ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Мышление в педагогике и психологии 7
1.2 Возрастные особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития 13
1.3 Современное состояние изучения проблемы мышления детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 20
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 26
2.1. Организация, методы и методики исследования 26
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
Выводы по второй главе 40
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 41
3.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 41
3.2. Содержание программы психологической коррекции мышления у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 48
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 59
Выводы по третьей главе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность проблемы изучения мышления у детей старшего дошкольного возраста можно объяснить совершенствованием среды, окружающей ребенка. Школа в настоящее время предъявляет к ребенку большое количество правил. С первых же дней учебы школьник обязан серьезно к ней относиться, подчиняться требованиям школьной жизни, должен владеть развитыми волевыми качествами, без которых он не сможет регулировать свое поведение, подчинять его решению учебных задач, спокойно вести себя на уроке. Произвольным должно быть не только поведение, но и умственная деятельность ребенка - его внимание, память, мышление.
Вопрос развития мышления старших дошкольников является объектом научного изучения психологов и педагогов на протяжении достаточно долгого времени.
Современная концепция общего образования в основу ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. До недавнего периода большая часть внимания психологов была обращена в основном на школьный возраст, но в последнее время положение дел несколько изменилось.
Процесс мышления позволяет человеку выделять значимые свойства предметов, узнавая его. Мышление позволяет человеку осознать свой опыт, определить причинно-следственные связи между явлениями и событиями.
В основе физиологии мышления человека, как установили ученые, лежит сложная деятельность, которая производится первой и второй сигнальными системами. Так как мышление непосредственно связано с речью человека, то можно утверждать, что большое значение в мыслительной деятельности человека имеет вторая сигнальная система.
Следует выделить, что педагоги и дефектологи ранее и сейчас уделяют значительное внимание изучению особенностей дошкольников с задержкой психического развития: нарушениям их психических функций, а также изучению специфики их взаимодействия друг с другом и особенностей их игровой деятельности (Белопольская Н. Л., Власова Т. А., Демьянов Ю. Г., Егорова Т. В., Жаренкова Г. И., Забрамная С. Д., Лебединская К. С., Лебединский В. В., Любовский В. И., Марковская И. Ф., Певзнер М. С., Переслени Л. И., Слепович Е. С., Стребелева Е. А., Шевченко С. Г. и другие).
Объект исследования: особенности мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: коррекция мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что многие дети дошкольного возраста с задержкой психического развития имеют особенности мышления, которые можно скорректировать с помощью специально разработанной коррекционной программы.
Цель исследования: Изучить особенности мыслительной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, разработать программу психологической коррекции и провести психокоррекционную работу, направленную на улучшение показателей ребенка.
Задачи:
1. определить современное состояние вопроса исследования на основе анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы
2. выявить особенности мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. разработать и апробировать программу психологической коррекции мышления старших дошкольников с задержкой психического развития. Проверить ее эффективность.
Методология исследования определялась в соответствии с целями, гипотезами и задачами. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого -педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - наблюдение, беседа, опрос, метод изучения продуктов деятельности, констатирующий эксперимент, методы обработки и интерпретации результатов исследования.
Психологическое исследование включает психодиагностические методики, такие как:
• «Последовательность событий»
• Методика «Что здесь лишнее?»
• «Прогрессивные матрицы Равена».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что по его результатам можно судить о расширении и углублении научных представлений об особенностях мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Новизна психо-коррекционной работы состоит в отведении на каждый компонент мышления отельного занятия.
Практическая значимость исследования. Материал данной работы, раскрывающий особенности мыслительной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, может быть использован психологами, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией дошкольников. Материал также может быть использован родителями для домашних занятий.
Организация исследования. В исследование были включены 26 детей 5-7 лет с задержкой психического развития.
Этапы исследования.
Первый этап - анализ литературы по проблеме изучения мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, изучение современного состояния проблемы.
Второй этап - подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по выявлению уровня развития мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития .
Третий этап - теоретическое обоснование, разработка и внедрение программы психологической коррекции мышления старших дошкольников с задержкой психического развития.
Четвертый этап - сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации программы психологической коррекции мышления старших дошкольников с задержкой психического развития.
Пятый этап - формулирование выводов, оформление текста выпускной квалификационной работы.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, (в количестве 100 источников), приложений (3), включает диаграммы (в количестве 1 штук), гистограммы (в количестве 3 штук).
Главным условием формирования детского мышления является целенаправленное обучение и воспитание. В процессе обучения ребенок осваивает речь и предметные действия, учится самостоятельно решать задачи, учится понимать, о чем его просят взрослые, и старается соответствовать этим требованиям.
Задержка психического развития - нарушение в формировании и развитии психических функций ребенка, которое проявляется в замедленном созревании психического развития.
Познавательная деятельность у детей с ЗПР характеризуется низкой степенью активности и медленной переработкой информации. Такие дети могут воспользоваться помощью, оказанной в ходе работы. Это доказывает, что они имеют все возможности для последующего развития.
В отличие от олигофрении, при которой отмечается стойкое общее недоразвитие психики, у детей с ЗПР недоразвитие ВПФ имеет эфемерный характер.
Используя методики, которые были представлены в работе, для определения уровня мышления можно своевременно выявить задержку психического развития, выстроить индивидуальный коррекционный маршрут, оказать детям своевременную педагогическую помощь и компенсировать задержку.
В практической части исследования было организовано и проведено экспериментальное исследование с целью изучения уровня развития мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. В исследовании приняли участие 26 детей. Возраст испытуемых составил 5-7 лет, по результатам диагностики 48% детей имели низкий уровень развития мышления, 35% - средний и 17% высокий. Дети склонны к невнимательности, у них слабая концентрация внимания на занятии, т.е. произвольность слабо развита. Участники слабо проявляют интерес к новым заданиям, так как не хотят делать то, что требует концентрации внимания.
В ходе эксперимента использовались следующие диагностические методики: Методика «Что здесь лишнее?» Р.С. Немова, Методика «Прогрессивные матрицы Равена». "Последовательные картинки" (Бернштейн А.Н.).
Для того чтобы повысить уровень развития мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, мы разработали программу психологической коррекции уровня развития мышления.
Данная программа позволяет использовать игры и упражнения, направленные на развитие у детей компонентов. Лучшим способом коррекции готовности у детей старшего дошкольного возраста являются игры и специально разработанные упражнения, развивающие мышление, его компоненты и виды.
В результате контрольного эксперимента было выяснено, что количество детей, которые смогли повысить свой уровень развития мышления, увеличилось. Уровень развития мышления в группе А повысился, высокий уровень увеличился на 33%, средний на 16%, в то время как низкий уровень развития мышления сократился на 39%. Также, больше половины детей из группы начали лучше устанавливать причинно-следственные связи, дольше удерживать свое внимание на задании. В большинстве случаев участники эксперимента правильно выбирали лишний предмет, показываемый им на стимульных изображениях.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная нами программа психологической коррекции мышления старших дошкольников с ЗПР оказалась эффективной.
Таким образом, можно утверждать, что цель исследования достигнута, поставленные задачи в данной работе решены, а гипотеза подтверждена.
1. Абасова Р. В. и др. Влияние дидактических игр на развитие логического мышления старших дошкольников //Вестник научных конференций. - ООО Консалтинговая компания Юком, 2019. - №. 7-1. - С. 7-8.
2. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
3. Алферьева-Термсикос В. Б. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста //Тенденции развития науки и образования. - 2022. - №. 87-5. - С. 11-13.
4. Ананьева Е. В. Модель социального взаимодействия старших дошкольников, имеющих задержанное развитие, с нормативно развивающимися сверстниками // Специальное образование. 2019. №4.
5. Ахмедов О. С. Дидактическая игра и ее роль в развитии познавательного интереса учащихся //Science and Education. - 2021. - Т. 2. - №. 11. - С. 539-549.
6. Ахмедов О. С., Куронбоев У. Г. У., Норбоев Ж. Б. Психолого-педагогическое обоснование понятия «познавательный интерес» //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 1. - С. 784-789.
7. Батукова Ю. О. Формирование у старших дошкольников с задержкой психического развития конструктивной деятельности // Концепт. 2019. №5.
8. Белошистая А. В. Специальная система конструктивных заданий на математическом содержании как средство развития логического мышления у дошкольников //Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2018.
- №. 2. - С. 4-12.
9. Белошистая А. Развитие логического мышления у дошкольников на вербальном материале //Дошкольное воспитание. - 2019. - №. 5. - С. 25.
10. Белошистая А. Развитие логического мышления у дошкольников. - Litres, 2020.
11. Бережнова О. В. и др. Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста //Сборник материалов II Всероссийской научнопрактической конференции, приуроченной к Десятилетию детства в России. Под ред. Смагиной МВ. - 2019. - С. 356-360.
12. Березовская И.Н., Блощук Л.П., Тарханова В.С. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки. 2021. №10 (43).
13. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
14. Благонравова А. В. Воображение и творческое мышление. Обучающие тесты для детей 5-6 лет / А. В. Благонравова. - Москва : М. Академия развития, 2019. - 32 с.
15. Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. Сурдопсихология. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 236 с.
16. Бочарова Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова.
— 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 218 с.
17. Бочкина Е. В. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА // Эпоха науки. 2022. №32.
18. Бых Е. В. Трудовое воспитание дошкольников //Проблемы педагогики.
- 2019. - №. 6 (45). - С. 68-70.
19. Венгер, Л. А. Развитие мышления дошкольника / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. // Дошкольное воспитание. - 1974. - № 7. - С. 30-37.
20. Венгер А.Л. Психологические особенности шестилетних детей. - М., 1985. - 147 с.
21. Власова, Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей / Т. А. Власова, К. С. Лебединская. // Дефектология. - 1975. - №6. - С. 6-17
22. Волошина Л. Н., Панасенко К. Е. ГОТОВНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ОСВОЕНИЮ ИГР С МЯЧОМ // ПНиО. 2022. №6 .
23. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
24. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. - М., 1983.
25. Вьюнова Н. И., Величко Ю. В. Динамика развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста: общее и особенное // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2017. №4.
26. Вьюнова Н.И., Величко Ю.В. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учеб. пособие. Самара, 2019.
27. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии / П. Я. Гальперин. - 2-е изд., перер. и доп. - М.: КДУ, 2005. - 400 с.
28. Галышева Е. В. Формирование наглядного мышления дошкольников в процессе игровых занятий с использованием пазлов [Текст] / Е. В. Галышева. - Москва : Детская литература, 2020. - 128 с.
29. Гетман Е. В. Развитие трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на занятиях лепкой : дис. - 2019.
30. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
31. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2019. - 352 c.
32. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 426 с. Григорян Э. Г. Психолого-педагогические особенности внимания детей дошкольного возраста. — М.: Сфера, 2020. — 112 с.
33. Давыдова О. Ю., Плужникова Е. В. РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Достижения науки и образования. 2021. №7 (79).
34. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019. 386 с.
35. Дубровская Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. — М.: Юрайт, 2020. — 180 с.
36. Додзина О.Б. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА МИРА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // КПЖ. 2022. №1 (150).
37. Евдокимова Е. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольников. - Litres, 2023.
38. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2019. - 224 c.
39. Ермаков, В. А. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ермаков В. А.; Евразийский открытый ин-т. - Москва: ЕАОИ, 2011.
40. Замиралова О.В., Зиблая К.С. Особенности сенсорно-перцептивных функций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Auditorium. 2019. №2.
41. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 178 с.
42. Зейгарник Б.В. Патология мышления. - М., 1962.
43. Земцовская Е. Л. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров. - СПб.: Питер, 2019. - 512 с.
44. Иванов М.В., Фунтикова Е.В. НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕЗИДУАЛЬНО-ОРГАНИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА // СГН. 2019. №1 (3).
45. Иерусалимова М. В. и др. Влияние физической культуры на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста //OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2019. - №. 1. - С. 5-8.
46. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 1. — М.: Юрайт, 2020. — 223 с.
47. Илларионова Н.А. Проблема мышления в зарубежных и отечественных теориях // Наука и современность. 2016. №46.
48. Инсафова Ю. П., Аксенова М. В. Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста средствами занимательного математического материала //Наука и молодежь-2019: взгляд в будущее. - 2019. - С. 371-375.
49. Карпович В. В. Эффективность математических игр в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста //Научные исследования и разработки студентов. - 2019. - С. 57-59.
50. Карпушкина Н. В., Орлова Т. А. Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-4.
51. Кисова В. В. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. №2-2.
52. Кисова В. В. Теоретические и экспериментальные исследования саморегуляции в учебно-познавательной деятельности у детей с нормальным и задержанным темпом развития // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. №2-1.
53. Кисова В. В., Фролова Е. Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // АНИ: педагогика и психология. 2020. №2 (31).
54. Кириллова А.С., Ремезова Л. А. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // E-Scio. 2020. №11 (50).
55. Кириллова А. С. К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Поволжский педагогический вестник. 2022. №3 (36).
56. Коконцева Е.В. Взаимосвязь развития наглядно-образного мышления, способности к символическому опосредствованию и диалектического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. №2.
57. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. — М.: Юрайт, 2020. — 97 с.
58. Коржова Е. Ю. Психология личности. Учебное пособие. Стандарт
третьего поколения. — СПб.: Питер. 2020. 544 с.
59. Коротовских Т. В., Григорьева Е. М., Купцова Ю. Н. Экспериментальное изучение особенностей развития мыслительных операций у дошкольников с задержкой психического развития // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №3.
60. Кохановская И. А. Особенности музыкального восприятия детей дошкольного возраста //Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2020. - №. 8 (48). - С. 129-133.
61. Крысько В. Г. Основы общей педагогики и психологии. Учебник для СПО. М.: Юрайт, 2019. 472 с.
62. Кудрявцев В. А., Болотнова А. Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ- ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ КАЧЕСТВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №79 -2.
63. Левжинская Н. Н., Земская И. А. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР // Проблемы педагогики. 2020. №6 (51).
64. Леонтьев А.Н. Мышление // Философская энциклопедия. - М., 1964. -Т. 3.
65. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. Учебник и практикум для вузов / ред. Микляева Н. В. М.: Юрайт, 2020. 522 с.
66. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
67. Лукашевич В. В, Пронина Е.Н. Психология и педагогика. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 296 с.
68. Лукина, А.К. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.К. Лукина. - М.: Инфра-М, 2019. - 240 с.
69. Лурия, А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка / А. Р. Лурия. - М., 1928. - 150 с.
70. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2012.
71. Макарова Л. Н., Смолярчук И. В., Исаева С. Н. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Вестник ТГУ. 2021. №191.
72. Макарцова М.А. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ ВКЛЮЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕЙРОИГР // Вестник науки. 2024. №3 (72).
73. Маринович М. А., Трофимова О. С., Мазуренко Е. А. Влияние занятий игровой направленности на психофизические способности старших дошкольников //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2021. - №. 7 (197). - С. 207-210.
74. Малеева З.П. Развитие наглядно-образного мышления у
дошкольников. // Воспитание и обучение детей дошкольного возраста. - 2009. - №1. - С. 165-168.
75. Могутова А. В. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых занятий //ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ. - 2019. - Т. 3. - С. 19.
76. Медведева Е. А., Данилова Ю. Н. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66-2.
77. Молчанова Е. Н., Геркушенко С. В. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ //" Ребёнок и общество". - 2021. - №. 2.
78. Мурованая Н. Н., Курбангалиева Ю. Ю., Делинда А. С. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ // Universum: психология и образование. 2023. №9 (111).
79. Немов Р.С. Общая психология: учебник для студентов вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
80. Ольхина Е. А., Воронкова К. В. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА КАК КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №7 2-3.
81. Петрова А. Г., Алексеева Е. В. Особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности //Социальная сфера: теоретические и прикладные аспекты исследования. - 2019. - С. 104-109.
82. Поддьяков, А. Н. Мышление и решение задач: энциклопедия для детей. Т. 18. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия / А. Н. Поддьяков. - Москва : Аванта, 2023. - 152 с.
83. Попова О.В. ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНО - ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Вестник магистратуры. 2022. №4-4 (127).
84. Рахманова Е.В. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Вестник науки. 2023. №6 (63).
85. Рогалева О. О. Общая психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития дошкольного возраста // Проблемы педагогики. 2016. №8 (19).
86. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1958.
87. Симонович, Е. В. Комплексное формирование наглядного мышления дошкольников [Текст] / Е. В. Симонович. - Москва : Академия, 2019. - 224 с.
88. Скавычева Е. Н., Сегова Т. Д. РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-3.
89. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Психология и педагогика игры. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 224 с.
90. Сырова С. И. Педагогические игры в развитии логического мышления старших дошкольников //Образование и наука в современных реалиях. - 2023. - С. 69-70.
91. Трофименко Ю. В. РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ЦЕЛЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ //НАУКА И ИННОВАЦИИ-СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ. - 2020. - С. 24-29.
92. Тугулева Г. В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-2.
93. Улиткина Л. А. РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР //Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. - 2021. - С. VO- 74.
94. Федотова М. Н. Развитие логических приёмов мышления у детей старшего дошкольного возраста //НАУКА СЕГОДНЯ: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ. - 2019. - С. 158-159.
95. Черная А.П. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Форум молодых ученых. 2019. №3 (31).