Введение 5
Глава 1 Теоретические и методологические обоснования исследования «комикса» как феномена культуры 13
1.1 Подходы в изучении построения образов в комиксах 12
1.2 Методологические возможности семиотического анализа в изучении комикс - культуры 20
Глава 2 Практическое исследование комиксов «Громада» и «Импульс» 36
2.1 Контент - анализ и семиотический анализ комикса «Громада» 35
2.1.1 Контент - анализ комикса «Громада» 35
2.1.2 Семиотический анализ комикса «Громада» 49
2.2 Контент - анализ и семиотический анализ комикса «Импульс» 57
2.2.1 Контент - анализ комикса «Импульс» 57
2.2.2 Семиотический анализ комикса «Импульс» 62
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложение А 76
Приложение Б 77
Приложение В 78
Приложение Г 79
Приложение Д 80
Приложение Е 81
Приложение Ж 82
Приложение И 83
Актуальность темы исследования: В современном мире широкое распространение получила массовая культура, ее источниками являются реклама, кино, радио, интернет и многие другие. Из-за своей доступности и простоты восприятия массовая культура имеет огромную популярность, а также возможность влиять на общественное сознание. Одним из направлений массовой культуры являются комиксы. В России данный вид искусства сейчас активно набирает популярность, но все еще является гораздо менее развитым, чем западный или восточный комикс. Целевой аудиторией комиксов в основном являются дети и подростки, данное направление несёт в себе как культурную, так и воспитательную ценность. Выявление образа подростка в комиксах позволяет понять то, как обществу представляется идеал личности подростка, а так же выявить черты личности, не подходящие под этот идеал. Это в свою очередь поможет понять тенденции развития русского общества в определённый промежуток времени: жизненные ценности, взгляды, образ жизни и т. д.
Объект исследования: Русские комиксы издательства Bubble Comics
Предмет исследования: Особенности репрезентации персонажей
подростков в русских комиксах издательства Bubble Comics.
Степень изученности:
В. В. Ерофеев в своей работе анализирует природу комикса, он не только выделяет характерные для него черты, но и рассуждает на тему того, какое влияние комикс может оказывать на общество. Он отмечает так же, что комикс имеет связь с народным искусством разных наций. Он убеждён, что первыми героями комикса были дети, но представленные глазами взрослых. Авторы рассматривали через детей героев современное общество. Он убеждён, что комикс может оказывать огромное негативное влияние на общество. Он приводит пример, как во время нацисткой оккупации Франции была предпринята попытка использовать комикс в пропагандистских целях. В силу того, что комикс читается легко и быстро, автор уверен в том, что таким образом можно легко "засорить" сознание ложными и не нужными знаниями. Комикс не требует определённой подготовки и каких либо знаний о предмете, полученных заранее, вследствие чего его можно отнести к массовой культуре.
И. Ю. Сычев в своей научной работе проводит исследование, в ходе которого вычленяет и анализирует различные типы комиксов, и героев комиксов основываясь на "морфологии сказки" В. Проппа. Он утверждает, что комикс - это источник многих культурных феноменов. Автор раскладывает комикс на составляющие и анализирует их: персонажи, человеческие личности придаваемые героям комиксов, виды героев. В конце своего исследования автор убеждается в том, что комикс - культура - это определённый способ мышления и мировидение. Он объясняет это тем, что герой комикса - лишь одна сторона медали, а обратной стороной является реальный воссоздатель комиксов. Здесь он приводит несколько категорий воссоздателей: коллекционер - тот кто собирает различные издания; соавтор - тот кто создаёт "фан - арты" ; косплеер - тот кто временно принимает на себя личину изображённых героев. Автор пишет о том, что очень часто случаются не только случаи визуальных отыгрышей персонажей, но и перенимание" личности комикс - персонажей.
В. В. Свиридова, А. А. Сорокина Н.Э. Куликова в своих работах в первую очередь исследуют структуру комикса, различные приёмы , использованные для лучшей передачи информации. Они уверены в том, что комикс оказывает огромное влияние на общественное сознание и является частью массовой коммуникации. А. Г. Тихомиров сравнивает приемы русских комиксов и Японской манги. В России авторы комиксов часто пользуются цветовыми приёмами и не так часто обращаются к традициям своей культуры, в отличие от Японской манги. Авторы утверждают, что комиксы ориентированы на массовую аудиторию, в России, в основном, они рассчитаны на детей. Они уверены, что из - за своей доступности и лёгкости восприятия комиксы можно использовать как способ более быстрой подачи для усвоения информации. Куликова подчеркивает, что комиксы могут быть не только развлекательным жанром, но и важным искусством, способным передавать сложные социальные и культурные идеи. А. А. Сорокина уверена, что комикс это огромная система предоставляются доступ к социально значимым аспектам. Так же она выделяет причину популярности комиксов: в современном обществе визуализация имеет огромное влияние в массовой культуре. Русский комикс гораздо менее развит, чем западный, или Восточный комикс, однако имеет огромный потенциал к быстрому развитию. ...
Целью данной работы было проанализировать специфику образов подростков в русских комиксах. Для этого были выделены и решены задачи, способствующие рассмотрению и раскрытию особенностей построения образов героев в комиксах. В ходе работы были проведены теоретическое и практическое исследование.
В качестве первоначальной задачи, теоретического исследования тематики было выбрано определение подходов в изучении построения образов в комиксах. При изучении отечественных и зарубежных источников было выделено несколько положений создания образов героев комикса, каждый из которых затрагивает определенные аспекты создания персонажа, но для получения целостного, самостоятельного образа необходимо использовать все эти подходы в совокупности. К таким подходам относится: использование иконических образов, экспрессивности, консистентности и развития персонажей, а так же идеи «замысла», правильной постановки кадров, использование поз и движений тела персонажей для передачи эмоций.
Также практическое исследование предполагает определение методологических возможностей семиотического анализа в изучении комиксов. Были рассмотрены те направления семиотики, которые подразумевают анализ визуальных знаков. К таким направлениям относится визуальная семиотика. Визуальная семиотика представляет собой уникальный подход к анализу и пониманию знаков и символов, используемых в визуальной коммуникации. Изучение комиксов с помощью визуальной семиотики предоставляет нам возможность раскрыть глубину и сложность этой формы искусства. Комиксы представляют собой синтез текста и изображений, которые взаимодействуют друг с другом, чтобы передать сюжет, идеи и эмоции. Визуальная семиотика помогает нам разбираться в том, каким образом эти знаки и символы функционируют внутри комиксов и как они воздействуют на наше восприятие и понимание произведения.
Еще одним рассмотренным направлением семиотики является семантика. При анализе комиксов с помощью семантики мы можем исследовать, как значения слов, фраз и диалогов влияют на историю и передачу информации визуально и вербально. Особенность комиксов заключается в их двойственной природе, объединяющей текст и изображения. Семантика позволяет анализировать взаимодействие между этими двумя аспектами и исследовать, как они взаимодействуют для создания особого смысла и эффекта в комиксах. Анализ семантики текста, визуальных элементов, персонажей, жанров и панелей позволяет нам лучше понять, как комиксы создают смысл, эмоции и сообщения. Это расширяет понимание комиксов как формы искусства и способствует развитию семантики и культурного анализа. Изучение комиксов с помощью семантики позволяет нам раскрыть их глубину, сложность и воздействие на нашу культуру и общество.
Еще одним рассмотренным направлением семиотики является прагматика. Она изучает взаимосвязь между языком, контекстом и использованием языка в практических ситуациях коммуникации. Она исследует, как языковые выражения используются для достижения определенных коммуникативных целей и как контекст влияет на их интерпретацию. Семиотический подход к исследованию комиксов предполагает анализ символов, знаков и смысла, которые содержатся в этих графических и текстовых нарративах. Комиксы являются гибридным искусством, объединяющим рисунок, текст, макет, композицию и последовательность. Семиотика помогает нам разбираться в этой сложной комбинации элементов и исследовать, как они взаимодействуют и создают смысл. Одним из ключевых преимуществ семиотического метода в исследовании комиксов является его способность анализировать и интерпретировать множество уровней коммуникации, присутствующих в комиксах.....
1. Абраменкова, В. В. Подростковая субкультура как пространство самореализации // Мир психологии. 2008. № 1. С. 175 - 189.
2. Богданова, В. Б. Дидактический потенциал комикса// Социум и власть. 2020. № 6. С. 79 - 87.
3. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989 - 616 с.
4. Ерофеев, В. В. Комиксы и комиксовая болезнь // В лабиринте проклятых вопросов. Эссе. - М.: Союз фотохудожников России, 1996. С. 430 - 447.
5. Евсеева, Л. А. Прагматика как объект исследования в зарубежном языкознании// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 11. С. 5 - 9.
6. Куликова, Н. Э. Комикс как вид визуального искусства// Огарев - Online. 2019. № 13. С. 1 - 5.
7. Кубякин, Е. О. Особенности воздействия массовой культуры на социализацию российской молодежи// Общество: философия, История, культура. 2011. № 1. С. 1 - 4.
8. Кара - Мурза, С. Г. Язык зрительных образов // Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 2004. С. 98 - 105.
9. Козлов, Е. В. Комикс как явление лингвокультуры: знак - текст - миф. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. - 220 с.
10. Лютикова, Г. В. Девятое искусство: миры комиксов // Обсерватория культуры. 2005. № 2. С. 34 - 43.
11. Лутеро, Т. О концепции умберто Эко и его вклад в семиологические исследования// Язык и культура (Новосибирск). 2015. № 18. С. 1 - 5.
12. Онкович, А. В. Комикс как жанр учебной медиапродукции // Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном обществе. 2015. № 52.С. 334 - 339.
13. Онкович, Г. В. Комикс как средство медиаобразования / Г. В. Онкович, А. Д. Онкович // Медиаобразование. 2016. № 2 . С. 52 - 60.
14. Пушкин, С. А. Советские комиксы как инструмент воздействия на массовое сознание// Манускрипт. 2018. № 11. С. 288 - 292.
15. Поливина, М. А. Массовая культура в современном обществе и ее воздействие на молодежное сознание / М. А. Поливина, Н. Б Кокуашвили, С. Б. Олонец // Гуманитарные, социально - экономические и общественные науки. 2021. № 11. С. 80 - 84....(37)