Применение технологии проблемного обучения как способ формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках географии в 9 классе
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты федерального государственного образовательного стандарта 6
1.1 Анализ требования федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования 6
1.2 Принципы формирования познавательных универсальных учебных
действий по географии у обучающихся 9 класса 14
1.3 Общая характеристика курса «География 9 класс» 21
ГЛАВА 2. Теоретические основы использования технологии проблемного обучения на уроках географии 30
2.1 Применение технологии проблемного обучения на уроках
географии 30
2.2 Методические приемы создания проблемных ситуаций 33
2.3. Основные требования к уроку с использованием технологии проблемного обучения 37
2.4 Способ формирования познавательных универсальных учебных действий у
обучающихся с помощью применения технологии проблемного обучения 39
ГЛАВА 3. Разработка дидактических материалов для уроков географии в 9 классе с применением технологии проблемного обучения 41
3.1 Кейсы ситуационных заданий по географии для обучающихся 9 класса с применением технологии проблемного обучения 41
Заключение 56
Список использованных источников 58
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты федерального государственного образовательного стандарта 6
1.1 Анализ требования федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования 6
1.2 Принципы формирования познавательных универсальных учебных
действий по географии у обучающихся 9 класса 14
1.3 Общая характеристика курса «География 9 класс» 21
ГЛАВА 2. Теоретические основы использования технологии проблемного обучения на уроках географии 30
2.1 Применение технологии проблемного обучения на уроках
географии 30
2.2 Методические приемы создания проблемных ситуаций 33
2.3. Основные требования к уроку с использованием технологии проблемного обучения 37
2.4 Способ формирования познавательных универсальных учебных действий у
обучающихся с помощью применения технологии проблемного обучения 39
ГЛАВА 3. Разработка дидактических материалов для уроков географии в 9 классе с применением технологии проблемного обучения 41
3.1 Кейсы ситуационных заданий по географии для обучающихся 9 класса с применением технологии проблемного обучения 41
Заключение 56
Список использованных источников 58
Переход образовательной системы России на новый тип, ее конкурентоспособность в европейском и мировом пространствах предусматривает формирование поколения российской молодежи, которое будет защищенным и мобильным на рынке труда, а также будет иметь необходимые знания, навыки и компетентности для интеграции в общество на разных уровнях и способным учиться на протяжении жизни.
Данному переходу способствовали изменения, происходящие в нашем обществе, именно они обусловили поиск новых образовательных концепций. В российском образовании широкое распространение получили технологии проблемного обучения как способ формирования познавательных универсальных учебный действий у обучающихся.
Для повышения уровня качества системных знаний и метапредметных умений обучающихся, формирования и развития устойчивых ценно стно- смысловых отношений и внутренних мотивов обучения целесообразно применять комплекс средств, направленных на раскрытие творческого потенциала обучающихся. Одним из таких средств является проблемное обучение по географии, которое имеют свойства динамичности, открытости, устойчивости, саморегуляции и саморазвития личности, стимулирующее формирование и развитие познавательного мотива обучающихся через положительные эмоции, и индивидуально-ценностные смыслы обучения.
Проблемное обучение - такая организация обучения, которая предусматривает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность обучающихся, по решению проблем. В результате происходит обогащение профессиональными знаниями, умениями, навыками, развитие умственных способностей.
Необходимо выработать у обучающихся умение осуществлять самостоятельный выбор, способность вести переговоры, дискуссии, оперативно и взвешенно принимать решения. Будущий профессионал должен быть способным к самообразованию в течение жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, решать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и быстро из них выходить.
География - это наука, которая зародилась в глубокой древности. Уже много веков она описывает природу, население, хозяйство различных регионов Земли. Для современного поколения обучающихся учебный материал на первый взгляд может показаться «сухим» и неинтересным, необязательным для изучения, поэтому возникает проблема: доказать значимость географической науки для развития у обучающихся универсальных учебных действий, что сознательно ориентироваться в социально - экономических, общественно - политических событиях в государстве и в мире, так как именно география в значительной степени обеспечивает развитие компетентностей учащихся.
Объект исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий.
Предмет исследования: проблемное обучение на уроках географии в 9 классе.
Цель работы: разработать дидактические материалы для уроков географии в 9 классе с применением технологии проблемного обучения.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- проанализировать требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- рассмотреть принципы формирования познавательных универсальных учебных действий по географии у обучающихся 9 класса;
- сформировать познавательные универсальные учебные действия у обучающихся с помощью применения технологии проблемного обучения.
Методы исследования: анализ и синтез информации, обобщение, классификация.
В исследованиях зарубежных и отечественных педагогов, ученых, таких как Н. Бибик, О. Локшина, О. Овчарук, О. Пометун, И. Радигина, А. Хуторский Г. Исаевой, С. Коберника, В. Корнеева, Л. Круглик, О. Кравчук, Т Назаренко, А. Сиротенко, М. Сороки, Р Коваленка, Н. Кучеренко, О. Литвинчук, Г. Орлова, О. Филипчак, Н. Шипко, есть определенные наработки в направлении применения технологии проблемного обучения.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Данному переходу способствовали изменения, происходящие в нашем обществе, именно они обусловили поиск новых образовательных концепций. В российском образовании широкое распространение получили технологии проблемного обучения как способ формирования познавательных универсальных учебный действий у обучающихся.
Для повышения уровня качества системных знаний и метапредметных умений обучающихся, формирования и развития устойчивых ценно стно- смысловых отношений и внутренних мотивов обучения целесообразно применять комплекс средств, направленных на раскрытие творческого потенциала обучающихся. Одним из таких средств является проблемное обучение по географии, которое имеют свойства динамичности, открытости, устойчивости, саморегуляции и саморазвития личности, стимулирующее формирование и развитие познавательного мотива обучающихся через положительные эмоции, и индивидуально-ценностные смыслы обучения.
Проблемное обучение - такая организация обучения, которая предусматривает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность обучающихся, по решению проблем. В результате происходит обогащение профессиональными знаниями, умениями, навыками, развитие умственных способностей.
Необходимо выработать у обучающихся умение осуществлять самостоятельный выбор, способность вести переговоры, дискуссии, оперативно и взвешенно принимать решения. Будущий профессионал должен быть способным к самообразованию в течение жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, решать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и быстро из них выходить.
География - это наука, которая зародилась в глубокой древности. Уже много веков она описывает природу, население, хозяйство различных регионов Земли. Для современного поколения обучающихся учебный материал на первый взгляд может показаться «сухим» и неинтересным, необязательным для изучения, поэтому возникает проблема: доказать значимость географической науки для развития у обучающихся универсальных учебных действий, что сознательно ориентироваться в социально - экономических, общественно - политических событиях в государстве и в мире, так как именно география в значительной степени обеспечивает развитие компетентностей учащихся.
Объект исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий.
Предмет исследования: проблемное обучение на уроках географии в 9 классе.
Цель работы: разработать дидактические материалы для уроков географии в 9 классе с применением технологии проблемного обучения.
Задачи выпускной квалификационной работы:
- проанализировать требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- рассмотреть принципы формирования познавательных универсальных учебных действий по географии у обучающихся 9 класса;
- сформировать познавательные универсальные учебные действия у обучающихся с помощью применения технологии проблемного обучения.
Методы исследования: анализ и синтез информации, обобщение, классификация.
В исследованиях зарубежных и отечественных педагогов, ученых, таких как Н. Бибик, О. Локшина, О. Овчарук, О. Пометун, И. Радигина, А. Хуторский Г. Исаевой, С. Коберника, В. Корнеева, Л. Круглик, О. Кравчук, Т Назаренко, А. Сиротенко, М. Сороки, Р Коваленка, Н. Кучеренко, О. Литвинчук, Г. Орлова, О. Филипчак, Н. Шипко, есть определенные наработки в направлении применения технологии проблемного обучения.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Основной формой организации обучения остается урок. На уроках изучается материал, определенный учебной программой. При этом большое значение имеет правильная организация самого процесса обучения. Все уроки должны соответствовать программным требованиям и проводиться на должном теоретическом и методическом уровне.
Уроки географии нужно строить так, чтобы они были интересными, увлекательными.
Учитель должен организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы он способствовал обучению, развитию и воспитанию обучающихся для реализовать эту цель, нужно использовать различные принципы, методы, приемы и формы обучения.
Детская любознательность и познавательный интерес постепенно должна перерастать в практический интерес к знаниям.
Технология проблемного обучения - это технология, которая предусматривает создание проблемной ситуации для развития мышления и формирования активной самостоятельной познавательной деятельности, творческого подхода обучающихся по решению жизненных повседневных задач, одна из форм в обучении, которая формирует познавательные универсальные учебные действия.
Решение ситуационных задач по географии способствует не только изучению предмета, но и побуждает творчески подходить к решению. Стоит обратить внимание на то, что в учебной ситуации должны быть отражены жизненные ситуации, с которыми обучающиеся могут столкнуться в повседневной жизни.
Использование на уроках технологии проблемного обучения в учебном процессе положительно влияет на уровень учебных достижений обучающихся, способствует повышению у них познавательных интересов, а именно: повышает уровень знаний, внимания и заинтересованности к обучению со стороны обучающихся.
Этот метод является эффективным средством формирования географических знаний обучающихся. Работа с кейсами ситуационных задач активизирует учебно-познавательную деятельность обучающихся, удовлетворяет их запросы и интересы, дополняет и расширяет содержание программного материала, способствует его глубокому усвоению.
Уроки географии нужно строить так, чтобы они были интересными, увлекательными.
Учитель должен организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы он способствовал обучению, развитию и воспитанию обучающихся для реализовать эту цель, нужно использовать различные принципы, методы, приемы и формы обучения.
Детская любознательность и познавательный интерес постепенно должна перерастать в практический интерес к знаниям.
Технология проблемного обучения - это технология, которая предусматривает создание проблемной ситуации для развития мышления и формирования активной самостоятельной познавательной деятельности, творческого подхода обучающихся по решению жизненных повседневных задач, одна из форм в обучении, которая формирует познавательные универсальные учебные действия.
Решение ситуационных задач по географии способствует не только изучению предмета, но и побуждает творчески подходить к решению. Стоит обратить внимание на то, что в учебной ситуации должны быть отражены жизненные ситуации, с которыми обучающиеся могут столкнуться в повседневной жизни.
Использование на уроках технологии проблемного обучения в учебном процессе положительно влияет на уровень учебных достижений обучающихся, способствует повышению у них познавательных интересов, а именно: повышает уровень знаний, внимания и заинтересованности к обучению со стороны обучающихся.
Этот метод является эффективным средством формирования географических знаний обучающихся. Работа с кейсами ситуационных задач активизирует учебно-познавательную деятельность обучающихся, удовлетворяет их запросы и интересы, дополняет и расширяет содержание программного материала, способствует его глубокому усвоению.
Подобные работы
- Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках географии посредством ИКТ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Учебные проекты по географии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий школьников
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у второклассников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - Развитие экологической культуры обучающихся на уроках географии на основе традиции туркменский народов
Дипломные работы, ВКР, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - Роль проектной деятельности в обучении географии в 5 - 7 классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Интерактивная игра как средство формирования предметных результатов обучающихся в учебном предмете география
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - Применение технологии интеллект-карт в учебном процессе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Влияние технологии развития критического мышления на формирование умственных способностей обучающихся на уроках ОБЖ (Омский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019



