ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СДАЧА НОРМ ГТО КАК РЕЗУЛЬТАТ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
1.1 Исторический анализ становления и развития норм ГТО в Российской
Федерации 6
1.2 Двигательная подготовленность как результат физического воспитания в школе.9
1.3 Особенности формирования двигательной подготовленности на уроках
физической культуры к выполнению испытаний комплекса ГТО 14
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 26
2.2. Организация исследования 27
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИСПЫТАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.1. Средства и методы формирования двигательной подготовленности учащихся средних классов к выполнению испытаний комплекса ГТО 29
3.2 Выявление результативности формирования двигательной подготовленности учащихся средних классов к выполнению испытаний
комплекса ГТО 33
ВЫВОДЫ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
В настоящее время в России активно пересматриваются подходы к приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни средствами физической культуры. Приоритетность вопросов развития физической культуры и спорта закреплена в таком документе как «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года».
Недостаточную двигательную активность обучающихся можно отнести к факторам риска. Международные исследования, проведенные ВОЗ, выявило, что среди российских школьников необходимый уровень двигательной активности имеет только каждый шестой ребенок. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации доля обучающихся, систематически занимающиеся физической культурой и спортом составляла 52,7 % от численности данной категории населения России. В связи с этим главой Российской Федерации был подписан Указ № 172 от 24 марта 2014 года о возрождение в стране Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», целью которого является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укрепления здоровья, гармоничном и всестороннем развитие личности, воспитание патриотизма и гражданственности, повышение качества жизни граждан Российской Федерации. Развитие и совершенствование физической культуры и спорта обусловлено необходимостью формирования гармонически развитой личности, как высшей социальной ценности, укрепления здоровья людей, увеличения продолжительности их активной жизни.
В настоящее время необходимо рассматривать здоровье человека в динамическом аспекте, то есть как непрерывный процесс от рождения до глубокой старости. Это нашло свое отражение в «концепции развития физической культуры» и «программе физического воспитания населения» нашей страны. Фундамент здоровья, гармония физического и психического развития, закладывается в раннем детстве. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными, у них укрепляется воля и характер. Интеллектуальное развитие, утверждал П.Ф. Лесгафт [20], соответствует физическому развитию. Недостаточная престижность физической культуры в современном обществе привела к формированию некоего стереотипа суждений о физической культуре и спортивной деятельности, как о достаточно примитивной и личной для управления, а тем более для достижения нужного эффекта. В процессе физического воспитания ребенка зачастую используют нормативы, рассчитанные на взрослых, только в меньших объемах. При этом не всегда учитывается, что каждый возрастной период имеет свои психофизиологические особенности и это требует индивидуального подхода в организации и осуществлении физического воспитания детей.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс учащихся средних классов
Предмет исследования: средства и методы формирования двигательной подготовленности учащихся средних классов к выполнению испытаний комплекса ГТО
Цель исследования: Выявление, обоснование и внедрение в учебно-воспитательный процесс учащихся средних классов средств и методов формирования двигательной подготовленности к выполнению испытаний комплекса ГТО.
Гипотеза исследования: Процесс формирования двигательной подготовленности обучающихся средних классов к выполнению испытаний комплекса ГТО, будет результативным если:
- проведен исторический анализ становления и развития норм ГТО и психолого-педагогический анализ средств и методов формирования двигательной подготовленности;
- выявлены и обоснованы средства и методы, влияющие на формирование двигательной подготовленности к выполнению испытаний комплекса ГТО;
- внедрены в учебно-воспитательный процесс учащихся средних классов средства и методы направленные на формирования двигательной подготовленности к выполнению испытаний комплекса ГТО;
- выявлена результативность средств и методов влияющих на формирование двигательной подготовленности учащихся средних классов к выполнению испытаний комплекса ГТО.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и историческую
литературу по выдвинутой проблематике;
2. Выявить и обосновать средства и методы влияющие на формирование двигательной подготовленности учащихся средних классов к выполнению испытаний комплекса ГТО;
3. Внедрить в учебно-воспитательный процесс учащихся средних классов средства и методы направленные на формирование двигательной подготовленности к выполнению испытаний комплекса ГТО;
4. Выявить результативность средств и методов, влияющих на формирование двигательной подготовленности учащихся средних классов к выполнению испытаний комплекса ГТО.
1. В результате анализа литературных источников установлено, что Всероссийский физкультурно-спортивный комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) прошёл апробацию среди учащихся во всех общеобразовательных организациях. Повышение уровня физической подготовленности обучающихся в целях выполнения нормативов испытаний (тестов) Комплекса ГТО на золотой, серебряный и бронзовый знаки является одной из приоритетных задач общеобразовательной школы.
2. Были выявлены и обоснованы средства и методы влияющие на формирование двигательной подготовленности учащихся средних классов к выполнению испытаний комплекса ГТО. К ним относились, бег на месте в максимальном темпе (в упоре о гимнастическую стенку или без упора); «челночный» бег; бег по разметкам и на дистанцию 20 м с максимальной скоростью; повторный бег с максимальной скоростью и максимальной частотой шагов (10-15 м). Упражнения с внешними отягощениями (масса собственного тела, гантели, эспандер, набивные мячи и т.п.); комплексы атлетической гимнастики с корригирующей направленностью и т.д.
3. Для того, чтобы достигнуть и поддержать соответствующий стандартам уровень физической подготовленности, необходима специально подобранная нагрузка с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей занимающихся. Для характеристики этой нормы необходимо указать все ее основные параметры: направленность, величину (интенсивность и объем) и метод выполнения. Для предупреждения переутомления учащихся был нормирован их режим дня: исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, согласно гигиеническим нормам чередовались занятия и отдых.
4. Улучшение результатов физической подготовленности на заключительном этапе педагогического эксперимента выглядят следующим образом: скоростные способности - 17,2 % (экспериментальная группа) и 3,51 % (контрольная группа); скоростно-силовые способности - 15,89 % (экспериментальная группа) и 6,21 % (контрольная группа); силовая выносливость - 304,3 % (экспериментальная группа) и 104,35 % (контрольная группа); общая выносливость - 26,67 % (экспериментальная группа) и 11,47 % (контрольная группа).
1. Абатуров, О.И. Программно-целевой метод управления как инструмент рыночной экономики / О.И. Абатуров // Власть и управление на востоке России. - 2007. - № 4 (41).- С. 66-71.
2. Абрамович, Д.В. Занятия физической культурой по месту жительства как фактор влияния на физическую подготовленность детей и подростков при выполнении нормативов комплекса ГТО / Д.В. Абрамович, В.Ю. Лебединский, Э.Г. Шпорин // Теория и практика физической культуры. - 2016. - №1. - С. 103.
3. Акулова, Л.Н. Информационные процессы в подготовке к сдаче норм комплекса ГТО учащейся молодежи / Л.Н. Акулова, А.И. Бугаков // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: сб. ст. XV Международной научной конференции, посвященной 65-летию БГТУ им. В.Г. Шухова. -Белгород:Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2019. - С. 24-26.
4. Александрова, Э.В. ГТО в системе общего образования / Э.В. Александрова // Наука и образование: новое время. - 2019. - №1(30). - С. 799802.
5. «Готов к труду и обороне» как основа физического развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / Ю.Ю. Анацкая, Н.А. Павлова, Л.Е. Кузнецова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2018. - №1(4). - С.98-105.
6. Арцыбашева, Т.Н. Возрождение ВФСК «ГТО» в современной России / Т.Н. Арцыбашева, В.М. Дьяченко // Мир культуры: культуроведение, культурография, культурология: сб. науч. тр. / под ред. Т.Н. Арцыбашевой, Г.А. Салтык. - Курск:Изд-во КГУ. - 2019. - С.127-135.
7. Аршинник, С.П. Готовность школьников города Краснодара к выполнению «обновленных» нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / С.П. Аршинник, Н.А. Амбарцумян, Г.Н. Дудка, К.В. Малашенко, В.И. Тхорев // Ученые запискиуниверситета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - №9(151). - С.13 -19.
8. Ахмедова, С.П. Физическая работоспособность занимающихся в группах подготовки к сдаче норм ГТО / С.П. Ахмедова, Е.Ю. Дьякова // Физическая культура, здравоохранение и образование: сб. материалов XII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти
B. С. Пирусского / под ред. Е.Ю. Дьяковой. - 2018. - С. 130-133.
9. Ахтырко, Е.Н. Опыт реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Г отов к труду и обороне» (ГТО) на территории городского округа «город Хабаровск» / Е.Н. Ахтырко, М.Н. Мареев, В.А. Шульга // Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции /под ред.
C. С. Добровольского.- Хабаровск: Изд-во Дальневосточной гос. академии физической культуры.- 2019. - С. 18-26.
10. Бариев, М.М. Становление и развитие комплекса ГТО в СССР и современной России / М.М. Бариев, Р.А. Юсупов, В.М. Ермолаев // Спортивная наука России: состояние и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию журнала «Теория и практика физической культуры». - М.: РГУФКСМиТ. - 2015. - С. 25-34.
11. Барышникова, О.Г. Анализ результатов выполнения тестов ВФСК ГТО студентами Воронежского государственного педагогического университета / О.Г. Барышникова, Е.В. Богачева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - №1(155). - С. 34-38.
12. Безноско, Н.Н. Сетевое взаимодействие субъектов по внедрению ВФСК ГТО в муниципальном образовании (на примере г. Сургута) / Н.Н. Безноско, Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, В.В. Власов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - №12(142). - С. 11-16.
13. Белова, Т.Ю. К вопросу о разработке системы мер по повышению эффективности внедрения нового комплекса «Г отов к труду и обороне» (ГТО) в образовательной сфере / Т.Ю. Белова, О.Г. Ковальчук,
О.А. Мельникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2019.
- №2(168). - С. 18-22.
14. Березина, Л.А. Оптимизация двигательной активности учащихся 5 классов к выполнению нормативных требований ВФСК ГТО / Л.А. Березина, Д.Н. Немытов, В.В. Вавилов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2019. - №1. - С. 141-146.
15. Бобков, В.В. Оптимизация состава испытаний комплекса ГТО для студентов вузов / В.В. Бобков, М.А. Кузьмин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - №12(154). - С.38-42.
16. Бобков, В.В. Оценка готовности обучающихся образовательных учреждений к сдаче нормативов ВФСК ГТО / В.В. Бобков, А.П. Стрижак // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - №3(157). - С.42¬45.
17. Булатов, А.Т. Подготовка обучающихся общеобразовательной школы к выполнению нормативов ВФСК ГТО (на примере IV ступени) / А.Т. Булатов, Д.В. Семенов, А.В. Момент // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2019. - №2(168). - С.47-50.
18. Ваганова, И.Ю. Внедрение Всероссийского физкультурно¬спортивного комплекса «Г отов к труду и обороне» (ГТО) в систему образования: к вопросу об изменении государственных образовательных стандартов / И.Ю. Ваганова, А.Е. Терентьев // Педагогическое образование в России. - 2015. - №1. -С. 62-66.
19. Валеева, Е.О. Внедрение комплекса ГТО - обеспечение здорового образа жизни населения на муниципальном уровне / Е.О. Валеева // XXIII Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции /отв. ред. А.А. Беляева. - СПб.:ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2019.
- С. 16-20.
20. Володина, А.А. Актуальность ГТО в России, проблемы проведения ГТО и их решение / А.А. Володина // Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 частях.-Новосибирск: СИ1ПП1СР. - 2019. - С.169-173.
21. обороне» на примере студентов технического вуза / А.С. Гладких, С.А. Давыдов, О.В. Клычкова, Е.В. Нерубальская // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - № 7. - Т. 8. - С. 118-129.
22. Голубева, И.А. Мотивация учащейся молодежи как способ выполнения нормативов комплекса ГТО / И.А. Голубева, Ю.А. Соколова, Т.С. Гришина // Перспективы развития студенческого спорта и олимпизма: сб. ст. Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов / под ред. О.Н. Савинковой, А.В. Ежовой. - Воронеж: Научная книга. -2019. - С. 88-91.
23. Грец, Г.Н. Сравнительная характеристика качественных показателей выполнения нормативов испытаний ВФСК ГТО обучающимися с I по VI (I) ступень / Г.Н. Грец, Е.Н. Бобкова, С.В. Жуков, Э.А. Зюрин // Вестник спортивной науки. - 2018. - №4. - С. 40-45.
24. Григорьев, О.А. Пути реализации комплекса ГТО в высших учебных заведениях / О.А. Григорьев, А.И. Бугаков, К.В. Туманцев // Развитие физической культуры и спорта в контексте самореализации человека в современных социально-экономических условиях: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. -Липецк: ЛГПУим. П.П. Семенова-Тян-Шанского. -2018. - С.43-47.
25. Грошев, А.М. Роль семьи в продвижении комплекса ГТО / А.М. Грошев, К.С. Дунаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. -№4(158). - С. 72-74.
26. Дегтярева, Т.О. Мониторинг здоровья, физической подготовленности обучающихся и внедрения комплекса ГТО в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации / Т.О. Дегтярева // Сб. науч. тр. -Вып. 2. - 2017. - С. 52-53.
27. Дерябина, М.А. Технологии внедрения ВФСК ГТО в
физическое воспитание школьников / М.А. Дерябина // Артемовские чтения «Продуктивное обучение: опыт и перспективы»: материалы XI
Международной научной конференции.-Самара: Научно-технический
центр. - 2019. - С. 154-158.
28. Зеленин, Л.А. Преемственность современного комплекса ГТО с нормативной основой советского физического воспитания / Л.А. Зеленин, А.А. Оплетин, В.Д. Паначев // Теория и практика физической культуры. - 2018. - №8. -С. 40-41.
29. Зюрин, Э.А. Анализ организационных форм взаимодействия по управлению процессом внедрения комплекса ГТО / Э.А. Зюрин, А.П. Матвеев // Вестник спортивной науки. - 2016. - №6. - С. 50-54.
30. Зюрин, Э.А. Исследование результативности выполнения нормативов ВФСК ГТО I-VI ступени как фактора, определяющего физическую подготовленность детей, подростков и студенческой молодежи Российской Федерации / Э.А. Зюрин, Н.В. Масягина, В.А. Куренцов, Е.Н. Бобкова // Вестник спортивной науки. - 2017. - №5. - С. 43-47.
31. Контрольные нормативы и испытания по физической культуре
для учащихся основной школы 5-9 классы в соответствии с Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А.Зданевич; сост.Гостькова Л.В. -URL:
https://videouroki.net/razrabotki/kontrol-nyie-normativy-i-ispytaniia-po- fizichieskoi-kul-turie-dlia-uchashchikhsi.html(дата обращения: 25.01.2024).
32. Лимаренко, О.В. К вопросу эффективной мотивации населения и пропаганды ВФСК ГТО / О.В. Лимаренко, В.В. Пономарев, А.П. Лимаренко // Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие массовой физической культуры в современной России: традиции и перспективы внедрения ВФСК (ГТО)» 6 ноября 2015 г. - Красноярск: СибГТУ. - 2015. - С. 175-177.
33. Лубышева, Л.И. Система базовых условий для подготовки школьников к выполнению нормативных требований комплекса ГТО / Л.И.
Лубышева, Л.А. Семенов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2018. - № 2. - С. 2-7.
34. Родионова, М.А. Содержание и организация деятельности муниципальных автономных учреждений спортивной направленности на основе клубных форм работы: дис. ... канд.пед. наук: 13.00.04 / Родионова Марина Александровна. - Сургут, 2016. - 182 с.
35. Синявский, Н.И. Выполнение школьниками нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов // Теория и практика физической культуры. - 2017. - №8. - С. 94-95.
36. Синявский, Н.И. Самоанализ режима двигательной активности учащихся 11-12 лет с учетом требований комплекса ГТО / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, Е.В. Дмитриева, К.Г. Иванов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - №4. - С. 55-57.
37. Терентьев, А.Е. Роль комплекса ГТО в формировании гражданской ответственности за уровень физического развития и состояние здоровья населения Российской Федерации / А.Е. Терентьев // Материалы IX Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». - М., 2015. - С. 379-382.
38. Тертычный, А.В. Методика комплексного применения внеурочных форм физического воспитания школьников для подготовки к выполнению норм комплекса ГТО: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Тертычный Алексей Владимирович. - М.: ВНИИФК, 1986. - 21 с.
39. Уваров, В.А. Теоретико-методологические основы научного обоснования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) / В.А. Уваров, В.В. Новокрещенов // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. - 2017. - № 3. - Т. 20. - С. 142-147.
40. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020)
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» - URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027(дата обращения: 20.11.2021).
41. Федосеева, А.Р. К вопросу формирования компетенций родителей и законных представителей детей дошкольного возраста о системе внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / А.Р. Федосеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. -№8(150) - С. 114-117.
42. Хамитов, М.И. Необходимость возрождения комплекса ГТО и физическая подготовленность учащихся 7,8,9 классов к его выполнению / М.И. Хамитов // Педагогико-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - №2(35). - С. 157-162.
43. Хамитов, М.И. Оценка эффективности методики подготовки школьников к выполнению нормативов IV ступени комплекса ГТО / М.И. Хамитов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №2. - С. 107-116.
44. Яцун, С.М. Индивидуализация подготовки к выполнению
нормативов комплекса «ГТО» с учетом особенностей физического развития / С.М. Яцун // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни: сб. науч. ст. VIII Всероссийской очной научно-практической конференции с
международным участием.- Воронеж: Научная книга. - 2019. - С. 381-384.