Введение 3
Глава 1. Зависимость самооценки младшего школьника от родительского отношения, как психолого-педагогическая проблема 5
1.1. Сущность понятия «самооценка» 5
1.2. Самооценка младшего школьника 9
1.3. Родительское отношение и его параметры 14
1.4. Влияние родительского отношения на самооценку младшего
школьника 22
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению самооценки младшего школьника и родительского отношения к нему 29
2.1. Методическая организация исследования 29
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 36
2.3. Методические рекомендации по организации коррекционной работы
45
2.4. Программа групповой коррекционной работы 49
Выводы по главе 2 55
Заключение 57
Список используемых источников 59
Приложения 62
В последнее время многие исследователи, как отечественные, так и зарубежные, обращают особое внимание на проблему воспитания ребенка в семье, отмечая важную роль семьи в становлении и развитии его личности.
Многими психологами подчеркивается важность раннего периода и влияния среды в развитии личности. Доминирующее влияние на ребенка до семи лет оказывают родители, а в младшем школьном возрасте - учитель.
В ходе многолетних наблюдений и практических исследований было выявлено, что на становление самооценки влияет множество внутрисемейных факторов, важнейшим из которых является родительское отношение. Ребенок, который приобрел положительный опыт в семье, как правило, не испытывает трудностей с дальнейшей социализацией. Он легко входит в школьный коллектив, осваивая новые социальные нормы и роли поведения.
На этом основании, необходимо уделить особое внимание изучению и выявлению неэффективных форм родительского отношения к ребенку и рассмотреть пути их профилактики и коррекции.
Большой вклад в исследование данной проблемы внесли такие ученые, как Р. Бернс, К. Роджерс, К. Хорни, А.А. Бодалев, В.В. Столин, Т. Гордон и др. В своем исследовании, мы рассмотрим влияние родительского отношения на становление самооценки младшего школьника.
Актуальность: тема работы актуальна, так как от особенностей родительского отношения и восприятия ребенком своей позиции в семье, зависит его самооценка, которая влияет на взаимоотношения с людьми, поведение, на качества личности, стиль жизни взрослого человека.
Гипотеза: тип родительского отношения влияет на формирование самооценки младшего школьника.
Проблема исследования: отрицательное влияние неэффективных типов родительского отношения на самооценку младшего школьника.
Цель исследования: изучение взаимосвязи самооценки младшего школьника и типа родительского отношения к нему.
Объект исследования: самооценка как основной компонент самосознания младшего школьника.
Предмет исследования: зависимость самооценки младшего школьника от родительского отношения к нему.
Задачи исследования:
1. В процессе анализа психолого-педагогической литературы изучить понятия «самооценка», «родительское отношение», виды самооценки.
2. Изучить подходы к классификации родительского отношения.
3. Выявить зависимость между типом родительского отношения и
самооценкой младшего школьника.
4. Выявить неэффективные типы родительского отношения к младшему школьнику.
5. Разработать программу коррекционных занятий с родителями и детьми, направленную на формирование эффективного родительского отношения, с целью повышения самооценки младшего школьника.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование, методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ № 82 г. Красноярска. В нем приняли участие 30 родителей и 30 учащихся в возрасте 8-9 лет, в том числе 15 мальчиков и 15 девочек.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме нашего исследования, мы выяснили, что личность является сложным и многогранным понятием. Определяющим элементом личности, самопознания в теории Роджерса и отечественных психологов, является Я-концепция, а ее составляющим элементом - самооценка.
Самооценка состоит из осознанного восприятия и оценки ценности «Я», отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя.
На самооценку младшего школьника оказывают большое влияние социальные факторы: родительское отношение, учебная деятельность, общение. Она проявляется в уровне притязаний, оценке действий, в отношении к ошибкам, планировании будущего, в деятельности, общении, в особенностях личности и влияет на стиль жизни человека. Важность самооценки определяется и тем, что она обеспечивает определенную адаптацию и психологическую защиту личности.
В работе были изучены многие теоретические аспекты: это собственно понятия «самооценка» и «родительское отношение», факторы, оказывающие влияние на формирование самооценки, наиболее важные теоретические подходы к типологии родительского отношения, влияние родительского отношения на самооценку младшего школьника, а также рассмотрены основные способы психологической коррекции неэффективных типов родительского отношения.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс, направленный на изучение взаимосвязи самооценки младшего школьника и типа родительского отношения к нему.
В ходе исследования было выявлено, что самооценка у младших школьников представлена пятью уровнями: очень низкий, низкий, средний, высокий, очень высокий. Среди младших школьников к очень низкому уровню самооценки относятся 6% детей, к низкому - 30%, к среднему - 30%, к высокому - 23,3%, к очень высокому - 13,3%.
Неэффективными типами родительского отношения, влияющими на формирование самооценки младшего школьника, является взаимосвязь типов: «Маленький неудачник», «Кооперация», тип родительской установки «Демократичность».
Принимая во внимание полученные результаты, нами была разработана программа занятий, предназначенная для коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста и их родителями. Программа представляет собой групповые занятия с использованием упражнений, направленных на развитие способности к эмпатии в процессе межличностного взаимодействия и обучение конструктивным способам взаимодействия, формирование адекватной самооценки младших школьников и эффективных типов родительского отношения к ним.
Анализ работы позволяет оценить ее теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость заключается в изучении неэффективных типов родительского отношения, влияющих на становление самооценки младших школьников.
Практическая значимость работы заключается в составлении программы групповых занятий, разработанных на основе тренинга, в которой основными методами коррекции являются такие приемы, как лекции, дискуссии, психодрамма, ролевые, коммуникативные, дидактические игры и игры, направленные на получение обратной связи.
Составленная программа может быть использована психологами для коррекции неэффективных типов родительского отношения. Так же могут быть взяты отдельные элементы, упражнения, что будет способствовать развитию способности к эмпатии в процессе межличностного взаимодействия, обучению конструктивным способам взаимодействия, формированию оптимальных эмоциональных и поведенческих реакций, и как следствие, нормализации эмоционального состояния детей, комфортному взаимодействию с окружающими.
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Политиздат, 1982. -223с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: МГУ, 1990. -367с.
3. Афанасьева Т.М. Семья. - М.: Просвещение, 1988. -285с.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. - М.: Педагогика, 1986. - 304с.
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности - М.: Просвещение, 1995. -438с.
6. Бойко В.В. Растёт ребёнок. - М.: Просвещение, 1983. -156с.
7. Боуэн М. Концепция семейных систем./ Вопросы психологии, 1991. -№6. - с.155-160.
8. Гамезо М.В. Курс общей возрастной и педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1982. -142с.
9. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. - СПб, 1992.-154с.
10. Гизатуллина Д.Х. Роль самооценки в формировании социальной активности младших школьников. - Л.: Наука, 1989. -235с.
11. Джайнотт Х. Родители и дети. - М.: Знание, 1986. -94с.
12. Добсон Дж.Ч. Не бойтесь быть строгими. Советы родителям. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1996. -336 с.
13. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. - М, 2003. -464с.
14. Захарова В.А. Самооценка, как фактор психологической готовности к школьному обучению / Новые исследования в психологии. 1986. № 1 (34). С. 41—43.
15.Земская М. Семья и личность. - М.: Прогресс, 1986.-134с...46