Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 11
1.1. Проблема сохранения здоровья матери и ребенка 11
1.2. Характер влияния повышенного уровня тревожности и депрессии
на течение и исход беременности 20
1.3. Современное состояние проблемы психологической диагностики
готовности к родам 31
Выводы по I главе 37
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей тревожности женщин в период беременности 39
2.1. Организация, методы и методики исследования 39
2.2. Анализ результатов исследования тревожности беременных
женщин 45
Выводы по II главе 51
Глава III. Психологическая программа профилактики тревожности женщин в период беременности 56
3.1. Научно-методологическое обоснование профилактики
тревожности женщин в период беременности 56
3.2. Содержание психологической программы профилактики
тревожности женщин в период беременности 62
3.3 Формирующий эксперимент. Оценка эффективности программы профилактики тревожности женщин в период беременности 74
Выводы по III главе 81
Заключение 83
Список литературы 86
Приложения 97
Актуальность исследования.
Тревога, депрессия и стресс во время беременности являются факторами риска неблагоприятных исходов для матери и ребенка. Беспокойство во время беременности связано с более коротким сроком беременности и имеет неблагоприятные последствия для нервного развития плода и исхода родов ребенка. Особенно сильна тревога по поводу конкретной беременности. Хроническое напряжение, и депрессивные симптомы у матерей во время беременности связаны с более низкой массой тела при рождении, что имеет последствия для развития ребенка. Эти различимые факторы риска и связанные с ними пути к различным исходам родов заслуживают дальнейшего изучения.
В настоящее время, психология материнства является одной из наиболее важных, сложных и все еще недостаточно изученных областей современной науки. Большое внимание уделяется влиянию психоэмоционального состояния женщины на ее репродуктивную функцию, течение беременности и как итог, благоприятные перинатальные исходы, в связи, с чем появилась необходимость изучения особенностей состояния психики беременных женщин.
В состоянии беременности женщины достаточно часто переживают повышенную тревожность, что в свою очередь оказывает прямое влияние, как на течение беременности, так и на развитие ребенка.
Первая беременность представляет собой абсолютно новый опыт, который достаточно тяжело поддается осмыслению. Из-за отсутствия опыта материнства беременная женщина может испытывать внезапные эмоциональные всплески. В свою очередь, беременные женщины, ожидающие появление на свет второго ребенка, так же могут испытывать чувство тревожности, основываясь на своем предыдущем опыте беременности.
Исследование важнейшего этапа подготовки к предстоящему материнству как, беременность, в научных трудах представлено не достаточно полно и внимание к данной тематике стало уделяться только в последние десятилетия. Ведь подготовка к родам и предстоящему счастливому материнству происходит в тандеме на физическом и на психологическом уровне.
В наше время появилось много работ по феноменологии. (В.И. Брутман, Г.В. Скобло, О.В. Баженова, О.Ю. Дубовик, Л.Л. Баз, О.А. Копыл и др.), психофизиологией (Н.В. Шабалина, В.Г. Волков, А.С. Батуев, Ю.С. Садкова и др.) и психологией материнства 4 (Ж.В. Завьялова, Ю.Ф.
Змановский, И.В. Гребенников, Н.П. Коваленко, М.С. Родионова, Ю.И. Шмурак и др.).
Последние исследования, которые изучали патологии периода беременности женщин, внушительно свидетельствуют о психосоматической стороне этих нарушений и о высокой эффективности психокоррекционных и психотерапевтических способов их лечения...
Пренатальный стресс и тревожность беременной женщины и проблемы с психическим здоровьем связаны с устойчивыми последствиями как для матери, так и для ее ребенка. Кроме того, повышенная тревожность у матери может дополнительно прогнозировать отрицательные исходы родов, включая нарушение роста и более короткую беременность/повышенный риск преждевременных родов.
Наше исследование подчеркивает, что тревога и депрессия - обычное явление во время беременности. Следовательно, существует необходимость включить скрининг на тревожность и депрессию в дородовые программы и предоставить практическую поддержку женщинам во время беременности, особенно тем, кто в анамнезе уже страдал депрессией и у которых плохие семейные отношения. Исследование указывает на необходимость интеграции психического здоровья в существующую программу охраны здоровья матери и ребенка для обеспечения здоровья как матери, так и ребенка.
В ходе данного исследования осуществлен анализ научной литературы по проблеме исследования: подробно рассмотрены особенности проявления тревожности беременных женщин, рассмотрены аспекты проявления тревоги на психологическом и физическом уровнях, проанализированы основные показатели тревожности беременных женщин.
Проведено эмпирическое исследование особенности проявления тревожности беременных женщин с 20 до 35 лет. По результатам констатирующего эксперимента, выявлена необходимость применения программы психологической профилактики для снижения уровня тревожности у беременных женщин, что и являлось следующим этапом нашей работы.
На основании выявленных проблем была разработана и апробирована психологическая программа профилактики тревожности женщин в период беременности снижает уровень тревожности беременных женщин. В основе предложенной программы лежит интеграция психологических, биологических и социальных факторов в осмыслении закономерностей и взаимосвязи происходящих процессов.
Программа предназначена для групповой работы, она разработана для беременных женщин с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
Важно отметить, что программа ставит перед собой более узкую задачу: - оптимизация уровня тревожности женщин и формирование положительного психоэмоционального состояния во время беременности и предстоящих родов.
В данной работе предполагалось изучить влияние программы по профилактике тревожности и психологической подготовке к родам, включающую в себя:
1) научение женщины родовому поведению (наиболее комфортные и удобные позы, правильное дыхание во время схваток и родов, голос во время родов, водные процедуры, массаж и др.);
2) научение новой молодой семьи методам рефлексии, самоконтроля, активного слушания и саморегуляции;
3) способность раскрытия ранее не используемого творческого потенциала;
4) обучение правилам ухода за ребёнком и его раннему воспитанию и др...
1. Абрамова Г.С. Психология материнства. М.: Академический проект, 2006. С. 41
2. Абдурахимов Ф.М. Влияние психоэмоционального стресса на течение и исходы беременности /Ф.М. Абдурахимов, И. М. Мухамадиев, З. Х. Рафиева// Российский вестник акушера-гинеколога. - 2006. -No3. - С. 38-41.
3. Абрамченко В. В. Психосоматическое акушерство. — СПб., 2001. — 320 с.
4. Абрамченко В. В. Коваленко Н. П. Перинатальная психология. Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. 350 с.
5. Анохин А.А. Психопрофилактическая подготовка беременных к родам // Мед. помощь. 2006. № 5. С. 11
6. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. - СПб.: Речь, 2005. С.44-49.
7. Безносюк О. Н. Психотерапия как функция культуры / О. Н.Безносюк, М. Л. Князева// Российский медицинский журнал. -2005. - №4. - С. 32-36.
8. Биосоциальная природа материнства и раннего детства / Батуев А. С. и др.; ред. Батуев А. С. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. — 374 с.
9. Бергум В. Моральный опыт беременности и материнства // Человек. 2000. № 2. С. 16-27.
10. Блох М.Е. Использование психотерапии у женщин с невынашиванием беременности. // Журнал практического психолога 2003. № 4-5. С. 199-207.
11. Боровикова, Н.В. Психологические аспекты трансформации Я - концепции беременной женщины / Н.В. Боровикова // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: тезисы конференции 27 мая. - М., 1998. - с. 22-29.
12. Боровикова Н. В., Посохова С. Т. Психологическая помощь
беременным // Русский медицинский сервер
http://www.rusmedserv.com/psychpregn/pswork.htm/
13. Боровикова, Н.В. Синдром беременности / Н.В. Боровикова, -
Москва // Хрестоматия по перинатальной психологии: психология
беременности, родов и послеродового периода: учебное пособие / Сост. А.Н. Васина. - Москва: Издательство УРАО, 2005. - С. 6-11.
14. Боровикова Н.В. Содержание психологических изменений при беременности / Н. В. Боровикова, С. Т. Посохова // Перинатальная психология.
- 2005. - №2. - С. 15-18.
15. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 2. С. 79-87...107