ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИХ ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Анатомо-физиологическая характеристика детей
младшего школьного возраста 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей
младшего школьного возраста 10
1.3 Особенности методики физического воспитания детей
младшего школьного возраста 13
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования 26
2.2 Организация исследования 29
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ НАРОДНЫХ ИГР
3.1. Внедрение народных игр в учебно-воспитательный процесс по физической
культуре детей младшего школьного возраста 30
3.2. Выявление результативности развития координационных способностей детей
- младшего школьного возраста 32
ВЫВОДЫ 38
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
В настоящее время одной из основных задач физического воспитания детей младшего школьного возраста является обеспечение всесторонней физической подготовленности каждого ребёнка, приобретением запаса прочных знаний, умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха [29].
Двигательную сферу школьника образуют физические качества, арсенал двигательных умений и навыков, которыми он владеет. Развитие физических качеств, способствует целенаправленному воздействию на комплекс естественных свойств организма детей, оказывает значительное воздействие на совершенствование регуляторных функций нервной системы, способствует преодолению или ослаблению недостатков физического развития, моторики, повышению общего уровня работоспособности, укреплению здоровья.
Координационные способности имеют важное значение в обогащении двигательного опыта учащихся. Чем большим объемом двигательных навыков владеет учащийся, тем выше уровень его ловкости, тем быстрее он сможет овладеть новыми движениями. Показателями ловкости является координационная сложность движений, точность и время их выполнения, которые главным образом связаны с ориентировкой в пространстве и тонкой моторикой.
Н.А. Бернштейн писал: «Координация движений есть нечто иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, то есть превращение их в управляемые системы» [28].
Ю.Ф. Курамшин указывает, что «...координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции». Целенаправленному развитию координационных способностей должно уделяться значительное внимание в процессе физического воспитания школьников. Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от проявления свойств нервной системы, и особенно сенсорных систем человека [28].
Физическое воспитание детей не должно сводиться к мускульной деятельности, как это традиционно культивировалось в практике общеобразовательных школ. Двигательная активность в физическом воспитании является основой для других видов учебно-воспитательной работы. Многое можно постичь в движении, в двигательной игровой деятельности. Применение игровых средств позволяет учащимся постичь «школу эмоций», смоделировать ряд межличностных отношений, способствует существенному повышению эмоционального фона занятий [22].
Цель исследования: изучить влияние народных игр на развития координационных способностей детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста будет результативно если будет:
- проанализирована научно-методическая литература по проблеме исследования;
- обоснованы народные игры влияющие на развитие координационных способностей ;
- выявлена результативность применения народных игр на развитие
координационных способностей детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. проанализировать научно-методическую литературу по проблеме
исследования;
2. обосновать народные игры влияющие на развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста и внедрить их в учебно-воспитательный процесс;
3. выявить результативность применения народных игр на развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста
Предмет исследования: народные игры влияющие на развитие координационных способностей.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс детей младшего школьного возраста.
На основании анализа материала, полученного в эксперименте можно сделать следующие выводы:
1. Уровень развития координационных способностей у младших школьников, занимающихся в секции общефизической подготовки, выше, чем у детей контрольной группы.
2. Динамика улучшения показателей координационных способностей в экспериментальной группе выражена в более высоких результатах:
• Показатели развития способности к комплексной реакции у детей экспериментальной группы стали значительно выше к концу эксперимента - 35,8, чем в контрольной группе.
• Показатели развития динамического равновесия у детей экспериментальной группы были выше к концу эксперимента на 14,1%, чем в контрольной группе.
• Показатели развития статического равновесия у детей экспериментальной группы к концу эксперимента стали выше на 10,5%, чем в контрольной группе.
• По показателям развития способности к согласованию движений дети экспериментальной группы к концу эксперимента на 8,1% превосходили учащихся контрольной группы.
3. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанной нами методики развития координационных способностей детей младшего школьного возраста.
1. Абраменкова В.А. Воспитание игрой.- М.: Лепта Книга, 2008. - с. 57.
2. Ашмарин Б.А. «Теория и методика физического воспитания»
3. Бекузарова Н.В. Привычка культурного поведения как один из признаков организованности младших школьников / Научный ежегодник КГПУ. - Красноярск: РИО КГПУ, 2001. Вып.2.Т.1. - с.194-195.
4. Богданова Г.П. «Физическая культура в школе»
5. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физической культуры - Издание 5-е переработка и дополнение. - М.: Физкультура и спорт, 1982. -224 с.
6. Волохитина М.И. Очерки психологии младших школьников. - М.: АПН РСФСР, 1959. - с.214.
7. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека (Возрастные особенности с основами школьной гигиены). Изд. 2-е, перераб. и доп. Учебное пособие для пед. ин-тов. М., “Высшая школа”, 1974.
8. Григорьев О.А. Для развития координационных способностей./ “Физическая культура в школе”, №6 с.46, 2001 г.
9. Гуревич Н.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. - М.: Знание, 1988. -с.79.
10. Дубровская С.В. Подвижные игры для детей от 3 до 7 лет. - М.: Центрополиграф, 2009.
11. Долотина О.П. Игровые уроки в 1 классе. №3 с.21, №6 с.12. / “Физическая культура в школе”. 1997 г.
12. Жуков М.Н Подвижные игры: 2000. - 62 с.
13. Журов М.Н. Подвижные игры: Учебник для студентов педагогических вузов. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. - 160 с.
14. Коджаспиров Ю.Г. Игровая рационализация уроков. №7 с.32, №8 с.28. / Журнал “Физическая культура в школе”. 2000 г.
15. Кофман Л.Б. «Настольная книга учителя физической культуры»
16. Куперина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека: Учебник для фак. пед. ин- тов. - 4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2000. - 304 с.
17. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1977. - с.224.
18. Лях В.И. Координационные способности школьников. №4 с.6, №5 с.3 / Журнал “Физическая культура в школе”. 2000 г.
19. Лях В.И. « Развивая координационные способности». 1-4 классы. №10 с.18. / Журнал “Физическая культура в школе”. 1991 г.
20. Лях В.И. Развивать координационные способности. №5 с.32. / Журнал “Физическая культура в школе”. 1996 г.
21. Лях В.И. Совершенствование специальных координационных
возможностей. №2 с.7. / Журнал “Физическая культура в школе”. 2001 г.
22. Лях В.И. Циклические упражнения в развитии координационных
способностей младших школьников. №9 с.20. / Журнал “Физическая
культура в школе”. 1990 г.
23. Макарова О.С. Спортивно-игровые проекты для 3 класса. №4 с.7. / Журнал “Физическая культура в школе”. 2001 г.
24. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
25. Мир детства: Младший школьник / под редакцией А.Г. Хрипковой. - 2-е издание. - М.: Педагогика,1988. - с.272: ил.
26. Образно-методические лекции по педагогике, психологии, физиологии.
27. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов
физической культуры. / Под редакцией А.А. Гужаловского. - М.:
Физкультура и спорт, 1986. - 352 с., ил.
28. Петришина О.Л., Попова Е.П. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста. - М.: “Просвещение”, 1979.
29. Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: Тезисы докладов Всерос. научн.-практ. конф. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004г.
30. Программа физического воспитания учащихся I-IV классов.
31. Рунцов Б.С. Подвижные игры на уроках в малокомплектованной школе. №1 с.22. / Журнал “Физическая культура в школе”. 1991 г.
32. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - с.608: ил.
33. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физической культуры. Под общей редакцией Л.П. Матвеева и А.Д Новикова. Изд. 2-е, испр. и доп. (В 2-х т.). М., ’’Физкультура и спорт”, 1979.
34. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы
советских психологов периода 1946-1989 гг./ под редакцией И.И. Ильмова, В.Я. Ляудис. - М.: Издательство московского университета, 1981. - с.304.
35. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2000.