ВВЕДЕНИЕ 5
Глава I. Исторические источники как инструмент изучения религиозной политики России в XX - начале ХХ1 вв 14
1.1. Понятие исторического источника. Классификация исторических источников (ИИ) по религиозной политике России и проблематика их использования 14
1.2. Основные направления религиозной политики России в нарративах и законодательных источниках 22
Выводы по главе 1 28
Глава II. Реализация педагогических условий использования ИИ при изучении религиозной политики России в XX - начале XXI вв 30
2.1. Педагогическое обеспечение использования ИИ как средства обучения в
пространстве образовательного учреждения 30
2.2. Формы и методы работы с ИИ в условиях реализации ФГОС и ИКС 37
Глава III. Методические рекомендации по использованию ИИ по
религиозной политике России в практической деятельности учителя истории
(примеры кейсов) 48
Заключение 77
Список источников и литературы 79
Источники 79
Литература 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Религиозная политика России представляет собой уникальное явление, поскольку она была и является важнейшим элементом внутренней и внешней политики, несмотря на пережитые трансформации. В различные временные периоды для Российской действительности взаимоотношения церкви и государства можно называть феноменом, поскольку даже в периоды гонений религия оставалась политическим инструментом и оказывала существенное влияние на формирование политики государства. Поликонфессиональность России обуславливала организацию более сложных социальных и политических процессов. Это связано с тем, что каждая конфессия контролировала важные социальные институты, в частности семьи и брака. В связи с этим, религия играла важнейшую роль в идентификации общества.
В современном мире религиозная политика определяет смысл и направление многих правительственных решений, что объясняет рост интереса, связанного с духовным обновлением российского общества.
Актуальность данной работы объясняется тем, что в последние годы проблема государственно-церковных взаимоотношений приобретает наиболее острый характер, поскольку с конца XX века происходит стремительное восстановление и рост влияния Русской православной церкви и православия в целом как одной из основ российской государственности. При этом Конституция Российской Федерации определяет светский характер государства, равенство граждан вне зависимости от их отношения к религии, а также равенство религиозных организаций. В добавление к этому «Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях», принятый в 1997 году, подчеркивает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Хотя в преамбуле закона признается особая роль православия России, а также определяются «уважаемые» конфессии. Восстановление утраченных в советские годы позиций РПЦ в современной России отразилось в программах школьного исторического образования...
Анализ теории и практики по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы.
В современном историческом образовании работа с историческими источниками остается важным аспектом. Результаты ЕГЭ показывают, что проблема работы с историческими документами остается актуальной на сегодняшний день. В основном в образовательном процессе используются визуальные источники, с большим преобладанием письменных.
Под историческими источниками мы понимаем комплекс документов, отражающих исторические процессы, повлиявшие на развитие религиозной политики, на основании которого существует возможность определить основные направления и тенденции взаимоотношений государства и религиозных объединений. При работе с историческими источниками исследователь может сталкиваться с такими проблемами как увеличение количества источников, их интерпретирование, субъективность, тенденциозность. Решение этих проблем во многом зависит от вида источника и определяет возможность его использования в дальнейшем исследовании.
Найденные исторические источники по религиозной политики России в ХХ-ХХ1 вв., предложенные в настоящем исследовании, представлены четырьмя большими группами: законодательные, делопроизводительные документы, публицистика и источники личного происхождения.
Каждый из предложенных в нашей классификации видов имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому мы пришли к выводу, что наиболее полными и объективными результаты будут только в том случае, если в процессе исследования используется комплекс источников.
Анализ исследуемых источников показал, что религиозно-политические отношения в Российском государстве претерпевали постоянную трансформацию. Их характер в большей степени зависел и продолжает зависеть от общего политического курса. На сегодняшний момент не сложилось единой концепции взаимоотношений между государством и Церковью. Несмотря на провозглашение свободы вероисповедания, разрешения различных религиозных организаций, принятия решения о светском характере государства, РПЦ старается претендовать на ведущую роль, что отмечено не только церковнослужителями и политическими деятелями, но и представителями интеллигенции.
Проблема взаимодействия религии и власти является ведущей нравственной проблемой на протяжении XX - начала XXI вв. Поскольку основной целью исторического образования является формирование ценностных ориентация старшеклассников, решение ими морально-нравственных проблем на основе принципа историзма, использование исторических источников в условиях организации интерактивных технологий при изучении религиозной политики является наиболее эффективным.
На сегодняшний день самой эффективной является, на наш взгляд, технология Case-study, которая направлена на формирование навыков и умений самостоятельной работы, саморефлексии, решение нравственных вопросов, предложенных в кейсах.
Таким образом, была достигнута цель нашего исследования, а также подтвердилась выдвинутая нами гипотеза.
1. Артасов, И. А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ-2019 по истории. [Текст]; Учеб. - метод.пособие/ И.А. Артасов.- М.: Изд-во ФИПИ, 2019 г. - 30 с.
2. Бартнева, Н.В. Результаты ЕГЭ и проблема умения учащихся анализировать источники [Текст] / Н.В. Бартнева, О.Л. Дворникова // Преподавание истории в школе. - 2004. - №3. - С. 45-55.
3. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. [Текст]: монография. - М.: Изд-во Наука, 1990. - 224 с.
4. Бойцов, Н. Святейшая контрреволюция [Текст]: монография. - Ленинград: Тип. Молодая гвардия, 1931. - 139 с.
5. Бонч-Бруевич, В.Д. «Живая Церковь» и пролетариат [Текст]: монография. - М.: Кооп. Издат. Жизнь и знание, 1927. - 62 с.
6. Вагин, А.А. Документальный материал на уроках истории в V - VIII классах [Текст]: монография / А.А. Вагин, Н.В. Сперанская. - Ленинград: Учпедгиз, 1959. - 107 с.
7. Валентинов, А. А. Черная книга: («Штурм небес») [Текст]: монография. - Париж: Изд. рус. нац. студенческого объединения, 1925. - 294 с.
8. Введенский, А. И. Церковь и государство: очерки
взаимоотношений Церкви и государства в России 1918-1922 гг. [Текст]: монография. - М.: Изд-во: Мосполиграф, 2003. - 258 с.
9. Вольтер, О. В. Отношения РПЦ и государства в XX - начале XXI вв. [Текст]/ О. В. Вольтер // Среднерусский вестник общественных наук. - М., 2009. - С. 100-109.
10. Вяземский, Е. Е. Как сегодня преподавать историю в школе [Текст]: монография / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М.: Просвещение, 2000. - 112 с.
11. Вяземский, Е. Е. Теория и методика преподавания истории: учебник для студентов высших учебных заведений [Текст]: монография/ Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М.: Владос, 2003. - 384 с.
12. Вяземский, Е. Е. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: практическое пособие. [Текст] / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М.: Владос, 2000. - 160 с.
13. Государство, общество, церковь в истории России ХХ-XXI веков [Текст] // Материалы XIV Международной научной конференции: в 2 ч. - Иваново, 2015 г.
14. Граббе, Г. Правда о Русской Церкви на Родине и за рубежом [Текст] / Г. Граббе. - Нью-Йорк, 1961. - 216с.
15. Никол, Дж. Ремесло учителя истории. [Текст] / Джон Никол. - Я.: Изд-во ЯГПУ, 2001. - 272 с...45