ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА МОЗГОВОГО ШТУРМА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения метода мозгового штурма при обучении финансовой грамотности 7
1.1. Финансовая грамотность как элемент функциональной грамотности . 7
1.2. Мозговой штурм как метод активного обучения, история
возникновения метода и его структура 11
1.3. Виды мозгового штурма, его преимущества и недостатки 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по применению мозгового штурма при обучении финансовой грамотности 31
2.1. Условия проведения педагогического эксперимента, разработка
критериев оценивания полученных результатов 31
2.2. Анализ результатов эксперимента 43
2.3. Методические рекомендации по применению мозгового штурма на
занятиях по финансовой грамотности 49
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложения
Глава 1. Теоретические основы применения метода мозгового штурма при обучении финансовой грамотности 7
1.1. Финансовая грамотность как элемент функциональной грамотности . 7
1.2. Мозговой штурм как метод активного обучения, история
возникновения метода и его структура 11
1.3. Виды мозгового штурма, его преимущества и недостатки 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по применению мозгового штурма при обучении финансовой грамотности 31
2.1. Условия проведения педагогического эксперимента, разработка
критериев оценивания полученных результатов 31
2.2. Анализ результатов эксперимента 43
2.3. Методические рекомендации по применению мозгового штурма на
занятиях по финансовой грамотности 49
Заключение 58
Библиографический список 60
Приложения
На сегодняшний день огромное внимание со стороны государства привлекает проблема финансовой грамотности населения. Национальные стратегии финансового образования применяются в более 60 стран мира (Бразилия, Испания, США) в том числе и в РФ. Это явление связано с тем, что на данном этапе развития финансового рынка, увеличения количества предлагаемых товаров, услуг и финансовых инструментов гражданам необходимы специальные знания и умения для эффективного и рационального пользования ими.
Важным является тот факт, что такие специфические знания необходимы каждому гражданину. Младшее поколение должно знать о ценности и пользе денег, рациональном использовании ресурсов, поскольку многие дети уже с раннего возраста имеют карманные деньги, используют дебетовые карты для совершения элементарных покупок. Так же на сегодняшний день дети пользуются различными интернет-платформами, при использовании которых необходимы специальные знания для защиты своих личных данных и денежных средств. В отношении молодежи правильное финансовое поведение помогает правильно распределять доходы и расходы, решать вопросы в области кредитования, страхования, финансового планирования. Для взрослого населения это является таким же важным принципом. Кроме того, что овладения специальными знаниями и навыками финансового поведения необходимо для принятия взвешенных решений относительно личных финансов, инвестирования средств, данные компетенции взрослого населения помогают сформировывать компетенции уже младшего, подрастающего поколения в условиях семьи.
Важнейшую роль в формировании финансовой грамотности обучающихся играет школа. Именно в процессе обучения закладываются необходимые знания, умения и навыки, которые необходимы для полноценной и осознанной жизни. В рамках школьных занятий педагоги могут использовать различные методы обучения, которые будут наилучшим образом влиять на результативность занятий. В современном образовании большое внимание уделяется всестороннему развитию личности учащегося, обладанию не только предметных знаний, но и способностью к дальнейшему развитию и самосовершенствованию. Данный аспект во ФГОС отражают универсальные учебные действия (далее - УУД)1. Поскольку УУД подразумевают собой способность к саморазвитию при помощи активной познавательной деятельности, то способом их формирования становится применение активных методов обучения, к числу которых относится метод мозгового штурма.
Основой ФГОС является системно-деятельностных подход, предполагающий активную, разностороннюю в максимальной степени самостоятельной деятельности. Данный подход базируется на теоретических положениях таких ученых, как И.С. Выгодский2, А. Н. Леонтьев3, Д.Б. Эльконин4, Д. Б. Давыдов5, В. В, Репкин6, П.Я. Гальперин7 и других
Актуальность данной работы заключается в необходимости использования активных методов обучения, в том числе метода мозгового штурма, с целью реализации системно-деятельностного подхода для развития финансовой грамотности обучающихся.
Для оценки актуальности нами был проведено анкетирование студентов КГПУ им. В. П. Астафьева, в котором приняло участие 100 человек (Приложение 1). Целью анкетирования было выявить мнение студентов по поводу применения методов активного обучения в школе и применения метода мозгового штурма как одного из таких методов.
По результатам анкетирования 94 человека (94%) выразили необходимость применения методов активного обучения в школе. На вопрос о применении метода мозгового штурма 86 человек ответили, что считают данный метод действенным в процессе обучения и учителям стоит использовать его в своей профессиональной деятельности, 8 респондентов (8%) затруднились с ответом на данный вопрос, а оставшиеся 6 респондентов (6%) считают, что данный метод недостаточно эффективным (Приложение 2).
По результатам данного анкетирования мы считаем, что тема данной выпускной квалификационной работы является актуальной.
Цель исследования - разработка и апробация метода мозгового штурма при формировании и развитии финансовой грамотности школьников.
Противоречием исследования является необходимость использования активных методов обучения в соответствии с требованиями ФГОС и отсутствие для этого необходимого количества методических материалов.
Проблемой исследования является низкий уровень методической разработанности применения метода мозгового штурма при формировании и развитии финансовой грамотности учащихся основной школы.
Объект исследования - активные методы обучения в экономическом образовании.
Предмет исследования - метод мозгового штурма при обучении финансовой грамотности.
Гипотеза исследования - применение метода мозгового штурма при обучении финансовой грамотности способствует более эффективному освоению материала, повышению мотивации к обучению и заинтересованности в групповой работе.
Зачади исследования:
1. Обосновать актуальность применения метода мозгового штурма в образовательном процессе.
2. Рассмотреть структуру, методику и классификацию мозгового штурма.
3. Проанализировать положительные и отрицательные стороны рассматриваемого метода.
4. Разработать и проанализировать занятие с применением метода мозгового штурма на занятии по финансовой грамотности.
5. Разработать методологические рекомендации для применения метода мозгового штурма при обучении финансовой грамотности.
В ходе исследования были использованы такие методы, как: анализ, сравнение, классификация и постановка проблемы; и практические, среди которых можно выделить: анкетирование, тестирование.
Экспериментальной базой исследования МАОУ СШ №34 им. Героя СССР Кожевникова А.Л.
Научно-практическая значимость работы заключается в разработке и адаптации метода мозгового штурма для развития финансовой грамотности в основной школе.
Важным является тот факт, что такие специфические знания необходимы каждому гражданину. Младшее поколение должно знать о ценности и пользе денег, рациональном использовании ресурсов, поскольку многие дети уже с раннего возраста имеют карманные деньги, используют дебетовые карты для совершения элементарных покупок. Так же на сегодняшний день дети пользуются различными интернет-платформами, при использовании которых необходимы специальные знания для защиты своих личных данных и денежных средств. В отношении молодежи правильное финансовое поведение помогает правильно распределять доходы и расходы, решать вопросы в области кредитования, страхования, финансового планирования. Для взрослого населения это является таким же важным принципом. Кроме того, что овладения специальными знаниями и навыками финансового поведения необходимо для принятия взвешенных решений относительно личных финансов, инвестирования средств, данные компетенции взрослого населения помогают сформировывать компетенции уже младшего, подрастающего поколения в условиях семьи.
Важнейшую роль в формировании финансовой грамотности обучающихся играет школа. Именно в процессе обучения закладываются необходимые знания, умения и навыки, которые необходимы для полноценной и осознанной жизни. В рамках школьных занятий педагоги могут использовать различные методы обучения, которые будут наилучшим образом влиять на результативность занятий. В современном образовании большое внимание уделяется всестороннему развитию личности учащегося, обладанию не только предметных знаний, но и способностью к дальнейшему развитию и самосовершенствованию. Данный аспект во ФГОС отражают универсальные учебные действия (далее - УУД)1. Поскольку УУД подразумевают собой способность к саморазвитию при помощи активной познавательной деятельности, то способом их формирования становится применение активных методов обучения, к числу которых относится метод мозгового штурма.
Основой ФГОС является системно-деятельностных подход, предполагающий активную, разностороннюю в максимальной степени самостоятельной деятельности. Данный подход базируется на теоретических положениях таких ученых, как И.С. Выгодский2, А. Н. Леонтьев3, Д.Б. Эльконин4, Д. Б. Давыдов5, В. В, Репкин6, П.Я. Гальперин7 и других
Актуальность данной работы заключается в необходимости использования активных методов обучения, в том числе метода мозгового штурма, с целью реализации системно-деятельностного подхода для развития финансовой грамотности обучающихся.
Для оценки актуальности нами был проведено анкетирование студентов КГПУ им. В. П. Астафьева, в котором приняло участие 100 человек (Приложение 1). Целью анкетирования было выявить мнение студентов по поводу применения методов активного обучения в школе и применения метода мозгового штурма как одного из таких методов.
По результатам анкетирования 94 человека (94%) выразили необходимость применения методов активного обучения в школе. На вопрос о применении метода мозгового штурма 86 человек ответили, что считают данный метод действенным в процессе обучения и учителям стоит использовать его в своей профессиональной деятельности, 8 респондентов (8%) затруднились с ответом на данный вопрос, а оставшиеся 6 респондентов (6%) считают, что данный метод недостаточно эффективным (Приложение 2).
По результатам данного анкетирования мы считаем, что тема данной выпускной квалификационной работы является актуальной.
Цель исследования - разработка и апробация метода мозгового штурма при формировании и развитии финансовой грамотности школьников.
Противоречием исследования является необходимость использования активных методов обучения в соответствии с требованиями ФГОС и отсутствие для этого необходимого количества методических материалов.
Проблемой исследования является низкий уровень методической разработанности применения метода мозгового штурма при формировании и развитии финансовой грамотности учащихся основной школы.
Объект исследования - активные методы обучения в экономическом образовании.
Предмет исследования - метод мозгового штурма при обучении финансовой грамотности.
Гипотеза исследования - применение метода мозгового штурма при обучении финансовой грамотности способствует более эффективному освоению материала, повышению мотивации к обучению и заинтересованности в групповой работе.
Зачади исследования:
1. Обосновать актуальность применения метода мозгового штурма в образовательном процессе.
2. Рассмотреть структуру, методику и классификацию мозгового штурма.
3. Проанализировать положительные и отрицательные стороны рассматриваемого метода.
4. Разработать и проанализировать занятие с применением метода мозгового штурма на занятии по финансовой грамотности.
5. Разработать методологические рекомендации для применения метода мозгового штурма при обучении финансовой грамотности.
В ходе исследования были использованы такие методы, как: анализ, сравнение, классификация и постановка проблемы; и практические, среди которых можно выделить: анкетирование, тестирование.
Экспериментальной базой исследования МАОУ СШ №34 им. Героя СССР Кожевникова А.Л.
Научно-практическая значимость работы заключается в разработке и адаптации метода мозгового штурма для развития финансовой грамотности в основной школе.
Согласно требованиям ФГОС результатами обучения учащегося школы становится овладение основными принципами финансовой грамотности как части функциональной грамотности. Применение активных методов обучения на уроке способствует наиболее продуктивной работе и всестороннему развитию личности учащегося. В качестве активного метода обучения на занятиях можно использовать такой метод обучения, как мозговой штурм.
Мозговой штурм является методом активного обучения, при котором его участники коллективно решают поставленный вопрос или задачу. В данном исследовании были рассмотрены теоретические аспекты проведения мозгового штурма, правила его проведения, основные этапы, достоинства и недостатки.
Мозговой штурм на занятиях помогает учащимся выработать навык работы в коллективе, развивает критическое мышление, творческие способности, повышает мотивацию к обучению.
Гипотезой исследования было то, что применение метода мозгового штурма при обучении финансовой грамотности способствует более эффективному изучению материала, повышению мотивации к обучению и заинтересованности в групповой работе. Для её подтверждения в роботе использованы такие теоретическое методы как: анализ, сравнение, классификация и постановка проблемы; и практические, среди которых можно выделить: анкетирование, тестирование.
Нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по изучаемой теме. Информация, необходимая для исследования была освещена в теоретической части данной работы.
На констатирующем этапе эксперимента при проведении тестирования и анкетирования учащихся по выбранным нами критериям мы выяснили их уровень овладения знаниями по выбранной теме урока, их уровень мотивации и заинтересованности в групповой работе.
В ходе контрольного этапа эксперимента нами были сравнены данные выбранных критериев до и после проведения эксперимента для выявления тенденции повышения или понижения рассматриваемых показателей, а так же сравнены результаты между экспериментальный и контрольной группы. По данным результатам мы можем сказать, что урок по финансовой грамотности с проведением метода мозгового штурма прошёл более эффективно, чем традиционный урок, поскольку учащимися рассматриваемый материал был усвоен лучше, о чем говорит нам такой показатель, как средний балл в группе. Так же в данной группе сильнее выросли такие показатели, как мотивация к изучению предмета и заинтересованность в групповой работе.
После проведения опытно-экспериментальной работы нами были разработаны методические рекомендации по применению мозгового штурма на занятиях по финансовой грамотности. Данные рекомендации помогут педагогам наиболее эффективно провести занятия с учетом особенностей дисциплины и данного метода активного обучения.
Таким образом можно говорить о том, гипотеза, выдвинутая нами в начале нашего исследования, подтвердилась. Метод мозгового штурма является эффективным инструментом обучения детей финансовой грамотности в арсенале педагога, который поможет ему добиться более эффективной работы на занятии. С его помощью можно повысить мотивацию к обучению, заинтересованность в групповой работе и повысить средний балл в классе, что означает более высокие образовательные результаты.
Мозговой штурм является методом активного обучения, при котором его участники коллективно решают поставленный вопрос или задачу. В данном исследовании были рассмотрены теоретические аспекты проведения мозгового штурма, правила его проведения, основные этапы, достоинства и недостатки.
Мозговой штурм на занятиях помогает учащимся выработать навык работы в коллективе, развивает критическое мышление, творческие способности, повышает мотивацию к обучению.
Гипотезой исследования было то, что применение метода мозгового штурма при обучении финансовой грамотности способствует более эффективному изучению материала, повышению мотивации к обучению и заинтересованности в групповой работе. Для её подтверждения в роботе использованы такие теоретическое методы как: анализ, сравнение, классификация и постановка проблемы; и практические, среди которых можно выделить: анкетирование, тестирование.
Нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по изучаемой теме. Информация, необходимая для исследования была освещена в теоретической части данной работы.
На констатирующем этапе эксперимента при проведении тестирования и анкетирования учащихся по выбранным нами критериям мы выяснили их уровень овладения знаниями по выбранной теме урока, их уровень мотивации и заинтересованности в групповой работе.
В ходе контрольного этапа эксперимента нами были сравнены данные выбранных критериев до и после проведения эксперимента для выявления тенденции повышения или понижения рассматриваемых показателей, а так же сравнены результаты между экспериментальный и контрольной группы. По данным результатам мы можем сказать, что урок по финансовой грамотности с проведением метода мозгового штурма прошёл более эффективно, чем традиционный урок, поскольку учащимися рассматриваемый материал был усвоен лучше, о чем говорит нам такой показатель, как средний балл в группе. Так же в данной группе сильнее выросли такие показатели, как мотивация к изучению предмета и заинтересованность в групповой работе.
После проведения опытно-экспериментальной работы нами были разработаны методические рекомендации по применению мозгового штурма на занятиях по финансовой грамотности. Данные рекомендации помогут педагогам наиболее эффективно провести занятия с учетом особенностей дисциплины и данного метода активного обучения.
Таким образом можно говорить о том, гипотеза, выдвинутая нами в начале нашего исследования, подтвердилась. Метод мозгового штурма является эффективным инструментом обучения детей финансовой грамотности в арсенале педагога, который поможет ему добиться более эффективной работы на занятии. С его помощью можно повысить мотивацию к обучению, заинтересованность в групповой работе и повысить средний балл в классе, что означает более высокие образовательные результаты.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МОЗГОВОГО ШТУРМА КАК АКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2023 - Формирование финансовой грамотности школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2023 - ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИКЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 5-7 КЛАССОВ: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ УРОЧНОЙ РАБОТЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019 - Методика интерактивного обучения управленческо-экономическим дисциплинам в колледже (Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2025 - Формирование экономической культуры у школьников в процессе внеклассной работы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - Школьная пресса в контексте медиаобразования
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018



