Введение 3
Глава 1 . Теоретические основы формирования обобщенных представлений о деревьях с использованием метода проекта у старшего дошкольного возраста 6
1.1. Особенности возрастного развития детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Деревья как объект живой природы 9
1.3. Метод проекта для дошкольного образования 15
1.4. Методика использования метода проекта 19
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию обобщенных представлений о деревьях с использованием метода проекта у детей старшего дошкольного возраста 29
2.1. Выявление уровня формирования обобщенных представлений о деревьях
у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Работа по совершенствованию формирования обобщенных представлений о деревьях с использованием метода проекта у детей старшего дошкольного возраста 34
2.3. Выявление эффективности использования метода проекта в формировании обобщенных представлений о деревьях у детей старшего дошкольного возраста 44
Выводы по 2 главе 51
Заключении 52
Список литературы 53
Актуальность темы исследования. В начале XXI века метод проектов начал применяться в дошкольных учреждениях . В связи с реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в программу проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста включены три типа проектов: исследовательский, творческий и нормативный. Проектная деятельность детей постепенно расширяется и практически к настоящему времени в дошкольных организациях реализуют 3 типов проектов: исследовательский, творческий, ролевой, информационный и практико-ориентированный.
В проектной деятельности ребенок может усваивать информацию, являясь активным субъектом своего обучения, что способствует формированию обобщенных представлений о разных предметах программного материала дошкольного образования, включая и деревья.
Процесс формирования обобщенных представлений о деревьях с использованием проектной деятельности будет интегрировать разные виды деятельности детей, следовательно, при реализации настоящей работы интегрируются и все сферы развития и становления личности ребенка: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Идеи формирования обобщенных представлений о деревьях и имеют глубокие корни в педагогической науке. В трудах С.Н. Николаевой, Т.А. Серебряковой и других исследователей, деревья представлены как наиболее доступные для детского возраста объекты живой природы.
Констатируя выше сказанного, можно сделать вывод, что выбранная нами тема для исследования является особо актуальной.
Проблема исследования: метод проекта способствует ли эффективному формированию обобщенных представлений о деревьях у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить роль метода проекта в формировании обобщенных представлений о деревьях у детей старшего дошкольного возраста.
Область исследования: теория и технология экологического образования детей.
Объект исследования: формирование представлений о деревьях проектным методом.
Предмет исследования: процесс формирования представлений о деревьях у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода проекта.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, если целенаправленно использовать метод проекта, то можно достичь эффективного формирования обобщенных представлений о деревьях у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить исходный уровень формирования о деревьях у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать непосредственную образовательную деятельность с использованием метода проекта, направленную на формирование обобщенных представлений о деревьях у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести анализ формирования обобщенных представлений о деревьях у детей старшего дошкольного возраста и проверить эффективность использования метода проекта.
Основные методы исследования: анализ использованной литературы, беседа, наблюдения, эксперимент по выявлению эффективности выдвинутой гипотезы, статистическая и графическая обработка результатов.
База исследования: МБДОУ детский сад «Артыш» с. Ак-Тал Чеди- Хольского кожууна. В педагогическом эксперименте принимали участие 13 детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая и практическая значимость работы. В настоящей работе представлено оптимальное формирование обобщенных представлений о деревьях у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода проекта. В проектной деятельности ребенок усваивал информацию о деревьях, являясь активным субъектом своего обучения, интегрируя разные виды деятельности. В процессе проведенной работы достигнуты и все сферы развития и становления личности ребенка: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно¬эстетическое и физическое развитие.
Работа может быть использована студентами во время педагогической практики, при выполнении курсовой и выпускной работы. Будет она полезна и для педагогов дошкольного образования.
Апробация основные направления содержания работы доложены на VII Республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания на современном этапе» 26 марта 2016 года (г. Кызыл).
Методическую основу исследования составили работы по теории и технологии экологического образования детей авторов комплексной программы «От рождения до школы» под ред. В.А. Вераксы, образовательные линии которой соответствует федеральному государственному образовательному стандарту.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В проектной деятельности ребенок может усваивать информацию, являясь активным субъектом своего обучения, причем от частного к общему, индуктивным методом, что способствует формированию обобщенных представлений о разных предметах программного материала дошкольного образования, включая и деревья.
Процесс формирования обобщенных представлений о деревьях с использованием проектной деятельности будет интегрировать разные виды деятельности детей, следовательно, при реализации настоящей работы интегрируются и все сферы развития и становления личности ребенка: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое и физическое развитие.
Идеи формирования представлений о деревьях и имеют глубокие корни в педагогической науке. В трудах С.Н. Николаевой, Т.А. Серебряковой и других деревья представлены как наиболее доступные для детского возраста объекты живой природы, имеющие огромное значение для экологического и эстетического воспитания детей.
В связи с реализацией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста намечена реализация проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных. В итоге проведенного педагогического эксперимента показана эффективность использования метода проекта.
Таким образом. гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования подтвержденa: если целенаправленно использовать метод проекта, то можно достичь эффективного формирования обобщенных представлений о деревьях у детей старшего дошкольного возрастa.
1. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.- 666с.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.¬463с.
3. Вэрккск Н. Е., Верккск А. Н. Прдоктнкя деятельностъ одикдлянокде: Пособие для подат-гдв одикдляных учреждений [Текст]/ НЕ^ерккск, Верккск А. Н..— М., 2008.
4. Виноградова Н.А. Обектдеклоляныо проекты в дотск-м саду [Текст] /Н.А. Винoгpaаедек.— М., 2008.
3. Голуб Г.Б., Пeеолыгuнк Е.А., Чуркк-вк О. В. Метод педоклде— тухн-л-гия кoлполонлндслнд-деионлиедекнндгд дбектдекния
[ТекстѴГ.Б. Голуб ГБ., Пeеолыгонк Е.А.. Чуркк-вк О. В.. — Самара, 2006.
6. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст]: программа и методические рекомендации / Н.Ф. Губанова - М.: Мозаика-Синтез, 2008.-128с.
7. Дошкольная психология [Текст]: хеослдлклоя / Ред.-сдст. НЕ. Верккск, А. Н. Вэрккск. - М., 2014.
8. Евддколдек Е. С. Техндлдгия педоклоедекноя в ДОУ [Текст] /Ееодколдек Е. С. — М., 2006.
9. Згурсккя Л. Знакомим с окружающим миром [Текст] / Л. Згурсккя // Дошкольное образование. - 2004. - № 1. - С. 32-38.
10.Зобтооек В. А. Теория и лолдо1окк эк-л-гичоск-г- дбектдекноя дутой: Учeбнo-лолдоочоскдо пдсдбио [Текст] /В.А.Зебзеева. — М., 2009.
11. Иванова Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ [Текст]: Методическое пособие / Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М. Калинина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128с.
12. Козлова С. А. Я человек [Текса]: прогрсмму приобщения ребенкс к социальному миру / С.А. Козлову. - М., 2002.- 98 с.
13. Козлову С.А. Дошкольная педагогику [Текса]: учебник для спуд. сред. проф. учеб.зуведений / С.А. Козлову, Т.А. Куликову. - 7-е изд., соеу. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 416 с.
14. Команову Т.С., Савенков А. И. Коллективное овоучесово
дошкольников [Текса] / Т.С. Комууову, А.И. Савенков. — М. Педагогическое общесово 2014. - 345 с.
15. Комплексным занятия по пpoамaммппoу оeоекпьeйM.A.Bacэлeвoй, В.В. Гербовой, Т.С. Комууовой. Соуушая группу [Текса] / ава. - сосо. Н.В. Лободина. Изд. 2-е - Волгоград: Учителе, 2012. - 364с.
16. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном обнсооаснии [Текст]: методическое пособие /Н.А.Кочкина Н. А..—М.: Мозаика-Синтез, 2012.¬72с.
17. Молодову Л.П. Методику рубопы с деоеми по экологическому воспитанию [Текса]: пособие для воспитателей дошк. учреждений и учителей нач.шк / Л.П. Молодову. - М.: ООО «Современная школа»,
2005. -512с.
18. Морозова Л. Д. Педагогическое пноектиноасние в ДОУ[Тексн]: от теонии к практике /Л.Д.Моноооас. — М., 2010.
19. Николуеву С.Н. Теория и методику экологического обуаоовуния деоей [Текса]: учеб.пособие для спуд. высш. учеб. Заведений / С.Н. Николаева. - М: Издательский центр «Академия», 2002.-336с.
20. Николаева С.Н. УРНТО/ННЫ экологиче СКОТОВОЧИИТЫНИН в детажим в аду [Электронный уесуус]: книгу для воспитателей ден.садс / С.Н. Николаеву - М: Просвещение, 2002.- 208.с. - Режим доступа: http: //www.prosv.ru
21. Николаев С.Н. Эколог в детском саду [Текст]: программа повышения квалификации дошкольных работников / С.Н. Николаева. - М.: ТЦ «Сфера», 2003.-120 с.
22. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений / С.Н. Николаева. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 336 с.
23. От рождентя до нжя лы. T^M^Haa ютовня oбpнзoвaтeлгная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Василевой.- 2-у изд. - М.: Мозаика-синтез, 2014. - 361 с.
24. Пpдоклный лолдо в ооялоляндсло одикдляндгд учреждения [Текст]: пдсдбио для еикoеoоололой и практических екбдлнокде ДОУ / Авт.- сдст. Л. С. Киселовк, Т. А. Дкнилинк, Т. С. Лкгoок. — М., 2004.
23. Рыжова H.Н.Экэлоиичиcкoeoбдбзoвснанв детском маду Дуете] т Н . Н. Рыжова М.: Карапуз, 2001 432 с.
26. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошк. Воспитание. - 2001. - № 7. - С. 61-69.
27. Рыжова Н.А. О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. 2001, № 6.- С. 18-20.
28. CaжшшC.Д.Texнoлтгияинтuгpиpoвaннoгoзандтия в ДОУ [ТеОСт]: методическое пособие / С.Д. Сажина.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128с.
29. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. учеб, заведений / Т.А. Серебрякова. - 2-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия»,
2008. -208с.
30. Скоролупова О.А Планируемые результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования [Текст] /О.А Скоролупова // Дошкольное образование, 2011.- №1 - С.3-11.
31. Сластенин В.А. Пeдaиoгикa[TeтемC: yчeб.гooобиe для яіуд. высію, п ед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 376 с.
32. Смирнова Е.О., Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду [Текст]: программа и конспекты занятий / Е.О. Смирнова, Н.И. Балуева, Г.М. Парфенова. - СПб.: Издательство «Союз»; Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 208 с.
33. Смирнова Е.О. Оглянемся на собственный опыт [Текст] / Е.О. Смирнова // Дошкольное образование. - 2003. № 3. С 9-11.
34. Соломенникова О.А. Диагностика экологических знаний
дошкольников [Текст] / О.А. Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - С. 21-23.
33. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 3—7 лет с народным искусством [Текст] / О.А. Соломенникова. — М.: Мозаика-Синтез, 2003. - 68 с.
36. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду [Текст]: программа и методические рекомендации / О.А. Соломенникова. - 2-ое изд., - М.: Мозаика-Синтез, 2006.-104с.
37. Соломенникова О.А. Зиновия по ФОНЯТ-Я вапию сетменвааныx экологических представлений в старей группе детского сада [Текст] / О.А Соломенникова. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 173 с.
38. Тилдфооек Л .Л. Пр-октный лолдо в -бучении старших одикдлянокде [Текст] Л. Л.Тимoфооек // Ддикдлянкя поо1кгдгокк. — 20 10. — № 1. -С. 7-12.
39. Урунтаева Г. А. Детская психология [Текст]: учебник для студ.сред.учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - 7-е изд., испр. - М.:Издательский центр «Академия», 2012. - 368 с.
40. Федеральный закон РФ «Об обусоовунии в Российской Федерации» № 273-ФЗ [Электронный уесуус]: режим доступа:
http: ///www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
41.Элеконин Д.Б. Денскся психология: учеб.пособие для спуд. высш. учеб, заведений [Текса] / Д.Б. Эльконин; ред.-сосн. Б.Д. Эльконин. - 4-е изд., снеу. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.