Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА МОЗГОВОГО ШТУРМА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №168901

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2024
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения метода мозгового штурма при обучении финансовой грамотности 7
1.1. Финансовая грамотность как элемент функциональной грамотности . 7
1.2. Мозговой штурм как метод активного обучения, история
возникновения метода и его структура 11
1.3. Виды мозгового штурма, его преимущества и недостатки 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по применению мозгового штурма при обучении финансовой грамотности 31
2.1. Условия проведения педагогического эксперимента, разработка
критериев оценивания полученных результатов 31
2.2. Анализ результатов эксперимента 43
2.3. Методические рекомендации по применению мозгового штурма на
занятиях по финансовой грамотности 49
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложения

На сегодняшний день огромное внимание со стороны государства привлекает проблема финансовой грамотности населения. Национальные стратегии финансового образования применяются в более 60 стран мира (Бразилия, Испания, США) в том числе и в РФ. Это явление связано с тем, что на данном этапе развития финансового рынка, увеличения количества предлагаемых товаров, услуг и финансовых инструментов гражданам необходимы специальные знания и умения для эффективного и рационального пользования ими.
Важным является тот факт, что такие специфические знания необходимы каждому гражданину. Младшее поколение должно знать о ценности и пользе денег, рациональном использовании ресурсов, поскольку многие дети уже с раннего возраста имеют карманные деньги, используют дебетовые карты для совершения элементарных покупок. Так же на сегодняшний день дети пользуются различными интернет-платформами, при использовании которых необходимы специальные знания для защиты своих личных данных и денежных средств. В отношении молодежи правильное финансовое поведение помогает правильно распределять доходы и расходы, решать вопросы в области кредитования, страхования, финансового планирования. Для взрослого населения это является таким же важным принципом. Кроме того, что овладения специальными знаниями и навыками финансового поведения необходимо для принятия взвешенных решений относительно личных финансов, инвестирования средств, данные компетенции взрослого населения помогают сформировывать компетенции уже младшего, подрастающего поколения в условиях семьи.
Важнейшую роль в формировании финансовой грамотности обучающихся играет школа. Именно в процессе обучения закладываются необходимые знания, умения и навыки, которые необходимы для полноценной и осознанной жизни. В рамках школьных занятий педагоги могут использовать различные методы обучения, которые будут наилучшим образом влиять на результативность занятий. В современном образовании большое внимание уделяется всестороннему развитию личности учащегося, обладанию не только предметных знаний, но и способностью к дальнейшему развитию и самосовершенствованию. Данный аспект во ФГОС отражают универсальные учебные действия (далее - УУД)1. Поскольку УУД подразумевают собой способность к саморазвитию при помощи активной познавательной деятельности, то способом их формирования становится применение активных методов обучения, к числу которых относится метод мозгового штурма.
Основой ФГОС является системно-деятельностных подход, предполагающий активную, разностороннюю в максимальной степени самостоятельной деятельности. Данный подход базируется на теоретических положениях таких ученых, как И.С. Выгодский2, А. Н. Леонтьев3, Д.Б. Эльконин4, Д. Б. Давыдов5, В. В, Репкин6, П.Я. Гальперин7 и других
Актуальность данной работы заключается в необходимости использования активных методов обучения, в том числе метода мозгового штурма, с целью реализации системно-деятельностного подхода для развития финансовой грамотности обучающихся.
Для оценки актуальности нами был проведено анкетирование студентов КГПУ им. В. П. Астафьева, в котором приняло участие 100 человек (Приложение 1). Целью анкетирования было выявить мнение студентов по поводу применения методов активного обучения в школе и применения метода мозгового штурма как одного из таких методов.
По результатам анкетирования 94 человека (94%) выразили необходимость применения методов активного обучения в школе. На вопрос о применении метода мозгового штурма 86 человек ответили, что считают данный метод действенным в процессе обучения и учителям стоит использовать его в своей профессиональной деятельности, 8 респондентов (8%) затруднились с ответом на данный вопрос, а оставшиеся 6 респондентов (6%) считают, что данный метод недостаточно эффективным (Приложение 2).
По результатам данного анкетирования мы считаем, что тема данной выпускной квалификационной работы является актуальной.
Цель исследования - разработка и апробация метода мозгового штурма при формировании и развитии финансовой грамотности школьников.
Противоречием исследования является необходимость использования активных методов обучения в соответствии с требованиями ФГОС и отсутствие для этого необходимого количества методических материалов.
Проблемой исследования является низкий уровень методической разработанности применения метода мозгового штурма при формировании и развитии финансовой грамотности учащихся основной школы.
Объект исследования - активные методы обучения в экономическом образовании.
Предмет исследования - метод мозгового штурма при обучении финансовой грамотности.
Гипотеза исследования - применение метода мозгового штурма при обучении финансовой грамотности способствует более эффективному освоению материала, повышению мотивации к обучению и заинтересованности в групповой работе.
Зачади исследования:
1. Обосновать актуальность применения метода мозгового штурма в образовательном процессе.
2. Рассмотреть структуру, методику и классификацию мозгового штурма.
3. Проанализировать положительные и отрицательные стороны рассматриваемого метода.
4. Разработать и проанализировать занятие с применением метода мозгового штурма на занятии по финансовой грамотности.
5. Разработать методологические рекомендации для применения метода мозгового штурма при обучении финансовой грамотности.
В ходе исследования были использованы такие методы, как: анализ, сравнение, классификация и постановка проблемы; и практические, среди которых можно выделить: анкетирование, тестирование.
Экспериментальной базой исследования МАОУ СШ №34 им. Героя СССР Кожевникова А.Л.
Научно-практическая значимость работы заключается в разработке и адаптации метода мозгового штурма для развития финансовой грамотности в основной школе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Согласно требованиям ФГОС результатами обучения учащегося школы становится овладение основными принципами финансовой грамотности как части функциональной грамотности. Применение активных методов обучения на уроке способствует наиболее продуктивной работе и всестороннему развитию личности учащегося. В качестве активного метода обучения на занятиях можно использовать такой метод обучения, как мозговой штурм.
Мозговой штурм является методом активного обучения, при котором его участники коллективно решают поставленный вопрос или задачу. В данном исследовании были рассмотрены теоретические аспекты проведения мозгового штурма, правила его проведения, основные этапы, достоинства и недостатки.
Мозговой штурм на занятиях помогает учащимся выработать навык работы в коллективе, развивает критическое мышление, творческие способности, повышает мотивацию к обучению.
Гипотезой исследования было то, что применение метода мозгового штурма при обучении финансовой грамотности способствует более эффективному изучению материала, повышению мотивации к обучению и заинтересованности в групповой работе. Для её подтверждения в роботе использованы такие теоретическое методы как: анализ, сравнение, классификация и постановка проблемы; и практические, среди которых можно выделить: анкетирование, тестирование.
Нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по изучаемой теме. Информация, необходимая для исследования была освещена в теоретической части данной работы.
На констатирующем этапе эксперимента при проведении тестирования и анкетирования учащихся по выбранным нами критериям мы выяснили их уровень овладения знаниями по выбранной теме урока, их уровень мотивации и заинтересованности в групповой работе.
В ходе контрольного этапа эксперимента нами были сравнены данные выбранных критериев до и после проведения эксперимента для выявления тенденции повышения или понижения рассматриваемых показателей, а так же сравнены результаты между экспериментальный и контрольной группы. По данным результатам мы можем сказать, что урок по финансовой грамотности с проведением метода мозгового штурма прошёл более эффективно, чем традиционный урок, поскольку учащимися рассматриваемый материал был усвоен лучше, о чем говорит нам такой показатель, как средний балл в группе. Так же в данной группе сильнее выросли такие показатели, как мотивация к изучению предмета и заинтересованность в групповой работе.
После проведения опытно-экспериментальной работы нами были разработаны методические рекомендации по применению мозгового штурма на занятиях по финансовой грамотности. Данные рекомендации помогут педагогам наиболее эффективно провести занятия с учетом особенностей дисциплины и данного метода активного обучения.
Таким образом можно говорить о том, гипотеза, выдвинутая нами в начале нашего исследования, подтвердилась. Метод мозгового штурма является эффективным инструментом обучения детей финансовой грамотности в арсенале педагога, который поможет ему добиться более эффективной работы на занятии. С его помощью можно повысить мотивацию к обучению, заинтересованность в групповой работе и повысить средний балл в классе, что означает более высокие образовательные результаты.



1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы». - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=132616
2. Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 г. N 286 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 28 июля 2018 г. № 884.
3. Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 287 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 28 июля 2018 г. № 884.
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413".
II. Литература
5. Аниканова Н.А. История происхождения активного метода обучения «мозговой штурм» / Н.А. Аниканова // Актуальные проблемы социальной истории, философии и социальной работы: Двадцать четвёртые всероссийские научные чтения: Тезисы докладов и сообщений научно-теоретической конференции, Новочеркасск, 20-21 апреля 2023 года / Редколлегия: Т.В. Мельник, И.В. Ольгаренко, А.С. Ищенко, А.Н. Грищенко. Новочеркасск: ООО "Лик", 2023.
6. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика.
7. Бочарова Т.А. Формирование финансовой грамотности школьников: проблемы и точки роста / Т. А. Бочарова // Педагогическое образование на Алтае. 2023. № 1.
8. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. М.: Велби, 2014.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-пресс, 1999.
10. Гальперин П.Я., Олешкевич В.И. Психология П.Я. Гальперина и её культурно-исторический анализ. М.: Неолит, 2023.
11. Гребенюк М.В., Савочкин М.П. Активные методы обучения как современный метод повышения качества образования // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2020. № 9.
12. Гулакова М.В. Мозговой штурм как метод группового взаимодействия / М.В. Гулакова, Г.И. Харченко // Альманах мировой науки.
2019. № 6(32). С.
13. Девдариани Н.В. Изменение роли обучающегося на основных этапах развития активных методов обучения / Н.В. Девдариани // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9, № 2(31).
14. Дегтярева Ю.В. Мозговой штурм / Ю.В. Дегтярева // Российская наука в современном мире : сборник статей XXI международной научно - практической конференции, Москва, 15 апреля 2019 года. Том Часть 1. М.: Общество с ограниченной ответственностью "Актуальность.РФ", 2019.
15. Джумагелдиев, У. Классификация методов обучения их роль в образовательном процессе / У. Джумагелдиев // Педагогическая теория и практика: сохраняя прошлое, создаем будущее : Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Астрахань, 08 июня 2021 года / Сост. Н.У. Ремизова, Б.В. Рыкова. Астрахань: Астраханский государственный университет, ИД" Астраханский университет", 2021.
16. Жук А.И. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения / А.И. Жук, Н.Н. Кашель. Минск: Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1994.
17. Исмагулова А.А. Классификация методов обучения и их роль в образовательном процессе / А.А. Исмагулова, В.В. Власенко // Педагогическая теория и практика: сохраняя прошлое, создаём будущее : материалы II Международной научно-практической конференции, Астрахань, 24 июня 2019 года. Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2019.
18. Капитонов Д.Д. Мозговой штурм как индивидуальный метод извлечения знаний / Д.Д. Капитонов // Политехнический молодежный журнал. 2022. № 6(71).
19. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность. 5-7 классы. Учебная программа и методические рекомендации. ФГОС / Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова. М.: Вако, 2023.
20. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла / Леонтьев А.А. Изд. 4-е. М.: НПФ "Смысл", 2020.
21. Литовченко М.В. Особенности применения интерактивного метода «мозговой штурм» в условиях цифровизации образовательной среды в вузах / М.В. Литовченко // Образование Луганщины: теория и практика. 2023. № 4(35).
22. Мирошниченко О.А. Мозговой штурм и его модификации в подготовке будущих психологов / О.А. Мирошниченко, О.Н. Головко // Modern Science. 2020. № 11-2.
23. Неустроева А.П. Мозговой штурм как метод активного обучения / А.П. Неустроева // Проблемы науки. 2019. № 8(44).
24. Обердерфер Д.Я. Финансовая грамотность детей как основа формирования финансовой грамотности / Д.Я. Обердерфер // Аллея науки, 2022. Т. 1, № 9(72).
25. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии / А. П. Панфилова. М: Академия, 2009.
26. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
27. Смолкин А.М. Методы активного обучения: науч.-метод. пособие. / А.М. Смолкин. М.: Высшая школа, 1991.
28. Шинкарева О.В. Финансовая грамотность школьников как фактор устойчивого развития экономики / О.В. Шинкарева, М.И. Гусейнова, В.С. Смолянова // Экономико-управленческий конгресс: сборник статей по материалам Международного научно-практического мероприятия НИУ "БелГУ", Белгород, 10-11 ноября 2022 года / Отв. редактор: В.М. Захаров. Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2022.
29. Шиян Г.А. Активные методы обучения в школе как инструмент реализации деятельностного подхода / Г.А. Шиян // Образовательная среда сегодня: теория и практика : сборник материалов X Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 07 октября 2019 года. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2019.
30. Экономико-управленческий конгресс: сборник статей по
материалам Международного научно-практического мероприятия НИУ "БелГУ", Белгород, 10-11 ноября 2022 года / Отв. редактор: В.М. Захаров. Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2022.
31. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений / Д.Б. Эльконин. Изд. 4-е. М.: Академия, 2007.
III. Интернет-ресурсы
32. Актанаева М.А. Мозговой штурм как метод активного обучения /
М.А. Актанаева // Актуальные научные исследования в современном мире.
2020. № 3-5(59). URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_43618365_81318795.pdf
33. Бойкова И.Н. Активные и интерактивные методы обучения // Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Лицей имени Н.Г. Булакина». URL: https://clck.ru/39KcAs
34. Громыко Ю.В. Давыдов — основатель деятельностной практики образования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 5. URL: https://doi.org/10.17759/pse.2020250501
35. Зельдович, Б. З. Активные методы обучения : учебное пособие для вузов / Б. З. Зельдович, Н. М. Сперанская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.— (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11754-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542723
36. Колдина М.И. Воронина И. Р. Использование метода мозгового
штурма в вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. №2 (44). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/ispolzovanie-metoda-mozgovogo-shturma-v-vuze
37. Лекторский В.А. Психологическая теория деятельности А.Л.
Леонтьева и современные когнитивные исследования // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2023. №2. URL:
Аhttps://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-teoriya-deyatelnosti-a-n-leontieva-i-sovremennye-kognitivnye-issledovaniya
38. Мандель Б. Р. Интерактивные занятия в школе: и снова о мозговом
штурме // Школьные технологии. 2015. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-zanyatiya-v-shkole-i-snova-o- mozgovom-shturme
39. Марков С. Л. Обратный мозговой штурм / С.Л. Марков. URL: https://geniusrevive.com/obratnyj-mozgovoj-shturm/
40. Неустроева А.П. Мозговой штурм как метод активного обучения
// Проблемы науки. 2019. №8 (44). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mozgovoy-shturm-kak-metod-aktivnogo- obucheniya
41. Носов В.А. Общение в процессе «мозгового штурма» как наиболее эффективный способ коммуникации членов команд при решении задач в эпоху конвергенции технологий // Сборник научных трудов «Общение в эпоху конвергенци технологий». 2022. №. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obschenie-v-protsesse-mozgovogo-shturma-kak- naibolee-effektivnyy-sposob-kommunikatsii-chlenov-komand-pri-reshenii-zadach- v-epohu
42. Пономарева Е.В. Использование деятельностного подхода в
обучении для реализации ФГОС в начальной школе / URL:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie- tekhnologii/2015/05/14/ispolzovanie-deyatelnostnogo-podhoda
43. Пономарева Е.В. Методическая разработка урока по физике на тему "Обобщающее занятие по разделу Механика" с применением технологии мозгового штурма / Е.В. Пономарева. URL: https://infourok.ru/razrabotka-uroka- po-fizike-v-tehnologii-mozgovogo-shturmv- 1396654.html
44. Файзуллаева В. Д. Методика преподавания в начальной школе с
точки зрения учителя. 2022. №12. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-prepodavaniya-v-nachalnoy-shkole-s- tochki-zreniya-uchitelya-1
45. Филонова Ю.А. «Мозговой штурм» как метод изучения
литературного произведения // Ярославский педагогический вестник. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mozgovoy-shturm-kak-metod-
izucheniya-literaturnogo-proizvedeniya
46. Шароватов Н.Н. Метод «брейнрайтинг» на уроках истории как
средство развития умения сравнивать исторические события у обучающихся 10 классов // Вестник науки. 2023. №6 (63). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metod-breynrayting-na-urokah-istorii-kak- sredstvo-razvitiya-umeniya-sravnivat-istoricheskie-sobytiya-u-obuchayuschihsya- 10-klassov
47. Шубина О.Н. Характеристика методов и способов обучения по
Ю.К. Бабанскому // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №30-1.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-metodov-i-sposobov-
obucheniya-po-yu-k-babanskomu
48. Аналитический доклад о ходе реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 годы.- Режим доступа: https://www.nifi.ru/images/FILES/Reports/Аналит_Доклад_ФГ_2022.pdf
49. Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Учебный центр СКБ Контур». Универсальные учебные действия по ФГОС: виды, функции, характеристики. - URL: https://school.kontur.ru/publications/2398


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ