Введение 3-6
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения старшеклассников.
1.1. Сущность профессионального самоопределения 7-13
1.2. Историко- педагогический анализ профессионального
самоопределения 14-25
1.3. Проблема самоопределения обучающихся в современной школе 26-33
Выводы по первой главе34
Глава 2. Организация включения старшеклассников в проектную деятельность с целью профессионального самоопределения.
2.1. Методы исследования профессионального самоопределения 35-44
2.2. Профессиональное самоопределение обучающихся подросткового
возраста в условиях предпрофильного курса "Моделирование и управление техническими устройствами (роботами)" 45-50
2.3. Апробация педагогических условий развития профессионального
самоопределения 51-55
Выводы по второй главе 56
Заключение 57-58
Библиографический список 59-62
Приложение №1 63-65
Приложение №2 66-69
Приложение №3 69-71
Приложение №4 72-75
Выбор профессии — задача сложная и достаточно трудная. Проблема заключается в том, что с одной стороны, каждая профессия — это целый сложный мир, на ознакомление с которым нужны годы и учения, и адаптация молодого специалиста к профессиональной общности. С другой стороны, прежде чем выбрать какую-либо профессию, нужно уже заранее знать из чего (из множества каких объектов) выбираешь. Профессиональный выбор, особенно в подростковом возрасте, осуществляется не только как собственное решение человека (далеко не все, даже взрослые люди, готовы брать на себя осознанную ответственность при планировании перспектив своего развития), поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни и нуждается в поддержке со стороны взрослых (психологов, педагогов, родителей, а в идеале - всего общества). И без того сложная проблема выбора профессии в условиях неопределенного будущего, приводит к тому, что школьники выбирают профессии актуальные «здесь и сейчас», не задумываясь о том, что они могут быть не востребованы через 5-7 лет. Высший уровень профориентации - профессиональное самоопределение. На этом уровне человек готов самостоятельно и осознанно делать ответственные жизненные и профессиональные выборы.
Что же такое профессиональное самоопределение? Е.А. Климов, анализируя понятие «профессиональное самоопределение», подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы.
Э.Ф. Зеер, считает, что «профессиональное самоопределение - , активный и долговременный процесс выбора профессии, внутренние психологические основания и результат этого процесса. Содержание профессионального самоопределения - осведомленность о мире профессий, путях их выбора, способах освоения профессий; самоанализ и самооценка»[14].
В настоящее время, можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; банк профессиокарт; общественно-значимые мотивы выбора профессии; особенности профориентации студентов в условиях высшей школы; формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии...
Профориентация в современных условиях все еще не достигла своей главной цели - формирования у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах. Старшеклассники очень плохо знают круг профессий, из которого им предстоит выбирать, и конкретные особенности каждой профессии, что делает их выбор в значительной мере случайным.
Главная проблема заключается в том, что школьники ориентируются только на содержание и престиж профессиональной деятельности, не замечая других ее аспектов. Таким образом, ключевые противоречия, помогающие выделить внешние мотивы выбора профессии, не соответствуют глубинно личностным принятиям ценностей профессии.
Поэтому важно, чтобы личностное и жизненное самоопределение являлось высшим уровнем профессионального самоопределения личности, которое способствовало тому, что личность приподнималась и над профессией, и над социальными ролями и стереотипами, что бы человек не просто овладел социальной ролью, а создал новые роли.
Для этого нами был разработан
Индивидуально групповые занятия для профессионального самоопределения старшеклассников, в ходе реализации которых ученики были включены в проектную деятельность. Школьники самостоятельно выбирали ту область деятельности, в которой они будут реализовывать свой потенциал в дальнейшем, ставили жизненные приоритеты, реализовывали их в своем проекте.
Работая над проектом, ученики знакомились с будущей профессией и понимали ее значимость. В результате данного исследования, проведенного в 27 школе с учениками 10 класса, выявилось, что диагностика не полностью определяет внутренние предпочтения школьников, не основывается на их личностно значимых целях.
Благодаря включению в проектную деятельность, они самостоятельно, учитывая свои интересы и потребности, выбирали ту профессию, в которой смогут самореализоваться. Таким образом, гипотеза нашего исследования, что процесс профессионального самоопределения старшеклассников будет более эффективен, если будет опираться на склонности и интересы обучающихся, для реализации их личностно - значимых целей в проектной деятельности требует дополнительного изучения. В дальнейшем старшеклассники выходят на новый уровень, начинается процесс их личностного роста, что отражает качественный подход к организации профессионального самоопределения школьников.
Несомненно, посредством включения в проектную деятельность, происходит глубинная перестройка «механизма» выбора профессии, такие внешние факторы (родители, престиж, социум, мода), отходят на второй план, а на первое место выдвигаются глубинные внутренние мотивы и интересы школьников.
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.,2001.
2. Агапова Г. Г. Подготовка обучающихся к выбору профессии в США//Школа и производство. 2000 . - №2. - С90-92.
3. Бодалев А. А. Психология о личности. М., 2008 - с. 87.
4. Борисова Е. М. Индивидуальность и профессия. М, 2000. -с.34.
5. Вершинин С. И. Как оценивать эффективность профориентации // Вопросы психологии, 2000. -№1. -С. 77-82.
6. Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. Саратов, 2002.
7. Гововахова Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев: Наукова Думка, 2008. - 144с.
8. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. - М.: Педагогика, 2001. - 158 с.
9. Джонсоне Дж. К. Методы проектирования. М., 2002. - 326с.
10. Дьяченко М И. Психологические проблемы готовности к деятельности. - М., 2006.
11. Дьяченко Н. Н. Профессиональное воспитание молодежи. - М., 2003.
12. Жуковская В. И. Психологические основы выбора профессии. - Минск, 2000.
13. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. - М.:
«Просвещение», 2004. - 270 с.
14. Зеер Э. Ф. Психология профессий. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. - 336 с.
15. Зеер Э. Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориенталогия: Теория и практика: учеб. Пособие для высшей школы. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.- 192 с...58