Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование использования картографической наглядности на уроках истории 9
1.1 Проблемы совершенствования школьной картографической подготовки. 9
1.2. Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно -
воспитательных задач на уроках истории 16
Глава 2. Условия эффективного использования картографического материала на уроках истории 33
2.1 Картографические знания как условие успешного усвоения
исторического материала 35
2.2. Исследование уровня картографических знаний, умений и навыков
учащихся 5-7х классах 38
2.3. Организация работы по формированию картографических знаний,
умений и навыков 42
2.4. Анализ результатов исследования 46
Заключение 50
Источники 56
Литература 56
Приложение 1 (Статистика России в рейтинге PISA) 59
Приложение 2 (Разбор заданий из ЕГЭ) 60
Приложение 3 (Данные по итогам первой контрольной работы) 61
Приложение 4 (Данные после проведения работы по развитию картографической грамотности)
Актуальность изучения данной темы обусловлена ролью картографической наглядности в рамках изучения школьного курса истории. По нашему мнению, эта самая роль зачастую упущена из виду и ей не уделяется достаточного внимания. Даже если учитель делает акцент на картах, далеко не каждый ученик усваивает информацию касательно карт в полном объеме, не говоря уже о том, сможет ли ученик применять полученные знания на практике. Или же после прохождения курса истории забывает знания, полученные при изучении карт. А грамотная работа с картой — это функциональная грамотность, способность ученика использовать знания, которые он приобрел не только на уроке, но и за его пределами, в своей повседневной жизни.
Изучением уровня функциональной грамотности учеников занимается международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз такое тестирование в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской.
По данным исследований PISA, Российская федерация занимает 15 место, на ровне с Грецией, Мальтой и Словакией. Количество баллов в рейтинге у России 480, что на 96 баллов меньше, чем у лидирующего Сингапура.
Отсюда можно сделать вывод, что функциональная грамотность в целом у наших школьников не самая высокая.
Множество различных наук занимаются изучением земной поверхности. Но далеко не все из них изучаются в школе. Если рассматривать те предметы, которые преподают в школе то это конечно же предмет география. Между тем, география является наукой межпредметной, что означает знания и материалы из одной науки могут взаимодействовать с другими науками. История и география в нашем случае это две межпредметные науки, которые вследствие могут обмениваться информацией и дополнять друг друга. Одной из самых распространенных форм такого обмена являются карты, основой для создания которых является география.
Данная тема по сравнению с ее значимостью недостаточно хорошо изучена, поэтому новизна исследования выдвигает идею качественного изменения усвоения исторического материала в связи с использованием различных видов картографической наглядности.
Формирование функциональной грамотности обращения с различными картами - одна из главных задач общего среднего образования. Ученик, который умеет грамотно взаимодействовать с картой сможет получить всю необходимую информацию, которая заключена в карте. Кроме того, важный навык работы с картой способствует формированию пространственной картины окружающего мира. Картография может служить инструментом для развития патриотизма (составление карты декоративно-прикладного искусства села). Метод картографии позволяет систематизировать и эффективно использовать этнографический материал на уроках технологии.
Период XVII - XVIII отмечается завершением первого этапа развития и зарождения науки русской картографии, период характеризуется появлением первых географических чертежей, которые были несомненно уникальными и имели свои особенности, но у них был один недостаток, в них отсутствовали метрические параметры, которые так важны в точных науках. Период зарождения русской картографии проходил под флагом Петровских реформ и конечно такое положение дел совсем не устраивало Петра I, который так старался идти в ногу с Европой. Поэтому одним из важных направлений Петровских преобразований было создание картографической школы, которая отвечала бы всем стандартам европейского уровня. И как было свойственно Петру, за реформы европейского образца отвечали тоже европейцы - выходцы из Голландии — Адриан Шхонебек и Питер Пикарт. Первая половина XVIII была хороша для России знаменательными географическими исследованиями и работами в области картографии. На этом этапе произошел большой скачек в изучении внутренних территорий страны. Данный этап, конечно, был особенным благодаря вкладу М.В. Ломоносова. И далее до конца XVIII века развитие русской картографической науки было связано с Академией наук.
В XIX в. разнообразие различных карты увеличилось и появились такие виды карт как: география почв, океанография, зоогеография, экономическая география и др. Данные карты были использованы с целью документирования результатов исследований и соотношения тех или иных процессов с окружающей средой.
Издание Атласа Азиатской России было одним из значимых событий развития российской картографической науки. Издан он был в 1914 году, а его разработкой занималось Переселенческое управление, связано это было с переселением крестьян в Сибирь, из-за попыток ослабить аграрный кризис. Появление данного атласа было большим шагом в развитии комплексных атласов. Благодаря атласу Азиатской России более развитие получили природные и экономические характеристики, а также направление научных разработок. Так же расширялись ведомства, появление Министерства путей сообщения внутри отдела статистики и картографии.
Для топографических карт с 1923 года появляются и устанавливаются единые метрические масштабы и появляется своя номенклатура. Данная система была разработана специально для унификации всех координат и различных условных знаков для всех типов топографических карт.
В основе современной школьной картографии заложены разработки Н. В. Андреева, М. В. Студеникова, Г. Ю. Грюнберга и Н. В. Малахова, которые были опубликованы во второй половине XX века. Они так же внесли неоценимый вклад не только в развитие науки картографии, но и самое главное интегрирования накопленных знаний в программу обучения школьников. Но с тех пор прошло уже достаточно много времени, работы этих ученных были выпущены в 60 - 70 годах двадцатого века, поэтому существует необходимость перестраивания системы картографических знаний и умений. Поскольку на данный момент система образования стала больше ориентирована на развитие личностных качеств и применения их на практике.
Серьезные изменения в подходе к результату образования, произошедшие с тех пор в системе общего среднего образования, его личностно - ориентированная и практическая направленность, предопределили необходимость переориентации системы картографических знаний и умений.
Присутствующая сегодня в школе система картографических знаний и умений, кроме того, отражает во многом устаревшие представления о картографической науке. В современном информационном обществе приоритетное развитие получили науки, так или иначе связанные с хранением, систематизацией, передачей и отображением информации. Такая тенденция прежде всего связанна с тем, что сейчас развитие науки происходит в век информационных технологий. Важное место в числе таких наук занимает картография, поскольку встречается с ней каждый человек ежедневно. Испытывая острый интерес общества к увеличению средств передачи информации, улучшению их качественных характеристик и методов использования, современная картография претерпела значительные изменения. Эти изменения еще не нашли своего отражения в школьном историческом образовании, по тем или иным причинам
«Не помещённое во времени и пространстве историческое событие представляется нам пустой абстракцией, лишённой реального содержания, не отражающей исторической действительности» - так оценивает роль карты на уроках истории А. И. Стражев. Представить урок истории без карты трудно. Она локализует или соотносит факты и события с определённым местом, содействуя правильному пониманию исторического процесса и его закономерностей. Особую актуальность работа с картой на уроках истории приобретает в свете включения специальных заданий по работе с ней в материалы ЕГЭ по предмету.
Таким образом, в современном общем среднем историческом образовании существуют определенные противоречия - между современными целями общего среднего исторического образования, основными идеями его модернизации и содержанием картографической подготовки учащихся, а также между современным уровнем развития картографической науки и консерватизмом школьных программ и средств обучения истории. Требования времени и формирования функциональной грамотности
Выделенное противоречие затрагивает цели, структуру и содержание картографической подготовки школьников.
В следствии этого, проблема данного исследования заключается в определении целей, структуры и содержания картографической подготовки учащихся в общеобразовательных учреждениях.
Цель исследования: выявить и предложить к использованию приемы и методы формирования картографических компетенций на уроках истории 5-7х классах.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
Рассмотреть проблемы совершенствования школьной картографической подготовки;
Показать значение формирования картографических компетенций, подчеркнуть, что метод наглядного обучения является наиболее эффективным в преподавании истории в 5 - 7х классах;
изучить методические приемы организация работы учащихся с картографической наглядностью на уроке истории с целью выявления наиболее эффективных;
разработать и продемонстрировать приемы и методы работы с картографической наглядностью, направленные на формирования функциональной грамотности
Объектом исследования является уроки истории 5-7 классов.
Предмет исследования: приемы и методы формирования картографических компетенций в 5-7 классах.
Источники для проведения исследования: ФГОС по истории для 5 - 7 класса. Историко-культурный стандарт, учебно-методический комплекс по истории
Подводя итог, можно сказать, что, формирование функциональной грамотности и формирование картографической грамотности — это важная составляющая курса истории, который преподается в общеобразовательных учреждениях. Важно выстроить образовательным процесс таким образом, чтобы работа с картой представляла собой некий скелет, который косточка за косточкой будет формироваться вплоть до окончания обучения. Выдающийся географ Н.Н. Баранский говорил, что одна карта может заменить много страниц текста. В организации работы с картой Баранский твердо придерживался правила: сначала ученик должен «проработать» карту, то есть знать ее «каркас», «скелет», а потом уже работать по ней, то есть устанавливать связи, закономерности и вести прочую мыслительную деятельность. Недостаток картографической грамотности в школе пагубно сказывается на нашем хозяйстве, на отношении к природе, на международной политике. Функциональная грамотность представляет собой выработанную в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения. В свою очередь картографическую грамотность составляет умение ученика найти и верно определить какое географическое пространство изображено; правильно определить к какому времени относится карта; правильно прочитать легенду карты и обозначения которые нанесены на карту; соотносить размеры территорий и государств изображенных на карте; уметь сделать выводы по социально - экономическому положению государства которое изображено на карте; соотносить данные нескольких карт и получение максимального количества информации по картам; и в конце концов умение собрать всю полученную информацию в единое целое и сделать правильные выводы.
Определение цели, структуры и содержания картографической подготовки в школе зависит в целом от тенденции развития всей системы образования.
В первой половине ХХ века картографическая подготовка была призвана обеспечить освоение умений работать с картами как источниками исторической информации. Во второй половине ХХ века разработанная система картографических знаний и умений должна была обеспечить углубление научности школьной истории, а в методике обучения истории была усилена роль карты как объекта изучения.
Если раньше, школьная история была заточена на то, чтобы учащиеся в большей степени занимались изучением одной исторической номенклатуры, то сейчас направление меняется. Важно не просто освоить школьную программу в полной мере, но и развить умение применять полученные знания на практике не зависимо от того, какой это предмет. Сейчас проходя тот или иной материал на уроке, часто ученики задаются вопросом: «Как я буду применять это в жизни? Чем мне это поможет?» Конечно, это не отменяет того, что ученикам нужно вместе со знаниями, которые пригодятся им в жизни, узнавать что-то новое и для общего развития. Школьная система образования на данный момент не может похвастаться тем, что ученики после окончания школы имеют полный набор функциональной грамотности по всем предметам. Необходимо не только увеличить наличие этого компонента в предметах, которые уже изучаются в школьной программе, но и добавить новые предметы, которые действительно пригодятся ученикам в их будущей жизни. Логика, риторика, половое просвещение, это только начало списка. Школа сейчас нуждается в расширении изучаемых предметов. Некоторые из которых могут быть обязательными, а некоторые предметами по выбору. Это избавит учеников от «перегрузки», на которую они так часто жалуются.
Резюмируя способы работы с картой на уроке, немецкий методист В.Фатке выделяет два важнейших способа — аналитический и синтетический. Аналитический (он еще называет его дедуктивным) отталкивается от целостности карты, способ заключается в анализе и разборе готовой заполненной исторической карты. В этом случае дети имеют возможность рассмотреть различные элементы карты в совокупности и в смысловой взаимосвязи.
Синтетический (или индуктивный) путь знакомства с картой, по его мнению, в какой-то степени воспроизводит процесс создания исторической карты. Школьники получают чистую контурную карту или пленку, затем на нее накладывается «географический фон», далее наносятся границы, далее ее превращают в тематическую карту, наносятся необходимые объекты, а затем уже надписи к ним. Таким путем дети расчленяют картографические слои и убеждаются в разноплановости картографической информации. Вот почему на уроке учителю истории необходимо использовать разные карты и разные приемы работы с ними.
Возвращаясь к результатам исследований PISA, стоит взглянуть на то, как устроено обучение в школах тех стран, которые занимают высшие строчки рейтинга функциональной грамотности. Подробно рассмотреть процесс обучения и выяснить за счет чего эти страны преуспевают. После такой выборки будет необходимо систематизировать полученные данные и самое важное адаптировать их под устройство российского образования. Заимствование всегда были хорошим методом работы, тем более, когда дело касается обучения.
Так же Москва в плане функциональной грамотности выделяться от остальной части России значительно сильно, необходимо так же провести работу, целью которой будет выравнивание этого разрыва. Москва является культурным и бизнес центром поэтому требования там выше. Ситуация с уровнем образованием в регионах значительно хуже, чем столице. Заработная плата учителя Москвы и московской области будет так же значительно отличаться с зарплатой учителя условного города Абакана, а соответственно мотивации к работе будет меньше. Конкуренция в столице будет гораздо выше, чем в отдаленном селе, а чем выше конкуренция, тем выше будет качество образовательного процесса, что с одной что с другой сторон.
Необходимо провести комплекс мер по повышению качества обучения. Для повышения качества педагогического состава следует, конечно, проводить повышение квалификации, поддерживать руководителей школы и поощрять их активность. Создание системы взаимодействия между школами всей страны как в методическом плане, так и в плане поддержки школ с низкими результатами обучения. К примеру, можно организовать семинары и лекции от учителей, которые имеют большой опыт и добились чего-то на уровне России и мира. Создание открытой педагогической системы поможет создать качественную площадку для внедрения в практику новых подходов (задания типа PISA, TIMSS, PIRLS).
Современная школьная картография не в полной мере удовлетворяет современным целям среднего исторического образования и еще меньше - перспективным идеям модернизации системы школьного образования. Требования школы XXI века к картографической грамотности выпускников подразумевают, прежде всего, наличие практических картографических умений, необходимых в повседневной жизни. Как и всё в жизни человечества, школьная картография требует обновления и переосмысления для того, чтобы соответствовать современным реалиям. Нужно взять все самое полезное из того, что уже сделано в рамках изучения школьной картографии и привнести туда современную информацию и подать ее в современном виде, используя все блага и возможности современного мира. Поощрять педагогов, которые проявляют инициативу в использовании современных технологий на своих уроках и стараются расширить изучаемую тему, предлагая ученикам рассматривать спорные вопросы в условиях повседневной реальности.
Возможно, стоит пересмотреть структуру и оформление заданий единого государственного экзамена, которые включают в себя работу с картами. Произвести переход на цветное оформление. При подготовке к урокам истории учителям необходимо всегда учитывать возрастные особенности учащихся, особое внимание обратить на учеников 5-7х классов.
Значимыми в практической деятельности учителя истории современной школы, являются вопросы педагогической современности образовательного процесса по истории. Основная цель педагогических технологий - организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (т.е. методов обучения), которая направлена на обеспечение планируемых результатов, в том числе и эмоционально-ценностных отношений. Позитивные ценности усваиваются на основе положительных эмоций. Они включаются в эмоционально-ценностную сферу личности и становятся стержнем культуры человека.
Важной теоретической основой в вопросе средств формирования эмоционально-ценностных отношений обучающихся стали такие средства обучения на уроках истории, как наглядность. Учителю необходимо понимать, что наглядность определяется не как свойство реальных объектов, предметов или явлений, а как особенность их психических образов. Поэтому наглядность показывает степень простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения. Кроме того, наглядный образ не возникает сам по себе, он образуется в результате активной работы, направленной на его создании.
Использование картографической наглядности на уроках истории остается актуальной проблемой в наши дни, потому что формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения истории в общеобразовательных учреждениях. А также способствует разнообразию деятельности ребенка на уроках в связи с внедрением ФГОС второго поколения. Работа с картографической наглядностью позволяет реализовать такие функции как воспитательная, иллюстративная и информационная. При работе с картой у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания, кроме того, формируется интерес к истории, позволяет детям прочувствовать дух эпохи, что является неотъемлемой частью формирования исторического мировоззрения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно поможет студентам в изучении данного вопроса, привлекая использованный мною материал. Кроме того, работа может быть полезна педагогам - практикам, так как содержит конкретный материал по применению картографической наглядности на уроках истории.
1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования (5 -9 кл.)
2. PISA-2012 Краткий отчет по результатам исследования.
3. PISA-2015 Краткий отчет по результатам исследования.
4. PISA-2018 Краткий отчет по результатам исследования.
Литература
1. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод. основы). - М.: Просвещение, 1982.
2. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности - М., Знание, 1981.
3. Белова Л.К. Современные методы в современном преподавании. // Преподавание истории в школе. -2003, №9.
4. Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя. - М.: издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001.
5. Вагин А.А. Методика обучения истории. - М., 1972.
6. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Педагогика, 1998.
7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.Методика преподавания истории в школе. М.: ВЛАДОС, 2001.
8. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.М. Историческое образование в современной России. — М.: Просвещение, 1997.
9. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. — М.: Педагогика, 1971.
10. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. — М.: Педагогика, 2000.
11. Запорожец Н. И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (5 - 8 кл.). - М.: Просвещение, 1992.
12. Иванова А.Ф. Нетрадиционные формы работы на уроках. // Преподавание истории в школе. - 1989, №6.
13. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. - М.: ВЛАДОС, 2000.
14. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. — М.: Владос, 1999.
15. Кучерук И.В. Учебные игры на уроках истории. // Преподавание истории в школе. - 1989, №4.
16. Лейбенгруб П. С. О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования. // Преподавание истории в школе, 1993, № 4.
17. Малахов Н.В. Межпредметные связи в формировании картографических знаний учащихся. — М.: Просвещение, 1982.
18. Методика обучения истории в средней школе. Ч. II / Под ред. Н.Г. Дайри. - М.: Просвещение, 1998.
19. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. // С. А. Ежова, А. В. Дружкова и др. - М: Просвещение, 1986.
20. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: «Знание», 1979.
21. Никифоров Д.Н., Скляренко С.Ф. Наглядность в преподава-нии истории и обществоведения. — М.: Просвещение, 1998.
22. Озерский И. З. Начинающему учителю истории: Из опыта работы. - М., Просвещение, 1989.
23. Работа с картой на уроках истории /Сост. Г.И.Самсонова. — Якутск, 1981.
24. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. - М.: ВЛАДОС, 2002. - Ч. 1.
25. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. - М.: ВЛАДОС, 2002. - Ч. 2.
26. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000.
27. Темушев В.Н. Исторические карты. Проблемы их создания и применения на уроках истории: практическое пособие. - Минск: 2007.
28. М.В. Пономарев, С.В. Колпаков. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. - М.: Экзамен, 2016. - 64 с.
29. М.Н. Чернова. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой. В 2 частях. Часть 2. - М.: Экзамен, 2018. - 80 с.
30. А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев, О.В. Сдвижков. Картографический практикум по истории России XIX - начало XX века. Картографический практикум (+ CD). - М.: Русское слово, 2017. - 96 с.