Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования проектной деятельности как средства мотивации старших школьников
1.1. Мотивы учебной деятельности старших школьников 6
1.2 История и характеристика метода проектов 11
1.3 Дидактические основы проектного обучения 21
Выводы по 1 главе 32
Глава 2. Практические аспекты исследования 34
2.1 Анализ УМК по французскому языку на наличие материалов для
проектной деятельности 41
2.2 Проекты, направленные на формирование учебной мотивации у младших
школьников 47
Выводы по второй главе 48
Заключение 50
Список использованных источников 52
Требования повышения качества образования, вызванные глобальными преобразованиями в России, касаются всех уровней образования, в том числе и среднего общего образования.
В ряду наиболее актуальных проблем среди обучающихся старших классов общеобразовательной школы в настоящее время существенное значение приобретает проблема формирования и поддержания уровня учебной мотивации, т.к. обладание устойчивых познавательных мотивов является одним из факторов эффективного учебного процесса.
Актуальность проблемы формирования учебной мотивации у старших школьников посредством проектной деятельности подтверждается рядом государственных документов, например, таких как ФГОС НОО. Согласно ФГОС ведущее место в современном образовательном процессе принадлежит методу проектов [37]. Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, принимаемых для достижения определенной цели в течение определенного времени в рамках имеющихся возможностей [7]. Метод проектов поможет учителю сформировать учебную мотивацию у старших школьников.
К проблеме формирования учебной мотивации у старших школьников обращались многие исследователи, такие как Л.И. Божович, А. Н. Леонтьев и др. Однако, несмотря на существенный интерес исследователей к проблеме формирование учебной мотивации у старших школьников посредством проектной деятельности, а также накопленный к настоящему времени опыт, проблема по-прежнему остается слабо разработанной.
Актуальность проблемы формирование учебной мотивации у старших школьников проектной деятельности повлекла за собой выявление противоречия между потребностью более эффективного формирования учебной мотивации у старших школьников в проектной деятельности и недостаточной разработанностью содержания проектов, направленных на формирование мотивации у младших школьников.
Анализ актуальности и противоречий определили проблему исследования: какой должна быть проектная деятельность, направленная на формирование учебной мотивации у младших школьников?
Актуальность, значимость и недостаточная разработанность рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Формирование учебной мотивации у младших школьников в проектной деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать и подобрать проекты, направленные на повышение мотивации у старших школьников в проектной деятельности.
Объект исследования - процесс формирования учебной мотивации у старших школьников.
Предмет исследования - проектная деятельность как средство формирования учебной мотивации у старших школьников.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и содержание учебной мотивации.
2. Проанализировать специфику формирования учебной мотивации у старших школьников.
3. Выявить сущность понятия «проектная деятельность».
4. Выявить уровень учебной мотивации у старших школьников и её взаимосвязь с проектной деятельностью.
5. Проанализировать УМК по французскому языку для старших классов на наличие проектов, направленных на формирование учебной мотивации.
Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической и
методической литературы;
- практические методы: анкетирование;
- методы обработки и интерпретации данных.
Практическая значимость исследования: анализ УМК и разработанные нами проекты, направленные на формирование учебной мотивации, могут быть использованы в практике работы учителя старших классов.
Темой выпускной квалификационной работы является «Проектная деятельность как средство повышение мотивации».
В первой главе представлен анализ теоретических источников по теме исследования: рассмотрены специфика учебной мотивации и особенности формирования учебной мотивации у младших школьников, рассмотрена специфика проектной деятельности, определены возможности проектной деятельности в формировании учебной мотивации у младших школьников.
Выделим основные положения первой главы.
Мотивация - это побуждение к действию; мотивация учения (учебная мотивация) - частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Согласно Л. И. Божович, мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи и чувства. Все то, в чем есть потребность.
Учебная мотивация - это частный вид мотивации, который включен в деятельность учения и в саму учебную деятельность. Учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов: образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность, организацией образовательного процесса, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.), субъектными особенностями педагога и спецификой учебного предмета. Следовательно, учебная мотивация - системна и характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью
42
Различают два вида мотивов у младших школьников: познавательные и социальные. Если у обучающегося в период обучения выделяется направленность на содержание учебного предмета, можно сказать, что у него присутствует познавательный мотив, если же у него в ходе учебной деятельности выявилось направленность на другого человека, значит у него присутствует социальный мотив.
Формирование учебной мотивации у младших школьников оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Учителю наиболее важно грамотно организовывать педагогический процесс, учитывать аспекты, которые помогут сформировать учебную мотивацию при взаимодействии с обучающимися.
«Проект» в переводе с латинского языка - бросание вперёд. Согласно ФГОС, под проектом понимается совокупность взаимосвязанных действий, предпринимаемых для свершения определенной цели в течение определенного времени в рамках имеющихся возможностей.
Метод проектов - это способ организации индивидуальной деятельности школьников, направленный на решение задачи проекта, объединяющий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и др. методики.
Проектная деятельность основывается как серия взаимозависимых проектов, вытекающих из жизненных задач. Признаками деятельности, которую можно называть проектной, являются следующие компоненты:
- ориентация на получение определенного результата;
- предварительное описание результата в виде эскиза;
- закрепление срока достижения итога;
- предварительный план действий по достижению результата;
- программирование - планирование во времени конкретных результатов действий, которые обеспечивают достижение общего итога проекта;
43
- выполнение действий с их одновременным прогнозом и коррекцией;
- получение продукта проекта, его сопоставление с исходной ситуацией проектирования, анализ новейшей ситуации.
Самой важной задачей обучения посредством проектной деятельности является изучение обучающихся вместе с преподавателем окружающей действительности. Обучающиеся должны спланировать, выполнить и проанализировать всё, что они выполняют. Учитель же выбирает проблему для проекта, саму проблему можно брать только из окружающего мира и из жизни.
Выделяются основные требования к проекту:
- наличие главной задачи (проблемы) - исследовательской, практической, информативной;
- осуществление проекта наступает с планирования действий по решению заданной проблемы, т. е. проектирование самого проекта, с определения вида продукта и презентации; самая важная часть отводится на разработку проекта, где изложены конкретные действия с указанием итогов, сроках и ответственных;
- все проекты обязательно требуют исследовательскую деятельность обучающихся; отличительная черта - поиск информации, которая пройдёт обработку участника проекта и презентована вместе с учителем;
- главным итогом проекта является новый продукт;
- подготовленный продукт должен быть представлен убедительно, как средство решения проблемы. Проект требует в итоге презентацию своего продукта.
Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы по формированию учебной мотивации у младших школьников в проектной деятельности.
В исследовании приняли участие обучающиеся первого и третьего класса.
В исследовании была использована «Анкета по оценке уровня учебной мотивации учащихся в начальной школе (1-4 кл.) автора Н. Лускановой и анкета исходного уровня развития мотивации к обучению М. Р. Гинзбурга «Развитие мотивации учения у детей»
По результатам анкетирования и опроса обучающихся было выявлено, что обучающиеся, занимавшиеся проектной деятельностью имеют более высокий уровень учебной мотивации, обучающиеся не занимавшиеся проектной деятельность имеют положительный и низкий уровень учебной мотивации. Следовательно, формирование учебной мотивации напрямую связано с проектной деятельностью.
1. Абдукеримова З. К., Фадеева В. В. Развитие навыков межличностной коммуникации подростков // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2010. № 3. С. 109-112
2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М.:
Педагогика, 1980. Т. 2. 287 с.
3. Андреева А. Д., Прихожан А. М. Методика диагностики
мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы // Психологическая диагностика. 2006. № 1. С. 33-38
4. Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам / Иностр. языки в школе. - 1999. - № 6. - С. 17-22
5. Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся иностранным языкам / Иностр. языки в школе. - 2002. - № 1. - С. 5-11
6. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / Иностр. языки в школе. - 2001. - № 4. - С. 5-8
7. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. 96 с.
8. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: Изучение мотивации поведения детей. М.: «Педагогика», 1972. 352 с.
9. Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка / Иностр. языки в школе. - 1998. - № 2. - С. 27-31
10. Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации. М.: Изд-во МГУ, 1986. 206 с.
11. Витлин Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранному языку в XX веке / Иностр. языки в школе. - 2001. - № 2. - С. 23-29
12. Гайворонская И. Б., Пинчук О. А., Степанова Е. О. Взаимосвязь эмоций и мотивации старших школьников // Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика: сб. мат-лов II Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2019. С. 77-80
13. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: Аркти-Глосса, 2000. - 165 с.
14. Григорович Л. А., Качалина Е. Б. Учебная рефлексия как средство самопознания // Традиции и инновации гражданского воспитания в современном образовательном пространстве: мат-лы II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Москва, 20 апреля 2019 г.) М., 2019. С. 29-32
15. Дупленский С. В., Гибадуллина Ю. М. Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе развития творческой активности обучающихся // Перспективы науки и образования. 2018. № 3. С. 49-53
...
55 источников