центральное рекламно- информационное бюро «Турист», 2010. 296 с.
6. Варламов, В.Г. Физическая подготовка туристов-пешеходников
[Текст]: учебное пособие /В. Г. Варламов. М.: 2009. 261 с.
7. Волков, В. Г. Методические основы пешеходного туризма [Текст]: учебно-методическое пособие / В. Г. Волков, А. В. Соболев, Р. И. Ляпин. Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2011. 79 с.
8. Воробьев, А.Н. Очерки по физиологии и спортивной тренировке / А.Н. Воробьев.- М., 2011. - 159 с.
9. Востоков, И.Е. Классификация пешеходных маршрутов [Текст]: учебное пособие / И. Е. Востоков. М.: 2000. 189 с.
10. Вяткин, Л.А Туризм и спортивное ориентирование [Текст]: учебное пособие / Л.А Вяткин. М.: 2003. 154 с.
11. Ганопольский, В. И. Организация и подготовка спортивного туристского похода [Текст]: учебное пособие / В. И. Ганопольский. М.: ЦРИБ «Турист», 2006. 321 с.
12. Ганопольский, В.И. Туризм и спортивное ориентирование [Текст]: учебник для институтов и техникумов физической культуры / В.И. Ганопольский, Е.Я. Безносиков, В.Г. Булатов. М.: Физкультура и спорт, 1987. 240 с.
13. Гиренко, Г.Т. Туризм как средство оздоровления / Г.Т. Гиренко. - Киев: 2006. - 82 с.
14. Гориневская, В.В., Лейсаков Н.К. Пешеходный туризм [Текст]: учебное пособие /В. В. Гориневская, Н. К. Лейсаков. М.: 2001. 154 с.
15. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - М., 2006. - 292 с.
16. Зорин, И.В., Квартальнов В.А Энциклопедия туризма [Текст]: пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. М.: «Просвещение», 2015. 205 с.
17. Ильина, Е. Н. Туризм и путешествия [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Ильина. М.: Физкультура и спорт, 1998. 165 с.
18. Ильин Е.Л. Психология физического воспитания. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 486 с.
19. Карнацевич, И.В. Причины несчастных случаев, опасные ситуации и природные явления в туристских походах [Текст]: учебное пособие/ И.В. Карнацевич, А.Л. Статва. Омский научный вестник, 2007. 203 с.
20. Квартальнов, В. А. Теория и практика туризма [Текст]: учебное пособие / В. А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 2003. 176 с.
21. Квартальнов, В.А. Туризм [Текст]: учебное пособие/ В. А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 2002г. 320 с.
22. Кодыш, Э.Н. Соревнования туристов: пешеходный туризм [Текст]: учебное пособие / Э. Н. Кодыш. М.: 2000. 273 с.
23. Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм. - М.: ФЦДЮТиК, 2006. - 151 с.
24. Константинов, Ю.С., Маслов А.Г. Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей. - М.: Советский спорт, 2005. - 82 с.
25. Кошельков, С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слётов и соревнований учащихся [Текст]: учебное пособие / С. А. Кошельков. М.: ЦДЮТур МО РФ, 2007. 138 с.
26. Князькина, Е.П. Методическое сопровождение к программе «Пешеходный туризм» [Текст]: методическое пособие / Е.П. Князькина. Казань: Новое знание, 2006. 75 с.
27. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов: Пешеходный туризм [Текст]: учебное пособие / Э.Н. Кодыш. М.: Физкультура и спорт, 1990. 175 с.
28. Кошеваров А.В. Пешеходный туризм [Текст]: учебное пособие / А. В. Кошеваров, Е. А. Чудакова. Рязань: Изд-во Рязанского обл. ин-та развития образования, 2010. 147 с.
29. Кравчук, Т.А. Теория и методика оздоровительного туризма [Текст]: учебное пособие / Т.А. Кравчук. М.: Физкультура и спорт, 2006. 352 с.
30. Кузнецов,В.С.: Прикладная физическая подготовка: 10-11 кл. / В.С. Кузнецов. - М.: Владос, 2013. - 260 с.
31. Кузнецова, Ю. В. Труды академии туризма. Выпуск 5. / Под ред. Ю. В. Кузнецова, А. Т. Кириллова, Г.А. Карповой, Н. Н. Воскобойниковой, Е. В. Масловой . - СПб.: Невский Фонд, 2013. - 148 с.
32. Курилова, В.И. Туризм: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Физ. Культура» / В.И. Курилова. -М.: Посвящение , 2008. - 56 с.
33. Кусков, А.С. Основы туризма / А.С. Кусков. - М.: КНОРУС, 2008. - 178 с.
34. Куценко, Г.И. Книга о здоровом образе жизни / Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков. - СПб.: Мир, 2007. - 268 с.
35. Масленкин, А. И. Техника пешеходного туризма для студентов [Текст]: методические указания / А. И. Масленкин. Иваново: 2007. 190 с.
36. Махов, И.И. Туризм на уроках физической культуры / И.И. Махов. - Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2012. - 91 с.
37. Методические рекомендации по обеспечению деятельности туристских предприятий. - М.: АЛЬТ-М, 2013. - 63 с.
38. Михайлов, Б.А. Физическая подготовка туристов / Б.А. Михайлов. -М.: «Турист», 2005. - 238 с.
39. Можаева, Н.Г. Туризм / Н.Г. Можаева. - М.: Гардарики, 2007. - 347 с.
40. Моргунов, Б.П. Туризм / Б.П. Моргунов. - М.: Просвещение, 2008. - 271 с.
41. Неверкович, С. Д. Педагогика физической культуры и спорта / под ред. С.Д. Неверковича; рец.: Е.Д. Никитина, Я.К. Коблев. - М.: Академия, 2010. - 358 с.
42. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В
3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
43. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 376 с,
4 л. ил.: ил.
44. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / Л.Ф. Обухова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 460 с.
45. Пасечный, П.С. Основы организации и управления самодеятельным туризмом / П.С. Пасечный. - М.: «Турист», 2010. - 247 с.
46. Попчиковский, В.Ю. Организация и проведение туристских походов [Текст]: учебное пособие / В. Ю. Попчиковский. М.: Профиздат, 1987. 224 с.
47. Рыльский, С.В. Методика обучения преодоления естественных и искусственных препятствий в спортивном туризме: автореф. дис. канд. пед. наук / С.В. Рыльский. - Белгород.2012. - 20 с.
48. Сапронов, Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: обеспечение
безопасности в туризме и туристской индустрии / Ю.Г. Сапронов. - Ростов на/Д: Феникс, 2009. - 168 с.
49. Сенин, В. С. Введение в туризм: Учебное пособие / В. С. Сенин. - М.: Просвещение-АСТ, 2009. - 125 с.
50. Соловьев, В.О. Туризм в России / В.О. Соловьев, А.П. Голиков. - Белгород: ИПК НИУ БелГУ, 2011. - 69 с.
51. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. М: Тетра - Спорт, 2001. 520с.
52. Сидорчук, Е.В Подготовка туриста [Текст]: учебное пособие /Е. В. Сидорчук, Д.Н. Немытов. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 208 с.
53. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по сост. На 2015 год: с комм. Юристов. - М.: Эскимо, 2015. - 800 с.
54. Федотов, Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм / Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков. - М.: Советский спорт, 2008. - 314 с.
55. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Юрист, 1997. - 512 с.
56. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 480с.
57. Шимановский, В.Ф. Переправы вброд через водные преграды [Текст]: методические рекомендации / В. Ф. Шимановский. М.: 1984. 109 с.
58. Шимановский, В.С. Питание в туристском путешествии [Текст]: учебное пособие /В.С. Шимановский, В. И. Ганопольский, П. И. Лукоянов. М.: Профиздат, 2006. 176 с.
59. Яковлев, Б.П. Мотивация и эмоции в спортивной деятельности / Б.П. Яковлев, - М.: Советский спорт, 2014. - 312 с.