ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО МИРА 6
I. 1 . Определение понятия «общение» . Структура, функции и средства
общения 6
I 2 . Подростковый возраст . Особенности общения подростков 12
I 3 . Виртуальное общение подростков . Средства виртуального общения 18
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ 25
III. Организация и проведение исследования виртуального общения через
Интернет - сеть 25
II 2 . Результаты исследования по выявлению зависимости от интернета 28
II 3 . Профилактика и коррекция компьютерной и интернет зависимости у
учащихся 37
Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире проблема виртуального общения у подростков стала сегодня очень актуальна и будет актуальна всегда. Распространение влияния Интернета на многие сферы жизнедеятельности общества, в том числе на общение подростков, возникновением проблем, сопутствующих этому средству коммуникации.
В связи с появлением интернет-сети возникла новая проблема, проблема виртуального общения людей разных возрастов. В последнее время учащиеся (начиная с младшего школьного и заканчивая со старшего класса) начали большое время уделять социальным сетям и в свободное времяпровождение сидят в 1п1ете1-сетя. Основным занятием учащихся в 1п1:ете1-сети являются компьютерные развлечения: прежде всего сетевые игры, социальные сети (Вконтакте, ФасеЬоок, одноклассники), смотр мультфильмов и видеороликов, слушают в сети музыку. В отличие от взрослых людей, подростки начинают испытывать зависимость от интерактивных развлечений. Это происходит по видимому из-за того, что детская (подростковая) психика наиболее подвержена привыканию, при систематическом воздействии на нее.
Как пишет А.И. Волкова, в психологии отсутствует общепринятое определение общения. Как правило, дается описательное определение, указывающее на основные функции или стороны общения. В качестве примера она приводит следующее безымянное определение: «Общение - это «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга»» [19].
Отечественные исследования деятельности человека в Интернет-среде
пока что немногочисленны и ограничены по тематике, если сравнивать их с 3
зарубежными. Существующие исследования в основном посвящены проблемам виртуальной реальности, психологии виртуального общения и проблемам Интернет - зависимости. Поэтому тема виртуального общения подростков в социальных сетях актуальна, потому что не изучены полностью проблема Интернет-сети и зависимости в подростковой среде.
Объектом исследования: общение подростков.
Предмет исследования: особенности виртуального общения современных подростков.
Целью исследования является изучение особенностей виртуального общения и интернет-зависимости современных подростков.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;
- изучить особенности реального и виртуального общения подростков;
- подобрать методики для изучения Интернет-зависимости и провести эмпирическое исследование;
- дать практические рекомендации для учащихся подросткового возраста и для родителей учащихся.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что учащиеся из города зависимы от социальных сетей (вконтакте, одноклассники, ЕасеЬоок), чем учащиеся из сельских школ подросткового возраста. А именно, подростки из города Кызыл чаще посещают Интернет¬сеть и общаются в социальных сетях, чем подростки из сельских населений.
База исследования: МБОУ СОШ № I г. Кызыл и МБОУ СОШ с. Межегей Тандынского района. В исследовании принимали участие 60 учащихся подросткового возраста: 30 - из школы № I и 30 учащихся из с. Межегей. Возраст испытуемых составил от Ю до Г2 лет, средний возраст составил II лет. Участники учатся в 5-6 классах. В городской школе приняли участие подростки 6 класса, а в сельской школе подростки 5 и 6 классов.
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- беседы с учащимися;
- анкетирование;
- тестирование «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Бояьбот) и Кимберли-Янга на Интернет-зависимость;
- математическая статистика.
Теоретико-методологической основой работы являются труды таких ученых, как Божович Л.И., Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Личко А.Е., Фельдштейн Д.И. и других, которые изучали подростковый возраст. Также проблемами зависимости от интернет-сети занимались Н.В. Чудова, Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев и И.В. Бурмистров, Ш. Теркл. Исследовав их труды были найдены различия в структуре самосознания игроков, а также в зависимости от их «опытности» участие в виртуальной коммуникации вносит вклад в становление определенного содержания личной идентичности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные в дальнейшем могут быть использованы практическими психологами, педагогами-психологами образовательных учреждений, а также рекомендации могут помочь для учащихся и их родителям по безопасному использованию интернет - сети.
Структура выпускной квалификационной работы: содержание, введение, 2 глав, кратких выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Проблема общения многогранна. В последние годы она стала
предметом изучения многих наук. Человек без общения не может жить среди
людей, развиваться, творить. Очень разных определений понятия «общение»,
но нам близка определение Л.П. Буева «Общение - взаимодействие двух или
более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного
или аффективно-оценочного характера».
В последнее время учащиеся (начиная с младшего школьного и
заканчивая со старшего класса) начали большое время уделять социальным
сетям и в свободное времяпровождение сидят в 1пtетnet-сетях. Основным
занятием учащихся в 1пtегпеt-сети являются компьютерные развлечения:
прежде всего сетевые игры, социальные сети (Вконтакте, faсеЬоок,
одноклассники и т.д.), смотр мультфильмов и видеороликов, слушают в сети
музыку. В отличие от взрослых людей, подростки начинают испытывать
зависимость от интерактивных развлечений. Это происходит по видимому
из-за того, что детская (подростковая) психика наиболее подвержена
привыканию, при систематическом воздействии на нее.
Целью нашего исследования является изучение особенностей
виртуального общения и интернет - зависимости современных подростков.
Исследование проводили на базе МБОУ СОШ № 1 г. Кызыл и МБОУ
СОШ с. Межегей Тандынского района. В исследовании принимали участие
60 учащихся подросткового возраста: 30 - из школы № 1 и 30 учащихся из с.
Межегей. Возраст испытуемых составил от 10 до 12 лет, средний возраст
составил 11 лет. Участники учатся в 5-6 классах. В городской школе приняли
участие подростки 6 класса, а в сельской школе подростки 5 и 6 классов.
Для проведения исследования выбраны методики: методика «Способ
скрининговой диагностики компьютерной зависимости» (Л. Н. Юрьева, Т.
Ю. Бояьбот) и тест Кимберли-Янг на Интернет-зависимость.
По результатам исследования 10 учеников из городской и сельской
школ находятся на стадии риска компьютерной зависимости, большое количество времени находятся перед компьютером, играют в компьютерные
игры, посещают социальные сети. 18 учащихся находятся на стадии
увлеченности от компьютерных игр. 32 подростка не зависимы от
компьютера, находятся перед компьютером по необходимости, когда нуны
делать какие- либо работы (рефераты, доклады, презентации и т.д.). И у
некоторых из них отсутствует компьютеры и ноутбуки дома, особенно у
сельских школьников. Такие ученики находятся перед компьютером на
уроках информатики.
Из второй методики на Интернет - зависимость моем сделать вывод о
том, что из 60 подростков 19 подростка не имеют возможности выхода в
интернет-сеть, заходят иногда, в день только по 30 минут сидят. Основными
причинами являются отсутствие телефонов с выходом в интернет, отсутствие
денег на счету, заходят иногда с телефонов друзей, родственников и т.д.
Склонны к интернет-сетям, общаются и переписываются в социальных сетях
по 2-3 часа в день 30 учащихся подросткового возраста. В основном они
переписываются с друзьями в социальных сетях. Более 4 часов в день сидят в
интернет - сети 9 учеников подросткового возраста. В интернет-сети они
смотрят видеоролики, фильмы, слушают музыку и в основном
переписываются с друзьями.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы применили 1- критерий
Стьюдента. Получилось, Тэмп= 2,2 находится в зоне неопределенности, в
этом случае гипотеза Н0 не отклоняется, а принимается. Поэтому принимаем
Н0, о том, что подростки из школы №1 г. Кызыл зависимы от школьников с.
Межегей. Поэтому гипотеза о том, что учащиеся из города зависимы от
социальных сетей, чем учащиеся из сельских школ подросткового возраста.
А именно, подростки из города Кызыл чаще посещают Интернет-сеть и
общаются в социальных сетях, чем подростки из сельских населений
подтверждена.
Айвазова, А.Е. Психологические аспекты зависимости. Книга
предназначена для широкого круга читателей и для специалистов / А.Е.
Айвазова - СПб.: Издат-во Речь, 2008. - 120с.
2. Бабаева, Ю.Д. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные
исследования в Интернете / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова.
- М.: Можайск-Терра, 2007. - 431с.
3. Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации /
Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский // Психологический журнал, 2011. - №1. -
С. 88-100.
4. Балонов, И.М. Компьютер и подросток / И.М. Балонов. - М.:
Эксмо, 2002. - С. 32-58.
5. Бондаренко, Т.А. Общение виртуальном мире интернета / Т.А.
Бондаренко // Вестник Донского государственного технического
университета, 2009. - Т.9. - №4(43). - С. 728-735.
6. Борисов, А.Ю. Роскошь человеческого общения / А.Ю. Борисов.
- М.: Ш8С, 2006 - С. 184.
7. Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер , К. Вердербер
- СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2003- 320с.
8. Войскунский, А.Е. Психологические аспекты деятельности
человека в интернет-среде / А.Е.Войскунский // Сервер «Психология в
России», раздел «Интернет» (^ ^ ^ . р§усЬо1оду / 1п1ете1)
9. Выгонский, С.И. Обратная сторона Интернета. Психология
работы с компьютером и сетью. - М.: Феникс, 2010. - 320 с.
10. Дормашев, Ю.Б. Поглощенность деятельностью / Ю.Б.
Дормашев, В.Я. Романов // Психология внимания. - Москва, 2005. - С. 260.
11. Дрепа, М.И. Интернет-зависимость как объект научной
рефлексии в современной психологии // Знание. Понимание. Умение. - 2009.
- № 2. - С. 189-193.
4612. Ефимова, Н.С. Психология общения / практикум по психологии //
Н.С. Ефимова - М.: ИД «ФОРУМ»- ИНФРА- М, 2012. - 192 с.
13. Жабко, Е.Д. Интернет как среда виртуального общения / Е.Д.
Жабко // Библиотековедение, 2003. - №4.- С.45-50.
14. Жмырко, К.С. Особенности общения подростков посредством
интернета / К.С. Жмырко // Молодой ученый. - 2015. - №10.- С. 133-135.
15. Изотова, Е.И. Особенности виртуального общения современного
подростка: предикторы выбора / Е.И. Изотова // Мир психологии, 2010. - №3.
- С.102-111.
16. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений /
Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.
17. Камалетдинова, Д.Г. Виртуальное общение как средство развития
межличностных отношений в подростковом возрасте / Д.Г. Камалетдинова //
Всероссийская научно-практическая конференция, 2013. - №1. С.224-226.
18. Коноваленко, М.Ю. Ложь в общении. Как защитить себя от
обмана / М.Ю. Коноваленко - М.: ТЦ Сфера, 2001- 96 с.
19. Краснова, С. В. Как справиться с компьютерной зависимостью /
С.В. Краснова, Н.Р. Казарян. - М.:Бис-прант, 2005. - С.45.
20. Кручинина, Г.А. Общение в интернет. Психологические
проблемы виртуального общения / Г.А. Кручинина //
21. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И.
Лисина. - М.: НПО «МОДЭК», 2007. - 384 с.
22. Макалатия, А.Г. Изучение опыта компьютерных игр //
Международная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным
наукам «Ьошопо§оу-96», Секция: Психология, Тезисы. / А.Г. Макалатия. -
Москва, изд-во МГУ, 2001. - С.79-85.
23. Морозов Е. «Интернет как иллюзия. Обратная сторона сети / Е.
Морозов. - Москва, 2014. - С.53-57.
24. Морозов, Е.А. Пошаговый алгоритм действий при использовании
методов математической статистики в психолого-педагогических
47исследованиях / Е.А. Морозов // Научный диалог, 2014. - № 3 (27). - С. 29
45.
25. Мухина, В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. интов / Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение,
2005. - 272 с.
26. Немов, Р.С. Психология развития / Р.С. Немов. - М.: Москва,
2008. - 348 с.
27. Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности / Н.А.
Носов. - М.: Сфера, 2006. - С.142-143.
28. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже - М.: Римис,
2008. - 249 с.
29. Реан, А.А. Психология детства / Под редакцией членакорреспондента РАО А.А. Реана - СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. - 368 с.
30. Смирнова, Е. О. Детская психология / Учебник для вузов. 3-е
изд., перераб / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
31. Стасенко, В.Г. Психология общения: Учеб. Пособие / Воронеж.:
Международный институт компьютерных технологий, 2007. - 114 с.
32. Хакимова, Д.И. Виртуальное общение - как новый вид
коммуникаций в современном мире / Д.И. Хакимова // В сборнике:
«Актуальные проблемы современной науки», 2015. - С.18.
33. Чебыкина, О.С. Виртуальное общение как фактор возникновения
трудностей в социализации подростков / О.С. Чебыкина // система ценностей
современного общества, 2012. - №26. - С.227-232.
34. Чернова, Г.Р. Психология общения: учеб. Пособие / Г.Р. Чернова,
Т.В. Слотина. - СПб.: Питер, 2012.- 240 с.
35. Чудова, Н.В. Особенности образа Я «жителя» Интернета / Н.В.
Чудова // 2-ая Российская конференция по экологической психологии.
Тезисы. - М.: Экопсицентр РОСС, 2003. - С. 269-270.
4836. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование,
диагностика, коррекция и профилактика / Л.Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот:
Монография. - Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.
37. Юткина, Ю. Компьютерные игры. Разрядка или зависимость? /
Ю. Юткина. - 2007г.
38. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость / К. Янг. - СПб: Мир
Интернет,2008. - С.24-29.