Введение 3
Глава 1. Организационно-правовые основы государственного регулирования в сфере миграционной политики Российской
Федерации 8
1.1. Понятие миграционной политики, миграция и ее виды 8
1.2. Понятие мигрантов и их виды 12
1.3. Становление и развитие миграционной политики в РФ и нормативно-правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации с 1990-х гг. по настоящее время 15
Глава 2. Система, функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих миграционную политику в
Российской Федерации 27
2.1. Система федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих
государственное регулирование в сфере миграции 27
2.2. Функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти по
осуществлению миграционной политики в Российской Федерации 35
2.3. Административная ответственность за правонарушения в сфере миграции 44
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 59
Актуальность темы квалификационной работы состоит в том, что Миграционная политика на современном этапе является одной из наиболее актуальных проблем государства. Связано это в первую очередь с тем, что в связи с распадом СССР миграция в Россию приобрела массовый характер, особенно из государств СНГ, где во многих случаях жизненный уровень значительно ниже. По данным глобальной комиссии по миграции ООН, Россия занимает второе место после США по количеству мигрантов - 16.3 млн. человек в год (в США - 35 млн.).
Миграционная политика, являясь составной частью внешней и внутренней политики страны, представляет собой целую систему социально-экономических, идеологических и политико-правовых мер по регулированию миграционных процессов, которые в России имеют в основном две стороны: международная иммиграция в Россию и внутренняя миграция на территории России.
Рост числа мигрантов, в том числе увеличение нелегальной миграции, обусловили необходимость формирования новой миграционной политики государства, ее правовых основ, создания системы государственных миграционных органов, отвечающих потребностям создавшейся социальной обстановки. Все это должно способствовать эффективному управлению миграционными процессами, с целью обеспечить права мигрантов и, в то же время защитить интересы государства.
На направления миграционной политики влияют различные обстоятельства, в том числе, демографические, трудовые и др.
Для решения демографической проблемы необходимо следующее:
1) снижение смертности.
2) эффективная миграционная политика.
3) повышение рождаемости.
Демографические проблемы являются существенным фактором, влияющим на направления современной миграционной политики. Причем, особый акцент в текущей миграционной политике Российской Федерации, делается на добровольное переселение соотечественников в Российскую Федерацию.
На развитие современной миграционной ситуации влияет так же и присоединение России к международному рынку труда. Только за 2016 г. в Российскую Федерацию, по официальным данным Росстата, въехало 16 290 031 иностранных граждан, выехало 14 614 071 иностранных граждан, из них 14 680 598 - из стран СНГ, находится на территории РФ 9 747 621 иностранных граждан. Миграция обусловлена, с одной стороны - использованием иностранной рабочей силы на территории России, а с другой - выездом российских граждан на работу за рубеж. Сегодня миграционная политика направлена на привлечение иностранных работников, с целью заполнить нишу малоквалифицированной и низкооплачиваемой рабочей силой, а также на привлечение в российскую экономику образованных кадров. Необходимость совершенствования миграционной политики РФ, а также увеличение напряженности в миграционной ситуации за счет незаконной миграции, привели к необходимости принятия целого ряда нормативно-правовых актов: Федерального закона 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»1; Указ Президента РФ от 22.06.2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному населению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», а также Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 683 «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами,осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации» и другие правовые акты. Кроме того, внесены соответствующие изменения в уже действующие нормативно-правовые акты. Например,Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» был дополнен статьей 18.1, в которой установлено, что Правительство РФ ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально- квалификационным группам, с учетом политической,экономической, социальной и демографической ситуации.Так как, поток незаконных мигрантов через границу ежегодно увеличивается за счет транзита или незаконного устройства на работу, то создается социальная напряженность в разных субъектах Российской Федерации. Это повлекло за собой усиление административной ответственности за правонарушения в сфере миграции, в связи с чем, в КоАП РФ внесено множество изменений и дополнений, касающихся данного вопроса.
Развитие миграционной политики требует и изменения в системе федеральных органов исполнительной власти РФ в сфере миграции, их функций и полномочий. Для повышения эффективности государственного регулирования в сфере миграции, целесообразно совершенствовать как систему федеральных органов исполнительной власти РФ, так и функции и полномочия миграционных органов.
Большой объем нормативно-правовых актов в сфере миграции, отсутствие их классификации, неточность применяемой правовой терминологии - все это создает сложности в применении норм права, а также в формировании миграционного института административного права.
Необходима разработка четкого понятийного аппарата миграционного института и введение его в правовую базу.
Объектом квалификационной работы является общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации государственной политики в сфере миграции Российской Федерации.
Предметом являются научно-теоретические и нормативно-правовые аспекты административно-правового регулирования в сфере миграционной политики Российской Федерации; деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих миграционную политику, их организационная структура и функциональная компетенция, роль и место в системе федеральных органов исполнительной власти.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе теоретических положений, действующего законодательства и практики провести комплексное исследование проблем административно-правового регулирования миграции населения, разработать и сформулировать предложения по совершенствованию нормативно-правовых актов в рассматриваемой сфере.
Указанная цель работы обусловила постановку следующих задач:
1. Показать состояние миграционной политики в РФ и, соответственно, развитие правовой базы для регулирования общественных отношений, возникающих в указанной сфере.
2. Классифицировать административно-правовые нормы в соответствии с основными направлениями государственного регулирования в сфере миграции.
3. Проанализировать систему федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции.
4. Провести систематизированный анализ функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции.
5. Сформулировать предложения по совершенствованию системы федеральных органов исполнительной власти.
6. Систематизировать административные правонарушения в сфере миграции, и сформулировать предложения по совершенствованию норм КоАП РФ.
При написании работы использовались методы: анализ, познавательный синтез, исторический и сравнительный методы.
Структура данной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников, и литературы, и приложений.
Миграционная политика, являясь составной частью внешней и внутренней политики страны, представляет собой целую систему социально-экономических, идеологических и политико-правовых мер по регулированию миграционных процессов.
Миграция - процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на более или менее длительное время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему.
В 2002 и 2003 годах были приняты следующие федеральные законы: «О гражданстве Российской Федерации», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Вступление этих законов в силу имеет свои положительные результаты. Так, ввод в действие Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» позволил в определенной степени уменьшить приток нелегальных трудящихся- мигрантов, увеличить количество зарегистрированных иностранных работников на внутреннем рынке, усилить контроль за въездом и пребыванием на территории страны иностранных граждан.
Миграционная политика и политика интеграции подвержены внутриполитической конъюнктуре, определяющей непоследовательность и противоречивость миграционной политики. Практика реализации миграционной политики находится под влиянием общественного мнения, для которого характерен высокий уровень мигрантофобий. Во-первых, после ряда межэтнических столкновений, наиболее громким из которых стали погромы в г. Кондапоге, постановлением Правительства в 2015 г. ограничен доступ иностранцам к определенным сферам торговли. Во-вторых, на 2016 год вдвое, по сравнению с 2015 г., снижена квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание. Одновременно эта квота распространена и на лиц, прибывающих в Россию в безвизовом порядке.
В систему федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в сфере миграции, входят Правительство РФ, Министерство внутренних дел России, Федеральная миграционная Служба Российской Федерации. Таким образом, следует отметить, что указанные федеральные органы исполнительных власти, в той или иной мере реализуют свою деятельность путем взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти, например, с Министерством иностранных дел РФ, Федеральной Служба Безопасности РФ, Федеральной таможенной службой РФ и многими другими органами. Федеральные органы государственного управления в сфере миграции наделены достаточными полномочиями для эффективного регулирования миграционных процессов в интересах решения социально-экономических и демографических задач Российской Федерации.
За совершение правонарушений в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России к административной ответственности привлекаются физические и юридические лица при условии совершения ими противоправного, виновного действия или бездействия, предусмотренного КоАП РФ.
Система норм, устанавливающих административную ответственность за нарушение миграционного законодательства, содержится в двух главах КоАП от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Это глава 18 «Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации» и глава 19 «Административные правонарушения против порядка управления». Всего эти две главы КоАП РФ содержат десять составов административных правонарушений, касающихся нарушения миграционных правил.
На сегодняшний день в качестве основной меры наказания административный штраф предусмотрен за каждое из правонарушений рассматриваемой категории. Содержание данного вида административного наказания представляет собой денежный начет на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.
Вместе с тем, анализ практики реализации административного наказания рассматриваемого вида показывает, что имеется множество случаев неуплаты штрафа в установленный срок. Как показывает судебная практика, выдворяемые за пределы Российской Федерации иностранные граждане не выполняют судебного решения об уплате штрафа, а судебные исполнители не имеют надлежащих возможностей для реального исполнения судебных актов, поскольку эти граждане, как правило, не имеют на территории России имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Обозначенная проблема заслуживает серьезного внимания и дальнейшей научной проработки с целью подготовки соответствующих предложений на уровне правительств, стран - участниц СНГ.
Еще одна причина неудовлетворительного состояния взыскания административных штрафов за административные правонарушения в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации в том, что судебные приставы-исполнители не всегда успевают выполнять эту работу из-за значительной загруженности. Исходя из норм загрузки судебного пристава, на принудительное взыскание административного штрафа по одному постановлению необходимо 8 часов (один рабочий день), в действительности же средняя нагрузка на одного судебного пристава может в разы превышать рекомендованную нормативную загрузку.
Для исправления этой ситуации необходимо в разы увеличивать численность службы судебных приставов либо менять метод правового регулирования по принудительному взысканию штрафа с должника, поскольку безнаказанность приводит к правовому нигилизму, что наглядно проявляется в циничном игнорировании установленных государством правил поведения.
В заключение необходимо отметить, что миграционные отношения слишком сложны и последствия их далеко не однозначны, следовательно, они не поддаются упорядочению только лишь путем ужесточения штрафных санкций. Поэтому в целях повышения эффективности контроля со стороны государства над миграционными процессами, а также решения проблемы взыскания административных штрафов за административные правонарушения в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации необходима дальнейшая законопроектная работа государства в данной сфере регулирования. При этом проблема исполнения административного наказания в виде административного штрафа за правонарушения в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации требует дальнейшей научной доработки как в теоретических, так и в прикладных исследованиях.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс;
2. Международный правовой акт СНГ от 15.04.1994 (с изм. от 25.11.2005) «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» // СПС КонсультантПлюс;
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс;
4. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс;
5. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // СПС КонсультантПлюс;
6. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс;
7. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // СПС КонсультантПлюс;
8. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 24.06.1999 № 118-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // СПС КонсультантПлюс;
9. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // СПС КонсультантПлюс;
10. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс;
11. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс;
12. Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 (ред. от 30.12.2015) «О вынужденных переселенцах» // СПС КонсультантПлюс;
13. Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс;
14. Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 № 103-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс;
15. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.05.2017) // СПС КонсультантПлюс;
16. Указ Президента РФ от 22.06.2006 № 637 (ред. от 07.12.2016) «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // СПС КонсультантПлюс;
17. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 07.12.2016) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СПС КонсультантПлюс;
18. Указ Президента РФ от 20.05.2004 № 649 (ред. от 25.08.2010, с изм. от 30.04.2016) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СПС КонсультантПлюс;
19. Указ Президента РФ от 21.07.1997 № 746 (ред. от 07.12.2016) «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» // СПС КонсультантПлюс;
20. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 05.11.2008 «Послание Президента РФ Федеральному Собранию» // СПС КонсультантПлюс;
21. Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 № 683 «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс;
22. Постановление Правительства РФ от 30.08.2000 № 641 «О выходе Российской Федерации из Соглашения о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории его участников» // СПС КонсультантПлюс;
23. Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 № 683 «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс;
24. Приказ МВД РФ № 148, МИД РФ № 2562, ФСБ РФ № 98, Минэкономразвития РФ № 62, Мининформсвязи РФ № 25 от 10.03.2006 «О ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации» (вместе с «Порядком ведения центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации», «Порядком доступа пользователей к информации центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации», «Порядком предоставления информации, содержащейся в центральном банке данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям, не являющимся пользователями центрального банка данных, а также физическим лицам») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.03.2006 № 7652) // СПС КонсультантПлюс;
25. Приказ Роструда № 40, ФМС РФ № 66 от 03.04.2007 «Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы по труду и занятости и Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по осуществлению мероприятий по контролю (надзору) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.05.2007 № 9420) // СПС КонсультантПлюс;
26. Приказ Минюста РФ № 225, ФМС РФ № 240 от 07.10.2008 «Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной миграционной службы, их территориальных органов по контролю за исполнением вынесенных Министерством юстиции Российской Федерации решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.10.2008 № 12491) // СПС КонсультантПлюс;
27. Приказ ФМС РФ от 19.03.2008 № 64 (ред. от 29.04.2010) «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.04.2008 № 11493) // СПС КонсультантПлюс;
28. Приказ ФМС России № 338, МВД России № 587 от 01.08.2013 (ред. от 22.12.2014) «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.11.2013 № 30402) // СПС КонсультантПлюс;
2. Учебная и научная литература:
29. Кравченко, А.И. Политология: учебник / А. И. Кравченко. - Москва: Проспект, 2015. - 444 с.;
30. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. (отв. ред. Попов Л.Л.). - «Проспект», 2010 г. - 124 с.;
31. Дьяченко, Р.А. Миграционные процессы и занятость населения России / Р.А. Дьяченко. - Лаборатория книг, 2012. - 91 с.;
32. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2013. - 14 с.;
33. Рыбаковский Л. Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. М., 1987. - 12 с.;
34. Жеребцов, А. Н. «Концепция административно-правового регулирования миграционных отношений в Российской Федерации» (комплексный анализ теории и практики). - М. - 2009. - 513 с.;
35. Авдриченко, Л В, Елеонский, В О., Хабриева Т Я: «О концепции развития миграционного законодательства Российской Федерации» // Журнал российского права - № 4 - апрель 2012. - 12 с.;
36. Миграционная политика Российского государства / Е. А. Назарова; РАНХиГС при Президенте РФ. - М.: Изд-во РАГС, 2014. - 176 с.;
37. Статистическое изучение миграции населения
// Демографическая статистика: // Бойко А. И., Брусникина С. Н., Егорова Е. А. - Москва: КноРус, 2010. - С. 286.;
38. Соян Ш.Ч. Низкий уровень жизни населения Республики Тыва: причины и следствия // European Social Science J. - 2014. - № 9-3. - С. - 292.;
39. Основы миграционной политики. Учебно-методическое пособие // Капицын В.М., Барциц И.Н., Ромодановский К.О., Тюркин М.Л., Земскова А.В. - Москва: Институт научных исследований и информации. 2010. - С. 128.;
40. Демографический сборник России. // Статистический сборник M., Росстат, 2010, 525 c.;
41. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Попов Л.Л. - М.: Проспект, 2015. - 560 с.;
42. Динамика развития рынка труда: учебник / И. В. Жилкин. - Москва: ИНФРА-М, 2010. - 23 с.
3. Интернет - ресурсы:
43. Справочно-правовая система КонсультантПлюс:
www.consultant.ru
44. Электронно-библиотечная система Книгафонд.ру:
www.KnigaFund.ru