ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕШЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ 6
1.1. Сущность самоконтроля учебной деятельности 6
1.2. Формирование самоконтроля учебной деятельности школьников 10
1.3. Роль геометрических задач на построение в формировании самоконтроля
учебной деятельности школьников 15
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РЕШЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ 22
2.1. Методические особенности обучения приемам самоконтроля при
решении геометрических задач на построение 22
2.2. Фрагмент урока по теме: «Решение задач на построение треугольников
по различным элементам» с использованием приемов формирования навыков самоконтроля 35
2.3. Анализ и описание опытно-экспериментальной работы по теме
исследования 45
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Приложение 1 60
Приложение 2 68
Приложение 3 75
Приложение 4 80
Приложение 5 89
Приложение 6 96
Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к метапредметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Одним из них является владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Несомненно, что формирование и совершенствование данных навыков у обучающихся на уроках математики - потребность сегодняшнего дня, так как они играют основополагающую роль в овладении умением «учиться», умением контролировать результат своей учебной и внеучебной деятельности. Наиболее важная задача, которая стоит перед педагогами, состоит в воспитании привычки у обучающихся оценивать и контролировать результаты собственной деятельности вне зависимости от ее вида.
Самоконтроль составная часть любой деятельности человека, нацеленная на выявление уже существующих ошибок и на предупреждение дальнейших. Многие школьники полагают, что проверка знаний - это функция учителя или родителей, не могут привыкнуть осуществлять проверку своей деятельности самостоятельно. Это влияет на снижение результатов успеваемости обучающихся.
Общие проблемы самоконтроля и его формирования у школьников рассмотрены в психолого-педагогических исследованиях таких авторов, как В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, П.П. Блонский, Т.И. Гавакова, Г. И. Вергелес, Г.В. Репкина, А.О. Козырева, В.И. Страхов и др. В контексте настоящего исследования также проводились различные исследования. Однако они не делали акцент на формирование навыков самоконтроля на уроках геометрии в рамках изучения геометрических задач на построение.
В курсе геометрии средней школы значительное место отводится решению данных задач, изучение которых обладает большим потенциалом для формирования у школьника самоконтроля учебной деятельности. В ходе решения задач на построения у школьников формируются навыки и умения моделирования реальных явлений и объектов, перевода на математический язык реальных жизненных ситуаций, формирование необходимых математических понятий. Однако большинство школьников испытывают затруднения, связанные с действиями контроля при работе c задачами на построение.
Создание наглядной модели исследуемых отношений и свойств фигур в процессе решения данных задач, помогает школьникам более глубоко осознать сведения об основных геометрических фигурах. Решение таких задач имеет особую структуру, соблюдение которой требует от ученика внимания, настойчивости и дисциплинированности.
Несомненно, что в процессе решения задач на построение учитель может эффективно развивать навыки и умения самоконтроля, используя методику обучения ее приемам, при последовательности основных построений.
Анализ исследований в области формирования навыков самоконтроля в процессе обучения решению геометрических задач на построение показал, что данный вопрос до сих пор остается открытым. Наблюдается противоречие между необходимостью формирования самоконтроля учебной деятельности школьников и недостаточной разработанностью педагогического решения проблемы в процессе изучения геометрических задач на построение.
Все выше сказанное и определило актуальность исследуемой темы.
Проблема исследования: как эффективно организовать процесс обучения решению геометрических задач на построение, чтобы сформировать у обучающихся навыки самоконтроля собственной учебной деятельности?
Объект исследования: процесс обучения приемам самоконтроля учащихся 7 классов.
Предмет исследования: геометрические задачи на построение как средство развития навыков самоконтроля у учащихся 7 классов.
Цель исследования - разработка и реализация методики обучения приемам самоконтроля в процессе решения геометрических задач на построение в 7 классах.
Гипотеза исследования: если в процессе решения геометрических задач на построение осуществлять целенаправленную работу по обучению учащихся приемам самоконтроля, то это будет способствовать повышению уровня сформированности навыков самоконтроля и более продуктивному усвоению материала.
...
Федеральный государственный образовательный стандарт
формулирует новые образовательные результаты, которые требуют от образовательных организаций изменения подходов к организации процесса обучения учащихся. К основным метапредметным результатам относится владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Несомненно, умение контролировать результаты своей учебной и внеучебной деятельности играет основополагающую роль в овладении умения «учиться». Достижение такого рода образовательных результатов стало невозможно при помощи устаревших методов.
Решению геометрических задач на построение отводится значительное место в курсе геометрии средней школы. Решение задач на построение развивает внимание, настойчивость, целеустремленность и дисциплинированность учащихся. В процессе решения задач на построение учитель может эффективно развивать навыки и умения самоконтроля, используя методику обучения ее приемам, при последовательности основных построений.
Целью данного исследования стала разработка и реализация методики обучения приемам самоконтроля в процессе решения геометрических задач на построение в 7 классах.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи.
Проведен анализ определения понятия «самоконтроль» различных авторов. Изучены психолого-педагогические особенности формирования навыков самоконтроля. Рассмотрены причины необходимости развития навыков самоконтроля школьников; этапы развития самоконтроля; различные виды работы по формированию самоконтроля. Исходя из анализа изученной литературы, нами была составлена схема ориентировочной основы действий учителя при организации учебной деятельности с целью планомерно-поэтапного формирования навыков самоконтроля.
Оценена роль геометрических задач на построение в формировании самоконтроля в учебной деятельности школьников. В ходе решения данных задач учащиеся ставят цель, планируют свои действия, вносят коррективы. При этом на каждом этапе, в ходе таких рассуждений, у школьников формируется самоанализ и самоконтроль.
Разработана методика работы с геометрическими задачами на построение на каждом этапе, основанная на ориентировочной схеме учебных действий при решении задач. Важным фактором для организации работы по формированию навыков самоконтроля является поэтапная схема действий учителя. Исходя из целей каждого этапа, нами были подобраны приемы развития навыков самоконтроля при решении задач на построение.
На первом этапе побуждения учащихся к самоконтролю целесообразно использование следующих приемов: «Прогностическая оценка»; «Воспроизведение контрольных действий и операций, заданных учителем»; «Сверка с образцом»; «Неправильное готовое решение». Приведенные приемы позволят ученикам понять необходимость самоконтроля на каждом этапе решения задач на построение.
На втором этапе формирования умений самоконтроля и взаимоконтроля приведены приемы: «Взаимная проверка учащихся»; «Алгоритм достижения успеха»; «Проверка ошибочности понимания»; «Задания-ловушки»; «Наводящие вопросы». Данный этап позволяет выработать привычку анализировать результаты, проверять правильность выполнения решения.
Третий этап непосредственное развитие самоконтроля включает приемы «Помогите мне!», «Тетрадь (лист) самоконтроля» и составление проверочных заданий и заданий ловушек. Приемы позволяют ученику видеть свои результаты и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями.
Методические приемы формирования навыков самоконтроля на всех этапах решения задач на построение, нашли свое отражение в разработке и проведении авторской серии уроков в соответствии со школьным учебным планом по геометрии в 7 классах.
На формирующем этапе эксперимента была осуществлена реализация разработанного комплекса уроков, направленного на повышение уровня сформированности навыков самоконтроля учебной деятельности школьников при решении геометрических задач на построение. По завершению данного этапа была проведена повторная диагностика по той же методике, что и на констатирующем этапе эксперимента.
В ходе проведенного эксперимента было практически доказано, что систематическое и целенаправленное применение раработанных приемов и методических рекомендаций по формированию навыков самоконтроля при решении геометрических задач на построение, позволят обучить учащихся приемам самоконтроля. Что подтверждает гипотезу исследования.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что цель исследования достигнута в полном объеме. Применение в процессе обучения элементов авторской методики, помогают обучающимся совершать действия самоанализа, самооценки и самоконтроля. Ориентировочная схема действий при решении задач на построение позволяет ученикам организовать свою учебную деятельность и контролировать ее, а также в дальнейшем использовать самостоятельно в своей внеучебной деятельности.
1. Аёшина Е.А., Калачева С.И. Диагностика регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 8-9-х классов в процессе решения геометрических задач на построение // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. №3 (53). С. 6-18 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-regulyativnyh-universalnyh- uchebnyh-deystviy-obuchayuschihsya-8-9-h-klassov-v-protsesse-resheniya- geometricheskih (дата обращения: 22.01.2022).
2. Александров И.И. Сборник геометрических задач на построение. М.: УРСС, 2010. 176 с.
3. Ануфриева Н.В. Особенности самоконтроля учащихся в системе развивающего обучени: дис. канд. пед. наук. СПб., 2000. 184 с.
4. Белошистая А.В. Задачи на построение в школьном курсе геометрии // Математика в школе. 2002. №9. С. 47-50.
5. Бельтюкова Г.В. Совершенствование контроля и оценки учебной работы школьника по математике // Начальная школа. 2020. №8. С.3841.
6. Борисенко М.С., Попова А.А. Влияние самосознания и самооценки на профессиональную деятельность // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. 2019. №2. С. 62-63.
7. Бороздина Л.В. Самооценка и психометрический интеллект в прогнозе эффективности учебной деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2012. № 3. С. 30-38.
8. Выготский Л.О. Избранные психологические исследования. М.: Академия Язык, 2012. 448 с.
9. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Изд. Московского университета, 2004. 140 с.
10. Геометрия. Учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений Л.С. Атанасян [и др.] / Под ред. В.Ф. Бутузов. М.: Просвещение, 2014. 383 с.
11. Гордин Р.К. Геометрия. Планиметрия. Задачник для 7-9 классов. - М.: МЦНМО, 2006. 416 с.
12. Громова А.А. Формирование у школьников готовности к самообразованию. М.: Просвещение, 1983. 144 с.
13. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. М.: Академия Язык, 2008. 396 с.
14. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 2013. 100 с.
15. Кушнир И.А. Возвращение утраченной геометрии. Киев: Факт, 2004. 328 с.
... всего 30 источников