Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ 15-16 ЛЕТ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Работа №168927

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО¬ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 15-16 ЛЕТ..5
1.1. Понятие «семья» и характеристика семей, находящихся в социально
опасном положении 5
1.2. Особенности социально-педагогического сопровождения семьи,
находящейся в социально опасном положении 13
1.3. Особенности социализации детей из семей, находящихся в социально
опасном положении 22
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ И ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 15-16 ЛЕТ 30
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 30
2.2. Результаты эмпирического исследования 40
2.3. Программа по коррекции детско-родительских отношений в семье с
детьми от 15 до 16 лет, находящейся в социально опасном
положении 58
Выводы по главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67


По данным отдела детства Министерства социальной защиты населения Бурятии, в республике на учете состоят 711 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитываются 1670 детей. По данным рейда комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, 66 несовершеннолетних из семей социально опасного положения были помещены в учреждения социального обслуживания, поскольку серьезные опасения вызывали злоупотребление родителями алкогольными напитками и отсутствие должного контроля над детьми в семье. Данной категории семей помогают социально (проводят разные мероприятия - спортивные, творческие), материально (помощь в сборе ребенка в первый класс, пособие для многодетных), психологически (проводят диагностику и коррекцию ребенка девиантного поведения). Данная помощь мало эффективна и приводит к росту числа семей социально опасного положения, в данной работе представлена программа коррекции семей социально опасного положения с детьми от 15 до 16 лет. Программа направлена на работу с родителями и с детьми.
Цель исследования - выявить негативные факторы внутри детско- родительских отношений.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы
по исследуемой проблеме.
2. Подобрать методики по изучению детско-родительских отношений.
3. Провести эмпирическое исследование.
4. Выявить особенности детско-родительских отношений в семьях социально опасного положения.
5. Разработать программу по коррекции детско-родительских взаимоотношений в семье социально опасного положения с детьми от 15 до 16 лет.
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: особенности психолого-педагогического
сопровождения семьи с детьми от 15 до 16 лет, находящейся в социально опасном положении.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в семьях социально опасного положения имеет место нарушения детско-родительских отношений, что негативно влияет на психологическое благополучие семьи.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение Иволгинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа.
Выборка: 30 человек, из них 10 подростков от 15 до 16 лет (5 мальчиков и 5 девочек) и 20 родителей (10 мам и 10 отцов).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Психолого-педагогическое социально опасное положение - семья, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.
Нами была предложена следующая формулировка: социально опасным является положение, когда условия и жизненные обстоятельства угрожают жизни, здоровью и благополучию ребенка, влекут его безнадзорность, беспризорность, антиобщественное поведение и правонарушения.
Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, необходимо рассматривать как комплекс согласованных профессиональных действий органов, иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательств с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
1. По методике диагностики опросник «Подростки о родителях» (ПОР) русскоязычная адаптация методики Э. Матейчика и П. Ржичана было установлено, что у подростков лучше простроены взаимоотношения с матерью. Также было выявлено, что у подростков явно выраженный контроль, который не дает возможность самостоятельности.
2. Диагностическая методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана свидетельствует об отсутствие психологического или физического насилия над подростками. Большой процент благоприятной семейной ситуации говорит о гармоничных отношениях только с одним из членов семьи и подросток ограничивает круг семьи только на одном из родителей. Низкий уровень тревожности у подростков выявлен в семьях где один из родителей не участвует в воспитании подростка.
3. Тест-опросник «Сознательное родительство» (Овчарова Р.В., Ермихина М.О.) помог выявить, что большинство мам обладают навыками и умениями родительства, но не имеют научных знаний. Большинство отцов не имеют представления о воспитание ребенка и не обладают чувством ответственности.
4. Результаты методики РАЕ! опросник родительских установок (Шефер Е.С., Белл Р.К., адаптирована Нещерет Т.В.) показали, что у большинства мам положительное отношение к семейной роли, но не удовлетворены своим супругом. Они обладают эмоциональной связью с ребенком. Отцы не обладают эмоциональным контактам с ребенком и не удовлетворены своей семейной ролью и статусом.
5. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (Марковская И.М.) показал, что родители, обладающие эмоциональной связью с подростком, не обладают стабильными взаимоотношениями. Со взгляда подростка не все родители уделяют должного внимания, отсутствует сотрудничество, частый контроль.
По результатам всех методик были подобраны оптимальные упражнения, которые помогут родителям и подросткам научиться взаимодействовать и устанавливать оптимальный эмоциональный контакт. Психолого-педагогической сопровождение семей социально опасного положения с детьми от 15 до 16 лет возможно при установление доверительных отношений со всеми членами семьи. Также для данных семей важна поддержка семьи со схожими проблемами, с которыми они могли делиться успехами или проблемами.



1. Авсиевич М.Т., Крылова Н.А. Семейное воспитание: Учебное пособие для занятий на курсах повышения квалификации социальных педагогов. Калининград, 2000. С. 50-64.
2. Алексеева Л.С., Плотник М.М. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. М., 1995. № 1. 20 с.
3. Алексеева А.С. Особенности неблагополучных семей и возможности школы в работе с ними: сборник «Вопросы профилактики правонарушений». М., 1985. С 20-22.
4. Аналитические материалы о положении детей в Санкт- Петербурге (2009 год) // Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга. Документы. URL: htpp://www.homekid.ru (дата обращения: 25.12.2020). 1 с.
5. Антипова Е.В. Воспитательный потенциал современной семьи. Проблемы воспитания. Могилев, 2006. № 6. С. 30-33.
6. Антонов А.А. Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов). М., 1998. С. 15-17.
7. Арнаутова Е. П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление
дошкольным образовательным учреждением. Екатеринбург, 2002. № 4. С.
40-43.
8. Баранова Л.Д. Социальный педагог в школе. Волгоград, 2009. 187 с.
9. Баринова Т.М., Кокорева Е.М. Семья и семейное воспитание. Магадан, 2015. № 1. 13 с.
10. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М, 1994. С. 150-155.
11. Бубен С.С. Социальная работа с ребенком и семьей: Пособие для учителей, социальных педагогов и специалистов органов охраны детства. М., 2000. С. 53-59.
12. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки
детского психиатра: Книга для учителей и родителей. М., 1991. С. 200-203.
13. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988. С. 342-346.
14. Васильева Л.Л., Кащеева А.В. Понятийный аппарат социальной педагогики. СПб., 2009. С. 231-233.
15. Василькова Ю.В., Василькова Т А. Социальная педагогика: Курс лекций. М., 2001. С. 20-25...75


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ