ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО МИРА 6
I. 1 . Определение понятия «общение» . Структура, функции и средства
общения 6
I 2 . Подростковый возраст . Особенности общения подростков 12
I 3 . Виртуальное общение подростков . Средства виртуального общения 18
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ 25
III. Организация и проведение исследования виртуального общения через
Интернет - сеть 25
II 2 . Результаты исследования по выявлению зависимости от интернета 28
II 3 . Профилактика и коррекция компьютерной и интернет зависимости у
учащихся 37
Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложение
ГЛАВА I. ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО МИРА 6
I. 1 . Определение понятия «общение» . Структура, функции и средства
общения 6
I 2 . Подростковый возраст . Особенности общения подростков 12
I 3 . Виртуальное общение подростков . Средства виртуального общения 18
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ 25
III. Организация и проведение исследования виртуального общения через
Интернет - сеть 25
II 2 . Результаты исследования по выявлению зависимости от интернета 28
II 3 . Профилактика и коррекция компьютерной и интернет зависимости у
учащихся 37
Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире проблема виртуального общения у подростков стала сегодня очень актуальна и будет актуальна всегда. Распространение влияния Интернета на многие сферы жизнедеятельности общества, в том числе на общение подростков, возникновением проблем, сопутствующих этому средству коммуникации.
В связи с появлением интернет-сети возникла новая проблема, проблема виртуального общения людей разных возрастов. В последнее время учащиеся (начиная с младшего школьного и заканчивая со старшего класса) начали большое время уделять социальным сетям и в свободное времяпровождение сидят в 1п1ете1-сетя. Основным занятием учащихся в 1п1:ете1-сети являются компьютерные развлечения: прежде всего сетевые игры, социальные сети (Вконтакте, ФасеЬоок, одноклассники), смотр мультфильмов и видеороликов, слушают в сети музыку. В отличие от взрослых людей, подростки начинают испытывать зависимость от интерактивных развлечений. Это происходит по видимому из-за того, что детская (подростковая) психика наиболее подвержена привыканию, при систематическом воздействии на нее.
Как пишет А.И. Волкова, в психологии отсутствует общепринятое определение общения. Как правило, дается описательное определение, указывающее на основные функции или стороны общения. В качестве примера она приводит следующее безымянное определение: «Общение - это «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга»» [19].
Отечественные исследования деятельности человека в Интернет-среде
пока что немногочисленны и ограничены по тематике, если сравнивать их с 3
зарубежными. Существующие исследования в основном посвящены проблемам виртуальной реальности, психологии виртуального общения и проблемам Интернет - зависимости. Поэтому тема виртуального общения подростков в социальных сетях актуальна, потому что не изучены полностью проблема Интернет-сети и зависимости в подростковой среде.
Объектом исследования: общение подростков.
Предмет исследования: особенности виртуального общения современных подростков.
Целью исследования является изучение особенностей виртуального общения и интернет-зависимости современных подростков.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;
- изучить особенности реального и виртуального общения подростков;
- подобрать методики для изучения Интернет-зависимости и провести эмпирическое исследование;
- дать практические рекомендации для учащихся подросткового возраста и для родителей учащихся.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что учащиеся из города зависимы от социальных сетей (вконтакте, одноклассники, ЕасеЬоок), чем учащиеся из сельских школ подросткового возраста. А именно, подростки из города Кызыл чаще посещают Интернет¬сеть и общаются в социальных сетях, чем подростки из сельских населений.
База исследования: МБОУ СОШ № I г. Кызыл и МБОУ СОШ с. Межегей Тандынского района. В исследовании принимали участие 60 учащихся подросткового возраста: 30 - из школы № I и 30 учащихся из с. Межегей. Возраст испытуемых составил от Ю до Г2 лет, средний возраст составил II лет. Участники учатся в 5-6 классах. В городской школе приняли участие подростки 6 класса, а в сельской школе подростки 5 и 6 классов.
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- беседы с учащимися;
- анкетирование;
- тестирование «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Бояьбот) и Кимберли-Янга на Интернет-зависимость;
- математическая статистика.
Теоретико-методологической основой работы являются труды таких ученых, как Божович Л.И., Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Личко А.Е., Фельдштейн Д.И. и других, которые изучали подростковый возраст. Также проблемами зависимости от интернет-сети занимались Н.В. Чудова, Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев и И.В. Бурмистров, Ш. Теркл. Исследовав их труды были найдены различия в структуре самосознания игроков, а также в зависимости от их «опытности» участие в виртуальной коммуникации вносит вклад в становление определенного содержания личной идентичности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные в дальнейшем могут быть использованы практическими психологами, педагогами-психологами образовательных учреждений, а также рекомендации могут помочь для учащихся и их родителям по безопасному использованию интернет - сети.
Структура выпускной квалификационной работы: содержание, введение, 2 глав, кратких выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В связи с появлением интернет-сети возникла новая проблема, проблема виртуального общения людей разных возрастов. В последнее время учащиеся (начиная с младшего школьного и заканчивая со старшего класса) начали большое время уделять социальным сетям и в свободное времяпровождение сидят в 1п1ете1-сетя. Основным занятием учащихся в 1п1:ете1-сети являются компьютерные развлечения: прежде всего сетевые игры, социальные сети (Вконтакте, ФасеЬоок, одноклассники), смотр мультфильмов и видеороликов, слушают в сети музыку. В отличие от взрослых людей, подростки начинают испытывать зависимость от интерактивных развлечений. Это происходит по видимому из-за того, что детская (подростковая) психика наиболее подвержена привыканию, при систематическом воздействии на нее.
Как пишет А.И. Волкова, в психологии отсутствует общепринятое определение общения. Как правило, дается описательное определение, указывающее на основные функции или стороны общения. В качестве примера она приводит следующее безымянное определение: «Общение - это «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга»» [19].
Отечественные исследования деятельности человека в Интернет-среде
пока что немногочисленны и ограничены по тематике, если сравнивать их с 3
зарубежными. Существующие исследования в основном посвящены проблемам виртуальной реальности, психологии виртуального общения и проблемам Интернет - зависимости. Поэтому тема виртуального общения подростков в социальных сетях актуальна, потому что не изучены полностью проблема Интернет-сети и зависимости в подростковой среде.
Объектом исследования: общение подростков.
Предмет исследования: особенности виртуального общения современных подростков.
Целью исследования является изучение особенностей виртуального общения и интернет-зависимости современных подростков.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;
- изучить особенности реального и виртуального общения подростков;
- подобрать методики для изучения Интернет-зависимости и провести эмпирическое исследование;
- дать практические рекомендации для учащихся подросткового возраста и для родителей учащихся.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что учащиеся из города зависимы от социальных сетей (вконтакте, одноклассники, ЕасеЬоок), чем учащиеся из сельских школ подросткового возраста. А именно, подростки из города Кызыл чаще посещают Интернет¬сеть и общаются в социальных сетях, чем подростки из сельских населений.
База исследования: МБОУ СОШ № I г. Кызыл и МБОУ СОШ с. Межегей Тандынского района. В исследовании принимали участие 60 учащихся подросткового возраста: 30 - из школы № I и 30 учащихся из с. Межегей. Возраст испытуемых составил от Ю до Г2 лет, средний возраст составил II лет. Участники учатся в 5-6 классах. В городской школе приняли участие подростки 6 класса, а в сельской школе подростки 5 и 6 классов.
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- беседы с учащимися;
- анкетирование;
- тестирование «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Бояьбот) и Кимберли-Янга на Интернет-зависимость;
- математическая статистика.
Теоретико-методологической основой работы являются труды таких ученых, как Божович Л.И., Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Личко А.Е., Фельдштейн Д.И. и других, которые изучали подростковый возраст. Также проблемами зависимости от интернет-сети занимались Н.В. Чудова, Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев и И.В. Бурмистров, Ш. Теркл. Исследовав их труды были найдены различия в структуре самосознания игроков, а также в зависимости от их «опытности» участие в виртуальной коммуникации вносит вклад в становление определенного содержания личной идентичности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные в дальнейшем могут быть использованы практическими психологами, педагогами-психологами образовательных учреждений, а также рекомендации могут помочь для учащихся и их родителям по безопасному использованию интернет - сети.
Структура выпускной квалификационной работы: содержание, введение, 2 глав, кратких выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Проблема общения многогранна. В последние годы она стала
предметом изучения многих наук. Человек без общения не может жить среди
людей, развиваться, творить. Очень разных определений понятия «общение»,
но нам близка определение Л.П. Буева «Общение - взаимодействие двух или
более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного
или аффективно-оценочного характера».
В последнее время учащиеся (начиная с младшего школьного и
заканчивая со старшего класса) начали большое время уделять социальным
сетям и в свободное времяпровождение сидят в 1пtетnet-сетях. Основным
занятием учащихся в 1пtегпеt-сети являются компьютерные развлечения:
прежде всего сетевые игры, социальные сети (Вконтакте, faсеЬоок,
одноклассники и т.д.), смотр мультфильмов и видеороликов, слушают в сети
музыку. В отличие от взрослых людей, подростки начинают испытывать
зависимость от интерактивных развлечений. Это происходит по видимому
из-за того, что детская (подростковая) психика наиболее подвержена
привыканию, при систематическом воздействии на нее.
Целью нашего исследования является изучение особенностей
виртуального общения и интернет - зависимости современных подростков.
Исследование проводили на базе МБОУ СОШ № 1 г. Кызыл и МБОУ
СОШ с. Межегей Тандынского района. В исследовании принимали участие
60 учащихся подросткового возраста: 30 - из школы № 1 и 30 учащихся из с.
Межегей. Возраст испытуемых составил от 10 до 12 лет, средний возраст
составил 11 лет. Участники учатся в 5-6 классах. В городской школе приняли
участие подростки 6 класса, а в сельской школе подростки 5 и 6 классов.
Для проведения исследования выбраны методики: методика «Способ
скрининговой диагностики компьютерной зависимости» (Л. Н. Юрьева, Т.
Ю. Бояьбот) и тест Кимберли-Янг на Интернет-зависимость.
По результатам исследования 10 учеников из городской и сельской
школ находятся на стадии риска компьютерной зависимости, большое количество времени находятся перед компьютером, играют в компьютерные
игры, посещают социальные сети. 18 учащихся находятся на стадии
увлеченности от компьютерных игр. 32 подростка не зависимы от
компьютера, находятся перед компьютером по необходимости, когда нуны
делать какие- либо работы (рефераты, доклады, презентации и т.д.). И у
некоторых из них отсутствует компьютеры и ноутбуки дома, особенно у
сельских школьников. Такие ученики находятся перед компьютером на
уроках информатики.
Из второй методики на Интернет - зависимость моем сделать вывод о
том, что из 60 подростков 19 подростка не имеют возможности выхода в
интернет-сеть, заходят иногда, в день только по 30 минут сидят. Основными
причинами являются отсутствие телефонов с выходом в интернет, отсутствие
денег на счету, заходят иногда с телефонов друзей, родственников и т.д.
Склонны к интернет-сетям, общаются и переписываются в социальных сетях
по 2-3 часа в день 30 учащихся подросткового возраста. В основном они
переписываются с друзьями в социальных сетях. Более 4 часов в день сидят в
интернет - сети 9 учеников подросткового возраста. В интернет-сети они
смотрят видеоролики, фильмы, слушают музыку и в основном
переписываются с друзьями.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы применили 1- критерий
Стьюдента. Получилось, Тэмп= 2,2 находится в зоне неопределенности, в
этом случае гипотеза Н0 не отклоняется, а принимается. Поэтому принимаем
Н0, о том, что подростки из школы №1 г. Кызыл зависимы от школьников с.
Межегей. Поэтому гипотеза о том, что учащиеся из города зависимы от
социальных сетей, чем учащиеся из сельских школ подросткового возраста.
А именно, подростки из города Кызыл чаще посещают Интернет-сеть и
общаются в социальных сетях, чем подростки из сельских населений
подтверждена.
предметом изучения многих наук. Человек без общения не может жить среди
людей, развиваться, творить. Очень разных определений понятия «общение»,
но нам близка определение Л.П. Буева «Общение - взаимодействие двух или
более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного
или аффективно-оценочного характера».
В последнее время учащиеся (начиная с младшего школьного и
заканчивая со старшего класса) начали большое время уделять социальным
сетям и в свободное времяпровождение сидят в 1пtетnet-сетях. Основным
занятием учащихся в 1пtегпеt-сети являются компьютерные развлечения:
прежде всего сетевые игры, социальные сети (Вконтакте, faсеЬоок,
одноклассники и т.д.), смотр мультфильмов и видеороликов, слушают в сети
музыку. В отличие от взрослых людей, подростки начинают испытывать
зависимость от интерактивных развлечений. Это происходит по видимому
из-за того, что детская (подростковая) психика наиболее подвержена
привыканию, при систематическом воздействии на нее.
Целью нашего исследования является изучение особенностей
виртуального общения и интернет - зависимости современных подростков.
Исследование проводили на базе МБОУ СОШ № 1 г. Кызыл и МБОУ
СОШ с. Межегей Тандынского района. В исследовании принимали участие
60 учащихся подросткового возраста: 30 - из школы № 1 и 30 учащихся из с.
Межегей. Возраст испытуемых составил от 10 до 12 лет, средний возраст
составил 11 лет. Участники учатся в 5-6 классах. В городской школе приняли
участие подростки 6 класса, а в сельской школе подростки 5 и 6 классов.
Для проведения исследования выбраны методики: методика «Способ
скрининговой диагностики компьютерной зависимости» (Л. Н. Юрьева, Т.
Ю. Бояьбот) и тест Кимберли-Янг на Интернет-зависимость.
По результатам исследования 10 учеников из городской и сельской
школ находятся на стадии риска компьютерной зависимости, большое количество времени находятся перед компьютером, играют в компьютерные
игры, посещают социальные сети. 18 учащихся находятся на стадии
увлеченности от компьютерных игр. 32 подростка не зависимы от
компьютера, находятся перед компьютером по необходимости, когда нуны
делать какие- либо работы (рефераты, доклады, презентации и т.д.). И у
некоторых из них отсутствует компьютеры и ноутбуки дома, особенно у
сельских школьников. Такие ученики находятся перед компьютером на
уроках информатики.
Из второй методики на Интернет - зависимость моем сделать вывод о
том, что из 60 подростков 19 подростка не имеют возможности выхода в
интернет-сеть, заходят иногда, в день только по 30 минут сидят. Основными
причинами являются отсутствие телефонов с выходом в интернет, отсутствие
денег на счету, заходят иногда с телефонов друзей, родственников и т.д.
Склонны к интернет-сетям, общаются и переписываются в социальных сетях
по 2-3 часа в день 30 учащихся подросткового возраста. В основном они
переписываются с друзьями в социальных сетях. Более 4 часов в день сидят в
интернет - сети 9 учеников подросткового возраста. В интернет-сети они
смотрят видеоролики, фильмы, слушают музыку и в основном
переписываются с друзьями.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы применили 1- критерий
Стьюдента. Получилось, Тэмп= 2,2 находится в зоне неопределенности, в
этом случае гипотеза Н0 не отклоняется, а принимается. Поэтому принимаем
Н0, о том, что подростки из школы №1 г. Кызыл зависимы от школьников с.
Межегей. Поэтому гипотеза о том, что учащиеся из города зависимы от
социальных сетей, чем учащиеся из сельских школ подросткового возраста.
А именно, подростки из города Кызыл чаще посещают Интернет-сеть и
общаются в социальных сетях, чем подростки из сельских населений
подтверждена.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Особенности виртуального общения подросткового возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРОВ ПЕРВОГО КУРСА НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Виртуальное общение молодежи в социальных сетях (Социологический практикум, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС))
Курсовые работы, социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2020 - Особенности самопрезентации подростков в реальном и виртуальном общении (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - Теоретические аспекты изучения особенностей подростков в сети интернет (Педагогика, психология, Камчатский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ IPAD НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕ 5 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2014 - САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ
ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016



