Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие регулятивных универсальных учебных действий с использованием групповых форм работы на уроках окружающего мира

Работа №169070

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы64
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит методический характер.

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 6
1.1. Понятие и виды регулятивных УУД 6
1.2. Особенности использования групповых форм работы в начальной школе 13
1.3. Специфика развития регулятивных УУД с использованием групповых форм работы на уроках окружающего мира 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 31
2.1. Изучение регулятивных УУД у младших школьников 31
2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию регулятивных УУД с использованием групповых форм на уроках окружающего мира 46
2.3. Изучение эффективности работы по развитию регулятивных УУД с использованием групповых форм работы на уроках окружающего мира 52
Заключение 58
Список литературы 61

Актуальность исследования. Актуальность выбранной нами темы определяется различными процессами, которые происходят на настоящий момент в мире: техническим прогрессом, глобализацией экономики, информатизацией, которые, в свою очередь, повлекли и смену приоритетов в развитии образования.
Востребованными в современном обществе стали такие качества подрастающей личности, как инициативность, самостоятельность, ответственность, активность, стремление к непрерывному образованию.
Все эти положения отражены и в документах, которые составляют основы всей современной политики образования: законе «Об образовании в РФ» и федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.
Для успешной социализации современному выпускнику школы необходимы не только сумма различный умений и знаний, но также и стремление самостоятельно получать новый опыт и знания. Именно в связи с этим ФГОС НOO одной из целей образования определено - формирование личности школьника на основании развития универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия оказывают огромное влияние на успешность обучения школьника и обеспечивают учащимся возможность лично осуществлять свою учебную деятельность, а также проявлять способность к самосовершенствованию и саморазвитию.
По мнению Г.В.Бурменской, А.Г. Асмолова, O.A. Карабановой, И.А. Володарской, Н.Г. Салминой, именно регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности обучающегося.
К ним относятся планирование, целеполагание, прогнозирование, оценка, контроль, саморегуляция, коррекция.
Благоприятными условиями для включения каждого учащегося в активную работу на уроке является групповая работа. Групповая работа выступает в качестве основы для формирования саморазвивающейся личности, которая желает и умеет учиться. При правильном педагогическом управлении групповая форма работы позволяет достичь положительных результатов: осознание общей цели, рациональное распределение обязанностей, взаимный контроль. Всё это способствует успешному формированию регулятивных универсальных учебных действий.
В процессе групповой работы учащиеся: знакомятся с материалом, планируют работу в группе, распределяют задания внутри группы, обсуждают индивидуальные результаты, обсуждают общее задание группы, подводят итоги группового задания, анализируют выполнение задач, проводят рефлексию, делают общий вывод о групповой работе, выполняют самооценку и взаимооценку. При такой работе на каждом этапе групповой работы формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Но чаще всего, значение групповой работы при формировании УУД у младших школьников рассматривается учителем в плоскости коммуникативных и личностных УУД. Малое количество педагогов уделяют значение групповой работе при формировании регулятивных универсальных учебных действий.
Именно поэтому, тема нашего исследования: «Развитие регулятивных УУД с использованием групповых форм работы на уроках окружающего мира» - является актуальной на сегодняшний день.
Цель исследования – выявить методические особенности использования групповых форм работы на уроках окружающего мира для формирования у обучающихся регулятивных УУД.
Объект исследования – процесс формирования регулятивных УУД у обучающихся начальной школы.
Предмет исследования - методические особенности использования групповых форм работы на уроках окружающего мира для формирования у обучающихся регулятивных УУД.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и виды регулятивных УУД.
2. Выделить особенности использования групповых форм работы в начальной школе.
3. Рассмотреть специфику развития регулятивных УУД с использованием групповых форм работы на уроках окружающего мира.
4. Подобрать и апробировать диагностические методики по изучению регулятивных УУД у младших школьников.
5. Разработать и апробировать систему упражнений с использованием групповой работы по развитию регулятивных УУД на уроках окружающего мира.
6. Оценить эффективность системы упражнений с использованием групповой работы по развитию регулятивных УУД на уроках окружающего мира.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведя теоретический анализ исследования, мы установили, что:
1.Регулятивные УУД включают в себя такие компоненты, как целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию, оценку и саморегуляцию. Овладение регулятивными УУД во многом позволяет младшим школьникам лично организовывать свою деятельность, а также выступать в роли субъекта в процессе обучения.
2. Младший школьный возраст самый благоприятный возраст для формирования групповых видов деятельности, деятельности сотрудничества. Сотрудничество – совместная работа младших школьников, помогающая детям быстрее и лучше усвоить учебный материал. Организация сотрудничества младших школьников друг с другом - одна из важнейших задач учителя. Наиболее активно такое сотрудничество осуществляется в различных видах групповой работы, так как они предполагают непосредственное взаимодействие учащихся и относительную автономность ученика по отношению к учителю. Все это в совокупности поможет правильно организовать деятельность сотрудничества, а значит, и активизировать учебную деятельность детей.
3. Групповая работа на уроках окружающего мира способствует развитию регулятивных УУД, а также углубленному изучению материала и расширению кругозора учащихся младшего школьного возраста. Для развития регулятивных УУД на уроках окружающего мира в начальной школе можно проводить легкие исследования и ставить эксперименты, применяя простое лабораторное оснащение и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении опытов, делать выводы на основании полученных результатов направлены на формирование регулятивных учебных действий. Также для развития регулятивных УУД можно использовать задания, направленные на использование готовых моделей для наблюдения (условные знаки, глобус, план, планкарта, карта), на объяснение явлений природы, выявление признаков и свойств объектов.
Далее нами было проведено исследование, в ходе которого мы установили, что:
1. Таким образом, анализируя полученные результаты можно констатировать, что при изучении регулятивных УУД большинство детей показали уровень ниже базового, то есть учащиеся не смогли самостоятельно выполнить задание. Контроль не сформирован, допущено большое количество ошибок. Интервью с учителем показало, что зачастую детям требуется напоминание об организации своего рабочего места, также учащиеся с трудом объективно оценивают свою работу. Прогнозировать работу (составлять план) могут только несколько учащихся в классе, для остальных это дается с большим трудом. Анализ наблюдений уроков окружающего мира показал, что групповая работа на уроках окружающего мира используется не часто. Также было замечено, что учащиеся в процессе групповой работы заняты своими делами, часто отвлекаются. Все это говорит о необходимости разработки системы работы по развитие регулятивных УУД с использованием групповых форм работы
на уроках окружающего мира.
2. Цель формирующего этапа исследования – разработать и апробировать комплекс уроков с использованием групповой работы по развитию регулятивных УУД у младших школьников. Учебный предмет «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для формирования всех групп УУД, в том числе и регулятивных. Перед учителем встает проблема отбора различных форм групповой работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий. Методические особенности построения работы: вся работа строилась на том, чтобы при изучении нового материала обучающиеся могли выполнять прогностическую оценку, знакомиться с работой, а далее и оценивать свои возможности в ее выполнении.

3. Таким образом, анализируя полученные результаты можно констатировать, что у большинства учащихся после проведения формирующего эксперимента стал преобладать средний и высокий уровень развития регулятивных УУД. Дети стали воспринимать задание полностью и во всех компонентах сохранять его до конца задания; работать в одинаковом темпе на протяжении всего времени, при этом не отвлекаясь на посторонние занятия; если детьми и допускались ошибки, то они самостоятельно их находили и исправляли.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности разработки системы работы по развитию регулятивных УУД с использованием групповых форм работы на уроках окружающего мира.



1. Асмолов‚ А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. [Текст]: учеб. пособие / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение. 2010. – 217 с.
2. Ансимова, Н.П. Психология постановки учебных целей в совместной деятельности учителя и учеников. Автореф. дисс. … доктора психол. наук. / Н.П. Ансимова. – М., 2007. – С. 13.
3. Асмолов‚ А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе [Текст]: Система заданий/ А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова. - М.: Просвещение, 2012. – 160 с.
4. Байбородова, Л.В. Технологии педагогической деятельности. – 2 часть. Организация деятельности. [Текст]: учебное пособие / Е.Б. Кириченко, С. Л. Паладьев, И.Г. Харисова / под. ред. Л.В. Байбородовой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 316 с.
5. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] / под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Педагогика, 1988. – 432 с.
6. Вахромеева, Т.А. Формирование и оценивание регулятивных УУД учащихся [Текст] / Т.А. Вахромеева, Н. Н. Коробейникова // Управление начальной школой. – 2014.- № 4.- С. 27-32.
7. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы [Текст] / Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе. - М. : Первое сент., 2008. - 68 с.
8. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. [Текст]: учеб. пособие / А.Б. Воронцов. - М.: Рассказов А.И., 2002. – 303 с.
9. Воронцов, А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в образовательную систему Эльконина-Давыдова. / А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова. – М.: Рассказовъ, 2004. – С. 169.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 2012
11. Воровщиков, С.Г. Классификация общеучебных умений младших школьников / С.Г. Воровщиков // Управление начальной школой. – 2012. – №5. – С. 33-35.
12. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. -М.: Владос-Пресс. 2007. - 159 с.
13. Гайнуллина, Р.А. Формирование универсальных учебных действий и компетенций как условие достижения стандартов в образовательном процессе. [Электронный ресурс] Режим доступа http://открытыйурок.рф/статьи/599535/
14. Гальперин, П.Я. Методика «Проба на внимание» [Текст] / П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой [Электронный ресурс]. – Режим доступа /http://imcluga.ru/proba-na-vnimanie-p-ya-galperin-i-s-l-kabylnickaya/
15. Демидова, Т.Е. Формирование умения целеполагания у младших школьников. // Начальная школа. – 2005. – №9
16. Зак, А.З. «Диагностика особенностей развития поискового планирования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа /http://old.imcluga.ru/dmdocuments/fa4.pdf
17. Зайцева, И.И. Формирование универсальных учебных действий как основа успешности обучения // Первое сентября. - 2010. - №4.
18. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики (психологопедагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) [Текст]: учеб. пособие / В.П. Зинченко. – М.: Гардарики, 2002. – 431с.
19. Исакова, О.Ф. Условия формирования регулятивных УУД у школьников посредством самооценивания [Текст] / О.Ф. Исакова // Управление начальной школой. – 2013. – № 9. – С. 45-47
20. Исаев, Е.И. Психологические особенности планирования действий у младших школьников: дис. ... канд. психол. наук. / Е.И. Исаев. – М., 1984
21. Каранова, В.В., Крайкина, Ю.Н., Разгоняева Л.Ю. Диагностика и формирование универсальных учебных действий в начальной школе (методические рекомендации). - Магадан, 2012. - 115 с.
22. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – С. 25.
23. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]: учебник для вузов/ под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 127с.
24. Козлова, С.А Универсальные учебные действия как основа для формирования предметных математических умений и производная от них. [Текст] / С.А. Козлова // Начальная школа плюс до и после. – 2013 № 10 .- С. 10.
25. Корниенко, В.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий [Текст] / В. А. Корниенко // Молодой ученый. – 2015. – № 21. – С. 14-15. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.moluch.ru/archive/82/14986/
26. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М., «МарТ», 2005. – 448 с
27. Кулагина, А.А. Теоретические основы методики обучения младших школьников по программе «Начальная школа ХХI века»: учеб. пособие / А.А. Кулагина. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2010. – С. 8
28. Лебединцев, В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся // Управление начальной школой, 2012. – № 4.
29. Мазитова, Ф.Г. Комплекс технологий как средство формирования УУД // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 8. – С. 63.
30. Матвеева, Е.И., Панкова, О.Б., Патрикеева И.Е. Критериальное оценивание в начальной школе. Пособие для учителя (из опыта работы) // Е.И. Матвеева, О.Б. Панкова, И.Е. Патрикеева // Серия «Новые образовательные стандарты». – 3-е изд. – М.: Вита-пресс, 2012. – 168 с
31. Маховин, Д.А. Методические основы формирования УУД. [Текст]: Маховин Д.А. // Пед. мастерская. Все для учителя- 2014 - № 4- С. 4-8.
32. Медведева‚ Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании. [Текст] / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 11. – С. 59.
33. Молчанова, О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебн. пособие / О.Н. Молчанова. – М.: Флинта: Наука, 2010. – С. 199-200, 221.
34. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст]: пед. словарь / А.М. Новиков - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
35. Нюман, О.В. Проблемы формирования самоконтроля в процессе вычислительной деятельности [Текст] / О.В. Нюман // Начальная школа. – 2012. – №4. – С. 14-17.
36. Осипова, Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся // Управление начальной школой. — 2010. – № 10. – С. 26-33.
37. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 12.
38. Подина, Н.В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] Режим доступа https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/01/04/nauchnometodicheskaya-statya-formirovanie-regulyativnykh
39. Репкина, Г.В., Заика, Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г.В. Рекина, Е.В. Заика. – Томск: Пеленг, 1993. – С. 31.
40. Татарникова, О. Н., Новолодская, Е. Г. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1116–1120.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).
42. Федосеева, И.Г Универсальные учебные действия и компетентность учащихся [Текст]: учеб. Пособие / Федосеева И. Г. – М.:Академкнига Учебник, 2009. – 24 с.
43. Фоминова, А.Н. Педагогическая психология [Текст]: Учебное пособие, 2-е изд., перераб., дополн. / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова . – 2013. 333 с.
44. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – С.3
45. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться [Текст]: пособие для учителей начальных классов/ Г.А. Цукерман. - М.: Педагогический центр «Эксперимент», 2012. - 362с.
46. Цукерман, Г.А. Оценка без отметки. [Текст] / Г.А. Цукерман. – Рига: Эксперимент, 1999. – 263 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ