Применение технологии проблемного обучения как способ формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках географии в 9 классе
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты федерального государственного образовательного стандарта 6
1.1 Анализ требования федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования 6
1.2 Принципы формирования познавательных универсальных учебных
действий по географии у обучающихся 9 класса 14
1.3 Общая характеристика курса «География 9 класс» 21
ГЛАВА 2. Теоретические основы использования технологии проблемного обучения на уроках географии 30
2.1 Применение технологии проблемного обучения на уроках
географии 30
2.2 Методические приемы создания проблемных ситуаций 33
2.3. Основные требования к уроку с использованием технологии проблемного обучения 37
2.4 Способ формирования познавательных универсальных учебных действий у
обучающихся с помощью применения технологии проблемного обучения 39
ГЛАВА 3. Разработка дидактических материалов для уроков географии в 9 классе с применением технологии проблемного обучения 41
3.1 Кейсы ситуационных заданий по географии для обучающихся 9 класса с применением технологии проблемного обучения 41
Заключение 56
Список использованных источников 58
Переход образовательной системы России на новый тип, ее конкурентоспособность в европейском и мировом пространствах предусматривает формирование поколения российской молодежи, которое будет защищенным и мобильным на рынке труда, а также будет иметь необходимые знания, навыки и компетентности для интеграции в общество на разных уровнях и способным учиться на протяжении жизни.
Данному переходу способствовали изменения, происходящие в нашем обществе, именно они обусловили поиск новых образовательных концепций. В российском образовании широкое распространение получили технологии проблемного обучения как способ формирования познавательных универсальных учебный действий у обучающихся.
Для повышения уровня качества системных знаний и метапредметных умений обучающихся, формирования и развития устойчивых ценно стно- смысловых отношений и внутренних мотивов обучения целесообразно применять комплекс средств, направленных на раскрытие творческого потенциала обучающихся. Одним из таких средств является проблемное обучение по географии, которое имеют свойства динамичности, открытости, устойчивости, саморегуляции и саморазвития личности, стимулирующее формирование и развитие познавательного мотива обучающихся через положительные эмоции, и индивидуально-ценностные смыслы обучения.
Проблемное обучение - такая организация обучения, которая предусматривает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность обучающихся, по решению проблем. В результате происходит обогащение профессиональными знаниями, умениями, навыками, развитие умственных способностей.
Необходимо выработать у обучающихся умение осуществлять самостоятельный выбор, способность вести переговоры, дискуссии, оперативно и взвешенно принимать решения. Будущий профессионал должен быть способным к самообразованию в течение жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, решать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и быстро из них выходить.
География - это наука, которая зародилась в глубокой древности. Уже много веков она описывает природу, население, хозяйство различных регионов Земли. Для современного поколения обучающихся учебный материал на первый взгляд может показаться «сухим» и неинтересным, необязательным для изучения, поэтому возникает проблема: доказать значимость географической науки для развития у обучающихся универсальных учебных действий, что сознательно ориентироваться в социально - экономических, общественно - политических событиях в государстве и в мире, так как именно география в значительной степени обеспечивает развитие компетентностей учащихся.
Объект исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий.
Предмет исследования: проблемное обучение на уроках географии в 9 классе.
Цель работы: разработать дидактические материалы для уроков географии в 9 классе с применением технологии проблемного обучения.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- проанализировать требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- рассмотреть принципы формирования познавательных универсальных учебных действий по географии у обучающихся 9 класса;
- сформировать познавательные универсальные учебные действия у обучающихся с помощью применения технологии проблемного обучения.
Методы исследования: анализ и синтез информации, обобщение, классификация.
В исследованиях зарубежных и отечественных педагогов, ученых, таких как Н. Бибик, О. Локшина, О. Овчарук, О. Пометун, И. Радигина, А. Хуторский Г. Исаевой, С. Коберника, В. Корнеева, Л. Круглик, О. Кравчук, Т Назаренко, А. Сиротенко, М. Сороки, Р Коваленка, Н. Кучеренко, О. Литвинчук, Г. Орлова, О. Филипчак, Н. Шипко, есть определенные наработки в направлении применения технологии проблемного обучения.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Основной формой организации обучения остается урок. На уроках изучается материал, определенный учебной программой. При этом большое значение имеет правильная организация самого процесса обучения. Все уроки должны соответствовать программным требованиям и проводиться на должном теоретическом и методическом уровне.
Уроки географии нужно строить так, чтобы они были интересными, увлекательными.
Учитель должен организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы он способствовал обучению, развитию и воспитанию обучающихся для реализовать эту цель, нужно использовать различные принципы, методы, приемы и формы обучения.
Детская любознательность и познавательный интерес постепенно должна перерастать в практический интерес к знаниям.
Технология проблемного обучения - это технология, которая предусматривает создание проблемной ситуации для развития мышления и формирования активной самостоятельной познавательной деятельности, творческого подхода обучающихся по решению жизненных повседневных задач, одна из форм в обучении, которая формирует познавательные универсальные учебные действия.
Решение ситуационных задач по географии способствует не только изучению предмета, но и побуждает творчески подходить к решению. Стоит обратить внимание на то, что в учебной ситуации должны быть отражены жизненные ситуации, с которыми обучающиеся могут столкнуться в повседневной жизни.
Использование на уроках технологии проблемного обучения в учебном процессе положительно влияет на уровень учебных достижений обучающихся, способствует повышению у них познавательных интересов, а именно: повышает уровень знаний, внимания и заинтересованности к обучению со стороны обучающихся.
Этот метод является эффективным средством формирования географических знаний обучающихся. Работа с кейсами ситуационных задач активизирует учебно-познавательную деятельность обучающихся, удовлетворяет их запросы и интересы, дополняет и расширяет содержание программного материала, способствует его глубокому усвоению.
1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ. - СПб.: КАРО, 2008.
2. Александрова Т К. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе формирования межпредметных умений // Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Г. И. Щукиной. - Л., 1984.
3. Алтухова А. А. Формирование субъект-субъектных отношений учителя и учащихся в учебном процессе общеобразовательной школы : дис. ... канд. пед. наук / А. А. Алтухова. - Барнаул, 2004. - 203 с.
4. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. В. Байбородова. - М. : Просвещение, 2013. - 177 с.
5. Бедерханова В. П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности : учеб. пособие / В. П. Бедерханова. - Краснодар, 2000. -54 с.
6. Бедерханова В. П. Становление личностно ориентированной позиции педагога : дис. ... д-ра пед. наук / В. П. Бедерханова. - Краснодар, 2002. - 413 с.
7. Белякова Е. Г. Понимание как категория смыслоориентированной
педагогики / Е. Г. Белякова // Образование и наука. - 2006. - № 6. - С. 21¬28.
8. Богин Г. И. Обретение способности понимать: введение в филологическую герменевтику / Г. И. Богин. - М. : Психология и Бизнес Онлайн, 2001. - 516 с.
9. Болотов В. А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
10. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2007. - № 8. - С. 44-53.
11. Броздецкий В. С. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / В. С. Броздецкий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьус56.ги>фгос/ууд-в-основной-школе/.
12. Брудный А. А. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. - М. : Лабиринт, 2017. - 336 с.
13. Брушлинский А. В. О развитии В. В. Давыдовым своей теории психического развития / А. В. Брушлинский // Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 5-12.
14. Воровщиков С. Г. Развитие универсальных учебных действий.
Внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения : [монография] / С. Г. Воровщиков, Е. В. Орлова. - М. : Прометей, 2012. - 210 с.
15. География России. Население и хозяйство 9 класс (Дронов В.П.) /учебник.
- Издательство Дрофа. - URL: https://interneturok.ru/book/geografy/9-klass/geografiya-rossii-naselenie-i-hozyaystvo-9-klass-dronov-v-p
16. Илюшин Л. С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся. В кн. Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ / Сост. О. Е. Лебедев. - СПб.: «Бизнес-пресса», 2006.
17. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] - М. : Просвещение, 2010. - 152 с.
18. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. - М.: Знание, 1989.
19. Краевский В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В. В. Краевский, А. В. Хуторской // Педагогика. - 2003. - № 2. - С. 3-10.
20. Леонтович А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности / А. В. Леонтович // Завуч. - 2001. - № 1. - С. 105-107.
21. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности / А. А. Леонтьев. - М. : Наука, 1994. - 91 с.
22. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. / А. Н. Леонтьев ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского. - М. : Педагогика, 1993. - 395 с.
23. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. - М. : Директ-Медиа, 2008. - 392 с.
24. Махмутов М. И. Проблемное обучение : основные вопросы теории / М. И. Махмутов. - М., 1975. - 368 с.
25. Методика и технология обучения географии / И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможня. - М.: ООО "Издательство Астрель", 2002. - 203 с.
26. Миндзаева Э. В. Развитие универсальных учебных действий в курсе информатики 5-6-х классов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Э. В. Миндзаева. - М., 2009. - 26 с.
27. Новые педагогические практики: конструирование и применение
ситуационных задач: учебно-методическое пособие / сост.: Слобожанинов Ю. В. - Киров, 2012.
28. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М: Просвещение, 1992.
29. Примерная основная образовательная программа начального общего
образования. (Стандарты второго поколения) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
Нйр://минобрнауки.рф/бокишеп1д/922/Ше8/227/роор_поо_гее81т_бок.
30. Примерная программа среднего (полного) образования. (Стандарты второго поколения) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/dokuments/922/files/227/poop_spo_reestr_dok.
31. Проектные задачи в начальной школе: пособие дл учителей / под ред. А. Б. Воронцова. - М.: Просвещение, 2011.
32. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / ред. кол. В. В. Давыдова (гл. ред.) [и др.]. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 1. - 608 с.
33. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fcpro.ru/program- meropr.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования [Электронный ресурс] // Приложение к Приказу Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». - Режим доступа: http: //минобрнауки .рф/документы/2365.
35. Федотова А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный ресурс] / А. В. Федотова. - Режим доступа: nsportal.ru>.. .rol-universalnykh... deystviy-v-sisteme.
36. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с.
37. Фундаментальное ядро содержания общего образования (стандарты второго поколения) / Рос. акад. наук ; Рос. акад. образования ; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - 4-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. - 79 с.
38. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты ; доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской ; Центр «Эйдос». - Режим доступа:http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
39. Хуторской А. В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской. - Режим доступа:http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm.
40. Хуторской А. В. Общепредметное содержание образовательных
стандартов : проект «Стандарт общего образования» / А. В. Хуторской. - М., 2002.
41. Хуторской А. В. Работа с метапредметным компонентом нового
образовательного стандарта / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2013. - № 4. - С. 157-171.
42. Чуланова Н. А. Актуальность формирования метапредметных
компетенций в условиях реализации новых образовательных стандартов / Н. А. Чуланова // Актуальные вопросы регионального образования. - 2012. - № 5. - С. 81-86.
43.Чуланова Н. А. Теоретические аспекты формирования метапредметных компетенций школьников в условиях новых образовательных стандартов / Н. А. Чуланова // Продуктивное образование: формирование картины мира ребенка и его педагогическое сопровождение : материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 1-3 февраля 2012 г.) / под ред. Е. А. Александровой, М. П. Зиновьевой. - М. : Экшен, 2012. - Вып. 14. - Ч. 2. - С. 250-254.
44.Эльконин Д. Б. О структуре учебной деятельности. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. - М. ; Воронеж : Наука, 1997. - 416
с.