Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Работа №168945

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава1.Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего
мира 6
1.1. Понятие УУД и его виды 6
1.2. Сущность понятия коммуникативных УУД 10
1.3. Особенности формирования коммуникативных УУД младших школьников в
процессе учебной деятельности 14
Выводы по первой главе 21
Глава2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных УУД учащихся 23
2.1. Определение уровня развития коммуникативных УУД у младших
школьников 23
2.2. Методические рекомендации по развитию коммуникативных ууд на уроках
окружающего мира 36
Выводы по второй главе 46
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 56


Актуальность проблемы обоснована тем, что целью образования становится всестороннее развитие личности учащихся, обеспечивающее формирование универсальных учебных действий. На данном этапе развития общества очевидно, что имеющийся, определенный уровень подготовки ученика не обеспечивает ему успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умения взаимодействовать в коллективе, работать, выстраивать отношения. Поэтому ученику необходимо освоить универсальные учебные действия, которые дают возможность учащемуся самостоятельного и успешного усвоения знаний, умений и навыков, в том числе и умения учиться, способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Данная тема нашла отражение в основных нормативных документах Российской Федерации в области образования, таких как: Закон «Об образовании», Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, Модель «Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики», а также в требованиях Федерального образовательного стандарта. [11, 5, 21, 25]
В современной школе ребенку часто не дают возможности самостоятельно прийти к правильному результату, найти пути решения, а объясняют, что он не прав и дают верный ответ. Этим педагог отбивает желание ученика к рассуждению и самостоятельному поиску ответа. В результате чего ребенок перестает взаимодействовать, строить взаимоотношения, сотрудничать,
воспринимать и передавать информацию, сталкиваясь с реальными
жизненными ситуациями, не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Но нельзя не брать во внимание и тот факт, что у учащихся уже в начальной школе отсутствует желание учиться, страдает мотивация к получению новых знаний. Учеников не устраивает объяснение учителя, что весь изучаемый материал пригодится им во взрослой жизни. В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества, личность способную выстраивать отношения, идти на контакт с обществом, уметь слышать и слушать собеседника, заниматься совместной деятельностью, договариваться, оказывать поддержку, правильно выражать свои мысли. [28] Психолого-педагогические исследования показали, что формирование личности ученика и его развитие происходит, когда он «добывает» знание в процессе собственной деятельности, собственных открытий...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Мы проанализировали психолого- педагогическую литературу по теме исследования, уточнили понятие «универсальных учебных действий», их функции, в чем они проявляются, так же их виды: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные; рассмотрели понятие коммуникативных УУД. Рассмотрели различные подходы к определению понятия коммуникативных УУД, а так же группы функций коммуникативных УУД, особенности их формирования младших школьников в процессе учебной деятельности и основные критерии их оценивания, параметры уровней коммуникативной успешности младших школьников, основные составляющие организации совместного действия; разграничили такие понятия, как общение, коммуникация, коммуникативная компетентность. Анализ научно-методической литературы позволил сделать вывод, что для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования требуются специальные методы обучения в учебно-воспитательном процессе начальной школы, с помощью которых будут сформированы необходимые умения.
Определили особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников; коммуникативные умения, которые должны быть сформированы к концу начальной школы, способы и методы, посредством которых осуществляется формирование этих умений.
Выбрали критерии сформированности коммуникативных УУД к которым подобрали методики для выявления уровня сформированности.
Подобрали методики для определения уровня развития коммуникативных УУД младших школьников. На констатирующем этапеэксперимента применялись следующие диагностические методики: «Рукавички» Г.А.
Цукерман, «Кто прав?» Г.А. Цукерман, «Узор под диктовку» Г.А. Цукерман. Провели методики на базе 2 «Б» и 2 «В» класса Гимназии №16, определили уровень развития коммуникативных УУД у учеников этих классов. Нам удалось выявить актуальный уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 2 класса, большинство учащихся находится на среднем уровне развития коммуникативных УУД у 2 «Б» класса (50 %), у 2 «В» класса (50%). Хуже развит такой критерий, как «понимание возможности различных точек зрения, учет разных мнений, потребностей и интересов», у 2 «Б» класса (7%) и у 2 «В» класса (9%) находятся на низком уровне развития этого критерия.
Разработали методические рекомендации по формированию
коммуникативных УУД. Нами была разработана система учебных заданий по предмету «Окружающий мир», способствующих формированию коммуникативных УУД. Предложенные задания можно включать в содержание урока на разных этапах: в начале урока, чтобы заинтересовать учащихся предстоящим материалом, в середине урока для активизации учебной деятельности, в конце урока на этапе закрепления нового материала. Задания способствуют развитию критериев, уровни которых мы выявили через подобранные нами методики, показано место заданий в ходе урока, на каком этапе урока применяется задание и как оно связано с дальнейшим ходом урока.
В условиях введения ФГОС НОО ответственность учителя перед учениками и их образованием возрастает, построение уроков с учетом формирования универсальных учебных действий требуют от учителя таких методов, как беседа, работа в группах, работа в парах. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам становится творцом образовательного процесса...


1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. М: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 365 с.;
2. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 608 с.;
3. Аникеева Н.П., «Воспитание игрой», М. 1987;
4. Анисимова Е.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№5;
5. Асмолов А.Г , Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли" : "Просвещение" - 2011.67 с.;
6. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие / Н.М. Борытко, И.А. Соловцо-ва, A.M. Байбаков. М.: Издательский центр «Академия». - 2007. - 496 с.;
7. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников /
A. Л. Венгер, Г.А. Цукерман. -М.: Владос-Пресс. 2007. - 159 с.;
8. Ворсина Н.Н., Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников, Журнал "Начальная школа" №9/2013;
9. Гузеев, В.А. Оценочная деятельность учителя / В.А. Гузеев // Народное образование. 2002. - № 5. - С. 115 — 120.;
10. Демидова, Т.Е. Профессиональная подготовка будущего учителя к
формированию общеучебных умений у младших школьников / Т.Е. Демидова; Брян. гос. пед. ун-т им. И.Г. Петровского. Брянск, 2005. - 38 с.;
11.Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
B. И. Загвязинский, Р. Атаханова. М.: Изд-во «Академия», 2006. - 208 с.;
12.Закон об образовании, Министерство образования и науки, [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974,2013;
13.Зиновьева Т.И., Педагогическая коммуникация в подготовке учителя: противоречия и пути их преодоления, Журнал "Начальная школа" №6/2013;
14. Карабанова O.A., Возрастная психология / O.A. Карабанова. М.: Айрис- пресс, 2005.-240 с.;
15. Карпова Е., Общение - условие социализации младших школьников в иноязычной среде, Журнал "Начальная школа" №12/2013;..51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ