Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение опорных конспектов на уроках математики 5-6 классов как условие повышения качества обучения школьников

Работа №168906

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Требования к обучению современного школьника 6
1.2. Результаты работы Шаталова В.Ф. по применению опорных
конспектов в обучении школьников математике 14
1.3. Опыт школьных педагогов в применении опорных конспектов 18
1.4. Мотивация к обучению учащихся 5-6 классов в современных условиях
развития общества 24
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ 30
2.1. Основные положения метода Шаталова 30
2.2. Рекомендации по разработке и внедрению опорных конспектов в
обучение школьников математике с применением современных технологий
обучения 37
2.3. Разработка занятий по теме «Делимость чисел» 43
2.4. Экспериментально-диагностическая работа по внедрению
разработанных рекомендаций 48
Заключение 52
Список литературы 53
Приложения 56

Актуальность дипломной работы.
На сегодняшний день требования образовательного стандарта и общества связаны со всесторонним развитием личности, подготовленностью учащихся к самостоятельному поиску знаний, обучению, самосовершенствованию в течение всей жизни. Задача учителя - обеспечить выполнение этих требований в условиях классов с детьми разного уровня готовности к восприятию материала. Эти же задачи ставил перед собой В.Ф. Шаталов, разрабатывая свою методику обучения школьников. Многолетний опыт его работы и работы его последователей доказали ее эффективность.
Основа методики Шаталова - это опорные конспекты. Использование на уроках опорных конспектов, способствует наилучшему представлению информации, ее усвоению и развитию мышления учащихся.
Работа с опорными конспектами, составление структурно-логических схем способствуют представлению всего объема материала в сжатом виде, настраивают учащихся на вдумчивую и сосредоточенную работу на уроке. У них развиваются память, логическое, аналитическое, пространственное мышление, достигается высокая степень усвоения материала, формируются состояние «могу и умею» и чувство ответственности не только за себя, но и за своих товарищей.
Все это, в конечном счете, содействует повышению уровня самооценки учащихся, способствует повышению профессиональных качеств будущих специалистов. Применение опорных конспектов в обучении значительно облегчает труд преподавателя и учащегося, способствует целостному восприятию предмета, развивает умственные способности учащихся, обеспечивает высокое качество знаний. В современном обучении данная методика немного устарела, и для того чтобы заинтересовать нынешних школьников, необходимо не отделяться от прогресса. Поэтому для мотивации учащихся в обучении математики актуально применение современных компьютерных технологий.
В связи со сказанным была определена следующая цель исследования: разработка рекомендаций по применению опорных конспектов в обучении математике учащихся 5-6 классов в условиях современного развития образовательных технологий.
Объект исследования: процесс обучения учащиеся 5-6 классов математике.
Предмет исследования: применение опорных конспектов в обучении учащихся 5-6 классов математике.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Описать метод Шаталова, выявить его основные положения и требования к внедрению.
2. Описать результаты работы Шаталова В.Ф. и других педагогов по применению опорных конспектов в обучении школьников математике.
3. Исследовать возможности применения опорных конспектов в контексте требований современного образовательного стандарта к качеству обучения современного школьника.
4. Разработать рекомендации по внедрению опорных конспектов в обучение школьников математике с применением современных технологий обучения.
5. Провести экспериментально-диагностическую работу по внедрению разработанных рекомендаций.
Гипотеза: Применение опорных конспектов совместно с
современными компьютерными технологиями позволит развить у учащихся:
-умение работы с ОК;
-умение составлять алгоритм;
-умение составлять схемы, тем самым умение прослеживать поэтапность;
-умение выделять главное из полученной или найденной информации;
-умение структурировать;
-умение распределять;
-умение воспроизводить записанное;
-умение работать с ПК и умения, формирующие у учащихся регулятивные ууд, такие как целеполагание, саморегуляция, самооценивание, планирование.
Методы исследования дипломной работы:
-анализ литературы;
-теоретический анализ и синтез;
-аналогия;
-обобщение;
-исследование.
Научная новизна дипломной работы: в применении современных компьютерных технологий к обучению школьников математике с использованием опорных конспектов.
Практическая значимость: готовая к внедрению разработка рекомендаций по использованию методики Шаталова опорных конспектов с применением современных компьютерных технологий в обучении учащихся 5-6 классов математике.
Краткое описание структуры: Введение раскрывает актуальность, определяет степень научности разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматривается применение опорных конспектов в свете современных требований к образованию школьников.
Вторая глава посвящена разработке практического применения опорных конспектов к обучению математике учащихся 5-6 классов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По итогу выполненной работы поставленные задачи были выполнены, цель достигнута. Теперь мы можем ответить на вопрос, почему же метод Шаталова в наши дни является менее востребованным. Это происходит, потому что он опирается на старые принципы. Конспекты просто писались в тетрадь, либо предоставлялись в виде плаката учителем. Такая работа не вызывает интерес у современных школьников, но в наше время существует отличная альтернатива традиционным ОК - это применение современных компьютерных технологий. Благодаря им, ОК является не только способом подачи информации, но и к его созданию теперь можно привлекать самих учащихся как активных участников. При этом школьники приобретают умения работы с информацией, таким, как поиск, выделение основного и т.п.
В наше время становятся актуальны интегрированные уроки. В этом отношении опорные конспекты являются хорошей основой интеграции математики и информатики. Для того, чтобы учителям математики при составлении ОК с использованием современных компьютерных технологий не испытывать затруднения, на уроках информатики необходимо более подробно разбирать необходимые виды работы. Экономится время для математики, так как основы работы с необходимыми компьютерными технологиями изучаются на информатике, и, экономится время на информатике, так отработка и закрепление умений происходит на уроках математики.
Исходя из итогов проведенной работы, можно сделать вывод, что методика Шаталова может быть актуальной и в наши дни, если мотивировать учащихся применением современных компьютерных технологий, сменить подход к работе с опорными конспектами, поменять роль учащихся с пассивной на активную, включить учащихся в процесс создания конспектов. В свою очередь учителя в школе должны развивать у учащихся компьютерную грамотность.



1. Белозерцев, Е.П. Педагогика профессионального образования [Текст]: Учеб. пособие / Е.П.Белозерцев; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368с.
2. Беспалько, В.П., Беспалько, Л.В. Педагогическая технология. Новые методы и средства обучения/В.П. Беспалько, Л.В. Беспалько. М.: Знание.-2012. С.25.
3. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект
педагогического выбора : учеб. пособие/Н.В. Борисова : - М. 2010. С. 140.
4. Винокур, М.С., Скуратович О.Я. Листы опорных сигналов и структурно-логические схемы на уроках/М.С. Винокур, О.Я. Скуратович . Киев: -2011. С.156
5. Глазунов, С. А. Опорные конспекты как средство повышения качества
образования [Электронный ресурс] / С. А. Глазунов.-Электронные данные. -Москва. -2010. -Режим доступа:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/opornye-konspekty-kak-sredstvo- povysheniya-kachestva-obrazovaniya, свободный.
6. Горенков, Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе //Наша школа./ Е.М. Горенков.- 2008г. №4.-249 с.
7. Гузеев, В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / В.В. Гузеев.- М. : Народное образование, 2011.-200с.
8. Дурновцева, Т.В. Кодирование учебного материала при обучении
математике [Электронный ресурс]/Т.В. Дурновцева.- Электронные данные.- Пермь. 2009.- Режим доступа: 59440s011.edusite.ru, свободный.
9. Жуков, Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики [Текст]: учебное пособие / Г.Н.Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплан. - М.: Гардарики, 2005. - 382 с.
10.Занкова , Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения /Л.В. Занкова . - М.- 2007г.- 169 с.
11.Зверева, А.Т. Нетрадиционные технологии обучения математике в школе/ А.Т. Зверева.- Курган: Изд-во Кург. гос. пед. ин-та.- 2005. 15с.
12.Зубарева, И.И., Мордкович, А.Г. Математика 6 класс [Текст]: учебное пособие/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2009.- С.160-208
13.Зубчевская, Р.З. Учебные задания для работы с опорными сигналами по математике в 5 классе/ Р.З. Зубачевская.-М.-2007.-136с.
14.Загвязинский, В.И. Теория обучения// Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./В.И. Загвязинский М.: «Академия», 2009.- 192 с.
15. Калмыкова, Н. В. Опорный конспект как один из способов
представления учебной информации // Молодой ученый. / Н. В. Калмыкова, С. Ф. Петряева .-М.- 2015. - №11.1. - С. 53-58.
16. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах, опорных
конспектах./ Г.М. Коджаспирова.-М.: Айрис-Пресс. 2012. 256 с.
17. Кравчук, Е.В. Опорный конспект как способ активизации учебного
процесса в системе университетского образования. [Электронный ресурс]/ Е.В. Кравчук.-М.-2010.- Режим доступа:
http://charko.narod.ru/sb 2002/20-Kravchuk.htm,свободный.
18. Кулюткина, Ю.Н. Образовательные технологии /Ю.Н. Кулюткина, Е.Б. Спасской - СПБ. КАРО, -2010 - С. 134-136.
19. Лаврентьев, Г.В., Лаврентьева, Н.Б., Неудахина, Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов.
20. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии/ Д.Г. Левитес.- М.- 2008. 288 с.
21. Нестерова, психология в схема, таблицах и опорных конспектах: учебное пособие для ВУЗов, 2-е изд/Нестерова. -М,- 2008.-16с.
22. Макарова, Н.Г.Применение опорных конспектов в обучении/ Н.Г Макарова. -М.-2015 - С.14.
23. Савченко, Ю.С. Опорные конспекты по математике школьнику, учителю, абитуриенту, Справочник по теории и методам решения задач алгебры и начал анализа/ Ю.С Савченко.-М.-2009. С.45.
24. Селеменев, С.В. Новая Наглядность. // Педагогические технологии/ С.В. Селеменев.-2010. №4. С. 158-162.
25. Селеменев, С.В. Учительская газета// Второе дыхание опорного конспекта/ С.В. Селеменев.-2011.-№38.
26. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии./ Г.К. Селевко.- М.: Просвещение- 2010.- С. 54.
27. Терехова, Е. А. Статья «Блочно-модульные технологии как средство повышения качества обучения»/ Е.А. Терехова.-2012.№3.-С.45
28. Шаталов, В. Ф. Эксперимент продолжается. / В.Ф. Шаталов.-М., 1989. С. 11.
29. Шаталов, В. Ф. Учить всех, учить каждого / В. Ф. Шаталов // Педагогический поиск. - М., 1987. - С. 159-167
30. Шаталов, В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Просвещение, 1990.
31. Шаталов, В.Ф. Путь поиска./В.Ф. Шаталов. - С: Лань, 199
32. Щербаков, А.Н. Развитие творческой активности учащихся на уроках производственного обучения профессии «Сварщик» через применение видеопособий и опорных конспектов [Текст]: Из опыта работы / А.Н. Щербаков. - Биробиджан: ОблИУУ, 2009. - 36 с.
33. Шубин, С.И., Остапенко, А.А. Крупноблочные опоры: составление, типология, применение // Школьные технологии, 2000, №3.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ