Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Познавательные задачи по биологии как средство формирования предметных результатов

Работа №169071

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2020
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования познавательных задач в методике обучения биологии 6
1.1. Характеристика познавательных задач в школьном биологическом
образовании 6
1.2. Применение познавательных задач в формировании универсальных
учебных действий обучающихся на уроках биологии 17
Глава 2. Методика использования познавательных задач по биологии в 8 классе, направленных на формирование универсальных учебных действий в процессе обучения биологии 21
2.1. Методика использования познавательных задач в процессе обучения
биологии 21
2.2. Экспериментальная проверка результативности методики
использования познавательных задач на уроках биологии в 8 классе 45
Выводы 55
Список литературы 56
Приложения 58

Актуальная цель современного обучения - развитие творческого мышления школьников. Это вполне объяснимо, поскольку в настоящее время успехи или неудачи каждого из нас в значительной мере определяются способностью (или неспособностью) проявлять гибкость и аналитичность мышления при встречи со сложной жизненной ситуацией.
Урок биологии подразумевает усвоение учащимися биологических законов, теорий, научных идей, фактов, формирование биологических понятий, развитие специальных умений и навыков. Для грамотного и своевременного постижения науки школьникам необходимо развивать такие психические процессы как наблюдательность, память, мышление, речь. Одним из способов развития данных процессов является применение познавательных задач в школьной образовательной практике, в частности, на уроках биологии 8 класса, что обусловило актуальность выбранной темы.
На уроках учителя все чаще используют познавательные задачи. Однако в методике обучения отсутствует определенный алгоритм работы и методические особенности использования познавательных задач в разделах школьной биологии.
Применение познавательных задач в биологическом образовании в сочетании с другими средствами обучения усиливает его эффективность, увеличивает развитие личностных качеств, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Актуальность и недостаточная разработанность исследований по данной проблеме определили выбор темы исследования.
Цель исследования: выявление влияния использования познавательных задач на формирования предметных результатов обучающихся.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии, включающий использование познавательных задач.
Предмет исследования: познавательные задачи как средство формирования предметных результатов обучающихся.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить состояние применения познавательных задач в практике школьного биологического образования.
3. Экспериментально проверить влияние использования познавательных задач на усвоение биологических знаний и формирования предметных результатов обучающихся.
Методы исследования: описание, анализ, синтез, наблюдение, эксперимент.
В первой главе содержатся теоретические основы использования познавательных задач по методике обучения биологии, приведена характеристика познавательных задач в школьном биологическом образовании, описано применение познавательных задач в формировании универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии.
Во второй главе описана методика использования познавательных задач по биологии, направленных на формирование универсальных учебных действий в процессе обучения, а также описано содержание, проведённого эксперимента, отражающего результативность методики использования познавательных задач на уроках биологии в 8 классе.
Практическая база исследования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 4». Учреждение находится по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Горького, дом 97.
Этапы исследования:
- первичная педагогическая диагностика самостоятельности учеников, полноты и аргументированности их ответов, а также оценка степени вовлечённости педагога в подаче материала и решении поставленных вопросов;
- включение в урочный процесс по биологии решение познавательных задач в рамках учебной программы по биологии в 8 классе;
- педагогическое наблюдение;
- вторичная педагогическая диагностика по результатам завершения эксперимента;
- проведение анкетирования для выявления субъективной оценки обучающихся результативности использования познавательных задач на уроках биологии в 8 классе.
Структура работы введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения. Общий объём работы составляет 30 листов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В связи с поставленными нами задачами были определены следующие выводы:
1. В современной психолого-педагогической литературе познавательные задачи рассматриваются как важное средство стимуляции учебно¬познавательной деятельности обучающихся. Теоретические основы использования познавательных задач в процессе обучения биологии достаточно разработаны: определена структура познавательной задачи; предложены классификации познавательных задач по различным основаниям; разработан алгоритм их решения; выделены особенности деятельности учителя и обучающихся при использовании познавательных задач в учебном процессе.
2. Изучение состояния исследуемой проблемы в школе показало, что учителя часто организуют работу по решению познавательных задач в учебном процессе, как правило, на этапах закрепления и при проверки знаний, умений и навыков. Учителя, в основном, используют готовые задачи, взятые из учебной литературы. У обучающихся решение познавательных задач стимулирует интерес к предмету и активизирует познавательную деятельность.
3. Экспериментальное исследование показало, что систематическое использование познавательных задач на всех этапах урока и в качестве домашнего задания, объяснение учащимся структуры познавательной задачи и алгоритма её решения положительно влияет на уровень знаний обучающихся по биологии.



1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2013. - 624 с.
2. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 с.
3. Воронина Г.А., Калинова Г.С. Биология, ЕГЭ 2012 Типовые тестовые задания М.: Экзамен. 2012, с. 39.
4. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 с.
5. Демьянков Е.Н. Биология. Мир человека. 8 кл.: Познавательные задачи, дополнительные материалы. М.: ВЛАДОС, 2004. 111 с.
6. Демьянков Е.Н. Решение учебных познавательных задач по биологии // Биология в школе. 2009. № 3. С. 30-31.
7. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №5
8. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н Биология 8 класс М. Дрофа. 2016, с. 53
9. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. Санкт-Петербург.: КАРО. 2001, с. 60.Online
10. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. - 242 с.
11. Кыверялг A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. — Таллинн: Валгус, 1980. — 334 с.
12. Лернер Г.И. Стандарты нового поколения и формирование УУД // Биология в школе 2011, №7 с. 22-23.
13. Любимова З.В., Маринова К.В. Биология 8 класс М.: Просвещение 2012, Владос, с. 256.
14. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2016. 156 с.
15. Никитина Г. В. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках биологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 16. - С. 61-66. - URL:http://e-koncept.ru/2016/46539.htm.
16. Пакулова В.М. Лабораторный практикум по методике преподавания биологии: Учебное пособие для студентов 3,4,5 курсов биологической специальности педагогических вузов. Красноярск: Изд. КГПИ, 1992. 132с.
17. Пономарёва И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии М. Просвещение, 2003, с.264.
18. Прилуцкая С.А. Самостоятельность - главная черта личности //М.: Школьные технологии. 2006, с. 80.
19. Реализация ФГОС основного общего образования: методические материалы образовательных организаций, апробирующих механизмы реализации ФГОС основного общего образования / под ред. О.В. Созонтовой, Е.А. Хадаковой, Г.Н. Ефимовой. - Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2017. 120 с.
20. Романова И. С. Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной результативности на уроках // Молодой ученый. — 2017. — №42. — С. 4-6. — URL https://moluch.ru/archive/176/46003/(дата обращения: 20.01.2019).
21. Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Биология 8 класс , М.: Мнемозина 2007, с. 290.
22. Сборник задач и упражнений к школьному курсу биологии / коллектив авторов; под ред. В.М. Пакуловой. Красноярск, 2000. - 68 с.
23. Смирнова Н.З. Бережная О.В Познавательные задачи по биологии Красноярск. КГПУ им. В.П. Астафьева: 2013, с. 170.
24. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология 8 класс, М. Дрофа 2016, с. 190.
25. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия М.: Просвещение. 2010, . с. 12.
26. Сухорукова Л.Н., Кучменко В. С, Цехмистренко Т.А. Биология 8 класс, М.: Просвещение,2010 , с. 170.
27. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М.: Юристь, 1997. 521с.
28. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1971. С. 352-358.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ