ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ВОВЛЕЧЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В СОЦИАЛЬНУЮ СЕТЬ INSTAGRAM 7
1.1. Вовлеченность в социальную сеть как социально -психологическая
проблема 7
1.2. Особенности вовлеченности подростков в социальную сеть I nstagram .. 18
1.3. Социально-педагогические условия снижения вовлеченности старших
школьников в социальную сеть Instagram 24
2.1. Программа исследования вовлеченности старших школьников в
социальную сеть Instagram 33
2.2. Опыт организации исследования вовлеченности старших школьников в
социальную сеть Instagram 37
2.3. Реализация условий по снижению вовлеченности старших школьников в
социальную сеть Instagram 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Актуальность исследования. На сегодняшний день компьютер и Интернет перестали являться чем-то неизвестным и далеким. Более того, сейчас он стал неотъемлемой частью жизни каждого современного человека. Индустрия компьютерной техники развивается и становится все более прогрессивной, если ранее для выхода в Интернет использовали стационарные компьютеры или ноутбуки, то теперь это легко можно сделать через смартфон или планшет, что в разы упрощает этот процесс.
Вместе с самой техникой меняется и аудитория, которая значительной молодеет. Так, согласно статистическим данным, если ранее компьютером и Интернетом пользовались люди возраста 18-30 лет, то теперь, мы наблюдаем снижение данной отметки до 11-13 лет, которые являются активными пользователями. В связи с тем, что контент, размещенный в Интернете, сегодня практически не подвергается должной цензуре, подростки могут столкнуться с тем, к чему еще не готова их несформированная психика: навязывание идеала женской и мужской внешности (фигура, одежда, черты лица). В связи с чем девушки в 13-15 лет выглядят и ведут себя на 8, а то и на 20 лет старше. Также, происходит навязывание образа жизни успешного счастливого человека: род занятий, сфера деятельности, планы на будущее. На человека с уже сформированной самооценкой, Я-концепцией это скорее всего не повлияет, в то время как на подростка, который только стоит на пути самопознания и самоопределения, все это оказывает достаточно сильное давление. Наряду с этим в социальной сети Instagram сегодня сильно развит сетевой маркетинг с различными вложениями и обещаниями о богатстве и славе. На деле это ничто иное, как обман и вытягивание денег из наивных пользователей сети, какими по большей степени и являются подростки. Также важно отметить, что наряду с изменениями в возрасте пользователей, меняется и их количество, согласно статистическим данным, с декабря по март 2017 года оно увеличилось примерно в 5 раз...
На первом этапе эмпирического исследования нами была проанализирована научная литература и обнаружено, что выбранный нами вопрос, с точки зрения науки, мало изучен. На сегодняшний день отсутствует единое и точное определения понятию «вовлеченность в социальную сеть Instagram». Большая часть современных исследований посвящена изучению социальных процессов и явления, происходящих в таких социальных сетях как: «Вконтакте», «Одноклассники».
Социальная сеть Instagram на сегодняшний день становится все более популярной среди молодежи и подростков и несет в себе определенные риски, связанные с навязыванием модели образа жизни: внешний вид и образ жизни успешного молодого человека, который не соответствует ни возможностям, ни потребностям ребенка и его семьи. Также с количеством и качеством времени, проводимого подростками в сети, причем как свободного, так и вместо учебы, что сказывается на его личностном и социальном развитии, мировоззрении и самоосуществлении.
Используя статистический метод коэффициент корреляции R- Спирмана, нами было выявлено, что вовлеченность в социальную сеть Instagram является отличным от «зависимости» понятием. Также, изучив научную литературу по теме исследования, нами были обнаружены специфические черты процесса вовлеченности в социальную сеть Instagram, обусловленные действиями, осуществляемыми подростками в ней:
• нахождение в сети связано с потребностью подростков в самореализации;
• решение проблем формирования Я-концепции происходит через возможность получения одобрения со стороны своих подписчиков;
• неуверенность в себе, неприятие своей внешности решается путем обработки своих фото различными фильтрами;
• упрощение процесса коммуникации через особого рода организованное общение в сети.
Следующим этапом эмпирического исследования нами была разработана программа диагностики уровня вовлеченности подростков в социальную сеть Instagram и степень зависимости от социальной сети. Нами было выявлено, что пребывание старших школьников в социальной сети Instagram характеризуется высоким уровнем вовлеченности, которая имеет следующие проявления: сильная степень концентрации, значительное проявление дискомфорта при прекращении пользования сетью. Отсутствие удовлетворенности как от процесса пользования сетью, так и от реакции со стороны «подписчиков». Наличие неадекватных, не способствующих развитию целей: «куда все туда и я», «потратить время» и.т.д., что говорит о слабой осознанности. Также, следует отметить, что о слабой осознанности говорит еще и то, что большая часть опрошенных не считают, что их «посты» могут менять людей. Не соответствие мотивам пользования сетью и деятельностью, осуществляемой подростками в самой сети.
На основе полученных результатов исследования нами были теоретически осмысленны и разработаны условия организации и проведения социально-педагогической работы по снижению вовлеченности старших школьников в социальную сеть Instagram: групповые занятия, с элементами тренинга, направленные на расширение представлений о пользе и вреде, рисках данной социальной сети, создание условий для самопознания и возможностей самореализации, развитие коммуникативных навыков...
1. Бабаева Ю. Д, Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журн.,1998.т. 19 -№1.- С.89-100
2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского.- М: «Можайск-Терра», 2000.- 431 с.
3. Барабанщикова В.В, Представления о вовлеченности в работу и трудоголизме в современных психологических исследованиях / Барабанщикова В.В, Климова О.А. // Национальный психологический журнал.— 2015.— № 1(17). - С. 52-60.
4. Бердяев Н. А. Самопознание / Н.А Бердяев. - М.: Изд-во «Книга», 1991. - 448 с.
5. Бобкова И.А. Риски в социальных сетей [Электронный ресурс] И.
А. Бобкова Электрон. текстовые дан. - Режим
доступа: http://www.mce.su/archive/doc150831/rus.pdf. - (Дата обращения: 05.11.2017).
6. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском
возрасте. — СПб.: Питер Пресс, 2009.- 400 с.
7. Бурова В.А. Социально-психологические аспекты Интернет -
зависимости. // [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://user.lvs.ru/vita/doclad.htm (Дата обращения: 07.11.2017).
8. Вайндорф-Сысоева М. Е., Крившенко Л. П. Педагогика: Конспект лекций. — 2-е изд., пераб. и доп. — М.: «Юрайт», 2010. — 239 с.
9. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высш. пед. Учеб. Заведений. - М.: Изд-во центр «Академия», 2002 - 160с.
10. Волков С. С. // [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.b17.ru/article/13802/ (дата обращения 29.10.17)
11. Голдберг И. Расстройство Интернет-аддикция.//
Киберпсихология и поведение. 1996, том 3, №4 с.403-412
12. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2002. - 694 с.
13. Гралла П. Хитрости. Интернет. Спб.: Питер, 2006.- 256 с.
14. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости / А. Ю. Егоров. — СПб.: Речь, 2007. — 190 с.
15. Информационный гуманитарный интернет-портал «Знание. Понимание». Умение»// [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/(дата обращения 10.11.17)...47