ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Изучение сельского хозяйства в курсе «География России» в 9 классе 5
1.1. Характеристика курса «География России» в 9 классе, и место в нем
изучению сельского хозяйства 5
1.2. ЭГХ сельского хозяйства Курагинского района 15
Глава 2. Деловая игра как способ изучения сельского хозяйства в курсе «География России» в 9 классе 24
2.1. Игра как способ обучения. Использование учебных игр в
образовательном процессе в старшей школе 24
2.2. Деловая игра как способ обучения в курсе «География России» в 9 классе
32
2.3. Методическая разработка деловой игры «Аграрий» на тему «Сельское
хозяйство Курагинского района» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 43
Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности.
Общение является неотъемлемой частью урока и внеурочного мероприятия, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса, так и успешности обучения школьников.
В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учётом межличностных связей: преподаватель — группа, преподаватель — ученик, ученик — группа, ученик — ученик и т.д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. И успех в обучении — это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование различных видов игр.
Игра представляет собой условие воспроизведения её участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения.
Проблеме развития коммуникативных умений старших школьников в игровой деятельности посвящено много исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении таких педагогов и психологов, как О.С. Газмана, И.С. Кона, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Михайловой, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и многих других [19].
Цель: методическая разработка деловой игры по теме «Сельское хозяйство Курагинского района»...
Несомненно, важнейшей методической задачей курса «География России» является формирование у обучающихся представления о хозяйстве как определенной системе с четко выраженной структурой, развивающейся по определенным законам, системе, в которой процессы самоорганизации и самоуправления сочетаются с государственными управленческими механизмами. Реализация подобного подхода очень важна, ибо она закладывает верную мировоззренческую ориентацию и позволяет еще на уровне школы преодолеть широко распространённое в стране упрощенное понимание сути формируемой рыночной экономики.
Поскольку региональный раздел - квинтэссенция школьного географического курса, его изучение необходимо направить на выполнение уникальной образовательной функции географии - научить ученика видеть и воспринимать территориальные системы в целом, мыслить территориями, а не их компонентами.
Выводы:
1) В работе рассмотрено изучение сельского хозяйства в курсе «География России» в 9 классе.
На изучение агропромышленного комплекса отводится 3 часа. При изучении сельского хозяйства раскрывается его состав и значении в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства.
2) Составлена экономико-географическая характеристика сельского хозяйства Курагинского района.
Основными отраслями специализации сельского хозяйства Курагинского района являются: в растениеводстве - возделывание зерновых культур (пшеницы, овса), в животноводстве - разведение крупнорогатого скота. Также в Курагинском районе есть действующий молочный цех, открытый на базе ФГУП «Курагинское», выпускающий для реализации молочную продукцию. В районе лидирующими сельскохозяйственными предприятиями являются: АО «Берёзовское», ЗАО «Имисское», ЗАО «Марининское» и ФГУП «Курагинское».
3) Рассмотрены возможности и примеры игр для изучения сельского хозяйства в курсе «География России» в 9 классе.
Наиболее подходящими в изучении сельского хозяйства являются деловые игры (имитационные, операционные, ролевые и т.д.), например, деловая игра «Фермер».
4) Составлена авторская методическая разработка деловой игры
«Аграрий» по теме «Сельское хозяйство Курагинского района».
С помощью игры «Аграрий» нам удастся сформировать у обучающихся представлений о сельском хозяйстве Курагинского района; составить авторскую карту; заполнить таблицу; развить у обучающихся коммуникативные, познавательные и личностные УУД.
1. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. - М., 2000.
2. Бе/формата. «2020 год - успешный для сельского хозяйства Курагинского
района». [Электронный ресурс]. - URL:
https://kuragino.bezformata.com/listnews/selskogo-hozyaystva-kuraginskogo- rayona/89547673/
3. География : Технологические карты : 9 класс : методическое пособие / Е. А. Беловолова, Е. А. Таможняя. — М. : Вентана-Граф, 2019. — 207, [1] с. : ил. — (Российский учебник).
4. ДЕЛОВАЯ ИГРА «ФЕРМЕР». [Электронный ресурс]. - URL:
https://docplaver.ru/43418195-Delovaya-igra-fermer.html
5. Журавлев А.Л., Хащенко В.А. Методики социально-психологической диагностики личности и группы.- Изд.: «Институт технологии РАН». Сборник статей, Москва 1990, 206 стр.
6. Игра, как средство обучения, воспитания и развития школьников /
Явтушенко Татьяна Владимировна, педагог дополнительного образования ГБОУ Гимназии № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга
[Электронный ресурс]. - URL: http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-i- posobiia-po-fizkulture/igra-kak-sredstvo-obucheniia-vospitaniia-i-razvitiia- shkolnikov.html
7. Игры в образовательном процессе в старшей школе. [Электронный ресурс]. - URL: https://infourok.ru/igry-v-obrazovatelnom-processe-v-starshej- shkole-4476181 .html
8. Информация «О реализации отдельных государственных полномочий по решению вопросов сельскохозяйственного производства с подведением итогов работы агропромышленного комплекса Курагинского района в 2019 году». Курагино, 2020 год.
9. Использование игр на уроках географии. [Электронный ресурс]. - URL: https: //multiurok.ru/blog/ispolzovanie-igr-na-urokakh- geografii. html
10. Использование учебных игр в образовательном процессе в старшей школе
/ Волосков И.В., доктор философии, учитель обществознания ГБОУ СОШ №887. [Электронный ресурс]. - URL:
https://znanio.ru/media/didakticheskie igry v organizatsii raboty s molodezhyu- 310152
11. Красноярский край. Официальный портал. [Электронный ресурс]. - URL: http://krskstate.ru/press/news/agro/0/news/89969
12. Курсовая работа: Методы изучения экономических районов в курсе
"География России". [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.bestreferat.ru/referat-216312.html
13. Методика преподавания географии [Электронный ресурс]. - URL: https://www.referat911.ru/Geografiya/metodika-preppdavaniya-geografii/3802032 2856241-place6.html
14. Методическая статья "Деловые игры на уроках географии" [Электронный ресурс]. - URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-statya-delovye-igry-na- urokah-geografii-4410073.html
15. Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края. [Электронный ресурс]. - URL: http: //krasagro .ru/pages/info/analytics...24