Практико-ориентированные задачи как средство мотивации в обучении математике 7 - 9 классов
|
Введение 3
Глава 1. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ В ШКОЛНОМ КУРСЕ
МАТЕМАТИКИ 6
1.1 Мотивация обучающихся как педагогическая проблема 6
1.2 Практико-ориентированные задачи как педагогический феномен 15
1.3 Педагогические условия применения практико-ориентированных задач как
средства мотивации в обучении математике 7-9 классах 21
Глава 2. МЕТОДИКА ПРЕМЕНЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 7 - 9 КЛАССАХ 29
2.1 Практико-ориентированные задачи на уроке открытия нового знания 29
2.2 Практико-ориентированные задачи на уроке общеметодологической
направленности 39
2.3 Описание организации и результатов эксперимента 48
Заключение 53
Список использованных источников: 55
Приложения 60
Приложение А Технологическая карта урока «открытия нового знания» по теме «Теорема Пифагора» 60
Приложение Б Технологическая карта урока «общеметодологической направленности» по теме «Теорема Пифагора» 711
Приложение В Комплекс практико-ориентированных задач 799
Приложение Г «Методика изучения мотивации учения подростков» по М.Лукьяновой
855
Приложение Д Диагностическая работа для определения уровня математической подготовки обучающихся 9-х классов 977
Глава 1. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ В ШКОЛНОМ КУРСЕ
МАТЕМАТИКИ 6
1.1 Мотивация обучающихся как педагогическая проблема 6
1.2 Практико-ориентированные задачи как педагогический феномен 15
1.3 Педагогические условия применения практико-ориентированных задач как
средства мотивации в обучении математике 7-9 классах 21
Глава 2. МЕТОДИКА ПРЕМЕНЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВА МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 7 - 9 КЛАССАХ 29
2.1 Практико-ориентированные задачи на уроке открытия нового знания 29
2.2 Практико-ориентированные задачи на уроке общеметодологической
направленности 39
2.3 Описание организации и результатов эксперимента 48
Заключение 53
Список использованных источников: 55
Приложения 60
Приложение А Технологическая карта урока «открытия нового знания» по теме «Теорема Пифагора» 60
Приложение Б Технологическая карта урока «общеметодологической направленности» по теме «Теорема Пифагора» 711
Приложение В Комплекс практико-ориентированных задач 799
Приложение Г «Методика изучения мотивации учения подростков» по М.Лукьяновой
855
Приложение Д Диагностическая работа для определения уровня математической подготовки обучающихся 9-х классов 977
Предмет математика образовывает, развивает и воспитывает обучающихся наряду с остальными основными предметами школьного курса, поэтому изучение математики или обучение математикой является одним из главных направлений современных образовательных учреждений. Готовность и стремление обучающихся к изучению предмета напрямую связано с эффективностью процесса обучения. Современное общество требует от обучающихся не только высокого уровня знаний теоретического материала предмета, но и готовность к практическому применению полученной информации. Содержание предмета математика глубоко проникла в структуру повседневной жизни, в связи с этим начался активный переход от теоретической к практической направленность предмета. На данный момент остро стоит проблема стимуляции учеников к усвоению учебного материала и побуждению к его применению. Одними из первых затронули данную проблему И. А. Каирова, М. А. Данилова, Р. Г. Лембер. По сей день актуальность данной темы не угасает, так как одной из главных задач современного обучения является становление мотивации обучающихся к изучению математики, повышение активности обучающихся во время уроков, формирование познавательного интереса учеников к предмету, создание условий для формирования практических навыков, необходимых для успешной жизнедеятельности. Реализовать данные задачи позволяют практико-ориентированные задачи, обеспечивающие повышение мотивации обучающихся, познавательной активности и привлечение внимания к образовательному процессу, а также наглядно демонстрирующие связь предмета с реальной действительностью. Кроме того практико-ориентированные задачи позволяют обучающимся сформировать во время обучения практические навыки, значимые для успешной жизнедеятельности.
Любой новый элемент образовательного процесса требует определенных условий его внедрения. Ни один компонент педагогического процесса не может использоваться рационально, если образовательная среда для этого не подходит. Так и использование практико-ориентированных задач в обучении математике не будет эффективным, если не соблюдать некоторое педагогические условия. Исследованием различных аспектов педагогических условий занимались такие научные деятели как Н.А. Ипполитова, Н.А. Стерехова, А.А. Володин, В.В. Давыдов [15], [38], [40]. Каждый ученый по-своему характеризовал педагогические условия, их особенности и классификации.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по применению практико-ориентированных задач как средства мотивации обучающихся 7 - 9 классов на уроках математики в общеобразовательной школе.
Объект исследования: процесс обучения математике обучающихся 7 - 9 классов.
Предмет исследования: практико-ориентированные задачи как средство мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в 7 - 9 классах.
Проблема исследования состоит в поиске ответа на вопрос: как применять практико-ориентированные задачи на различных видах уроков математики в 7 - 9 классах для повышения мотивации обучающихся?
Гипотеза исследования: применение практико-ориентированных задач как средства мотивации обучающихся 7 - 9 классов на уроках математики в общеобразовательной школе будет результативным, если
- выделены педагогические условия применения практико-ориентированных задач как средства мотивации обучающихся в процессе обучения математике;
- разработаны методические рекомендации по реализации выделенных условий на различных видах уроков математики в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования рассмотреть понятия «практико-ориентированная задача» и выделить педагогические условия их применения как средства мотивации в обучении математике 7 - 9 классах;
2. Разработать методические рекомендации по применению практико-ориентированных задач как средства мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках «открытия нового знания».
3. Разработать методические рекомендации по применению практико-ориентированных задач как средства мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках «общеметодологической направленности».
4. Экспериментально проверить эффективность разработанных методических рекомендаций.
Структура исследования: данная работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Любой новый элемент образовательного процесса требует определенных условий его внедрения. Ни один компонент педагогического процесса не может использоваться рационально, если образовательная среда для этого не подходит. Так и использование практико-ориентированных задач в обучении математике не будет эффективным, если не соблюдать некоторое педагогические условия. Исследованием различных аспектов педагогических условий занимались такие научные деятели как Н.А. Ипполитова, Н.А. Стерехова, А.А. Володин, В.В. Давыдов [15], [38], [40]. Каждый ученый по-своему характеризовал педагогические условия, их особенности и классификации.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по применению практико-ориентированных задач как средства мотивации обучающихся 7 - 9 классов на уроках математики в общеобразовательной школе.
Объект исследования: процесс обучения математике обучающихся 7 - 9 классов.
Предмет исследования: практико-ориентированные задачи как средство мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках математики в 7 - 9 классах.
Проблема исследования состоит в поиске ответа на вопрос: как применять практико-ориентированные задачи на различных видах уроков математики в 7 - 9 классах для повышения мотивации обучающихся?
Гипотеза исследования: применение практико-ориентированных задач как средства мотивации обучающихся 7 - 9 классов на уроках математики в общеобразовательной школе будет результативным, если
- выделены педагогические условия применения практико-ориентированных задач как средства мотивации обучающихся в процессе обучения математике;
- разработаны методические рекомендации по реализации выделенных условий на различных видах уроков математики в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования рассмотреть понятия «практико-ориентированная задача» и выделить педагогические условия их применения как средства мотивации в обучении математике 7 - 9 классах;
2. Разработать методические рекомендации по применению практико-ориентированных задач как средства мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках «открытия нового знания».
3. Разработать методические рекомендации по применению практико-ориентированных задач как средства мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках «общеметодологической направленности».
4. Экспериментально проверить эффективность разработанных методических рекомендаций.
Структура исследования: данная работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
На основе исследования методической и психолого-педагогической литературы было рассмотрено определение понятия «практико¬ориентированная задача» и педагогические условия их применения в качестве средства мотивации в обучении математике 7 9 классах.
Под практико-ориентированной задачей подразумевается задача связанная с окружающей действительность. Она моделирует какую-либо бытовую ситуацию, а также направлена на формирование практически значимых навыков и способов действий.
Были выделены следующие педагогические условия:
✓ Содержание практико-ориентированных задач соответствует содержанию предмета математика;
✓ Содержание практико-ориентированных задач должно учитывать возрастные особенности обучающихся, их жизненный опыт и интересы;
✓ Использование практико-ориентированных задач не противоречит принципу доступности.
Вышеперечисленные педагогические условия обеспечивают максимальную эффективность внедрения практико-ориентированных задач в процесс обучения математике.
В работе содержатся разработанные методические рекомендации по применению практико-ориентированных задач на уроках «открытия нового знания» и «общеметодологической направленности», кроме того в ходе экспериментальной работы была подтверждена их эффективность. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения Гимназии № 7 в 9 «А» классе. На момент экспериментальной работы в классе находилось 26 обучающихся - 14 девочек и 12 мальчиков. В процессе проведения исследования наблюдалась тенденция повышения мотивации обучающихся 9-го класса за счет включения в образовательный процесс нового элемента - практико-ориентированная задача. ПОЗ позволила обучающимся взглянуть по-новому на изучение предмета, увидеть его взаимосвязь с другими дисциплинами школьного курса, а также наблюдать практическую значимость математики. Начальный уровень мотивации обучающихся был недостаточно высок для успешного основания предметных знаний, однако к концу исследования он повысился - это доказываю результаты повторных тестирований. Применение практико¬ориентированных задач на разных этапах уроков разного типа позволяют достичь различных целей и реализовать поставленные задачи.
Практико-ориентированные задачи за счет нестандартного изложения условия, связи с окружающим миром и прикладной направленностью позволяют обучающимся развивать практические навыки применения математических знаний, привлекает к решению задачи свой жизненный опыт и включать в образовательный процесс личные интересы, тем самым повышаю учебную мотивацию обучающихся. А также ПОЗ демонстрируют связь математики с бытом и другими дисциплинами школьного курса, вследствие этого привлекают интерес обучающихся и повышают их заинтересованность.
Большое значение данная работа имеет за счет содержания методических рекомендаций применение практико-ориентированных задач как средства мотивации в обучении математике.
Итак, цель данной работы была достигнута, а все задачи выполнены.
Под практико-ориентированной задачей подразумевается задача связанная с окружающей действительность. Она моделирует какую-либо бытовую ситуацию, а также направлена на формирование практически значимых навыков и способов действий.
Были выделены следующие педагогические условия:
✓ Содержание практико-ориентированных задач соответствует содержанию предмета математика;
✓ Содержание практико-ориентированных задач должно учитывать возрастные особенности обучающихся, их жизненный опыт и интересы;
✓ Использование практико-ориентированных задач не противоречит принципу доступности.
Вышеперечисленные педагогические условия обеспечивают максимальную эффективность внедрения практико-ориентированных задач в процесс обучения математике.
В работе содержатся разработанные методические рекомендации по применению практико-ориентированных задач на уроках «открытия нового знания» и «общеметодологической направленности», кроме того в ходе экспериментальной работы была подтверждена их эффективность. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения Гимназии № 7 в 9 «А» классе. На момент экспериментальной работы в классе находилось 26 обучающихся - 14 девочек и 12 мальчиков. В процессе проведения исследования наблюдалась тенденция повышения мотивации обучающихся 9-го класса за счет включения в образовательный процесс нового элемента - практико-ориентированная задача. ПОЗ позволила обучающимся взглянуть по-новому на изучение предмета, увидеть его взаимосвязь с другими дисциплинами школьного курса, а также наблюдать практическую значимость математики. Начальный уровень мотивации обучающихся был недостаточно высок для успешного основания предметных знаний, однако к концу исследования он повысился - это доказываю результаты повторных тестирований. Применение практико¬ориентированных задач на разных этапах уроков разного типа позволяют достичь различных целей и реализовать поставленные задачи.
Практико-ориентированные задачи за счет нестандартного изложения условия, связи с окружающим миром и прикладной направленностью позволяют обучающимся развивать практические навыки применения математических знаний, привлекает к решению задачи свой жизненный опыт и включать в образовательный процесс личные интересы, тем самым повышаю учебную мотивацию обучающихся. А также ПОЗ демонстрируют связь математики с бытом и другими дисциплинами школьного курса, вследствие этого привлекают интерес обучающихся и повышают их заинтересованность.
Большое значение данная работа имеет за счет содержания методических рекомендаций применение практико-ориентированных задач как средства мотивации в обучении математике.
Итак, цель данной работы была достигнута, а все задачи выполнены.
Подобные работы
- Практико-ориентированные задачи как средство развития познавательного интереса школьников на занятиях по геометрии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Практико-ориентированные ситуации как средство формирования регулятивных учебных действий обучающихся 7 - 9 классов в процессе обучения геометрии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Методические особенности обучения решению практико-ориентированных задач из ОГЭ по математике
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022 - АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2021 - Реализация практико-ориентированного обучения математике в 5-6 классах на основе использования контекста повседневной жизни.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Формирование функциональной грамотности обучающихся
5-6 классов в процессе обучения математике
на основе использования контекста повседневной жизни
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024



