Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Возрастные особенности сплоченности коллектива младших подростков

Работа №168991

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы48
Год сдачи2023
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРУППОВОЙ
СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 6
1.1 Сущность и содержание понятия «сплоченность» в отечественной и
зарубежной литературе 6
1.2 Социально-психологическая характеристика групповой сплоченности
младших подростков 13
1.3 Психолого-педагогические условия и методы формирования
сплоченности младших подростков 19
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 26
2.1 Диагностика групповой сплоченности младших подростков 26
2.2 Разработка программы по формированию групповой сплоченности
младших подростков 33
Выводы по 2 главе 37
Заключение 38
Список использованных источников 41
Приложения 46


Проблема сплоченности коллектива всегда актуальна, особенно детского коллектива, так как личность каждого ребенка развивается и познается только в рамках группы, малой или большой, постоянной или временной.
Самый пик развития личности и становление присущих ей фундаментальных качеств приходится на школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы группы, членом которой является ребенок. Процесс его приобщения в жизнедеятельность коллектива, в свою очередь, долгий, трудоемкий, неоднозначный и одновременно занимает важную составляющую в развитии и становлении ребенка, как сформированной личности.
Каждый ребенок имеет свою уникальность и индивидуальность, которая выражается во внешности, знаниях, умениях, чертах характера, состоянии здоровья и степени общительности и именно эти присущие ему особенности позволяют ребенку выделятся в группе, к которой он принадлежит, как в положительном, так и в отрицательном ключе. Такие особенности могут стать причиной появления в коллективе изгоев и отщепенцев. А отвержение даже одного из членов группы влечет за собой процесс «распада» и разобщения всего коллектива в целом.
Коллектив подростков является наиболее динамичным и резким в отличие от других возрастных категорий. Дети в этом возрасте находятся на стадии перехода от детства к «взрослой» жизни, это отражается на их физиологическом и психологическом состоянии. В современном мире среда подростков является высоко конкурентным обществом, стремящимся к чрезмерной индивидуализации и высоким показателем контактов в сети Интернет, что влечет за собой проявление у подростков социальной напряженности и агрессии в повседневной жизни. За последние несколько десятков лет, в связи с развитием технологий, сократилось пространство для социального взаимодействия у подростков - сейчас непосредственное общение у подростков происходит в большей степени на виртуальных площадках, в социальных сетях, и в меньшей степени,
4 соответственно, в оффлайн формате. Школа, в свою очередь, является обязательным для посещения учреждением для каждого ребенка и остается одним из немногих мест, в котором на регулярной основе в течении длительного периода времени осуществляется общение, социализация и взаимодействие подростков, а в частности классный коллектив. Развитие и формирование коммуникативных навыков, коррекция поведения и становление личности подростка в наше время сконцентрированы в школьном классе...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Понятие «сплоченность» рассматривалось исследователями как в зарубежной научной литературе в рамках социально-коммуникативного подхода, так и отечественных исследованиях - в направлении деятельностного подхода.
На основании анализа научно-теоретической литературы мы взяли наиболее подходящий для нашего исследования определения понятия «сплоченность» авторов Г.М. Каджаспировой и А.Ю. Каджаспирова и звучит оно следующим образом: степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений, а также в единстве практической деятельности.
Для подростков данного возраста - 11-13 лет характерна смена ведущей деятельности, так как это возраст переходный от младшего школьного возраста к подростковому периоду. Мы рассмотрели мнения разных авторов, так Д.Б. Эльконин утверждает, что в данном возрасте ведущей деятельностью становится интимно-личностные отношения и построение взаимоотношений со сверстниками.
Групповая сплоченность в детском коллективе является и результатом, к которому стремятся его члены, и то, что определяет этот коллектив. Сплоченность в коллективе, как феномен является важным фактором, влияющим на каждого подростка, потому что от того, на каком уровне развита сплоченность, будет зависеть как подросток сможет сформировать свои навыки, раскрыть черты характера и проявить себя. Основными показателями и критериями оценки сплоченности в коллективе детей младшего школьного возраста являются социальный статус членов группы, соотношение ценностных ориентаций и психологический климат в коллективе.
Ученые педагоги и психологи указывают на необходимость формирования и накапливания в коллективах обычаев, традиций, развития детского самоуправления и использование арт-терапии, что ведет к усилению позитивного настроя в коллективе и повышению уровня сплоченности...



1. Абраменко, В.И. Психология характера школьного подросткового возраста / ред. Л.В. Шевелева, - Киев: Киев. пед. институт, 2006. - 155с.
2. Акименко Е.А., Акименко Д.В. Сплоченность в коллективе: условия и факторы эффективного взаимодействия // Социология государственного и муниципального управления. 2019. С. 144-147
3. Андреева, Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. - М.: «Аспект Пресс», 2010. - 375 с.
4. Божович, Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения личности школьника. / Л.И. Божович / Вопросы психологии личности школьника. - М.: Аспект. 2014. - 297с.
5. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2011. - 256с.
6. Волков, Б.С. Психология подростка. / Б.С. Волков. - М.: Пед. об-во России, 2010. - 160 с.
7. Гуревич, П.С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник / Гуревич П.С.— Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИДАНА, 2010. - 320 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8121.- ЭБС «IPRbooks», по паролю (дата обращения: 12.01.2023)
8. Давыдов К.Д. Психологические особенности сплочённости коллектива. М.: Кадры, 2005. 208 с.
9. Долгова, В.И.,Горбунова, О. С. Психолого-педагогическая коррекция агрессии младших подростков в ситуации межличностного конфликта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 226-230. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95089.htm. (дата обращения: 12.01.2023)
10. Долгова, В.И. Субъекты и объекты образования в проекции ценностных и смысложизненных ориентаций // В сборнике: SUBJECT AND OBJECT OF COGNITION IN A PROJECTION OF EDUCATIONAL TECHNIQUES AND PSYCHOLOGICAL CONCEPTS LXXXII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 05 - June 10, 2014). Chief editor - Pavlov V.V.. - London,
2014. - С. 62-65.
11. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 2000. 128 с.
12.Зорина Е.А. Однородность малой группы как один из факторов, влияющих на ее сплоченность // Современные формы, методы и технологии в педагогике и психологии. Уфа: ООО «Агентство международных исследований», 2018. С. 100-104
13. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства/ Е.П. Ильин. - СПб.:Питер, 2012. - 749 с.
14. Истратова, О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н. Истратова. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 443с.
15. Исследование особенностей конфликтного поведения в младшем подростковом возрасте / О.А. Кондратьева, О.С. Курочкина // Культура и образование: от теории к практике - 2016 - Т. 1. С. 48-52. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26240215 (дата обращения 25.02.2023)...54


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ