ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БРОСКОВ В КОЛЬЦО У ШКОЛЬНИКОВ 12-13 ЛЕТ 6
1.1. История возникновения и развития игры в баскетбол 6
1.1 Характеристика двигательной деятельности при обучении броскам в баскетболе, на занятиях физической культурой с обучающимися 12 - 13 лет...9
1.1. Требования к современным броскам, классификация и методика
начального обучения в баскетболе на занятиях физической культурой с обучающимися 12 - 13 лет 13
1.2. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности
детей 12-13 лет 21
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
2.1 Организация исследования 25
2.1. Методы исследования 25
1.1 Комплекс средств и методов обучения броскам в кольцо обучающихся 1213 лет на уроках по баскетболу 28
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ЭКСПЕРИМЕНТА 31
3.1. Результаты анкетирования 31
3.2 Оценка физической подготовленности обучающихся в контрольной и экспериментальной группе 31
3.1. Оценка эффективности комплекса средств и методов обучения броскам в кольцо обучающихся 12-13 лет на занятиях по баскетболу 35
1.1 Методические рекомендации по улучшению физической подготовленности и совершенствованию броска в кольцо у обучающихся 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ 45
Список используемых источников 47
сегодняшний день далеко не каждый педагог может подобрать правильные методы организации занятий, активизировать учебную деятельность ученика и управлять ею на уроке физической культуры. Чтобы физическая подготовленность обучающихся 12 - 13 лет была на достаточном уровне, для их возраста, для этого на занятиях физической культуры надо осуществлять результативные способы применения средств, методов и тактики. Всё это использовать в процессе физической подготовленности на урочных занятиях. Многие учёные, занимающиеся, такой проблемой считают, что самым приводящим к нужным результатам, для корригирования гиподинамии, которая развивается вследствие малоподвижного образа жизни населения, можно и нужно применять не только подвижные игры, но и спортивные. Баскетбол рассматривался как самый приемлемый вид из спортивных игр. Этот вид игры можно осуществлять во всевозможных формах и не только на занятиях по физической культуре [2].
В баскетбол можно играть как в командном варианте, так и в одиночном. Когда, один из учителей по физической культуре решил разнообразить свои уроки, он придумал этот вид игры. Всё это началось в далёком 1881 году. Принципы этой игры в то время были очень незатейливы: ученики делились на две команды, одинаковое количество играющих. Побеждали те участники, кто забросит больше мячей в корзину соперника. Так как баскетбольных мячей не было, играли простым футбольным мячом. На занятиях по физической культуре присутствовали в основном спортивные (гимнастические)
упражнения. Введения игры с бросанием мяча в корзину резко вырос интерес к этой игре.
Баскетбол в России появился в конце XIX начале ХХ века. Командную игру впервые организовал петербуржец Георгий Дюперон. Первая игра была сыграна в 1906 году.
Игра в баскетбол развивает и совершенствует не только опорнодвигательный аппарат, нервную систему, а также благоприятствует улучшению работы всех систем организма.
Для игры в баскетбол используется кольцо диаметром 18 дюймов, окаймленное веревочной сеткой, которое укреплено на высоте 10 футов на специальных щитах шириной 1,8 метра и высотой 1,05 метра на противоположных концах площадки. Для профессиональных соревнований используются щиты из закаленного стекла. Однако, в настоящее время, Российские баскетболисты имеют достаточно скромные достижения, что требует поиска приемов для повышения физической подготовленности и мастерства спортсменов. Особое внимание необходимо уделять юношескому спорту и систематической работе с талантливыми детьми и подростками с целью восстановления прежних успехов России в баскетболе. Кроме того, занятия баскетболом полезны для физической активности и развития личности молодых людей, помогая им приобретать такие качества, как терпение, упорство, трудолюбие, командный дух и взаимовыручка. [22].
По стандарту школьной программы по физическому воспитанию, прохождения занятий по спортивным играм входит баскетбол. Как одно из его средств. Многообразие приёмов, манеры и стиль игры, делает баскетбол ещё более увлекательным.
Один преобладающий технический приём - это броски в кольцо. В основном от его точности влияет на победу в игре. Начиная с пятого класса, начинают подготавливать обучающихся к броскам в кольцо на занятиях физической культуры. Но нет никаких данных, которые бы отражали какими средствами и методами пользуются учителя физической культуры на занятиях, при обучении броскам в кольцо. Нигде не отражается уровень продуктивности обучающихся при обучении броскам в кольцо.
Знания продуктивности обучающихся при обучении броскам в кольцо предоставило бы возможность учителям физической культуры сочетать средства и методы на занятиях, которые гарантировали бы обучать броскам в кольцо более квалифицированно.
Овладение знаниями при обучении бросков на занятиях и в секциях по баскетболу, которые предлагались в программах общеобразовательных и общих школ по физической культуре для среднего звена в учебном процессе были диагностированы некоторые ошибки при обучении броскам в кольцо. Мы применяли подготовительные физические упражнения, чтобы повысить эффективность и уменьшить как можно больше ошибок при обучении броскам в кольцо на занятиях не только на занятиях физической культуры [19].
Исходя, из выше изложенного мы выделили объект, предмет, цель нашей работы. А также предложили гипотезу.
Объект - процесс обучения броскам в кольцо у обучающихся 12-13 лет на занятиях по баскетболу.
Предмет - комплекс средств и методов обучения броскам в кольцо обучающихся 12-13 лет на занятиях по баскетболу.
Цель: разработка и оценка эффективности комплекса средств, методов по обучению броску в кольцо учащихся 12-13 лет на занятиях по баскетболу в школе.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы и изучить особенности технической подготовки обучающихся среднего школьного возраста при игре в баскетбол.
2. Разработать комплекс средств и методов, направленных на обучение броскам в кольцо при игре в баскетбол на занятиях физической культурой в школе и оценить его эффективность.
3. Разработать методические рекомендации по улучшению физической подготовленности и совершенствованию броска в кольцо у обучающихся .
Гипотеза: предполагалось, что использование комплекса средств и методов, целенаправленных на развитие обучения, броскам в кольцо у детей школьного возраста на занятиях по баскетболу, будет способствовать лучшему освоению ими основных движений.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы,
наблюдения, тестирования, педагогический эксперимент.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной источников. Материал изложен на 49 страницах, включает таблицы, список использованных источников содержит 49 наименований.
Для того чтобы успешно организовать занятия по физической культуре и спорту, педагог должен хорошо знать основные методы и средства развития различных двигательных способностей и уметь выбирать наиболее оптимальную комбинацию средств, методов и форм для конкретных условий. Для оценки уровня развития двигательных способностей (высокий, средний, низкий) используются соответствующие тесты и контрольные упражнения. Сила является одним из основных физических качеств человека, а ее количественная форма оценки позволяет точно измерить воздействие тел друг на друга в соответствии с законами движения Ньютона. В физиологии понятие силы мышц имеет качественную информативность как количественная мера. Качественные проявления двигательной активности человека, включая силу, быстроту и выносливость, тесно связаны между собой, но часто при выполнении тестов на уровень силы, таких как подтягивания на перекладине или сгибание и разгибание рук в упоре лежа, не учитываются качественные характеристики двигательной активности, связанные с регуляцией мышечной деятельности и вегетативных органов.
При выполнении коротких, быстрых и силовых движений наибольшее значение имеет улучшение регуляции нервно-мышечной системы. При более продолжительной работе кроме совершенствования двигательных функций, важное значение приобретает улучшение координации вегетативных функций организма. Однако, улучшение физиологической регуляции функций организма, таких как максимальная сила, главным образом зависит от нервной системы и формирования условно-рефлекторных связей, обеспечивающих улучшение функций организма при мышечных напряжениях [7]. Развитие мышечной силы связано с морфологическими, биохимическими и физиологическими изменениями, которые возникают в процессе упражнений.
В работе были сделаны следующие выводы:
1. Теоретический анализ литературы показал, что попадание в корзину - самый важный технический элемент в баскетболе, в связи с чем особую актуальность имеет развитие данного элемента на начальном этапе спортивной подготовки.
2. Разработан комплекс средств и методов, который направлен на улучшение физической подготовленности обучающихся, что является базой для совершенствования техники броска.
3. В результате педагогического эксперимента уровень физической подготовленности улучшился, в контрольной группе прирост показателей изменялся в пределах 3,3-9 %, а в экспериментальной 5-33%. По прыжкам, поднимания туловища разница была достоверно значимой (P<0,05).
4. Отмечали увеличение количества попаданий в кольцо, прирост количества попаданий с правой стороны в экспериментальной группе составил 3,8, в контрольной - 3,0 (P<0,05), с левой стороны - 3,6 и 3,0 попаданий соответственно (P>0,05).
5. Разработаны методические рекомендации по улучшению физической подготовленности и совершенствованию броска в кольцо у обучающихся, которые могут применяться в практической деятельности учителя физической культуры.
Броски в баскетбольное кольцо зависят от нескольких показателей, включая управление телом, быстроту и своевременность прыжков, точное и мягкое приземление, прыжки с места или с минимальным разбегом. Нами разработана программа плиометрических упражнений для развития этих характеристик у юных баскетболистов. Представленные упражнения, такие как прыжки назад с возвышения, челночный бег с прикосновением к краю дистанции и бросок набивного мяча в прыжке, помогут развить прыгучесть и способствовать общему физическому развитию юных баскетболистов.
1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б. А. Ашмарин. - Москва : Физкультура и спорт, 2002. - 85 с.
2. Болыненков, В.Г. Подвижные игры с мячом / В.Г. Болыненков, Р.Д. Нарбаев // Физическая культура в школе. - 2015. - № 3.
3. Баскетбол: поурочная учебная программа для школ, Москва : Физкультура и спорт, 2000. - 34 с.
4. Башкин, С.Г. Уроки по баскетболу [Текст] / С. Г. Башкин. - Москва : Физкультура и спорт, 2003. - 83 с.
5. Сухобский А. В., Огородников С. С. Начальная техническая подготовка юных баскетболистов // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 851- 855.
6. Варюшин, В.В. Тренировка юных баскетболистов. - М.: Физическая культура, 2013. - 120 с.
7. Вальтин А.И. Методика совершенствования в технике бросков мяча в игре баскетбол.// Теория и практика физической культуры. -2013. - № 10. - С. 12-17.
8. Гомельский, А.Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений [Текст] / А. Я. Гомельский. - М.: 2016. - 256 с.
9. Губа, В.П., Лексаков А.В. Теория и методика баскетбола. - М.: Человек, 2015. - 568 с.
10. Грошев А.М. Обеспечение надежности бросков мяча в баскетболе. Авторев. Дисс. ... канд. пед. наук. Малаховка, 2015.- 23 с.
11. Гаимен Б. Все о тренировке юного баскетболиста / Пер. с англ. Бабровой Т. А. - М.: АСТ: Астрель, 2013. - XVI, 303 с.
12. Горбуля В.Б., Бессарабов Н.С., Горбуля В.А. Спортивно техническая подготовка по баскетболу студентов.// Педагогика, психология и медикобиологические проблемы физического воспитания и спорта. 2017. № 10. С. 2326.
13. Дворник, Л. С. Физкультура и спорт [Текст]/ Л. С. Дворник., А.А. Хабаров., С. Ф. Евтушенко / Использование отягощений на тренировках, 1999, № 3.- 6-9 с.
14. Железняк, Юрий Дмитриевич. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учебник для студ. вузов по напр. "Педагогическое образование" профиль "Физическая культура" / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. - 6-е изд., перераб. - Москва : Академия, 2013. - 288 с.
15. Жбанков, О. В. Развитие прыгучести у юных баскетболистов [Текст]/ О. В. Жбанков/.- Москва : Физкультура и спорт 1999, № 3.- 12-18 с.
... всего 49 источников