Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ «ТРУДНЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ» В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №169056

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы98
Год сдачи2019
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОГО
РАЗВИТИЯ «ТРУДНЫХ УЧАЩИХСЯ» В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 10
1.1. Психологическая характеристика «трудных обучающихся» в
подростковом и юношеском возрасте 10
1.2. Особенности коррекции «трудных обучающихся» в подростковом и
юношеском возрасте 26
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2 ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «МЫ ВМЕСТЕ» 36
2.1. Описание проекта 36
2.2. Описание этапов реализации проекта 42
2.3. Оценка результатов проекта 48
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 68

Подростковый и юношеский возраст - время, когда должны сложиться самые главные цели жизни. И цели эти должны соответствовать возможностям и способностям подростков и юношей. Именно в подростковом и юношеском возрасте формируется личность человека. Подростки и юноши пытаются познавать мир свободно от родителей, начинают совершать ошибки и сталкиваются с вредными привычками, часто пробуя их на себе. Мнение родителей или других взрослых для них перестаёт быть авторитетным и отсюда появляется вечный конфликт поколений. Но трудности возникают не только в отношении взаимодействия и общения, а также в процессе обучения и на социально-нравственном уровне.
На сегодняшний день количество подростков и юношей на территории Красноярского края составляет 616 374 человек на конец 2018 года, из них к категории «трудных обучающихся» относят порядка 40 000 человек, что выше на 1,3% от предыдущих показателей [33].
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной России встала «ребром» проблема «трудных обучающихся». В категорию «трудных обучающихся» с каждым годом попадают около 40 % от общего количества подростков и юношей образовательных учреждений. Всё это происходит из-за того, что подростки начинают конфликтовать с родителями и близкими, вызывая тем самым агрессию в свой адрес, многие же наоборот, начинают «бродяжничать». В чём причина такой ситуации? На наш взгляд причиной тому являются как раз те самые разногласия между родителями и детьми, между старшим и младшим поколениями. Детям кажется, что они уже взрослые, самостоятельные и сами могут определять пути своего развития. А родители считают иначе. Вот и возникает конфликт. Каждый подросток пытается найти свой выход из сложившейся ситуации: одни вступают в прямой антагонизм со взрослыми, другие же стараются уйти от прямого столкновения и бегут из дома, третьи замыкаются в себе и уходят в компьютерные игры или во всемирную паутину. Но есть ещё одна проблема. Если в 90-х годах понятие «трудных обучающихся» применяли чаще всего к подросткам, то на сегодняшний день в категорию «трудных» попадают дети с младшего школьного возраста - дети 7-9 лет.
Часто взрослым проблемы, возникающие у подростков и юношей, кажутся не очень серьёзными. Поэтому взрослые просто отмахиваются от подростков, не оказывают им своевременную помощь. И тогда подростки и юноши остаются один на один со своими бедами.
В «трудные» попадают те, кто просто не похож на большинство своих сверстников, или те, кто не хочет быть похожим на других, кто хочет хоть как-то выделиться среди массы. Но, к сожалению, многие подростки и юноши, пытаясь выделиться из толпы, получают в свой адрес много недоверия. И тогда взрослым кажется, что этот «трудный» подросток и юноша бросает вызов им, взрослым. А подростку всего лишь нужен добрый полезный совет человека, которому он доверяет и который ценит индивидуальность ещё несформированной до конца личности [1].
По словам А.Я. Варга, в подростках еще так много из детства, им еще интересны игры, мало того, они испытывают потребность в игровой деятельности. Но с другой стороны они считают себя взрослыми, а взрослым вроде бы несолидно играть, потому они отказываются от игры. Но ведь для нормального развития подростков им необходимо самим почувствовать и радость победы, и горечь поражения, чтобы пережить разные эмоции, ощутить их влияние на настроение, на самочувствие [7].
Чтобы найти способ взаимодействия с «трудным обучающимся» необходимо изучить его состояние, понять то, что он чувствует и что пережил. Ему трудно жить в обществе, ведь его душа обделена любовью и добром со стороны взрослых, чаще всего родителей. Лишенная отцовской и материнской ласки, родительской поддержки и любви, детская душа не может развиваться нормально, она ослабевает, болеет, озлобляется и деформируется [24].
На сегодняшний день очень много трудов посвящено исследованию «трудных обучающихся» особое внимание стоит уделить работам Т.В. Драгуновой, Ю.А. Клейберг, И.С. Кона, Е.А. Личко, В.С. Мухиной, Н.И. Непомнящей, А.В Петровского и другим. Классификация «трудных» у данных ученых построена в соответствии с типом поведения, типом вхождения подростков и юношей в систему общественно-полезной деятельности, при учете состояния нравственной сферы детей данной категории.
Также, особое внимание стоит уделять работам В.В. Абдрахманова, К.А. Абульхановой-Славской, В.С. Агеева, В.А. Алексеева, A.I I. Алексеевой, Л.И. Анциферовой, Б.Г. Ананьева, С.А. Беличевой, А.С. Белкина, Г.Г. Бочкаревой, Р. Бэрона, Г.В. Валицкаса, Н.Е. Ведерниковой, Н.Г. Карлсена, Л.В. Козловой, В.Н. Кудрявцева, Н.Ю. Левкиной, В.А. Лелекова, Г.И. Леоновой, А.Е. Личко, О.М. Мороз, И.Ф. Мягкова, Г.М. Потанина, В.Ф. Пирожкова, Д. Ричардсона, Т.В. Паршиной, Т.И. Патуковой, В.Ф. Сафина, Е.С. Скворцовой, А.А. Сметаниной, Л.Б. Филонова, Ю.В. Юрова и других, посвящённых педагогической запущенности «трудных обучающихся».
Особое внимание уделяем работам Э.Ф. Зеера, И.А Кибак, Л.М. Митиной по сопровождению «трудных обучающихся» в подростковом и юношеском возрасте. Под «психологическим сопровождением» понимается целостная, комплексная система взаимодействия психолога и испытуемого на уровне субъективных психологических проблем для оказания ему психологической помощи и социальной поддержки. Процесс психологического сопровождения сосредоточен на позитивных сторонах и преимуществах личности, способствует восстановлению веры в себя и свои возможности, повышает устойчивость личности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам. При этом ответственность за принятие решения лежит на самом человеке, а сопровождающий обладает только совещательными правами и учитывает его интересы.
Цель исследования: психолого-педагогические условия формирования личности «трудных обучающихся» в подростковом и юношеском возрасте, а также создание и апробация программы по сопровождению «трудных обучающихся в подростковом и юношеском возрасте.
Объект исследования: личностные характеристики «трудных обучающихся» в подростковом и юношеском возрасте.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение «трудных обучающихся» в подростковом и юношеском возрасте.
Проектная идея исследования заключается в:
- разработке и реализации программы психолого-педагогического сопровождения «трудных обучающихся» в подростковом и юношеском возрасте для работы психологами, педагогами школ и среднего профессионального образования;
- разработке методических указаний для педагогов и родителей при общении с «трудными обучающимися» в подростковом и юношеском возрасте.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи исследования.
1. Теоретически изучить особенности личностного развития «трудных обучающихся» в подростковом и юношеском возрасте.
2. Подобрать методики диагностики личностного развития «трудных обучающихся» в подростковом и юношеском возрасте.
3. Выявить особенности личностного развития «трудных обучающихся» в подростковом и юношеском возрасте.
4. Обосновать психолого-педагогические условия формирования правильного поведения и отношения к личностному развитию собственного «Я» подростков и юношей.
5. Разработать и апробировать программу психолого-педагогическое сопровождение «трудных обучающихся» в подростковом и юношеском возрасте.
6. Оценить результативность проделанной работы и разработать методические указания для психологов и педагогов образовательных учреждений.
7. Разработать и структурировать методические рекомендации для педагогов и родителей при общении с «трудными обучающимися» в подростковом и юношеском возрасте.
В теоретико-методологической основу легли теории, концепции и фундаментальные положения отечественных и зарубежных психологов о формировании саморегуляции (Б.Г. Ананьев, Дж. Миллер, С.Л. Рубинштейн и другие), патологического проявления личности (Ю.В. Бытько, В.В. Ковалевым и другие), профессионального становления личности (А.А. Деркач, Ю.М. Поваренков, Э.Ф. Зеер и другие), аспектов построения психологической службы образования (М.Р. Битянова, И.В. Дубровина и другие), а также деятельностная теория (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и других учёных) и личностно-ориентированный подход (Ж.И. Пиаже, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконина и другие).
В рамках исследования были использованы следующие методы.
1. Теоретические методы: анализ и обобщение научной информации по теме исследования.
2. Эмпирические методы: проективные методики (методика «Hand-test» Э. Вагнер, предназначенная для изучения открытого агрессивного состояния; проективная методика «Человек под дождем» Е.В. Романовой, Т.И. Сытько, предназначенная для изучения личностных резервов, способностей преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им; цветовой тест М. Люшера, предназначенный для измерения психофизиологических состояний: стрессоустойчивости, активности и коммуникативных способностей); эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
3. Методы математической статистики: количественный, качественный анализ, а также статистический анализ по выявлению различий между двумя группами характеристик по критерию Стьюдента (t-критерий).
Научная новизна работы:
- разработана программа психолого-педагогического сопровождения «трудных обучающихся» в подростковом и юношеском возрасте;
- составлены методические рекомендации для педагогов и родителей при общении с «трудными обучающимися» в подростковом и юношеском возрасте.
Теоретическая значимость исследования обусловлена обоснованием модели психолого-педагогического сопровождения «трудных обучающихся» в подростковом и юношеском возрасте.
Практическая значимость заключается в разработке модели поэтапного психолого-педагогического сопровождения «трудных обучающихся» в подростковом и юношеском возрасте, предложенная программа может быть использована педагогами-психологами для работы в школе и среднем профессиональном образовании (СПО).
База исследования:
- краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение (Красноярский край);
- муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (Красноярский край).
Выборку составили студенты и школьники в подростковом и юношеском возрасте 15-18 лет (92 человека: 32 девушки и 60 юношей) и подростки 13-14 лет (15 человек: 4 девочки и 11 мальчиков).
Апробация и внедрение проекта проводилась:
- на научно-проблемных (практических) семинарах в рамках научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодежь и наука XXI века» в 2018 и 2019 годах;
- в рамках мастер-класса в 2018-2019 уч. года, проводимом на образовательном портале «Мир Олимпиад».
По материалам исследования опубликованы две статьи по теме:
- «Развитие эмоционального благополучия трудных подростков
посредством арт-терапии» / Психология детства. Обеспечение психологического благополучия детей и подростков, г. Красноярск, 2018 год;
- «Психолого-педагогическое сопровождение «трудных учащихся» в подростковом и юношеском возрасте» / Психология и педагогика детства: дети третьего тысячелетия, г. Красноярск, 2019 год.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует целям и задачам исследования, практической целесообразности изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав с обзором литературы, описанием методов исследования и результатов исследования, заключения и списка литературы и приложений. Текст работы изложен на 92 страницах печатного текста, иллюстрирован 4 таблицами, 7 рисунками. Список литературы содержит 41 источник, в том числе 2 на иностранном (английском) языке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность данной магистерской работы обусловлена тем, что система образования не подготавливает «трудных обучающихся» к трудным жизненным ситуациям, не учат, как правильно общаться с собеседниками и как бороться со стрессовыми ситуациями.
Современные психологические данные позволяют говорить только о том, что для «трудных обучающихся» в подростковом и юношеском возрасте характерна недостаточная коммуникабельность, конфликтность, переоценка своих возможностей, отсутствие стрессоустойчивости, эмоциональная нестабильность, которые негативное сказываются на их адаптации к современной жизни. Таким образом, «трудные обучающиеся» склонны к бродяжничеству, зависимостям (наркотической или алкогольной), совершению преступлений, входить в разные асоциальные движения. Тем самым они вызывают больший интерес к своей личности у педагогов и соответственно у родителей.
Продуктивные личностные характеристики позволят «трудным обучающимся» в подростковом и юношеском возрасте справиться с трудными жизненными ситуациями и не попасть под влияние других. Тем самым «трудные обучающиеся» научились рефлектировать и не поддаваться внешним раздражителям, оценивать «на краю», что может произойти при любых неправомерных поступках.
Нами выполнено проектное исследование, направленное на формирование личностных характеристик «трудных обучающихся» в подростковом и юношеском возрасте.
В ходе работы решены следующие задачи.
1. Изучены теоретические аспекты проблемы, рассмотрено понятие «трудные обучающиеся», «сопровождение», выделены психологические особенности «трудных обучающихся» в подростковом и юношеском возрасте, изучены особенности поведения подростков и юношей.
2. Эмпирическим путём выявлены и охарактеризованы преобладающие личностные характеристики «трудных обучающихся» в подростковом и юношеском возрасте такие как, эмоциональное отношение, стрессоустойчивость, коммуникабельность, стрессоустойчивость, эмоциональная стабильность, волевая устойчивость.
3. Обоснованы психолого-педагогические условия, разработана и реализована система мероприятий в рамках проекта, обеспечивающих формирование продуктивных личностных характеристик подростков и юношей, сформировано позитивное отношение к жизненному пути, скорректировано отношение к окружающей среде, а также подростки и юноши научились рефлексировать при критических ситуациях.
4. Оценена результативность проделанной работы. У «трудных обучающихся» в подростковом и юношеском возрасте стали сформированы личностные качества, развита волевая устойчивость, концентрация внимания, научились навыкам самоконтроля.
Решение указанных задач позволило дать проектную идею о том, что формирование продуктивных личностных характеристик подростков и юношей при реализации следующих психолого-педагогических условий ориентировано на: психолого-педагогическое просвещение, дискуссии, упражнения, самоисследования, обсуждения, принятие собственного «Я», уменьшение стрессовых и агрессивных ситуаций за счёт развития произвольной регуляции поведения, волевой устойчивости. Так же подростки и юноши разобрали упражнения, направленные на познание себя и отношений с окружающим миром, на поиск ресурсов самообладания с трудными жизненными ситуациями.
Следовательно, цель работы достигнута. Реализация разработанного проекта позволяет расширить знания «трудных обучающих» в подростковом и юношеском возрасте о личностных характеристиках, о способах коррекции собственных эмоциональных состояний и действий в условиях стрессовой ситуации, а также способствует развитию произвольной регуляции поведения.



1. Айхорн А. Трудный подросток. М.: Прель-Пресс, 2001. 304 с.
2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2012. 213 с.
3. Апанасенко О.Н. Психолого-педагогическое сопровождение процесса дезадаптации подростков. Челябинск, 2013, 128 с.
4. Бандура А. Социально-когнитивная теория личности. СПб.: Питер, 2006. С. 373-410.
5. Бичулова Н.В. Психологическая помощь подросткам в
разрешении межличностных конфликтов и формировании
стрессоустойчивости // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. 2009. №. 1. С. 167-174.
6. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Просвещение, 1998. 359 с.
7. Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. 144 с.
8. Виноградова Г.А., Бобкова Т.С. Своеобразие полового самосознания подростков с разной социальной ситуацией развития // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010 Т. 12. №. 3-2. С. 386-393.
9. Волчек В.В. Конфликтная компетентность // Молодой ученый. 2014. № 7. С. 494-499.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология и мотивация эмоций. М.: АСТ, 2009. 705 с.
11. Девятова И.Е. Поведение старших подростков в межличностном
конфликте // Актуальные вопросы современной науки. 2012. № 4-1 С. 146-152.
12. Демидова Т.П. Психологическое сопровождение
профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях. М.; Воронеж, 2006. 112 с.
13. Дрокова С.В. Взаимоотношения со сверстниками у подростков, живущих в семье и в детском доме: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2003. 20 с.
14. Жидко М.Е., Кочарян А.С., Бурлачук Л.Ф. Психотерапия:
учебник для вузов [Электронный ресурс] - Litres. 2009 г. 325 с. //
Электронная библиотека Litres. URL: https://www.litres.ru/aleksandr-
kocharyan/psihoterapiya-uchebnik-dlya-vuzov (дата обращения: 10.10.2018)
15. Елисеев О.П. Тест руки (Hand Test). Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2003. 560 с.
16. Копытин А.И. Арт-терапия - новые горизонты. М.: Когито- Центр, 2006. 336 с.
17. Курочкина И.А. Психологические особенности структурных компонентов гендерной идентичности подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях // Фундаментальные исследования. 2014. Т. 7. № 6. С. 1518-1524.
18. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. 511 с.
19. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: МГУ, 1982. С. 288-318.
20. Люшер М. Цветовой тест Люшера. Психологический практикум. Тесты. М.: Эскимо, 2005 г. 192 с.
21. Мураткина Д.Е. Характеристика категории «Дети группы риска»
в психолого-педагогической науке // Вестник Костромского
государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика. 2014. Т. 20. №. 4. С. 169-172.
Т1. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 608 с.
23. Пасмор Е.С. Различия эмоционального интеллекта девиантных и недевиантных подростков [Электронный ресурс] // Образовательный портал «Мир психологии». URL: http://www.psyworld.ru/for-students/term.../832-2009-12-06-12-08-12.html (дата обращения: 15.05.2018).
24. Попова Т.А. Эмоционально-личностные особенности подростков из детского дома, родительской и патронатной семьи // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. № 1. С. 162-175.
25. Попова Т.А., Канаева Л.А. Особенности агрессивности, тревожности и субъективного переживания одиночества у подростков из детского дома и семьи // Фундаментальные исследования. 2014. Т. 2. № 5. С. 398-401.
26. Прыгин Г.С. О понятиях «субъект деятельности» и «субъект жизнедеятельности» с позиции субъектной регуляции / Человек, субъект, личность в современной психологии // Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. Т. 1. С. 156-159.
27. Рейс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2012. 816 с.
28. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным
поведением: учебно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2006. 239 с.
29. Романова Е.С., Сытько Т.И. Проективные графические методики. Хрестоматия для студентов. СПб.: «Питер». Часть 1 и 2. 1997. 22 с.
30. Сенкевич Л.В. Особенности эмоциональной сферы и копинг-стратегий аддитивной личности // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015. Т. 14. № 5 (132). С. 55-61.
31. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. 536 с.
32. Ткач Е.Н., Бондарева М.Ю. Специфика содержания
эмоционального благополучия личности в подростковом
возрасте // Акмеология. 2014. № S1-2. С. 216-218.
33. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 12.12.2017).
34. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. СПб.: Речь, 2008. 192 с.
35. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ: Сборник
произведений. М.: Апрель-Пресс, 2001. 528 с.
36. Фурманов И., Фурманова Н. Психология депривированного ребенка. Пособие для психологов и педагогов. М.: Гуманитар, 2009. 319 с.
37. Чернова А.А. Особенности взросления подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях: автореф. дис. ... канд. психол. Наук. Ростов-на-Дону, 2006. 23 с.
38. Эльконин Д.Б. Проблема периодизации психического развития: Тезисы Всесоюзного съезда психологов. М., 1968. Т. 1. 496 с.
39. Якобсон П.М Психология мотивации. М.: Воронеж, 2006. 268 с.
40. Epstein M.K., Renk K., Duhig A.M., Bosco G.L., Phares V. Interparental conflict, adolescent behavioral problems, and adolescent competence: convergent and discriminant validity / Educational and Psychological Measurement. 2014. Т. 64. № 3. С. 475-495.
41. Krischler M., Ineke P.C. Pre-and In-service teacher’s attitudes toward students with learning difficulties and challenging behavior / Frontiers in Psychology. 2019. 10:327. С. 1-10.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ