Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Возможности использования интеллект - карты в процессе обучения младших школьников пониманию учебного текста

Работа №169001

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2021
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы понимания учебного текста в практике
начальной школы 7
1.1. Сущность понятия «понимание» в образовательном контексте 7
1.2. Психолого-педагогические основы процесса понимания у учащихся
начальных классов 15
1.3. Методические особенности организации деятельности учащихся при
работе с учебными текстами 19
Выводы по I главе 35
Глава 2. Исследование актуального состояния сформированности понимания
учебного текста 37
2.1. Способы оценивания уровня понимания учебного текста в современной
школьной практике 37
2.2. Результаты исследования уровня сформированности понимания учебного
текста у младших школьников 40
2.3. Методические особенности использования интеллект - карты в процессе
обучения младших школьников пониманию учебного текста 47
Выводы по I I главе 54
Заключение 55
Список литературы 58
Приложение 1 64
Приложение 2 65
Приложение 3 66


Наше будущее напрямую зависит от того, как мы сейчас обучаем и чему учим наших детей. Часто организация образовательного процесса не дает нам в полной мере развить ребенка. Не каждый педагог способен и готов дать немного больше, чем заложено программой, по которой учатся дети. А ведь нужно дать ребенку не только необходимую сумму знаний, но и развить его мышление, чтобы он дальше мог развиваться, заниматься самообразованием, быть успешным.
В современной мире в образовательных учреждениях России действует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. Его целью является развитие личности обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий, познание и освоение мира. Одним из приоритетных направлений является получение обучающимся основ умения учиться. В основе образовательного стандарта лежит системно - деятельностный подход. Обязательные условия реализации такого подхода - организация детского самостоятельного действия в образовательном процессе, связь изученных предметов с жизнью.
Умение понимать текст, вычленять из него информацию различного типа в образовательных стандартах нового поколения отнесено к метапредметным умениям, носящим универсальный характер и являющийся залогом успешности не только обучения, но и всей жизни в современном информационном обществе.
Именно эти общеучебные универсальные действия и формируются посредствам работы над уровнем понимания учебного текста у младшего школьника.
Проблема понимания учебного текста младшими школьниками рассматривается в многочисленных исследованиях, выполненных в рамках психолого-педагогического подхода (В. Г. Маранцман, Н. Д. Молдавская, М. Г. Качурин, и др.), в которых понимание учебного текста рассматривается в ракурсе именно литературного развития учащихся. [3]
Г. И. Богин, основатель филологической герменевтики, подчеркивал, что «в социальной действительности от человека постоянно требуют понимания текста. В постоянно возникающих ситуациях «общения человека с текстами» процесс отражения оказывается непосредственно направленным на значение и смысл.» [8]
В школьном пространстве работа с текстовым материалом является ведущей, особенно, в таких дисциплинах, как русский язык, литературное чтение, окружающий мир, следовательно, успешное обучение детей невозможно без полноценного понимания читаемых текстов.
По мнению М.Р. Львова «Понимание при чтении предполагает, что учащимися уяснено значение каждого слова, оттенки значений, переносные значения, понято каждое предложение, общий смысл прочитанного текста»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании анализа психолого-педагогической и методической литературы мы пришли к выводу, что проблема обучения младших школьников пониманию учебного текста актуальна на данном этапе развития педагогической науки и требует дальнейшего исследования.
Многие школьники сталкиваются с затруднениями при интерпретации учебного текста своими словами. Происходит это из-за того, что детей не учат понимать учебный текст. Во многих традиционных программах именно обучение пониманию учебного текста не уделяется достаточно времени или не уделяется вовсе. Обучение детей младшего школьного возраста пониманию учебного текста важно, так как задача является ценным упражнением, которое развивает не только логическое мышление, но и помогает обучающемуся в современной жизни, так как важная для нас информация представлена в большинстве случаев в виде текста. В программе по русскому языку нет ограничений в отношении работы над учебным текстом, поэтому учитель может включать и другие задания в структуру урока. Важно при этом помнить, что они должны отвечать требованиям ФГОС НОО.
Для определения актуального уровня развития понимания учебного текста, мы выделили критерии и предложили детям выполнить задания, позволяющие уровень каждого ученика и класса в целом. По результатам констатирующего исследования мы выяснили, что у 44% учащихся умение понимать учебный текст, сформировано на среднем уровне, при этом по каждому из выделенных нами критериев преобладал средний уровень что подтверждает нашу гипотезу. Результаты исследования представлены в виде таблиц и диаграмм.
Также было выявлено, что большинство смысловых ошибок совершается из-за того, что обучающимся сложно найти информационные единицы, представленные не в виде чисел. Так же трудности вызывает и то, что учебный текст не имеет структуры, и представлен определенным языком, не всегда понятным для младшего школьного возраста. Поэтому, что ученикам было проще находить взаимосвязи в учебном тексте, и самое главное не терять их, мы выбрали создание визуализации, в нашем случае интеллект - карты способом изменения актуального уровня понимания учебного текста.
Таким образом, мы считаем, что визуализация (интеллект - карта) может использоваться в процессе обучения пониманию учебного текста...


1. Абъятанова Л.А., Иванова Т.А. Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников. Конспекты занятий, упражнения и задания. / Авт.-составители. - Волгоград: Учитель, 2013. - 248 с
2. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: пособие для учителя: учебник. - М.: Академия, 2013. - 447 с.
3. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2015. - 159 с.
4. Баранов М. Т., Ипполитова Н. А., Ладыженская Т. А., Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в школе: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений /; под ред. М. Т. Баранова. - М.: Академия, 2014. - 439 с.
5. Басалаева, М.В. Обучение лингвистической интерпретации текста сюжетной арифметической задачи как условие преодоления трудностей понимания ее содержания [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. Наук (13.00.02) / Басалаева Мария Владиславовна. - Екатеринбург, 2013. - 23 с.
6. Беляева Л. И. К вопросу о типологии читателей // Проблемы социологии и психологии чтения. Москва, 1975. С. 143
7. Белянин В.П. Психолингвистика: учебник [Книга]. - Москва : Флинта, МПСИ, 2009.
8. Богин Г. И. Типология понимания текста /Г.И Богин. - Калинин, 1986. - 8-9 с.
9. Бунеева Е. В. Как читают текст учебника наши ученики? // Русский язык в школе.- 2015. - №6. - С.11 - 18.
10. Буре Н.А., Быстрых М.В., Вишнякова С.А.. Основы научной речи: учеб.пособие/.- СПб.: Филологический факультет СпбГУ; М.: Академия, 2013.- 272 с.
11. Валгина Н.С. Теория текста: учебное пособие. - М.: ЛОГОС. - 2013. - 280 с.
12. Виноградова Н. Ф. Учебный диалог - эффективный метод развития младших школьников. // Начальное образование. - 2014. - № 1. - С. 52-56.
13. Гальперин П. Развитие исследований по формированию умственных действий. Психологическая наука в СССР за 40 лет [Книга]. - Москва : АПН РСФСР, 1969.
14. Гальперин П. Умственные действия как основа формирования мысли и образа [Журнал]. - [б.м.] : Вопросы психологии, 1957 г.. - 6.
15. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 45 с...63


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ