ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОБЩЕНИЮ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА
С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ 10
1.1. Специфика общения с людьми,
имеющими ограниченные возможности здоровья 10
1.2. Специфика общения педагога с обучающимися,
имеющими ограниченные возможности здоровья 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ОБЩЕНИЮ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ 38
2.1. Теоретические основания опытно-экспериментальной работы
по подготовке будущих педагогов к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья 38
2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по подготовке
будущих педагогов к общению с обучающимися,
имеющими ограниченные возможности здоровья 47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА
С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ 10
1.1. Специфика общения с людьми,
имеющими ограниченные возможности здоровья 10
1.2. Специфика общения педагога с обучающимися,
имеющими ограниченные возможности здоровья 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ОБЩЕНИЮ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ 38
2.1. Теоретические основания опытно-экспериментальной работы
по подготовке будущих педагогов к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья 38
2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по подготовке
будущих педагогов к общению с обучающимися,
имеющими ограниченные возможности здоровья 47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
Актуальность исследования. Отмечается, что современную эпоху можно охарактеризовать сменой парадигм - базовые представления о человеке и обществе в целом были подвержены пересмотру: теперь общество рассматривается как совокупность микросоциумов, члены которых имеют права и возможности для достижения своих целей и реализации своих потребностей. Один из таких микросоциумов составляют люди, имеющие ограниченные возможности здоровья, чьей острой потребностью выступает социализация и обучение.
Организация современного российского общества направлена на удовлетворение потребностей и интересов всех социальных групп. Символические барьеры, выстраиваемые обществом, сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия; здесь требуется развитие таких культурных ценностей гражданского общества, как толерантность, эмпатия, уважение человеческого достоинства, гуманизм, равенство прав. Как сделать жизнь человека, имеющего ограниченные возможности здоровья, достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства отчужденности, своей «ненормальности», как восполнить дефицит общения, удовлетворить его потребности - эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всех стран.
Для того чтобы дети с отклонениями в развитии, молодые люди, а также взрослые, имеющие ограниченные возможности здоровья, получили помощь и образование, наравне с другими гражданами, в настоящее время создана и функционирует система интегрированного включающего обучения, система инклюзивного образования. Это одно из важнейших направлений подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья разных возрастов к будущей жизни, самостоятельности, к успешной интеграции в социум.
Развитие системы инклюзивного образования требует не только перекомплектации учебных заведений с учетом потребностей и возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья, но и переобучения практикующих педагогов, дополнительного повышения их профессиональной квалификации, большее количество педагогов-психологов и педагогов-дефектологов, а также включение в образовательный процесс сопровождающих имеющего ограниченные возможности здоровья человека в процессе его обучения, тьюторов.
Актуальность темы подготовки будущих педагогов к общению обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья обусловлена требованием к молодым специалистам системы образования соответствовать современным профессиональным стандартам. На сегодняшний день профессиональная готовность - одно из самых важных требований к будущим педагогам. С внедрением системы инклюзивного образования у современного педагога появилась необходимость в том, чтобы максимально полно узнать об особенностях воспитанников и обучающихся, которые имеют нарушения работы органов слуха, зрения, опорно¬двигательного аппарата, имеющих умственную отсталость, задержку психического развития - ограниченные возможности здоровья. Работа с «особым» обучающимся или с группой, включающей одного или нескольких обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - теперь это одно из сложнейших, и обязательных, условий педагогической деятельности. В процессе обучения и воспитания человека с ограниченными возможностями здоровья у педагога возникает много вопросов и проблем, требующих от него, взвешенных, обоснованных, и чаще всего - незамедлительных, решений. Именно поэтому результативность учебного процесса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от уровня педагогического мастерства преподавателя, его умения действовать в нестандартных ситуациях, находить подход к каждому из обучающихся и организовывать их и свою деятельность.
Взаимодействие преподавателя с обучающимися всегда должно быть направлено на организацию такого микроклимата, который способствовал бы более полному развитию личности обучающегося. В этом кроется суть педагогического общения, в особенности - с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Оценивая степень разработанности проблемы, следует отметить ряд ученых, чьи исследования посвящены этим вопросам: С.В. Алехина, А.В. Апраушев (воспитание, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья), В.З. Кантор, Д. Митчел, Г.В. Никулина (общение с людьми с ограниченными возможностями здоровья), Н.М. Назарова, Л.Д. Столяренко (образовательная интеграция, социальная педагогика), П. Сансон (опыт работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья).
В то же время можно отметить, что подготовка будущего педагога широкого профиля к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, - это новый и еще недостаточно изученный процесс, обусловленный становлением и развитием инклюзивного образования.
Таким образом, в настоящее время имеет место противоречие между потребностью общества в готовых к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогах и недостаточной разработанностью педагогических условий для реализации подготовки студентов к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Проблема исследования: каковы педагогические условия подготовки будущих педагогов к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья?
Объект исследования: процесс подготовки будущих педагогов к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Предмет исследования: педагогические условия подготовки будущих педагогов к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Гипотеза исследования: подготовка будущих педагогов к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, будет результативной, если созданы следующие педагогические условия:
- будущие педагоги будут ознакомлены с теоретическими основами особенностей общения с разными группами людей, имеющих ограниченные возможности здоровья;
- будущие педагоги будут ознакомлены с практическими способами общения и взаимодействия с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
- будущие педагоги будут осознавать необходимость изучения способов общения с различными группами людей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Цель исследования: обосновать, выявить и проверить в процессе опытно-экспериментальной работы педагогические условия подготовки будущих педагогов к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В соответствии с целью исследования, объектом и предметом определены следующие задачи данного исследования:
1) выявить специфические особенности общения с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
2) определить особенности общения педагога с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья;
3) раскрыть теоретические основания опытно-экспериментальной работы по подготовке студентов к общению с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
4) реализовать педагогические условия, обеспечивающие эффективность курса по подготовке будущих педагогов к общению с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
5) описать и проанализировать опытно-экспериментальную работу по подготовке студентов к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Методологическая основа: системный подход (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, И.П. Подласый), позволивший рассмотреть подготовку будущих педагогов к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, как целостную систему взаимосвязанных компонентов; личностно-ориентированный (Е.В. Бондаревская, B. В. Сериков, И.С. Якиманская), способствующий организации педагогической подготовки студентов, ориентированной на личность, как будущего педагога, так и обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, способствующий использованию опоры на естественный процесс развития личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
В качестве теоретической основы данной диссертации выступают работы по общей и специальной педагогике таких авторов, как C. И. Архангельский, А.В. Апраушев, В.З. Кантор, Д. Митчелл, Н.М. Назарова, В.А. Сластенин и др.
Нормативно-правовую основу диссертации составляют материалы Международных научно-практических конференций, касающихся вопросов специального и инклюзивного образования, проблем и перспектив обучения людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, за последние пять лет; сайты Конвенции по правам инвалидов (ООН), Федеральной службы государственной статистики, Конституции Российской Федерации; Федеральный Закон РФ о «Социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Письмо Минобрнауки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами».
Для реализации цели и поставленных задач использовались следующие методы исследования:
теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной и методической литературы, нормативно-правовой базы;
эмпирические: педагогический эксперимент;
методы математической обработки данных.
Научная новизна исследования состоит в том, что описана актуальность подготовки будущих педагогов к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, выделены и опытно-экспериментальным путем проверены педагогические условия подготовки будущих педагогов к общению с обучающимися данной категории.
Опытно-экспериментальная база исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в Институте психолого-педагогического образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. В исследовании приняли участие 54 студента первого и третьего курсов следующих направлений подготовки: Психолого-педагогическое образование, Педагогическое образование (по 27 студентов в экспериментальной и контрольной группах).
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их применения специалистами педагогической сферы для совершенствования системы образования. Материалы диссертации могут быть использованы педагогическими работниками для организации работы по подготовке будущих педагогов к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования были изложены в докладах и сообщениях на международных (II Международной научно-практической конференции 22 декабря 2016 г., г. Красноярск), российских (XVII
Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых. Актуальные проблемы философии и социологии: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 14 апреля 2016 г.) и городских (Актуальные проблемы образования: история и современность, Красноярск, 2016 г.) конференциях; на семинарах и заседаниях кафедры общей педагогики и образовательных технологий, педагогики детства КГПУ им. В.П. Астафьева.
По результатам исследования опубликовано три работы общим объемом 1,125 у.п.л.:
1. Руль А.С. К вопросу об особенностях общения педагога с обучающимися инвалидами: общие практические рекомендации и советы // Экономика образования и управление образованием: современные научные исследования и разработки: сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции 22 декабря 2016 г. М.: Профессиональная наука, 2016. С. 200-205.
2. Руль А.С. Значение прикладной этики в профессиональной среде педагога // Молодежь и наука XXI века: XVII Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых. Актуальные проблемы философии и социологии: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 14 апреля 2016 г. / отв. ред. Е.Н. Викторук; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. С. 85-91. (в соавторстве).
3. Руль А.С. Развитие коммуникативных умений у инвалидов // Актуальные проблемы образования: история и современность: сб. научных статей / отв. ред. А.И. Шилов; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. Вып. 6. С. 31-35. (в соавторстве).
Структура магистерской диссертации определена логикой исследования, целью и поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Организация современного российского общества направлена на удовлетворение потребностей и интересов всех социальных групп. Символические барьеры, выстраиваемые обществом, сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия; здесь требуется развитие таких культурных ценностей гражданского общества, как толерантность, эмпатия, уважение человеческого достоинства, гуманизм, равенство прав. Как сделать жизнь человека, имеющего ограниченные возможности здоровья, достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства отчужденности, своей «ненормальности», как восполнить дефицит общения, удовлетворить его потребности - эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всех стран.
Для того чтобы дети с отклонениями в развитии, молодые люди, а также взрослые, имеющие ограниченные возможности здоровья, получили помощь и образование, наравне с другими гражданами, в настоящее время создана и функционирует система интегрированного включающего обучения, система инклюзивного образования. Это одно из важнейших направлений подготовки людей с ограниченными возможностями здоровья разных возрастов к будущей жизни, самостоятельности, к успешной интеграции в социум.
Развитие системы инклюзивного образования требует не только перекомплектации учебных заведений с учетом потребностей и возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья, но и переобучения практикующих педагогов, дополнительного повышения их профессиональной квалификации, большее количество педагогов-психологов и педагогов-дефектологов, а также включение в образовательный процесс сопровождающих имеющего ограниченные возможности здоровья человека в процессе его обучения, тьюторов.
Актуальность темы подготовки будущих педагогов к общению обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья обусловлена требованием к молодым специалистам системы образования соответствовать современным профессиональным стандартам. На сегодняшний день профессиональная готовность - одно из самых важных требований к будущим педагогам. С внедрением системы инклюзивного образования у современного педагога появилась необходимость в том, чтобы максимально полно узнать об особенностях воспитанников и обучающихся, которые имеют нарушения работы органов слуха, зрения, опорно¬двигательного аппарата, имеющих умственную отсталость, задержку психического развития - ограниченные возможности здоровья. Работа с «особым» обучающимся или с группой, включающей одного или нескольких обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - теперь это одно из сложнейших, и обязательных, условий педагогической деятельности. В процессе обучения и воспитания человека с ограниченными возможностями здоровья у педагога возникает много вопросов и проблем, требующих от него, взвешенных, обоснованных, и чаще всего - незамедлительных, решений. Именно поэтому результативность учебного процесса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от уровня педагогического мастерства преподавателя, его умения действовать в нестандартных ситуациях, находить подход к каждому из обучающихся и организовывать их и свою деятельность.
Взаимодействие преподавателя с обучающимися всегда должно быть направлено на организацию такого микроклимата, который способствовал бы более полному развитию личности обучающегося. В этом кроется суть педагогического общения, в особенности - с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Оценивая степень разработанности проблемы, следует отметить ряд ученых, чьи исследования посвящены этим вопросам: С.В. Алехина, А.В. Апраушев (воспитание, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья), В.З. Кантор, Д. Митчел, Г.В. Никулина (общение с людьми с ограниченными возможностями здоровья), Н.М. Назарова, Л.Д. Столяренко (образовательная интеграция, социальная педагогика), П. Сансон (опыт работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья).
В то же время можно отметить, что подготовка будущего педагога широкого профиля к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, - это новый и еще недостаточно изученный процесс, обусловленный становлением и развитием инклюзивного образования.
Таким образом, в настоящее время имеет место противоречие между потребностью общества в готовых к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, педагогах и недостаточной разработанностью педагогических условий для реализации подготовки студентов к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Проблема исследования: каковы педагогические условия подготовки будущих педагогов к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья?
Объект исследования: процесс подготовки будущих педагогов к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Предмет исследования: педагогические условия подготовки будущих педагогов к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Гипотеза исследования: подготовка будущих педагогов к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, будет результативной, если созданы следующие педагогические условия:
- будущие педагоги будут ознакомлены с теоретическими основами особенностей общения с разными группами людей, имеющих ограниченные возможности здоровья;
- будущие педагоги будут ознакомлены с практическими способами общения и взаимодействия с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
- будущие педагоги будут осознавать необходимость изучения способов общения с различными группами людей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Цель исследования: обосновать, выявить и проверить в процессе опытно-экспериментальной работы педагогические условия подготовки будущих педагогов к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В соответствии с целью исследования, объектом и предметом определены следующие задачи данного исследования:
1) выявить специфические особенности общения с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
2) определить особенности общения педагога с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья;
3) раскрыть теоретические основания опытно-экспериментальной работы по подготовке студентов к общению с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
4) реализовать педагогические условия, обеспечивающие эффективность курса по подготовке будущих педагогов к общению с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
5) описать и проанализировать опытно-экспериментальную работу по подготовке студентов к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Методологическая основа: системный подход (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, И.П. Подласый), позволивший рассмотреть подготовку будущих педагогов к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, как целостную систему взаимосвязанных компонентов; личностно-ориентированный (Е.В. Бондаревская, B. В. Сериков, И.С. Якиманская), способствующий организации педагогической подготовки студентов, ориентированной на личность, как будущего педагога, так и обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, способствующий использованию опоры на естественный процесс развития личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
В качестве теоретической основы данной диссертации выступают работы по общей и специальной педагогике таких авторов, как C. И. Архангельский, А.В. Апраушев, В.З. Кантор, Д. Митчелл, Н.М. Назарова, В.А. Сластенин и др.
Нормативно-правовую основу диссертации составляют материалы Международных научно-практических конференций, касающихся вопросов специального и инклюзивного образования, проблем и перспектив обучения людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, за последние пять лет; сайты Конвенции по правам инвалидов (ООН), Федеральной службы государственной статистики, Конституции Российской Федерации; Федеральный Закон РФ о «Социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Письмо Минобрнауки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами».
Для реализации цели и поставленных задач использовались следующие методы исследования:
теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной и методической литературы, нормативно-правовой базы;
эмпирические: педагогический эксперимент;
методы математической обработки данных.
Научная новизна исследования состоит в том, что описана актуальность подготовки будущих педагогов к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, выделены и опытно-экспериментальным путем проверены педагогические условия подготовки будущих педагогов к общению с обучающимися данной категории.
Опытно-экспериментальная база исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в Институте психолого-педагогического образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. В исследовании приняли участие 54 студента первого и третьего курсов следующих направлений подготовки: Психолого-педагогическое образование, Педагогическое образование (по 27 студентов в экспериментальной и контрольной группах).
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их применения специалистами педагогической сферы для совершенствования системы образования. Материалы диссертации могут быть использованы педагогическими работниками для организации работы по подготовке будущих педагогов к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования были изложены в докладах и сообщениях на международных (II Международной научно-практической конференции 22 декабря 2016 г., г. Красноярск), российских (XVII
Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых. Актуальные проблемы философии и социологии: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 14 апреля 2016 г.) и городских (Актуальные проблемы образования: история и современность, Красноярск, 2016 г.) конференциях; на семинарах и заседаниях кафедры общей педагогики и образовательных технологий, педагогики детства КГПУ им. В.П. Астафьева.
По результатам исследования опубликовано три работы общим объемом 1,125 у.п.л.:
1. Руль А.С. К вопросу об особенностях общения педагога с обучающимися инвалидами: общие практические рекомендации и советы // Экономика образования и управление образованием: современные научные исследования и разработки: сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции 22 декабря 2016 г. М.: Профессиональная наука, 2016. С. 200-205.
2. Руль А.С. Значение прикладной этики в профессиональной среде педагога // Молодежь и наука XXI века: XVII Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых. Актуальные проблемы философии и социологии: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 14 апреля 2016 г. / отв. ред. Е.Н. Викторук; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. С. 85-91. (в соавторстве).
3. Руль А.С. Развитие коммуникативных умений у инвалидов // Актуальные проблемы образования: история и современность: сб. научных статей / отв. ред. А.И. Шилов; ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. Вып. 6. С. 31-35. (в соавторстве).
Структура магистерской диссертации определена логикой исследования, целью и поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Инклюзивное образование, согласно законодательству Российской Федерации, подразумевает совместную учебную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающихся их сверстников. Благодаря этому обучающиеся с особыми ограниченными возможностями здоровья имеют возможность интеллектуально расти и развиваться наравне с другими обучающимися, посещать обычные образовательные учреждения. Данные условия получения образования существенно повышают роль инклюзивного, совместного обучения, которое позволяет во многом расширить возможности социализации людей с ограниченными возможностями здоровья. Люди с ограниченными возможностями здоровья теперь могут свободно общаться с педагогами, строить дружеские взаимоотношения с другими обучающимися, учиться общению и коммуникации. В связи с этим существует необходимость в подготовке будущих педагогов к общению с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья. В идеале - это наличие у студентов отдельной дисциплины, посвященной вопросам общения педагога с обучающимся и родителем обучающегося, имеющим ограниченные возможности здоровья.
В ходе формирующего эксперимента данного исследования были реализованы следующие педагогические условия для обеспечения положительной динамики уровня подготовки будущих педагогов к общению с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья:
информирование студентов об особенностях поведения людей с ограниченными возможностями здоровья и об особенностях общения с ними (занятия «Инвалиды - люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями», «Люди, имеющие инвалидность в связи с нарушением работы органов зрения», «Люди, имеющие инвалидность в связи с нарушением работы органов слуха», «Люди, имеющие умственную отсталость, задержку психического развития», «Люди, имеющие множественные нарушения: теория и действительность» и др.).
Для формирования практических умений будущих педагогов по общению с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, студентам были предложены проблемные педагогические ситуации, в обсуждении которых студенты принимали активное участие. По мимо этого студенты экспериментальной группы участвовали в анализе педагогических кейсов, просмотре видео-материалов, где были показаны различные способы общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
С целью формирования ценностного отношения будущих педагогов к необходимости совершенствованию своего уровня подготовки к общению с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, проводились дискуссии, беседы, упражнения на развитие эмпатии.
Обобщая всё вышеизложенное, необходимо еще раз подчеркнуть актуальность подготовки будущих педагогов к общению с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Развитие современной системы образования, ее инклюзивная направленность, задает современным педагогам такие условия, при которых выявление и способствование положительной динамики уровня подготовки студентов - будущих педагогов - к общению с людьми, имеющими инвалидность, становится крайне важно для успешности их будущей профессиональной деятельности. Необходимо, чтобы студенты, по окончанию своего обучения, умели не только общаться с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, будь то обучающийся или его родитель, но и простаивать с ними эффективную и продуктивную коммуникацию.
В ходе формирующего эксперимента данного исследования были реализованы следующие педагогические условия для обеспечения положительной динамики уровня подготовки будущих педагогов к общению с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья:
информирование студентов об особенностях поведения людей с ограниченными возможностями здоровья и об особенностях общения с ними (занятия «Инвалиды - люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями», «Люди, имеющие инвалидность в связи с нарушением работы органов зрения», «Люди, имеющие инвалидность в связи с нарушением работы органов слуха», «Люди, имеющие умственную отсталость, задержку психического развития», «Люди, имеющие множественные нарушения: теория и действительность» и др.).
Для формирования практических умений будущих педагогов по общению с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, студентам были предложены проблемные педагогические ситуации, в обсуждении которых студенты принимали активное участие. По мимо этого студенты экспериментальной группы участвовали в анализе педагогических кейсов, просмотре видео-материалов, где были показаны различные способы общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
С целью формирования ценностного отношения будущих педагогов к необходимости совершенствованию своего уровня подготовки к общению с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, проводились дискуссии, беседы, упражнения на развитие эмпатии.
Обобщая всё вышеизложенное, необходимо еще раз подчеркнуть актуальность подготовки будущих педагогов к общению с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Развитие современной системы образования, ее инклюзивная направленность, задает современным педагогам такие условия, при которых выявление и способствование положительной динамики уровня подготовки студентов - будущих педагогов - к общению с людьми, имеющими инвалидность, становится крайне важно для успешности их будущей профессиональной деятельности. Необходимо, чтобы студенты, по окончанию своего обучения, умели не только общаться с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, будь то обучающийся или его родитель, но и простаивать с ними эффективную и продуктивную коммуникацию.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ СЕРИИ ЗАНЯТИЙ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в
реализации права на образование
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организации дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПОСРЕДСТВОМ МАСТЕРСКОЙ «ВСЕГДА РЯДОМ»
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - Использование компьютерных технологий для развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью в процессе их обучения в начальных классах школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - Профессиональная подготовка будущих бакалавров к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018



